Метафизика архитектурного творчества - 6

Энергетика пространства

Архитектура - пространственное искусство, поэтому свойства пространства и как оно проявляет себя в нашем мире имеет для архитектуры большое значение. Физические свойства нашего пространства известны, поэтому сосредоточимся на его энергетических аспектах. Как ландшафт имеет свой рельеф, так и пространство неоднородно энергетически, в зависимости от того какие энергии или объекты присутствуют в данном месте пространства.

В Пространстве Мироздания все планы Бытия совмещены, они сосуществуют в нем как в матрешке. Разница между ними в «плотности» энергии и материальности. Пространства высших планов Бытия самые многомерные и «тонкие». Более плотный и соответственно с меньшей размерностью уровень Бытия как бы включается в предыдущий, более тонкий и многомерный мир. Трехмерное пространство нашего космоса самое плотное и в нем возможно существование вещества и предметных объектов.

Выйти в вещественном теле за пределы нашего мира в полевые миры высших планов Бытия невозможно. И наоборот, более тонкие энергии высших уровней Бытия пронизывают пространства более плотных миров. Поэтому все «тонкие» энергии из высших планов Бытия присутствуют в нашем мире. Пока наука, к сожалению, не может надежно регистрировать тонкие энергии, присутствующие в нашем космосе.

В открытом космосе есть только вакуум - материальность Саттвы в виде пространства нашего плана Бытия. Галактика, как объект Мироздания, как сгусток энергии на высших планах Бытия формирует из вещества в нашем мире гигантскую систему, в которой рождаются звезды. В энергетическом поле галактики, проявляется отделяясь меньшая энергия, которая из материальности вещества галактики формирует звезду по имени Солнце. Затем, в этом конгломерате энергий проявляется энергия Земля, которая в материальности солнечной системы формирует нашу планету.

Местоположение в космосе четко говорит, в поле каких энергий находится наш дом. Но и на Земле действуют Стихии природы и более мелкие энергии (стихиали) формирующие материальность земли. Существуют энергии и других объектов Мироздания, в том числе созданные и деятельностью самого человека. Ибо любые мыслительные и эмоциональные процессы разума есть тонко-энергетические изменения, создающие на высоких планах Бытия неуничтожимый след в энергетике пространства.

Энергетически миры галактик, звезд и планет очень населены. Не учитывать наличие конгломерата разнообразных энергий пространства земли в пространственном искусстве нельзя. Взаимодействие различных энергий создает особенности энергетического портрета местности и вносит изменения как в энергетическое ощущение пространства, так и в психо-эмоциональную окраску его восприятия. Это придает ландшафту архитектурное, образное значение (это ощущение дало пейзажную живопись).

Естественные энергии формирования материальности земли участвуют не только в создании пейзажа местности, но и одухотворяют его своим присутствием. Человек уже давно ощущал присутствие этих естественных энергий (стихиалей) природы, и именно это ощущение лежало в основе выбора места поселения человеком с давних времен. Это воздействие облагораживается деятельностью человека, именно этим истоки ландшафтного искусства уходит своими корнями в доисторические времена.

Земля. Земля - островок жизни в океане безбрежного Космоса, наш космический дом, колыбель и обитель человеческого разума. Главная Стихия и величайший Дух природы. Свое воплощение в мире все разумы и сознания нашей планеты обретают именно на ней и в телах, которые формируются из ее элементов. «Мать сыра Земля» - традиционный фольклорный образ, матерь всех живых существ и растений, средоточие плодородия и жизни и главная, основная энергия нашего земного мироздания.

Земля не только наш дом в высшем смысле этого слова, но и мать наших астральных, эфирных и физических тел. Для создания этих наших тел используется именно ее энергия, ее материальность соответствующих планов Бытия. Так же как женщина, вынашивая ребенка, использует свое тело, свою материальность для создания вместилища для новой жизни. Так и без Земли мы не обрели бы своего физического воплощения в Мире. И наш сыновний долг относиться к ней соответственно.

Архитектурно и цивилизационно, отношение человека к Земле в своем развитии совпадают. Земля не просто окружающая среда обитания, а наш общий дом, вплоть до самых высоких планов Бытия. В архитектуре уже начало возникать понятие интегрированной среды. Это есть начало одухотворенного отношения современного человека к Земле, корнями уходящего к тому чувству всего живого, которое отчетливо ощущали люди к природе и окружающему на заре цивилизации. Его остатки еще остались у примитивных народов, ведущих полудикий образ жизни.

Сейчас это чувство начинает возрождаться на другом уровне, с позиции понимания своей силы и заботы об окружающем. Квартира, как индивидуальное жизненное пространство человека начинает выплескиваться на улицу городов. Со временем это чувство собственного дома распространится на всю территорию города, парки, скверы и окружающую его территорию. А со временем на всю планету.

Как и у любого объекта нашего Мира, у Земли кроме ее физического тела есть своя энергетическая структура, аура. И если у человека йога, кроме основной энергетической оси с чакрами, насчитывает 84000 энергетических каналов (входя и выходя из тела они образуют целую сеть активных точек, используемых для иглоукалывания). То энергетическая структура Земли гораздо сложнее, главных осей у нее довольно много, а более мелкие каналы образуют три энергетические сети.

Главные энергетические каналы Земли располагаясь в определенном порядке на поверхности, образуют места входа-выхода тонкой энергии из тела планеты. Экстрасенсы называют их местами «силы» (энергии). Даже обычный человек, не обладающий экстрасенсорным восприятием там что-то чувствует. Обычно еще с доисторических времен эти места в обжитых местностях использовались как капища для осуществления языческих культов, а позднее на них возникали религиозные сооружения.

Кроме основой сети, образуемой взаиморасположением мест «силы» на поверхности планеты, есть еще, более слабые и менее выраженные, энергетические сети: сеть Хартмана (размер ячейки 2,0 х 2,5 м), сеть Курри (ячейка 6х5 м) и сеть Виттмана (ячейка 16х16 м). Точки входа-выхода энергии этих сетей естественно отличаются по свойствам от остального пространства и влияют на психофизику живого. Но в архитектуре их можно не учитывать, лишь в дизайне помещений сеть Хартмана может влиять на общий план расположения.

В архитектуре желательно учитывать геопатогенные зоны. Это такие участки на поверхности планеты, которые неблагоприятно воздействуют на психосоматику человека, животных и растений. Эти зоны образуются неоднородностью строения планеты (подземные воды, различные породы), геологической активностью (разломы коры), техногенными факторами (трубопроводы или линии электропередач) и наведенным воздействием (места массовой или жестокой гибели людей) и иными факторами. Именно они могут создавать неблагоприятную энергетику целого ландшафта.

Энергетика ландшафта. Существование в ландшафте энергий стихийно-природных процессов создает его энергетический портрет. И не надо обладать мистической одаренностью, чтобы понять что стихиали трясин, болот и топей, пустынь, непроходимых зарослей и лесных чащоб неблагоприятны как для психосоматики, так и для духовного мира человека. Место с неблагоприятной энергетикой, человек интуитивно хочет покинуть и естественно возникает движение, раджастичность.

Есть места и целые ландшафты со сбалансированной, гармоничной энергетикой, где нахождение и проживание человека благоприятно, в том числе и для его здоровья (для каждого это более менее индивидуально). У организма меньше затрат на поддержку физиологической нормы. Курортология в этом случае говорит о благоприятном для здоровья климате. Нахождение в этом месте человеку приятно и комфортно, он чувствует себя хорошо и бодро - возникает некая саттвичность местности.

Но вот незадача, на человека действует не только благоприятность физики местности. Энергетика ландшафта как тонкая энергия, взаимодействуя проникает в более глубокие энергетические тела человека, формирующие его личность. Как результат, там где банан с пальмы падает человеку в руки сам, люди расслабляясь, не создали сколь-нибудь развитой цивилизации. Там, где местность сурова, но без надрыва, там где требуется преодоление и борьба, люди создали свои великие цивилизации.

Раджастичностью обладают места и с нормальной энергетикой, располагая к движению, динамике. Есть местности с ярко выраженной тамастичность, создающие зоны отдыха или даже застоя. И не обязательно они возникают вне городов и селений. Людям лучше избегать очень долгого нахождения в зонах застоя, так же как и в излишне раджастических участках местности. В жизни человека покой и динамика должны быть сбалансированы, так же как и его нахождения в зонах Тамаса и Раджаса.

Человек активно участвует в создании таких зон своей энергетикой. «Не ступала нога человека» не фигуральное выражение: дикость девственного ландшафта или окультуренность пространства города всегда отчетливо различаются. С появлением больших городов, в них естественно стали возникать зоны Тамаса и Раджаса, зоны активности и покоя, офисные и спальные районы, зоны развлечений и отдыха, промышленные и лесопарковые. Психо-физические излучения большой массы людей с течением времени формируют определенную энергетику этих мест.

Архитектура таких разных зон в городе должна учитывать эту энергетику, эту атмосферу. Если здание имеет соответствующую энергию, то оно гармонично вписывается в территориальный ансамбль, не нарушая его. Сооружение с противоположной энергетикой в такой зоне изменяет атмосферу, создавая центр противоположности, что может гармонизировать пространство, а может и диссонировать с ним.

В силу тех или иных причин возникают геопатогенные зоны участков земли. К этому обычно приводит целый комплекс факторов, который может выражаться и энергетически, создавая неблагоприятную энергетику пространства. Есть много историй, о построенных на неудачном, силу разных факторов, месте жилых зданий, где наблюдается повышенная заболеваемость и смертность людей, и возникает большая текучка жильцов. Или о «гиблых» участках дороги с повышенной аварийностью.

Но без всякой мистики ясно, что соседство жилого дома с могильником технологических отходов, строительство без учета розы ветров вблизи промзоны, присутствие большого количества подземных вод под фундаментом и игнорирования других давным давно известных неблагоприятных факторов скажется на людях. И дороги можно проектировать с приоритетом безопасности, а не экономии средств. И «Трансвааль» тогда не будет убивать людей.

В энергетических процессах существует обратная связь: чем больше страдают люди в этом месте, тем больше негатива они вкладывают в энергетику геопатогенности, усиливая ее. Поэтому есть места обладающие наведенной геопатогенностью или неблагоприятной аурой созданной только самими людьми - это места массовой гибели людей и больших сражений. Вести там застройку это просто преступление. Так же и кладбищенские территории должны быть под запретом на строительство.

Нужно учитывать, что в геологических разломах земли происходит концентрация выхода тонкой энергии планеты и в несколько ином режиме чем обычно. Это каким-то образом привлекает людей (очевидно идет энергетическая подпитка), ведь практически человек заселил все сейсмоопасные районы планеты. Японские острова находятся в месте соединения аж трех разломов. Они достаточно плотно с давних пор заселены и здесь люди создали очень развитую и своеобразную цивилизацию.

Энергетика сооружений. Процессы сознания в наших высших телах (монада, душа), отражаются в разуме как эмоции и мысли. На высоких планах Бытия мысль, эмоция есть энергия, есть изменение материальности этих миров. Поэтому в пространстве люди создают свой энергетический фон, ауру места. Общности людей - общественные движения, партии, народы, своими психо-эмоциональными излучениями создают массив тонкой энергии (эгрегор), который даже активно взаимодействует с этой массой людей. И не учитывать влияние человеческих сознаний в архитектуре нельзя.

Натуральные материалы хорошо впитывают тонкую энергию человеческих излучений, особенно если накопление психических излучений, энергии эмоций и мыслей происходит в течении длительного времени. Человек, семья, род создают свое личное, особенное и отличное от других энергетическое воздействие и дом «запоминает» семейную летопись. Особенно, когда происходят экстраординарные случаи - преступления, смерть, большие эмоциональные потрясения и т.д. Словосочетание «родовое гнездо» имеет не фигуральное выражение.

Четко это ощущение проявляется, когда человек надолго отрывается от дома. Буря эмоций при возвращении домой, показывает зависимость человека от этой энергетики, от родных стен. Богатая практика русской эмиграции 20 века изобилует примерами, когда эмигрировав, люди не могли энергетически вписаться в новое пространство, на могли ментально измениться. И очень быстро умирали: тоска по Родине - не пустые слова (возникало энергетическое несоответствие, быстро сводившее человека в могилу).

Примеры противоположности, также нередко встречаются в жизни человека, когда он сталкивается с ощущением энергетики новой квартиры, здания, церкви или общественного здания. Вернее ее полного отсутствия. Они в начале энергетически пусты, не наполнены ничем. Возникает ощущения пустоты этого места. «Пахнет» новым, свежим. Лишь по мере использования помещений и зданий, повседневной жизни людей в них, появляется ощущение присутствия человеческого духа.

Тот, кто в своей жизни имел возможность вселяться в квартиру, обжитую другими людьми чувствует чужую энергетику. Иногда даже старая энергетика квартиры «сопротивляется» новым жильцам. И требуется довольно большое время, чтобы переломить старую энергетику, и наполнит ее своей. Только в этом случае возникает чувство дома, родного угла. Наиболее оперативно смена верхнего слоя энергетики жилья производится косметическим ремонтом.

Постоянное привнесение тонкой психо-эмоциональной энергии людьми формирует энергетику зданий и целых сооружений. Каждое место, где долго находятся люди обладает этой наведенной энергией. Обычно это хорошо заметно в общественных зданиях. В зависимости от общего настроя людей возникает определенный энергетический портрет здания. Которому обычно соответствует интерьер и убранство, его атмосфера и должна соответствовать его архитектура.

В энергетике общественных зданий отсутствует личный элемент - это энергетика множеств. Она носит ярко выраженный характер принадлежности здания определенным психическим действия людей - это или увеселительные, культурные, торговые, религиозные и или иные проявления. Есть очень большая разница в атмосфере, энергетике царящей в концертном зале филармонии, зале ресторана или вокзала. Это может даже создавать поначалу очень явный диссонанс при перепрофилировании помещения, здания.

Отдельные здания, при одинаковом предназначении могут иметь индивидуальный, характерный именно для этого заведения портрет своей энергетики. Если сравнить энергетику ресторанов, то она может быть «забегаловкой», развратно-разгульной или создавать ощущение приличного места, куда не стыдно пойти семьей. Энергетика пропитывает буквально все, подстраивая интерьер, организацию работы, обслуживание и даже поведение посетителей. Все приходит в естественное соответствие.

Энергетика вокзалов дает энергию движения, и если присутствует Тамас, то только как передышка перед новым движением. Причем Раджас, а здесь это динамика множественности, может носить несколько хаотический, разнонаправленный характер. Здесь тоже возникают индивидуальные особенности, которые складываются в зависимости от множеств причин - архитектуры, контингента, загруженности и организации работы.

Энергетика концертных залов обычно несколько возвышеннее, с большей устремленностью вверх, чем у оперных. Оперные залы создают ауру помпезности, блеска и даже гламура. В залах театров (при советской власти театральное искусство стало массовым и доступным) присутствует оттенок некоего напыщенного ширпотреба и фривольности. Цирк дает игровую, веселую атмосферу детского праздника и непосредственности. Энергетика громадных залов советских кинотеатров создавала ощущение проходного двора. Современные небольшие залы создают ощущение ближе к камерности.

Энергетика храмов совсем другая. Причем энергетика «мужских» храмов отличается от энергетики «женских». Мужские - это например обычно храмы Ал. Невского, независимо от места нахождения. Их энергетика чистая, холодная и строгая, зовущая ввысь, к запредельным высотам горнего. Энергетика женских церквей другая - она вязкая, теплая, обволакивающая, она о земном, о грешном, она о «житейском попечении». Даже можно использовать слово намоленность в этом контексте.

Особенно высока намоленность у старых храмов и церквей. Эта энергетика чувствуется еще на подходе к зданию. У новых церквей отсутствие намоленности и своей энергетики временно создает чувство пустоты, отсутствия аура места и здания. Чем больше людей посещают здание, тем быстрее создается его «аура», тем четче она чувствуется и сильнее проявлена. Человек ее чувствует как создание у него определенного настроя.

В городах проживает большое число людей, в мегаполисах живут десятки миллионов. Возраст Иерихона и Дамаска превосходит минимум в два раза письменную историю человечества. В таких обжитых местах массовость или длительность человеческого воздействия создает четко выраженную, с определенным характером, наведенную энергетику места. Аура таких городов имеет подчас очень внятную физиономию, легко читаемую и различаемую приезжими со стороны.

Практически каждый большой и старый город обладает энергетикой, отчетливо проявляемой в характере всего уклада жизни горожан. Человек с хорошей сенсорной чувствительность и побывав в разных городах, на фоне сравнения четко чувствуют эту разницу. Возможно приписать определенный характер городу и его горожанам. Энергетическая физиономия города может очень четко соотноситься с его архитектурой. Как энергетически город может обладать характером, так и общая образность его архитектуры не возникает на пустом месте.

Архитектура в старом, сложившемся городе должна в обязательном порядке учитывать эту городскую ментальность. Возможны два варианта: либо здание вписывается без нарушения сложившейся ауры места, гармонично подстраиваясь под общий лад. Либо новое здание кардинально меняет энергетику старого, придавая ему новое звучание. Либо (опять дуально) создавая территориальную резервацию старого духа, оставляя исторический центр нетронутым, а новый город формируя в другом месте.

Фен-шуй. Фэн-шуй (кит. «ветер и вода») - даосское учение о использовании энергии пространства (ци, прана). Глубинное понимание взаимосвязи всего Сущего, осознание существование тонких энергий и их взаимодействия в мире позволило китайцам использовать эти знания для создания иглотерапии, энергетической гимнастики тайцзи-цюань и фэн-шуй - учения о принципах и способах энергетического взаимодействия окружающей среды и человека.

Поток энергии Саттвы проявляет себя в Мире и Вселенной, как энергия пространства или вакуума, как предпочитают говорить физики. Взаимодействуя с материальными телами, этот поток изменяется, оказывая разное влияние как на окружающее, так и на живое. Цель фэн-шуй - поиск благоприятных потоков энергии ци (праны или энергии пространства) и их использование на благо человека.

Течение энергии пространства на Земле меняется, в зависимости от разных причин. Она может создавать гармоничные или негармоничные структуры и конфигурации. Так как энергия пронизывает всё - человека, природу и вещи, то она присутствует в каждом конкретном месте, доме, участке земли или человеке. Фэн-шуй помогает выбрать лучшее место для строительства дома или захоронения, провести правильную разбивку участка.

Энергетика в каждом конкретном случае рассчитывается индивидуально. Не бывает двух одинаковых домов, как и двух одинаковых людей, потому что каждая точка пространства планеты Земля имеет свою уникальную характеристику. Для этого необходимо «чувствовать» тонкую энергию. Как всегда таких людей значительно меньше шарлатанов. Но принципы фен-шуй можно применять не будучи экстрасенсом, а просто используя знания этого учения.

Естественная архитектура

Горы - естественная архитектура в ее расширенном понимании, как искусства формообразования вообще, осуществляемая стихиями, силами природы. Здесь создание формы происходит прямым и естественным образом концентрацией вещества, образованием монолита породы. Это предельно максимальное проявление Тамаса в ограниченном объеме пространства в условия нашей Земли.

С момента образования планеты движение материковых плит земной коры приводит к постоянному распаду и формированию новых континентов. Столкновение тектонических континентальных плит сопровождается образованием гор. Стихии природы проявляют себя в этих геологических процессах творчески, превращая этим процесс горообразования в естественную архитектуру. Также как и человек своим творческим отношением превращает процесс строительства в зодчество.

Оформлением монолита пород (Тамас), заполняемых пустотой ущелий и долин (Раджас) происходит создание горных массивов. Возникает структура, Саттва, поверхностного пространства планеты. А градостроительный план природной архитектуры очень часто оказывается в руках стихии Хаоса. Так же и у человека, не смотря на попытки прагматичного мышления упорядочить процесс градостроения, вечно текучий поток жизни оказывается победителем в структурировании мест проживания людей.

Если приглядеться повнимательнее, то в созидании гор и горных ландшафтов участвуют те же принципы формообразования, что и в человеческой архитектуре и градостроительстве. И точно также можно вести речь о образах, создаваемых горными вершинами. Правда разнообразие сюжетов этого вида естественного искусства очень плотно перекликается с портретной живописью. Но ведь никто не ставит в вину портретистам бедность их формальных сюжетов.

Портретисты изображают не действие, не перипетии взаимоотношений, а личность, внутренний мир человека, его душу наконец. Так и естественная архитектура не имеет широкого выбора сюжетов, но это ограничение не означает ее ущербности. Просто эта архитектура говорит о другом. Она, если можно так выразиться, дает портреты тех энергий мира, тех стихий природы, которые занимаются ее формообразованием, которые создают основы нашего материального существования на планете.

Как и в зодчестве, в архитектуре стихий возникают свои шедевры. Фудзияма, не только гора, вулкан - это символ Японии. Дух этого вулкана стал чем-то неотъемлимым в национальном духе японцев. Гора считается священной, служит объектом туризма и религиозного паломничества буддистского и синтоистского культов. Фудзияма на протяжении многих веков является популярной темой в японском искусстве. Арарат, не смотря на все политические и территориальные коллизии (он теперь в Турции) - есть выражение духа армянского народа и достаточно явно присутствует в культуре народа.

Олимп вообще наверное все воспринимают как символ, как некий образ, забывая, что это реальная, существующая по сей день гора в Элладе. Символом рая, небесной страны народа стала мифическая гора Меру в Индии. Даже в практичной Европе с ее меркантильность, Монблан не только название вершины, а есть символ чего-то высшего. Эверест не имеет такой длительности взаимодействия с человеческим духом и не приобрел еще такого же духовного значения, но уже почти столетие является местом вожделения всех альпинистов мира.

Другим народам с естественной архитектурой повезло меньше. Но у них есть реки: Нил, Тигр с Евфратом, Хуанхе и Янцзы, Дунай, Рейн. Ощущение этих стихий природы настолько давно и глубоко пронизывает культуру и искусство проживающих там народов, что не замечать этого невозможно. Некоторым повезло больше, в Индии кроме Меру есть Ганг, в России кроме седого Урала есть Волга. Правда, диалектика мира и жизни подсказывает: кому много дается, с того много и спрашивается.

Возникновение аэрофотосъемки позволяет оценить и градостроительный аспект архитектуры гор. И если раньше круг почитателей и ценителей горной архитектуры исчерпывался лишь альпинистами, то теперь с развитие активного туризма и широкой доступностью фотографии, образы горных вершин становятся достоянием широкой публики. В отличие от человеческой, эта архитектура наглядно дает почувствовать мощь и величие творящих сил природы, открывая человеку совсем другие горизонты.

Нет абсолютно похожих друг на друга гор. Как и приличествует произведениям искусства, вершины индивидуальны и многие имеют свою персональность. Есть интуитивное понимание, что Эльбрус, Килиманджаро и даже К9 - это персональное имя, это плод творчества конкретной стихиали природы. Не вызывает удивления одухотворение гор альпинистами и любителями природы, как проявление естественного стремления человека наслаждаться, общаться с произведения искусства, созданного природой.

Кстати, как утверждают великие мистики, вполне возможно слияние архитектуры людей и архитектуры стихиалий природы. После завершения земного цикла развития человечества, люди проходившие земные пути как архитекторы, естественно будут продолжать свое творчество в иных планах Бытия. И по мере подъема их по этажам Мироздания их произведения будут все больше и больше сближаться с произведениями стихиалей природы, достигая какого-то непостижимого для нас сейчас синтеза.

Связаны между собой и внешние искусства. Выражение «архитектура - застывшая музыка» наиболее точно отражает связь и различие между этими искусствами. Архитектура есть отражение человеком в инертной материальности формообразующей функции Тамаса. Музыка есть отражение человеком в изменениях (колебаниях) материи динамики как функции Раджаса. Архитектура и музыка есть диалектически противоположные, но этим же и связанные искусства отражения бытия Мира.

Заключение

Это эссе - попытка осмыслить суть архитектуры как искусства и естественно не может претендовать на исчерпывающее описание. Это толчок к пониманию образности в зодчестве. Ибо нельзя вместить живую практику, все проявления творчества и нюансы архитектурных образов в рамки одной, даже самой правильной схемы. Так же как и нет возможности охватить все богатство зодчества одним человеческим разумом.

Трактовки архитектурных образов даны лишь для иллюстрации идей и принципов формообразования и будучи вырваны из контекста, естественно не претендуют на полноту описания. Их полное описание гораздо многограннее и содержит несколько смысловых слоев: начиная от высшего духовного уровня и вплоть до утилитарного, сиюминутного и злободневного. Очевидно, архитекторы могут сделать это лучше, чем философы.

Осознание мировоззренческих аспектов сюжетности и образности архитектуры поможет избавиться от ошибок и позволит сконцентрироваться на главном и сущностном, поднимая искусство зодчества на новую высоту. А рекламно-маркетинговые изыски в архитектуре хороши для пропаганды местного туризма и зазывания клиентов, где необходимы лишь поражающие своей эксцентрикой необычности.

Гонконгский ресторан в виде огромной яхты (эта тематика вообще крайне популярна), перевернутый дом Даниеля Шапиевски в Польше, дом Хундтервассера в Вене, дом-ботинок Махлона Хайнса, дом-корзинка Д. Лонгабергера и так далее - это все не имеет никакого отношения к искусству архитектуры. Хотя иные упражнения дают интересный эффект, позволяя отработать любопытную идею или образ. Ну и юмор тоже имеет право на существование в любом искусстве.

Современные технологии строительства, новые материалы и компьютерное моделирование дают возможность создать любую потребную форму. Это открывает большие перспективы для творчества, приближая архитектуру к возможностям монументального искусства. Тем более, что зодчество уже давно вышло из тесных рамок дворцовых и храмовых канонов и общество теперь может позволить себе использовать архитектуру в общественном и массовом строительстве. Архитектура вышла из младенческого и отроческого возраста и вступает в пору зрелости.

07 марта 2013 года

Вернер О.Э.
Фото архитектурных объектов можно найти в интернете
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-19536.
×

По теме Метафизика архитектурного творчества - 6

Метафизика архитектурного творчества - 2

Принципы созидания Основных принципов формообразования Мира, главных энергий созидания немного. Проявляясь на разных уровнях Бытия и взаимодействуя между собой, они и определяют...

Метафизика архитектурного творчества - 4

Взаимодействие Множественность. Единое, как Создатель порождает Мироздание, Космос. Формируемое Тамасом все Сущее, воздействием Ахамкары, становиться объектным и предметным в том...

Метафизика архитектурного творчества - 3

Саттва. Качество энергии Единого, Начало гармонии, материализация принципа уравновешивания. Саттва не является механической суммой Тамаса и Раджаса, а будучи отдельным аспектом...

Метафизика архитектурного творчества - 5

История. Судьба (карма) есть совокупный результат типичного метода осуществления деятельности, стандартного протекания процессов, постоянного проявления одного и того же характера...

Метафизика архитектурного творчества - 1

Предисловие Эта работа весьма неожиданный ракурс для такой темы, как творчество в архитектуре. Она призвана осветить ряд аспектов сущностного знания о Вселенной и человеке, выявляя...

Творчество

Прежде чем поэту начать творить, нужно словесно исповедоваться…

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты