Когда Ницше плакал

«Йозеф, попытайтесь прояснить свой разум. Представьте себе такой мысленный эксперимент! Что, если какой нибудь демон скажет вам, что жизнь, которую вы ведете сейчас и вели раньше, вам придется пережить еще раз, и еще бесчисленное количество раз.
Когда Ницше плакал
И в ней не будет ничего нового, только каждая боль и каждая радость, все невыразимо малое и великое, что было в вашей жизни, вернется к вам в той же последовательности и преемственности — даже этот ветер, и эти деревья, и эта скользкая глина, даже кладбище и страх, даже этот момент нежности, когда мы с вами, рука об руку, бормочем эти слова? — Брейер не сказал ни слова, и Ницше продолжал: — Представьте себе бесконечные песочные часы существования, которые переворачиваются снова, снова и снова. И каждый раз мы с вами тоже оказываемся вверх ногами, простые пешки, вот мы кто».

Брейер даже не пытался его понять: «Как эта… Эта… Эта фантазия…»

«Это не просто фантазия, — настаивал Ницше, — это более реально, чем мыслительный эксперимент. Только вслушайтесь в мои слова! Не думайте ни о чем больше! Подумайте о бесконечности. Оглянитесь назад — представьте себе, что вы бесконечно далеко всматриваетесь в прошлое. Время тянется назад в вечность. А если время бесконечно далеко тянется назад, разве то, что может случиться, не происходило уже когда то? Может, то, что сейчас происходит, уже происходило раньше? А если все уже происходило ранее в бесконечности времени, что вы, Йозеф, можете сказать об этом моменте, о нашем перешептывании под сводами деревьев? Разве и это не происходило раньше? И время, которое бесконечно далеко протягивается в прошлое, разве в будущее оно не должно протягиваться в бесконечность? Разве мы не должны возвращаться постоянно в это мгновение, в любое мгновение?»

«Вы хотите сказать, что данный конкретный момент через цепь случайных событий должен был происходить и раньше?»

«Поймите, что время было всегда, время бесконечно далеко протягивается в прошлое. В этой бесконечности времени — неужели рекомбинации событий, составляющих мир, не повторялись бесконечное количество раз?»

«Как глобальная игра в кости?»

«Именно так! Глобальная экзистенциальная игра в кости!»

Брейер остался бесстрастным «Но как я могу поверить в это, не имея доказательств? Я не могу заставить себя верить. Разве мне не придется отказаться от одной религии только для того, чтобы принять другую?»

«Доказательство исключительно сложное. Оно до сих пор окончательно не разработано, на это потребуются годы работы. А теперь, после нашего разговора, я даже не уверен в том, что мне стоит тратить время на разработку доказательства на космологической базе, — возможно, остальные сочтут его безумием. Может, они, как и вы сейчас, будут придираться к чрезмерной сложности доказательства, что отвлечет их внимание от самого главного момента этой теории — психологических последствий вечного повторения».

«Давайте поставим вопрос иначе, — продолжал тем временем Ницше. — Разве не можете вы допустить, что вечное возвращение возможно ? Нет, подождите, мне не нужно даже это! Скажем просто, что оно возможно или только лишь возможно. Этого вполне достаточно. Несомненно, легче поверить в существование вечного повторения и доказать его, чем поверить в сказку о вечном проклятии! Что вы теряете, соглашаясь признать такую возможность? Сможете ли вы тогда думать об этом иначе как о «пари Ницше»?» Брейер кивнул.

«Тогда я настаиваю, чтобы вы подумали и о том, как вы можете использовать вечное возвращение в вашей собственной жизни — не абстрактно, но сегодня, сейчас, максимально конкретно!»

«Вы намекаете, — сказал Брейер, — что каждое мое действие, вся боль, которую я испытываю, — все это будет происходить со мной в бесконечности?»

«Да, вечное возвращение предполагает, что любое действие, которое вы выбираете, вы должны быть готовы избрать для себя на вечность. Это же утверждение справедливо и для любого несовершенного действия, для любой мертворожденной мысли, для любой не избранной вами альтернативы. И вся не прожитая вами жизнь останется наростом внутри вас — жизнь, которую вы никогда уже не сможете прожить. И не услышанный вами голос совести будет вечно взывать к вам».

«То есть, как я понял, вечное возвращение обещает в некотором роде бессмертие?»

«Нет! — горячо возразил Ницше. — Я говорю о том, что жизнь нельзя изменить, нельзя оборвать ради некой перспективы жизни в будущем. Бессмертна именно эта жизнь, этот момент. Нет никакой жизни после смерти, никакой цели жизни, апокалиптического трибунала или Судного дня. Этот момент будет всегда, и вы, только вы сами, будете своим собственным слушателем».

Брейер вздрогнул. Когда он начал лучше понимать мрачные перспективы предложения Ницше, он прекратил сопротивление и весь превратился в сосредоточенное внимание.

«Йозеф, я еще раз повторяю, позвольте этой идее завладеть вами. И позвольте мне задать вам еще один вопрос: нравится ли вам эта идея ?Или нет?»

«Она мне не нравится !— Брейер почти перешел на крик. — Жить вечно, думая о том, что я не жил, не чувствовал аромата свободы, — эта идея вселяет в меня ужас».

« Тогда, — настаивал Ницше, — живите так, как вам нравится! »
Ялом Ирвин
Источник: http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/jalom_nicshe.html?current_book_page=18
×

Обсуждения Когда Ницше плакал

  • иногда это единственное что можно сделать, что бы сохранить спокойствие)но в целом скорее это средство, чем цель, а жизнь - это скорее цель, чем средство)
     
  • Многие животные несправедливо пострадали от того, что люди приписали им собственные привычки.
    Оправдаем страусов, но остались люди, которые уходят от реальности с помощью алкоголя, наркотиков, религиозного дурмана, сомнительных целителей, финансовых пирамид, просто из-за лени, безответственности, невежества. Мол, моя хата с краю, и меньше знаешь - крепче спишь.
    Дорогая Ki, Вы считаете, что отрицание реальности - это хорошо, раз пропагандируете внутренний комфорт как средство неуязвимости?
     
  • Плиний Старший породил забавный слух))но думаю, в этом случае страус находится в 100% отрицании реальности,))
     
  • Недурно. Наверное, страус больше всех испытывает внутренний комфорт и чувствует себя неуязвимым, когда при опасности засовывает голову в песок.
     
  • вчера Незнакомец поделился на мой взгляд очень здравой мыслью "если вы не можете оказать себе в чем-то, то оно управляет вами, к дискомфорту, по причине его отсутствия может примешаться еще и чувство вины, если не смогли удержаться , а если вы что-то полностью отрицаете и вам кажется что вы победили, то оно властвует над вами, ведь ему удалось отрезать кусочек вашей реальности")
    смысл в балансе) быть свободным - это сохранять свой внутренний комфорт, вы - неуязвимы)
    что касается повторяемых жизней, согласна дежавю в песочных часах не случается)
     
  • А то, что к фантазиям XIX века желательно подходить критически, поскольку много знаний с тех пор добыто. На повторение ситуаций можно было рассчитывать, исходя из неделимости атомов (чего, как позже выяснилось, нет). Скорее всего, материя неисчерпаема в глубину, и один и тот же бесконечный фильм нам не светит.
    Если бы была абсолютная повторяемость, то она наверняка проявлялась бы, так сказать, относительно. Но в природе нет двух абсолютно одинаковых листьев, одинаковых отпечатков пальцев, одинаково ветвящихся кровеносных сосудов. Сколь бы близкие условия ни создавались для двух предметов или процессов (скажем, у близнецов), все равно отличия накапливаются.
     
  • и что отсюда следует?)
     
  • А в меня - нет! Мало ли кого посетит какая чертовщина!
    Если все в точности повторяется, то человек каждый раз будет проживать как впервые, ничего не зная о прошлом, а значит, незачем маяться. Во всяком случае от повторения.
    Кстати, на счет доказательств. Число пи (как и все трансцендентные числа) не является периодической десятичной дробью, так что уже бесконечно разнообразно. А уж более сложная материя во Вселенной - и подавно.
     
  • и в меня она вселяет ужас))
     

По теме Когда Ницше плакал

Философия Фридриха Ницше

Разнообразно восхождение великих людей на горизонте человечества. Мерно и плавно...
Журнал

Фридрих Ницше. Злая мудрость

1. Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни. 2. Долгие и...
Журнал

Биография Ницше

ПИРШЕСТВО МЫСЛИ Бомба с позитивистским зарядом взорвалась в мае 1878 г...
Журнал

Творчество Ницше

"Mihi ipsi scripsi!" ("Обращаю к самому себе") - не раз восклицал Ницше в своих...
Журнал

Бесстрашие социально-философских воззрений Ф.Ницше

1. Природа философского отношения к миру 1.1. Философский "Образ Жизни...
Журнал

Ницше и социальная проблематика философии

Речь оракула, прорицателя, "вопрошающего себя самого" творца ценностей, – вот...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?