4 ловушки на пути к гармоничному общению

Самое ценное, что может дать один человек другому - это человеческое внимание… Любое общение начинается с восприятия себя и – с восприятия другого.

Иногда достаточно одного мимолетного взгляда, чтобы определить: какой-то человек кажется невероятно привлекательным, а другой, напротив, отталкивающим.
4 ловушки на пути к гармоничному общению
И даже если первое впечатление оказалось неверным, не всегда есть возможность второй раз произвести первое впечатление.

Поэтому навыки общения и способность проявлять разные стороны своего характера так важны для установления контакта и поддержания долгосрочных отношений.

Вот простой тест с таблицей возможных ответов.

Как часто Вы проявляете в общении с другими людьми те или иные качества? Отметьте только один пункт в одной строке - либо в правой колонке, либо в левой.

Внутренне спокойный Тревожный, обвиняющий

Уважающий себя Не верящий в свою ценность

Открытый, доверяющий Скрывающий свои мысли и переживания

Живущий душой и жизнью любимого Стягивающий внимание на себя

Честный в конфликтных ситуациях Подтасовывающий факты в свою пользу

Четкий, дисциплинированный Не соблюдающий договоренности

Деятельный, конструктивный Навешивающий проблемы на других

Понимающий себя и близких Отстраненный, безразличный

Теплый, мягкий в общении Холодный, официальный в общении

Солнечный в общении, улыбчивый Бывающий сумрачным и злым

Яркий, воодушевленный Скучный и серый

А теперь спросите себя, с какими людьми Вы сами предпочли бы общаться и поддерживать отношения? С теми, которые проявляют качества из левого столбика - или с теми, кто проявляет качества правого столбика?

Не правда ли, хочется общаться с людьми, которые дружелюбны, открыты, честны, позитивны, улыбчивы, внимательны?

И это выбор каждого – чаще проявлять свою «светлую» сторону или свою «темную» сторону при контакте. Ведь на самом деле в каждом из нас есть абсолютно разные состояния, настроения и проявления.

Один и тот же человек может быть усталым, немногословным и скучным, но в другой обстановке – он же может блестяще поддерживать интересную беседу.

Но что вызывает желание раскрываться и проявлять свою светлую сторону?

То самое простое человеческое внимание.
Именно внимание позволяет увидеть лучшее в себе и в другом человеке. Именно внимание приглашает к общению и узнаванию. И именно внимание создает гармоничные теплые отношения с близкими людьми.

Можно сказать, что проявление дружелюбного внимания и открытости – это модель гармоничного общения. Ее можно выразить в простой формуле.

Я ТЕБЯ СЛЫШУ – ТЫ МНЕ ВАЖЕН

Вспомните тот момент Вашей жизни, когда Вас слушали внимательно и с искренним интересом, когда Вы были центром притяжения для другого человека. Не правда ли, это очень приятное ощущение? Оно сопровождается желанием открытости, порывом показать лучшее в себе…

И это потрясающее ощущение Вы можете подарить Вашим близким.

Когда такого искреннего внимания к другим людям не хватает, возникают различные «ловушки общения». Они приводят к ссорам, конфликтам и непониманию. Но достаточно осознать, что происходит, и сменить сценарий общения, как ловушка исчезает.

Вот несколько таких ловушек.

1. Сравнивать человека со своим внутренним представлением о нем.

Часто внутренние представления основаны на стереотипах, мнении других людей, собственных ожиданиях. И реальный человек может сильно отличаться от фантазии о нем.

Если эта ловушка возникает в отношениях с близкими людьми, то, как правило, мы сравниваем поведение и слова человека с некоторым идеальным представлением. И когда реальность не совпадает с идеалом, возникают разочарование, неприятие, раздражение, злоба. Отношения разрушаются.

Часто в такой ловушке возникает неосознанное желание «переделать» другого человека, сделать так, чтобы он, наконец, соответствовал внутренней картинке. Но стратегия «улучшения породы» никогда не приводит к взаимопониманию и счастью.

Выход из ловушки:
быть открытым в восприятии, спрашивать себя -
«А как это на самом деле?» «Какой он/она на самом деле?».

Принятие реальности: никто не совершенен, но каждый делает максимум из того, что он может, и находится на пути к совершенству.

2. Интерпретировать события в свою пользу.

Человеческое сознание так устроено, что мы всегда в спорной или конфликтной ситуации склонны обвинить другого человека и оправдать себя. Модель «Я – хороший, он – плохой» как раз и становится ловушкой, потому что иногда очень сильно искажает реальность и не позволяет увидеть подлинные чувства и мотивы другого человека.

Когда мы помним о том, что все люди – разные и восприятие одного и того же факта может оказаться диаметрально противоположным, мы включаем свое внимание и открытость, чтобы лучше понять, что происходит на самом деле. Задача не в том, чтобы очернить себя или другого. Задача найти комфортное решение ВМЕСТЕ, дать возможность для других выборов и решений.

Выход из ловушки:
вместо того, чтобы искать виноватого, спрашивать -
«Что мне важно? Что ему/ей важно?».

Принятие реальности: обиды не позволяют двигаться дальше и сохранять теплоту отношений. Прояснение ситуации избавляет от обид. Открытое обсуждение чувств позволяет понять, что каждому важно в конкретной ситуации, и найти компромисс.

3. Ловушка ложного долга.

Когда мы думаем, что другие люди чем-то нам обязаны, мы начинаем требовать от них. Появляется претензия: «Ты должен!». Попробуйте примерить эту фразу к себе. Она вызывает агрессию, отторжение. Это естественная реакция на необоснованное требование.

В эту ловушку мы попадаем по отношению к себе, когда говорим: «я обязан это делать….», «нужно сделать любой ценой…», « во что бы то ни стало…».

Сверхусилие вызывает желание сверхпризнания. Но другие люди часто не видят этого СВЕРХ или не понимают, зачем было так напрягаться. Еще хуже, когда человек сам не видит ценности своего сверхусилия.

И в нее же мы попадаем по отношению к другим, когда говорим: «ты был обязан это сделать для меня», «все родители обязаны обеспечивать своих детей», «все дети должны слушаться родителей».

Выход из ловушки:
спрашивать себя - «Что здесь зависит от меня и что зависит от других?

Кто мне поможет, если я об этом попрошу?».

Принятие реальности: никто никому ничего не должен. Но каждый может сделать что-то для другого, если в этом его свободный выбор.

4. Считать других людей предметами для удобного пользования.

Как бы ни странно это звучало, но это одна из самых распространенных ловушек общения. Многие клиенты во время коуч-сессий так или иначе говорят о том, что выбирают людей и общаются с ними по степени их «полезности». Один из клиентов очень точно выразил эту модель-ловушку: «Главное, чтобы мною не успели воспользоваться до того, как я использую других людей сам».

Выход из ловушки:
спрашивать себя - «Какую ценность этот человек создает для меня?»,

«Какую ценность создаю я для этого человека?».

Принятие реальности: невозможно сузить человека до неодушевленного предмета или вещи. Это разрушает любые отношения, лишает их всякого смысла.

Своим клиентам на тренингах по коммуникативным навыкам я предлагаю простой алгоритм, который легко запомнить и можно научиться придерживаться.

По сути, он выражает некоторую внутреннюю позицию, настройку на диалог.

Когда на этот алгоритм накладываются конкретные речевые стратегии, это помогает предотвращать ссоры и конфликты и договариваться с кем угодно и о чем угодно.

Внимание к собеседнику.
- Я готов тебя слушать. Ты мне важен.
Как выглядит ситуация с обеих сторон.
- Я говорю – ты говоришь.
Фокус на решении.
- Ищем решение, а не выясняем отношения.
Мой мир vs Твой мир.
- Мне важно знать, что важно для тебя.
Мы пониманием друг друга.
- Резюмировать, чтобы убедиться, что понимаем одинаково.

Мы всегда можем сделать больше, стать больше, научиться большему. И чем быстрее растем мы сами, тем больше можем дать людям, которые рядом с нами. И даже если иногда нам покажется, что это не так, и все, что мы делаем, не имеет значения, надо просто оглянуться вокруг… Самое главное – оставаться человечными, испытывать эмоции, понимать, что такие же точно эмоции испытывают и другие люди. И они не зависят от их права рождения, возраста, должности, пола, национальности.
Источник: Казимова Римма
×

По теме 4 ловушки на пути к гармоничному общению

Карьерные ловушки

Самое тяжелое испытание, как ни странно, ждет успешного карьериста именно в тот...
Психология

Интеллект. Ловушки интеллекта

Интеллект можно определить как механизм, принимающий, обрабатывающий поступающую...
Психология

Ловушки подмены действительности

Ловушка подмены действительности мечтами Люди, которых по той или иной причине...
Психология

Что такое ловушки

Что такое ловушка безопасности? Не секрет, что помимо доступного нам сознания...
Психология

Ловушки нашего ума

В книге американского психолога и философа, профессора Андре Кукла«Ментальные...
Психология

Ментальные ловушки и как в них не попасться

Довольно часто люди совершают бесполезные, непродуктивные вещи, которые отнимают...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация