Духовное пробуждение. Разные я

Концепция я, представленная в Юнговой модели индивидуации, достаточно широка для того, чтобы охватить весь спектр переживаний, обусловленных коллективным измерением человеческой психики. Она помогает соприкоснуться с духом и осознать божественные аспекты человеческого существования.
Духовное пробуждение. Разные я
Но когда мы переходим к рассмотрению природы переживаний, связанных с пробуждением Кундалини, нам приходится обратиться к рассмотрению восточных представлений о том, что это я сохраняет свое положение в комплексе ума-тела лишь до тех пор, пока не произойдет Самопостижение, в результате которого оно становится единым с Космическим Сознанием. Тот, кто постиг Себя, знает, что Я пребываю во всех существах, а все существа пребывают во Мне,

Очевидно, при этом происходит именно то, против чего предостерегал Юнг, а именно, переход от отождествления с личным я к отождествлению с коллективным Я. По-видимому, это самый сложный момент в психологической динамике пробуждения Кундалини. Боль и смятение, вызванные пробуждением Кундалини, схожи с теми переживаниями в процессе индивидуации, когда прежняя маска и ложные "я" слагают с себя полномочия во имя объединения личности вокруг более глубокого я. Подобное же происходит и во время пробуждения Кундалини, которое сопровождается сильным выбросом энергии и тенденцией к отказу от отождествления с телом, умом и эмоциями, которые мы до сих пор считали собою. Целостность личности разрушается с тем, чтобы мы могли испытать Целостность – изначальную и неразрушимую целостность всеобщего Я. Отныне нам придется иметь дело с сознанием того, что все наше существование есть не более чем игра сил в рамках иллюзорного пространства и времени.

Как уже указывалось, йогическая литература говорит о трех грантхи, или узлах, в системе тонкого тела, которые связывают между собой физическое, тонкое и причинное тела и заряжены особо сильными энергиями. Они называются узлом Брахмы, узлом Вишну и узлом Рудры или Шивы и соотносятся обычно с муладхара, анахата и аджна чакрой. Тантрические гуру предупреждают, что если направить психическую энергию через упомянутые узлы без соответствующей подготовки, это повлечет за собой многочисленные физические и нервные расстройства. С каждым узлом связаны определенные психические блоки, называемые лингами. Аджит Мукерджи пишет: "Очистить узел Брахмы значит утвердиться в своей целокупности; очистить узел Вишну значит узреть существование всеобщего жизненного принципа; очистить узел Рудры значит достичь состояния недвойственности, постичь единство, испытать вселенскую радость". [35] Прорыв через эти узлы составляет три важнейших шага на пути освобождения ума от пут иллюзорного существования и приближения к Самопостижению.

Очевидно, эти три шага соответствуют стадиям изменения сознания. По-видимому, в центре психической жизни человека, не развязавшего узел Брахмы, стоит то, что психологи называют "ложным я", воображаемым я. Оно ограничено влечениями, направленными не поддержание жизни, продление рода и обретение власти, и озабочено внешним видом, поверхностными достижениями, сиюминутными удовольствиями и страданиями, самозащитой и другими энергиями нижней чакры. Люди, страдающие нарциссизмом или пограничными расстройствами личности, нередко демонстрируют именно такой уровень психологического функционирования, который преобразуется после того, как они открывают для себя свое настоящее я и приводят его в действие. После этого у них появляется возможность стать самими собой и вести творческую жизнь, используя свои нераскрытые прежде возможности и вступая в нормальные отношения с другими людьми. (На самом деле большинство людей в зависимости от ситуации могут переходить от одной из этих двух форм самоотождествления к другой.)

После того как узел Брахмы преодолен, в центре психической жизни индивида оказывается то, что психотерапевты называют "действительным", подлинным или осуществленным я. Те, кто исходят в своей жизни из того, что они ощущают своим "действительным" я, живут в согласии и благополучии. Они сознают себя, их отличает гибкость и творческий подход к решению проблем. В своей жизнедеятельности они задействуют все энергии тонкого тела. По мере того как энергии системы чакр уравновешиваются, человек "индивидуализируется", что предполагает, помимо хорошего функционирования в этом мире, также проблески высшего Я. На поверхность сознания могут выходить символические образы, благодаря которым он сознает, что реальность представляет собой нечто большее, нежели мир зримых вещей, сознает реальность всеобщих принципов. Психология, предполагающая существование подлинного я, неизбежно связана с осмыслением материала тонкого тела, ибо это субстанция нашей психической жизни, которую нужно пробудить, чтобы личность обрела целостность. Грубое тело – это лишь носитель жизни; тонкое тело оживляет его, наделяя воспоминаниями, эмоциями, мыслями, стереотипами и возможностями. Преодоление узла Брахмы раскрывает нас всему своему человеческому потенциалу, утверждает нас в нашей целокупности

Когда преодолевается узел Вишну, психика настраивается на фундаментальные принципы существования и ее взаимодействие с Я становится таким, как это описано в йоге. Я проникает в мир психики, зримый мир и мир архетипов, и в то же время превосходит их. Полный опыт пробуждения Кундалини включает в себя процесс осознания причинного тела, существующего за пределами личностно очерченных границ тонкого тела. Это сравнимо с тем, что китайцы называют жизнью в Дао, – не жизнью эго, но чистым присутствием. Переход этот почти невыносим для личности, так как предполагает отказ от каких бы то ни было попыток отстаивать свое действительное я, свое право быть "собой", самостоятельным и неповторимым существом, контролирующим среду своего обитания. Для отождествления с этим глубинным или первичным "Собой" необходимо избавиться от иллюзии контроля и ввериться потоку высшей энергии и сознания, сделав его единственной побуждающей и направляющей силой своей жизни.

Когда разворачивается процесс такого сознавания, сознание испытывает давление, направленное на завершение индивидуации или на окончательный выход за пределы санскар тонкого тела. Тот, кто готов к переходу на более высокие уровни причинного опыта, исходит в своей жизни уже не из ощущения обособленности, а из сознания всеобщности, и действует во благо других всякий раз, когда ощущает коллективную потребность в той единственной в своем роде связи с глубинами Себя, которую он собой представляет. Поэтому просветленные вроде Ауробиндо, Рамакриншы, Йогананды, Кришнамурти, Ма Анандамайи и других побуждаются к действию как бы внешней силой и создают, подобно всем великим духовным учителям, определенные движения во всеобщем сознании. Это состояние недвойственности называется Рудрой.

Ясно, что Иисус Христос действовал не из обретенного им опыта индивидуации, а из гораздо более глубокой точки сознания. Проблема следования такого рода образцам состоит в том, что копируемый образ жизни не может явиться актом выбора эго и не может поддерживаться последним. Любая попытка эго воспроизвести этот оригинал искажает его. Поэтому, когда человек пытается подражать в жизни какому-то духовному лидеру или святому, это вовсе не означает, что он достиг состояния недвойственности; на самом деле такое подражание зачастую приводит к помраченности и раздуванию эго. Подобный уровень развития становится возможным лишь в результате длительного процесса пробуждения и преобразования личного я человека и приходит в свое время. Большинство из тех, кто пробудил Кундалини, не собираются включаться в данный процесс и выходить за пределы эго настолько, насколько это необходимо для полного перехода на новый тип сознания, что, несомненно, свидетельствовало бы о преодолении третьего узла, или грантхи. Но я подозреваю, что в некоторых случаях причиной их психических проблем служат именно энергии, толкающие человека в данном направлении.

В случае незавершенной индивидуации психотерапевт может помочь навести мосты между реальностью обыденного мира, в которой всем нам предстоит жить, и приоткрывшимися клиенту сторонами мира причин. Люди, которые преодолели этот третий грантхи и чья жизнь покоится на более глубоком опыте, не обращаются к психотерапевтам и не нуждаются в них.

С точки зрения описанной трехъярусной модели развития сознания мы можем предположить, что страдающие религиозными иллюзиями люди с психическими или личностными нарушениями могли каким-то образом (возможно, благодаря слабым границам эго или природному психическому потенциалу) соприкоснуться с этим третьим уровнем, с причинным телом, и получить из него мощный заряд энергии и прозрения. Однако полученное искажается и становится опасным, так как отсутствует действительное я, способное привносить в самодисциплину чувство меры, способное к целеполаганию, последовательности, творческой активности – всему тому, что требуется от действительного я для успешного включения энергий тонкого тела в ткань повседневной жизни. Стадию развития действительного я просто невозможно миновать, ее нужно пройти так или иначе. В противном случае мы получим нечто вроде первобытного сознания, заряженного энергией, которую оно не может ни распределять, ни видоизменять, и отождествляющего себя со вселенскими силами, которые оно не в состоянии освоить ни на йоту.

По-видимому, в сходном положении оказываются и некоторые из тех, кто сообщает о глубоких духовных переживаниях под действием ЛСД. Те, у кого нет ни повода, ни практики отслеживания эго и чья индивидуация недостаточна для того, чтобы поддерживать этот процесс, могут увлечься наркотиком как таковым и последовать за ним как за Мессией, вновь и вновь погружаясь в испытываемые переживания без какой-либо надежды усвоить их содержание. Их взгляды могут изменяться, вызывая изменения в образе жизни и жизненных целях, но никакой надежды на просветление наркотики им не дают.

Я не думаю, что пробуждение Кундалини может стать причиной психоза, но оно связано с таким мощным выходом материала из миров коллективного и божественного, что выдержать его может лишь устойчивая психика (это относится также к применению ЛСД). Фактически, задача психотерапевта при работе с клиентами, у которых пробудилась Кундалини, сводится к тому, чтобы помочь им создать психическую структуру, способную воспринять, вместить и поддерживать открывшийся им новый уровень сознания. Им необходим, так сказать, более вместительный психический сосуд. Полезные для этого средства можно обнаружить в арсенале тех психологических школ, которые признают способность личного я выступать в качестве объединяющего центра личности, а также и существование энергий более глубокого Я, запредельного личному, – например, в юнгианском анализе и психосинтезе. Йогическое или тантрическое мировоззрение создает хорошую основу для такой работы, так как предлагает картину мира, достаточно широкую для того, чтобы вместить все многомерные реалии Себя.
×

По теме Духовное пробуждение. Разные я

Духовное пробуждение. Побочные эффекты

Предшествующие конфликты и страдания, а также вызванные ими психические и...
Психология

Духовное пробуждение. Эмоциональная переплавка

Мне снится сон: я в переполненной людьми лодке, плывущей по мелководью. Я падаю...
Психология

Духовное пробуждение. Страх

Одним из наиболее разумных советов по эффективному избавлению от эмоционального...
Психология

Духовное пробуждение. Гнев

В статье, опубликованной в газете "Дон Хоре", журналист задает Ирине Твиди...
Психология

Духовное пробуждение. Депрессия и колебания настроения

Многие медитирующие бывают удивлены, обнаружив, что вслед за состоянием...
Психология

Духовное пробуждение. Вариации на тему любви

Кроме серьезных колебаний настроения и массы отрицательных эмоций, еще одной...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни