Как улучшить память? Одна теория памяти

Доброго времени суток уважаемый читатель! В своих статьях я уже не раз писал о памяти. О её устройстве, о видах памяти и о некоторых приемах её улучшения. В этой статье я расскажу о долгосрочной памяти и об очевидном способе её улучшения. Очевидность этого способа можно понять, прочитав статью от начала до конца, так что не рекомендую «скакать» по абзацам, и прочесть статью последовательно.

Молекулярная теория памяти.

В девятисотых годах нэ., психологи, занимающиеся исследованиями памяти пришли к выводу, что формирование памяти – это физиологический процесс имеющий молекулярно-клеточный характер (раньше они думали, что память это св-во души ). К таким выводам их привел факт наличия долгосрочной памяти. И ведь на самом деле… Мы можем хранить воспоминания десятилетиями. Мы помним, какими мы были в детстве, помним события тех лет и людей в них участвовавших.

Как все происходит…

В 1900 году, два немецких психолога разработали теорию формирования долгосрочной памяти. Условно все происходит следующим образом: информация через сенсорный аппарат попадает в структуру, называемую гипокампом. Там информация храниться не продолжительное время за счет циркуляции информации по замкнутым нейронным цепям гипокампа (кратковременная память). Далее, если информация сочтена значимой, наступает фаза «консолидации» (переход из краткосрочной в долгосрочную память). Схематично описывается так так: Лабильная фаза (фаза краткосрочной памяти) – фаза консолидации (фаза перехода) – стабильная фаза (фаза сохранения информации молекулами) т.е долгосрочная память.

В пятидесятых годах, шведский биолог Хоггард Хидан предположил, что долгосрочное хранение информации , как-то связанно с работой генного аппарата. Т.к. длительное хранение информации могут обеспечить только сложные белковые молекулы. На этом молекулярная теория памяти «встала колом». Видимо появились дела по важнее

В 1986 году, русский нейрофизиолог К. Анохин в составе научной группы русских же ученых предположил, что… Возможно ГЕН участвующий в развитии нервной системы в эмбриональный период (период формирования ЦНС), также продолжает участвовать при развитии мозга взрослых особей в моменты приобретения и сохранения нового опыта (памяти). Ну предположения предположениями, а подтверждать их как-то над. Ученые улыбаются, мыши крестятся...

Опыты над мышами…

Для того, чтобы подтвердить теорию, мышь нужно обучить, т. е. сформировать у неё новый опыт. И в этом фантазии ученых нет предела (в формировании нового опыта конечно же ).

Для формирования нового опыта необходимо: мышь (желательно белая) - 1 шт. Клетка с полочкой подсоединенная к электричеству - 1 шт. Лампочка электрическая или звонок – 1 шт. Ученый шт. 3-4 для компании чтобы веселее было.

Перед началом формирования опыта у мыши замеряется уровень искомого гена в мозге. После этого мышь помещается в клетку. Далее необходимо подать сигнал (звуковой или световой) для формирования условного рефлекса и поджаривать мышь на слабом электрическом токе пока до неё не дойдет запрыгнуть на полку. Ох и шутники эти ученые! Далее у мыши замерялся уровень искомого гена и БИНГО! Буквально в течении нескольких минут в мозгу мыши экспрессировалось огромное количество того самого гена.

После того, как новый жизненный опыт был сформирован, опыты над мышью не прекратились… Эта процедура повторялась несколько раз до тех пор, пока мышь полностью не обучилась. После этого, еще раз замерялось количества гена и оказалось, что его уровень упал до первоначального. Вывод таков - экспрессия (выделение) гена участвующего в развитии мозга и формирования памяти происходит только при наличии субъективной новизны. В отсутствии новизны – ген молчит.

Далее требовалось доказать, что ученые не ошиблись , и что именно этот ген участвует в консолидации (переходе из кратковременной в долговременную) памяти. Делалось это при помощи олигонуклеотидов.

Олигонуклеотид – это специально синтезированные кусочки ДНК, которые комплиментарны (подходят к) РНК «нашего гена» и, разрушают его не давая, гену сформироваться. Этот олигонуклеотид вводился в мозг не обученной мыши, после чего происходила процедура формирования опыта. Выяснилось, что мышь отлично обучалась, но по прошествии тридцати минут забывала все напрочь и продолжала жариться на электричестве. Т.е. при блокировании образования нашего гена, память не консолидировалась в долговременную. Таким образом, причастность гена была доказана.

В целом, любое активное вмешательство в фазу консолидации нарушает формирование долгосрочной памяти. Например: предъявление человеку какой-либо задачи на запоминание и тут же предъявление другой, нарушает запоминание первой. Это явление ученые назвали «Ретроактивной интерференцией». Но если предъявление второй задачи отодвинуть на 20-30 минут, то фаза консолидации проходит нормально и человек запоминает обе задачи. И для нас это имеет огромное практическое значение.

Небольшие разряды электрического тока сразу после запоминания также нарушают формирование памяти. А уж большие и подавно! Я вот вообще не помню, как раскручивал вентилятор, перед тем как меня «шибануло» током

Как улучшить память?

Первое и самое важное – это как можно чаще обогащать себя новым опытом, приводящим к формированию памяти. Всегда занимайтесь чем-то новым. Новые ощущения, новые задачи, новые знакомства, места и ситуации. Разнообразьте свою повседневную жизнь. Это обеспечит вам постоянный высокий уровень «нашего гена» в мозге. Эта статья была о памяти, но этот ген запускает сотни других сложных химических реакций в мозге, которые ведут к его развитию, росту и формированию нейронных связей. Новизна – это основа основ в развитии вашего мозга.

Второе – при изучении, какого либо материала, не пытайтесь «проглотить» его целиком. Изучайте материал небольшими частями с перерывами в 15-20 минут. Это не нарушит фазы консолидации и позволит памяти сформироваться.

Третье – не вводите себе в мозг олигонуклеотиды и другие химические вещества со странными названиями.

Четвертое – не суйте заколки в розетки

Пятое – Ну про это уже по моему и говорить не стоит… Нормальное функционирование мозга обеспечивается нормальным его тонусом и химическим составом, а это в свою очередь обеспечивается нормальным сном (7-8 часов) и нормальным питанием, а так же отсутствием посторонних химических соединений. По этому не пейте пива, не курите сигарет… вообще ничего такого не пейте и не курите и будет вам счастье

P.S. Извиняюсь за обилие терминов. Ну никак по другому

Дочитав эту статью до конца, вы приобрели новый опыт и знания. Ваш мозг вырос, стал лучше и уже не станет прежним. С чем вас и поздравляю!

С уважением, Дмитрий Пернятин.
×

По теме Как улучшить память? Одна теория памяти

Как улучшить память

Современный человек живет в условиях переизбытка информации, и хорошая память...
Психология

Как эффективно улучшить память

Подготовка к экзаменам и тестам подразумевает запоминание большого объема...
Психология

Психоанализ. Теория инстинктов и теория травм

Мы рассмотрели ранние ответвления психоаналитического дерева, забыв о его стволе...
Психология

Как развить свою память?

В этой статье рассмотрены полезные техники для улучшения памяти. Замечено, что...
Психология

Как улучшить свою жизнь при помощи осознанного принятия...

В каждый момент жизни мы принимаем решения. Жизнь человека и жизнь животных...
Психология

Как улучшить отношения в семье

Но если вы чувствуете, что ваши отношения стали немного формальными, вы часто...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Отговорки