Этапы адаптации эмигранта в чужой культурной среде

Западный психолог, изучавшая процесс развития ребенка и отделения его от матери, Маргарет Маллер определила несколько основных этапов, характерных для возраста от 0 до примерно 3-х лет. По наблюдениям культурологов, социологов и психологов, работающих с эмигрантами, человек, отделившийся от материнской культуры и попавший в чуждую среду, похож на новорожденного ребенка и по своему восприятию окружающего мира, и по поведению. В данной статье мы постараемся провести примерные параллели между развитием ребенка и "развитием" эмигранта в новой обстановке.

Подобно ребенку, родившемуся на свет и ослепленному и травмированному его яркостью, шумами и непривычной свободой движений, человек совершивший дальний перелет или переезд, чаще всего чувствует себя "не в своей тарелке".  В данной ситуации все то,что напоминает прошлую жизнь, привычки и окружение (подобно напоминанию об утробе матери) имеет успокаивающий эффект, возвращающий ощущение контроля над ситуацией. Первое желание  - позвонить домой, услышать родной голос, сообщить о себе, что все в порядке. Успокаивая своих близких, человек, собственно, пытается успокоить и самого себя.

Следующий этап можно охарактеризовать проявлением свойственного детям, да и людям вообще, любопытства к незнакомому окружающему миру, восторга от его необычности и эйфории. Может создаться ощущение затянувшейся туристической поездки. С другой стороны, вместе с этим и параллельно, возникает ощущение того,что человеку не под силу покорить этот мир, освоить его. Он настолько огромен и непонятен, что отсутствие контроля над собственной жизнью и своим микро-миром способно выбить из колеи. Как ребенок, нуждающийся в бдительном внешнем контроле матери и ее защите, для эмигранта крайне важно присутствие, контакт и сопровождение человека более опытного и понимающего в перипетиях реальности, способного доброжелательно предупредить, проверить и подстраховать. Если такого человека рядом нет, или его помощь недостаточна, то данное состояние способно смениться фрустрацией, даже депрессией от собственный неудач, ощущением поражения и даже враждебностью по отношению к новому обществу. Что способно вызвать данное состояние? Культурный шок от местных правил поведения, традиций и особенностей культуры, например. Когда человек осознает, что он не в состояние повлиять на внешнюю среду и изменить ее согласно своим ценностям и привычкам, но с другой стороны, чувствует, что не способен принять эти особенности, все его существо отторгает их, они кажутся неприемлемыми ни в при каких обстоятельствах. Данное состояние характерно также и для ребенка, столкнувшегося тет-а-тет с трудностями внешнего мира или с впечатлениями, которые ему еще не по силам, для которых он еще слишком мал, чтоб понять и усвоить их.

В подобном травмированноm состоянии часто срабатывает естественная защита, подаренная нам самой природой. Ребенок бежит в матери, или к лицу, ее заменяющему, или на худой конец к тому, что символизирует для него мать и ее заботу и защищещнность. Это может быть игрушка, фотография или все то,что напоминает материнский запах, тепло, голос... Если мы зададимся вопросом, что берут с собой в дальний путь эмигранты, то мы поймем, что чисто интуитивно многие из них берут с собою то, что напоминает им материнскую культуру: книги на родном языке, музыку, картины и все то,что напоминает им о доме. В момент стресса, культурного шока или просто временного поражения в новой среде часто происходит возврат к этим взятым с собой ценностям, воспоминаниям, ощущениям. Происходит временный процесс закрывания от внешнего мира для того,чтобы эмоционально "подпитаться" от материнской культуры.

...И описанный процесс адаптации, как и вообще собственно жизни, бесконечен: любопытство, эйфория, неудача, стресс, возврат к истокам и подпитка, и далее снова по кругу пробуждается интерес и любопытство. Единственно что меняется - это частота оборота и длительность периодов. При удачной адаптации периоды подпитки становятся короче, периоды успешности и отсутствия стресса дольше, а сам стресс менее травматичен. Следует отметить, что процесс этот бесконечен. Невозможно в один прекрасный день почувствовать себя "коренным жителем новой культуры", невозможно однажды сказать, что я мол, полностью переродился...

Хотелось бы отметить также сходство процесса адаптации с процессом развития ребенка (также по теории Малер) и в том, что существуют процессы интеграции и девалюации. При слабой устойчивости к стрессу, слабой защищенности, отсутствии социальной поддержки могут возникать явления идеализации материнской культуры и демонизации - приемной. Этим-то и объясняется пресловутая ностальгия эмигрантов. Обнаруживается впадение в крайности восприятия и  и человек не в состоянии объективно и целостно воспринять реальность и события с ним происходящие. Иногда происходит и обратное явление - человек отвергает и неприемлет материнскую культуру, стремится искоренить ее в собственном сознании, и идеализирует местную. При успешной же адаптации такие крайности со временем должны стушеваться, и разрыв между ними сократиться - произойти процесс интеграции, когда культура - будь то родная, будь то местная - начинает обладать, в восприятии человека, и достоинствами и недостатками одновременно, и это не ощущается как противоречие, антагонизм между культурами спадает и начинают сосуществовать друг с другом мирно, сливаясь в сознании человека. Поскольку обновления материнской культуры не происходит, она словно застывает в памяти, со временем культура местная становится доминантной, происходит интеграция самих культур.

Очень важно как эмигрантам, так и их окружению и специалистам с ними работающим, не спешить и не подгонять процесс адаптации ( у каждого человека она имеет свой собственный индивидуальный темп), обеспечить доступность источников материнской культуры (а не их запрет,как то иногда происходит) параллельно с программой отношений и привития навыков, необходимых для освоения, понимания, принятия и усвоения особенностей культуры местной.
×

По теме Этапы адаптации эмигранта в чужой культурной среде

Техника адаптации

Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации...
Психология

Чужой ребенок

Если тебе уже не двадцать и подруги давно повыходили замуж… Если ты частый гость...
Психология

Живущие чужой жизнью

То, что вы родились, еще не значит, что вы… живете. Живете своей жизнью. Потому...
Психология

Живу чужой жизнью

Здравствуйте. Я не знаю, что мне делать на данном этапе моей жизни ( Я...
Психология

Этапы Любви

Пришла весна, и резко захотелось замуж. Как, вам тоже? Правильно, ведь именно...
Психология

Этапы творческого мышления

Используя данные самонаблюдения известных ученых (таких, как Г. Гельмгольц и А...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума
Быть спокойным - самое ценное качество