Приемы эффективного общения

Человек хочет сказать одно, говорит другое, собеседник в этом слышит третье и истолковывает как четвертое. Психологи называют это трудностями коммуникации. Для преодоления этих трудностей специалистами были выделены те формы общения, которые максимально способствуют налаживанию взаимопонимания и сотрудничества.
Приемы эффективного общения
Их и называют техниками эффективного общения. Применять эти техники можно и в семье, и на работе, и при прояснении различных конфликтных ситуаций. Мы начнем их обзор с техники Я-сообщений.

Техника "Я-сообщений"

Эта техника предусматривает разговор с собеседником от первого лица. Это означает, что большинство высказываний начинается со слова "я" - отсюда и название. Если вы решили общаться в стиле Я-сообщений, вы должны как можно точнее описывать свои чувства и желания в отношении ситуации, не переходя на личность собеседника. Например, вместо Ты-сообщения "Ты меня обманула" можно сказать "Я чувствую себя обманутым" или "Мне очень неприятно, когда меня обманывают", вместо "Как ты мог так поступить, ты просто меня не уважаешь" - "Я была потрясена и разочарована, когда узнала... Мне больно и обидно сознавать, что...." и так далее. Высказывания в такой форме позволяют открыто сообщить о своих чувствах собеседнику, не задевая его лично, не обижая его неверными предположениями о том, что он хочет или что чувствует. Нередко и в семейных, и в деловых конфликтах эмоции разгораются именно из-за того, что люди высказывают вслух свои самые худшие предположения и опасения как свершившийся факт. Когда же используется техника Я-сообщений, собеседник чувствует себя в безопасности, ведь мы не оцениваем ни его поступков, ни его самого - мы лишь сообщаем о том, как мы переживаем происходящее.

Разберем такой пример. Сын-подросток возвращается домой полночь-заполночь, его встречают измученные ожиданием родители. Можно провести с ним беседу в стандартном воспитательном варианте:

- Ну наконец-то! И где же ты был все это время? Нет у тебя ни стыда ни совести, отец с матерью тут с ума сходят, а он даже не может позвонить! Такой занятой, что о других людях ему подумать некогда!

Этот вариант вряд ли вызовет понимание у молодого человека. А можно попробовать открыто:

- Я так рада, что ты пришел! Я очень волновалась, ждала твоего звонка, переживала. Как хорошо, что с тобой все в порядке... (Ведь именно это чувствуют в такой ситуации родители - что скрывать? Иногда укоренившая годами привычка воспитывать ребенка мешает нам быть искренними...)

Как показывает практика, искренние слова без обвинений, как правило, не оставляют собеседника равнодушным. После этого можно попросить:

- Ты уж пожалуйста, звони нам, чтобы мы знали, что ты жив-здоров, будет приятно.

Техника Я-сообщений дает нам возможность не только рассказать собеседнику о своих прошлых и настоящих чувствах и переживаниях. Мы можем поделиться с ним своими надеждами, пожеланиям, одновременно предлагая конструктивные варианты разрешения трудной ситуации. Мы можем сказать: "Мне хотелось бы...", "Я был(а) бы очень рад(а), если.. ", "Я так хочу, чтобы..."Тем самым мы переводим беседу в русло открытого, искреннего, доброжелательного обсуждения проблемы.

Вот примерный вариант высказываний в стиле Я-сообщений:

- Мне грустно (радостно, приятно, обидно, неприятно...), что...(когда ты говоришь...)

- Я разочарован (возмущен, удивлен, потрясен, в недоумении, сожалею...)

- Я чувствую отчаяние (боль, гнев, обиду) оттого, что..(при мысли о том, что..)

- Я боюсь (волнуюсь, надеюсь)..
- Меня раздражает (удивляет, утомляет, удручает, обижает), когда...

- В этой ситуации мне хочется(было бы приятно, радостно)...

Конечно, в откровенных формулировках стоит соблюдать некоторую корректность. Например, если мы скажем партнеру : "Я хочу запустить тебе в голову кирпичом", наша искренность вряд ли встретит сочувствие. Лучше сказать: "Я сейчас так возмущена, так бы и запустила в тебя чем-нибудь!"

Нужно помнить, что само по себе применение техники Я-сообщений вовсе не обязательно означает, что партнер примет нашу позицию, согласится с нашей точкой зрения. Однако наша точка зрения будет ему доступна и открыта, а это значит, что мы на верном пути к взаимопониманию.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-4206.
×

По теме Приемы эффективного общения

Техника эффективного общения

В последние десятилетия возрос интерес к проблемам общения. Удивительный факт: в...
Психология

Теория эффективного поведения: основные положения

Жизнь- не простая штука, нам приходится добиваться поставленных целей… А на пути...
Психология

Деловые приемы

Соблюдение формы и старшинства имеет важное значение при проведении официальных...
Психология

Приемы НЛП

Техники НЛП обычно представляются как нечто, выполняемое в особой обстановке и в...
Психология

Психологические приемы

Реальность останется такой же, какой и была, независимо от ваших представлений о...
Психология

Искажение информации. Приемы искажения информации

Манипуляции с информационным потоком – существует много способов манипулирования...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество