Добро из дефицита, или из ресурса? Комплекс спасателя

Добро из дефицита, или из ресурса? Комплекс спасателя
Если есть желание помочь, сделать добро - оно самоценно и свято сам по себе. Однако, важно учитывать, из какого внутреннего состояния человек помогает другим. И не вовлекается ли в роковой треугольник Карпмана, ведь если есть "спасатель" - значит, есть "жертва", которую спасают. И эти роли обязательно меняются местами на определённом этапе.

О чём идёт речь? Бывает, что человек много помогает, когда его об этом не просят, уделяет много внимания, заботится, может быть, даже чрезмерно, почти навязчиво. И даже ставит в неудобное положение того, кому помогает, потому что тот не сможет ему отплатить никоим образом.

Но разве нужно платить за добро? Где здесь грань между добродетелью и травмой? Определить её можно следующим образом. Если человек помогает другим из дефицита - значит, ему самому не хватает того, чтобы ему помогли. Чтобы на него обратили внимание. Чтобы о нём позаботились. Ему одиноко внутри, но у него есть ресурсы, и он помогает другим, в надежде заполнить эту пустоту и получить заботу, признание в ответ, быть ценным - но оно не приходит. Потому что так оно не работает.

Кроме того, если человек постоянно помогает человеку, который постоянно находится в позиции "жертвы" - то обрекает себя на роль "спасателя" человека, которого спасти невозможно. Он не будет спасаться, но будет оставаться в роли жертвы до тех пор, пока ему будут помогать и поддерживать эту игру. А если "спасатель" осознает эту схему и выйдет из игры, то "жертва" найдёт другую фигуру, от которой будет ждать спасения, а потом на эту же фигуру выливать неоправданные ожидания и агрессию. И так по кругу.

Здесь важно для меня упомянуть кодекс чести черкесов - Адыгэ Хабзэ. В нём есть понятие "псапэ". От слов "псэ" - душа, и "пэ" - будущее, нос. Псапэ - это добродетель. По Хабзэ, вся суть добродетели заключается в ней самой, здесь и сейчас - в самом по себе акте доброты. Оно не должно где-то засчитываться после жизни, не должно давать какие-то результаты или возвращаться. Оно делается просто потому, что делать добро - это нормальное течение жизни.

Избавиться от комплекса "спасателя", давая другим то, в чём мы глубоко нуждаемся сами, помогать из ресурсного состояния и тем, кому действительно нужна помощь и кто готов ей воспользоваться, а не играть в игру "жертвы" снова и снова, и во всём этом действии увидеть Псапэ - добродетель как факт, как суть и как истину, и есть задача.

Александр Листенгорт
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-15015.
×

По теме Добро из дефицита, или из ресурса? Комплекс спасателя

Что так синдром дефицита внимания

Таких детей невозможно не заметить. Они все время куда-то бегут, что-то требуют...
Психология

Что выберет СМИ: зло или добро?

Что выберет СМИ: зло или добро? Кризис... Об этом слове уже написано столько что...
Психология

Знаки на пути гл.3 Добро и зло

Вивекананда пишет, что Рамакришна к концу жизни достиг такого духовного уровня...
Психология

Добро Пожаловать в Пустоту!

Это потому, что наши физические, ментальные, эмоциональные и духовные тела...
Психология

Найти добро в себе

Чему я радуюсь, став взрослым? Чему радуюсь, постоянно держа себя нацеленным на...
Психология

Ревность или комплекс

Здравствуйте! У меня проблема такая. Три года я встречалась с молодым человеком...
Психология