О прощении и его смыслах

О прощении и его смыслах
Является ли прощение сознательным выбором личности в ответ на разрушенную картину справедливости? Ведь это в пределах моей ответственности за свое собственное психоэмоциональное состояние - "простить и отпустить" или выносить и реализовать месть.
Но если погрузиться в феномен прощения и попробовать прочувствовать что за этим стоит, тогда что откроется мне про меня же? Идея справедливости и долженствования мира лежит в основе представлений большинства людей о том, что такое хорошо, и что такое плохо.

Это нравственно-этические представления, и они мало связаны с реальностью, так как в реальности человек - это целая динамическая система, которую нельзя втиснуть ни в одну нравственно-этическую категорию.

Собственно, моральность прощения заключается в том, что оно дает нам некую иллюзию. Если оставить мораль и коснуться психологического аспекта, то о пошатнувшейся картине веры и убеждений сообщает ощущение нарушенных личностных границ.
Обидчик - это всегда тот, кто нарушает мои границы, и таким образом, проявляет враждебность ко мне, а значит он - плохой.
Я испытываю боль, разочарование, обиду, гнев и задаюсь вопросами, отталкиваясь от внешних обстоятельств, которые якобы имеют силу повлиять на мою самоценность.

  • За что мне это?

  • Почему со мной так поступили?

  • Что мне теперь с этим делать?

  • Как мне восстановиться и жить дальше?

  • И наконец - простить ли мне?

Начиная с этого момента прощение переходит от некоего безжизненного представления к вполне реальному действию. Прощение становится процессом и, зачастую, очень нелегким, не одномоментным.

Если мои представления о себе выстроены таким образом, чтобы избежать столкновения с реальным "Я", теневой стороной своей личности и настоящими переживаниями, то я попробую обратиться к другой идее, например - всепрощения. Или к идее всепринятия. Или к идее веры как таковой в высшую силу, которая якобы определяет, что лучше для меня.

И если меня предали, оскорбили или унизили, то наверное, это какой-то урок свыше, и мне следует немедленно простить обидчика, чтобы утвердиться в собственной вере и не дать себе прожить настоящие переживания.

Ведь настоящие переживания вскрывают во мне очень многослойную структуру, комбинацию чувств и эмоций, испытывая которые, я могу осознать о себе неприглядные для себя вещи. Что я не могу быть все время хорошим и правильным, удобным и терпеливым, я - разный, но все, что я делаю - это подавляю в себе живое отреагирование ради реализации очередной идеи.

Ради чего? Ради соответствия. Раз уж я выстроил для себя картину мира, то должен как-то вписываться в нее. И в этом смысле мне кажется, что прощение - сверхволевой акт. Но в конечном итоге, когда мне все таки удается простить, оказывается, что это не акт воли, а неожиданное открытие о том, что я обретаю способность простить тогда, когда наконец осознаю - я не в праве давать прощение, но я точно в праве проявлять ответственность по отношению к себе, и заботиться о себе и своих чувствах.
Я позволяю себе испытывать настоящие чувства и отыгрывать боль и травму, ради самопознания и роста, ради большей осознанности и движению к свободному выбору - как реагировать и как проживать.
  • Я учусь управлять своим внутренним содержанием и повышать качество моих взаимоотношений с другими, когда позволяю себе быть естественным, а не следовать удобным установкам.

  • Я больше не ищу вторичных выгод, не подпитываю свое эго убеждениями, основанными на отрицании действительности и обесценивании собственных реальных переживаний.

  • Я учусь удовлетворять свои истинные потребности, заявлять о них открыто и прямо, утверждая таким образом свои границы и проявляя настоящую заботу о себе.
О прощении и его смыслах
А самое главное, я принимаю разные стороны своей личности, и отдаю себе отчет в том, что я тоже причиняю боль и могу ранить так же сильно, как ранили меня, для кого-то я могу быть таким же, как и тот, кого я прощаю.

Такое честное отношение к себе помогает личности обретать зрелость. Тогда становится возможным посмотреть на себя и на другого новыми глазами, и отказ от справедливой мести, в ответ на несправедливое отношение враждебного мира в чьем-то лице, освобождает место для выбора.
Отказ от желания причинить боль  делает возможным свободно выбирать и принимать решение, что я хочу отдать в ответ тому, кто причинил боль мне: откровенность и одностороннюю открытость в проявлении этой боли, или подавленный гнев, затаенную обиду и взращиваемую месть.
Тогда концепция прощения избегает позиции чьей-то возвышенности и чьей-то никчемности, чьей-то грандиозности и чьей-то ничтожности, чьего-то благородства и чьего-то малодушия.

Мы перестаем держаться за связь с обидчиком, когда понимаем, что прощение нужно не ему, а нам самим... и проживая прощение, мы признаем в нем человека, способного испытывать те же чувства - разочарования, боли, гнева, обиды, отчаяния - когда нарушаются его границы, и рушится его собственная картина справедливого мира...
Источник: Вероника Вильковска
×

Обсуждения О прощении и его смыслах

По теме О прощении и его смыслах

Как реагировать на обиды? Поговорим о прощении

Да как он посмел? Да как она могла? Такие вопросы мы задаем себе годами! Да что...
Психология

О прощении

Каждый человек в своем стремлении стать счастливее, избавиться от груза проблем...
Психология

О принятии и прощении

Очень часто мы встречаем такую фразу: "Тебе нужно принять и простить". Принять...
Психология

Что нужно знать о ПРОЩЕНИИ, если не можете простить кого-то

Я знаю каждую пословицу, каждый совет, каждое общепринятое мнение, потому что я...
Психология

Я его бешу, я его ревную

Дорогие мои психологи, помогите все кто чем может. Я не первый раз пишу. И уже...
Психология

Его мечта и цель-брюнетка . А кто я в его жизни?

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, не могу понять своего мужчину. Встречаемся...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество