Детский психоанализ

Лечение, направленное на внутренний пересмотр психической структуры и функ­ции. Метод основан на тех же понятиях и принципах, что и психоанализ взрослых пациен­тов: внимание к внутренней психической жизни, интерпретация сопротивления, защи­ты и переноса, реконструкция и проработ­ка.
Детский психоанализ
Точно так же детский психоанализ стремится избегать, насколько возможно, поощрения удовлетворения, а также советов, включая вмешательство в окружение пациента.

Техники детского психоанализа, хотя и сопос­тавимы с психоаналитическим методом, адапти­рованы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. Они базируются на оценке спо­собности ребенка свободно ассоциировать, уровня когнитивного развития, способов общения, сложностей, сопряженных с относительной незрелостью Я.

При работе с защитами и определении толерантности ребенка к фрустрации необходима осто­рожность; психоаналитик должен подчеркивать значение Я, обращаясь к пространством конфликта, чтобы проявить себя союзником в борьбе с силами влечений ребенка и усилить реинтернализацию экстернализировонных конфликтов. Психоналитик должен обращать внимание и проговаривать чувства ребенка неза­висимо от того, выражаются они непосред­ственно или через персонажей игры или рассказы. Такую адаптацию техники не следует смешивать с модификациями, кото­рые могут помешать психоаналитическому про­цессу или прервать его.

С вопросом о различии техник детского и взрослого психоанализа тесно связан вопрос об условиях, в которых осуществляется дет­ский психоанализ. Ребенок зависит от родителей, принимающих решение относительно про­ведения психоанализа. Ребенок доподросткового возраста может протестовать, подвергаясь психоанализу. Следует добавить, что большинство детских психоаналитиков находятся в постоянном контакте с родителями ребенка долатентного и латентного возраста, получая от них информацию. Требуется осторожность, что­бы эта внеаналитическая информация не помешала непредубежденности понимания самого аналитического материала. Хотя даже юные пациенты в латентном возрас­те часто сами могут обеспечить необходи­мый для психоанализа материал, отлучение ро­дителей от терапевтической ситуации было бы равносильно отрицанию потребностей детского развития: чем младше ребенок, тем более выражена его потребность в ощуще­нии соответствия психоаналитика и родителей.

Не менее важным является сохранение родительского альянса, который позволяет осуществлять психоанализ ребенка при его со­противлении. Более того, опыт детских психоаналитиков подсказывает, что по мере развития Я и сопутствующей стабилизации терапев­тического альянса, детский психоаналитик при проведении психоанализа может все более рас­считывать на старших детей из семьи.

Существенную роль в детском психоанализе играет перенос, хотя он не эквивалентен переносу при взрослом психоанализе. Родите­ли — первый объект, с которым формируют­ся отношения ребенка и вокруг которого строились детские фантазии, — являются важнейшей частью детской жизни. С этим тесно связан тот факт, что детской структу­ре Я недостает связности взрослой структуры, а по­тому процессы интернализации не столь стабильны.

Интенсивность и длительность перено­са неодинаковы не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных фазах анализа. Изменчива и частота чере­дующихся сдвигов катексиса между психоанали­тиком и родителями. Хотя в целом считает­ся, что ребенок способен к формированию невроза переноса, обычно он носит более спорадический характер и менее продол­жителен, чем у взрослых.

Поскольку техники детского психоанализа определяются уровнем развития ребенка, очевидно, что вместе с ним меняется и тех­ника. Детский психоаналитик последовательно переходит от преимущественного использования игры к вербализации и, наконец, к собственно свободным ассоциациям. Ин­терпретации продвигаются от простых и конкретных к более высоким уровням кон­цептуализации. Их продолжительность и содержание зависят от изменяющегося ха­рактера специфических участков конфлик­та и специфической сензитивности при пе­реходе из одной фазы развития в другую. Прослеживая постепенную смену стадий развития, детский психоаналитик получает воз­можность наблюдать переходные этапы и соответствующим образом адаптировать технические средства. В подростковом возрасте психоанализ проводится с использова­нием как "взрослых", так и "предпубертатных" техник. В старшем подростковом воз­расте применяются, как правило, техники "взрослого" психоанализа.
×

По теме Детский психоанализ

Детский психоанализ

1. Симптомы, происходящие из первоначальной слитности соматических и...
Психология

Детский эгоизм

Здоровый ребенок стремится ко всему положительному, исключительно благодаря...
Психология

Детский сленг

Тираж словаря всего 3 тысячи экземпляров. Немного? Да. Но стоит учесть, что его...
Психология

Детский стресс и как с ним бороться

Стресс и дети дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста особенно нуждаются...
Психология

Детский коллектив

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие...
Психология

Детский лепет

От четырех месяцев до полугода ребенок обычно издает настоящий поток звуков...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы