Диалектическая теория познания

Здесь дана не сама теория, а краткая ее популяризация, которая поэтому не заменяет полноценных трактатов и не отражает всего богатства философской мысли. Излагаются в основном устоявшиеся представления, вошедшие в учебники и не претендующие на новизну, хотя уже сам подбор материала выражает определенное отношение к нему. Не обойдены вниманием понятия материи, энергии, информации, которые напрямую не связаны с теорией познания, но без которых изложение было бы неинтересным.

Огромную помощь при работе над статьей оказали коллеги и авторы сайта, их участие можно проследить под статьей "Иллюзии аксиоматизации". В свою очередь обсуждавшийся материал подвиг коллег к изложению своих концепций. Были бы полезны для читателей и другие статьи в подобном ключе от представителей существенно иных философских направлений.

1. СЛОВА И ПОНЯТИЯ

Каждое слово имеет свою историю. У одних слов она теряется в веках, и их использование устоялось. Другие появились сравнительно недавно для отражения бурно меняющейся жизни и только обрастают разными оттенками.

Некоторые слова специально придуманы учеными, их обычно называют понятиями, смысл их задан изначально, но и для них должен пройти период признания и уточнения. При этом в разделах науки в качестве терминов с новым смыслом нередко используют слова обычного языка. Например, поле в алгебре - это совсем не то же, что поле в физике, и тем более оно не смахивает на сельхозугодия. Часто наука берется уточнять слова языка, так что для одного слова сосуществуют бытовое и научное понимание, иногда близкие, иногда далекие друг от друга.

Не каждый ученый за всю свою жизнь ввел хотя бы одно новое понятие, потому что понятия возникают не по личному желанию, а по стечению многих обстоятельств, при котором выбор у человека остается невелик. Неудачное понятие быстро выходит из употребления и заменяется другими понятиями.

Наиболее ходовым случаем в общении или научной работе является не разработка новых понятий, а извлечение из памяти или литературы нужных понятий и согласование их с представлениями собеседника. Поскольку вопросы, как правило, поднимаются новые, то прежние понятия нередко оказываются неприспособленными к новым задачам и требуют уточнения.

Если понятия не согласованы, то неудивительно, что собеседники будут приходить к разным выводам. Такие понятия как материя, пространство, Вселенная, душа, человек, любовь и многие другие - не получили всеобщего устоявшегося значения, потому обсуждения с ними могут длиться бесконечно.

Трудность уточнения заключается в том, что при этом приходится использовать другие слова, которые в свою очередь не точны. И только в сравнительно редких случая можно ткнуть пальцем и сказать, например, что это Иван Иванович Иванов. Да и то, наверняка, у него найдутся полные тезки, и может возникнуть путаница как с кандидатами-однофамильцами на выборах.

Можно ли вообще из неточных элементов сложить нечто более точное? Опыт развития цивилизации показывает, что можно. Полезна следующая аналогия. Даже из неотесанных камней можно сложить дом. А если их отесать (читай: научно уточнить ходовые слова), то уже можно строить дворцы.

Тем не менее, в любой ситуации надо иметь в виду, что неточности остаются даже в самых лучших определениях. И некритическое применение определений нередко ведет к грубым ошибкам.

Во многих случаях при дословном понимании вообще не оказывается объектов, описанных определением. Например, окружность - это множество точек, равноудаленных от точки, называемой центром окружности. Но в реальности нет точек, да и все расстояния измеряются приближенно. Значит нет окружностей? Все-таки есть. Их можно увидеть на небе в виде солнечного диска и диска полной луны, в виде кругов на воде от брошенного камня, в виде линии, проведенной циркулем на бумаге. Но все эти объекты лишь приближенно соответствуют определению окружности. Причем то, что примут в качестве окружности при производстве телег, не пройдет в точном производстве.

Поэтому со всяким словом неизбежно связаны границы его применения, которые еще зависят от ситуации. В одних случаях использование какого-то слова более законно, в других может быть спорно. Например, долгое время Плутон считался планетой Солнечной системы, но постепенно накопилось столько сомнений, что теперь ему в этом отказано.

Понятие планеты показывает, как сильно могут меняться определения. Поначалу разночтений не было: блуждающая звезда. Но потом пришлось выделять спутники планет, астероиды, малые планеты, и первоначальная редакция определения оказалась бесполезной.

Одни и те же объекты могут называться разными словами в зависимости от ситуации или решаемой задачи. Каждый человек одновременно налогоплательщик, квартиросъемщик, муж (жена), отец (мать), сын (дочь), член трудового коллектива, сторонник какой-либо партии и многое другое. На какое-то время он регулярно превращается в пешехода или водителя, покупателя, рыбака, зрителя и т.д.

Естественно желание дать словам самое общее определение на все случаи жизни. Но для того же человека тогда самым лучшим получится "двуногое без перьев" (Платон). Поэтому к понятиям предъявляются некоторые общие требования, в первую очередь однозначность и содержательность, хотя идеально выполнить их невозможно.

Трудности определений особенно проявляются для общественных явлений. Например, трудно отличить революцию от переворота. Не случайно одни ученые до сих пор считают Октябрь 1917г. великой революцией, другие - реакционным переворотом. Сложность еще в том, что далеко не очевидно, какие детали событий и какие деяния людей надо относить к историческому событию, а какие - нет. Так, падение Римской империи - это не удар колокола часов, а огромный процесс, растянувшийся на многие годы, если не на века. Любое историческое событие, сколь бы мимолетным оно ни было, всегда есть сложный процесс, связанный миллионами нитей с другими событиями.

2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ТЕКСТЫ

Поскольку предложения составлены из слов, то они вбирают в себя все условности и неточности, присущие словам. С другой стороны, они приобретают смысл, не присущий отдельным словам, который служит основой для общения и развития цивилизации.

В любом предложении, даже составленном с нарушением норм языка, можно найти смысл. Смысл во многом относителен и зависит от контекста.

Текст в отличие от предложения способен отразить любые общественные явления. В нем важно взаимодействие предложений. В художественном произведении комбинации фраз служат созданию определенного впечатления у читателя и в значительной мере являются искусством автора, с трудом поддающимся анализу и воспроизведению.

В гуманитарных науках, а нередко в деловых документах и точных науках целью текста может быть обоснование тезиса, но по сути все тоже сводится к созданию впечатления о правильности тезиса. Например, сторонники социализма высыпают свои аргументы, противники - свои. В подобных случаях трудно выяснить, кто прав, потому что свои аргументы всегда кажутся весомее.

С глубокой древности люди искали средства, как сделать текст более убедительным и как построить фразу, чтобы против нее не смог возразить оппонент. Уже тогда интуитивно были найдены многие приемы, подтвержденные формальной логикой через тысячи лет.

Например, ошибочность следствия означает ошибочность исходного утверждения. Или, если известно или оппонент согласился, что все жители города греки, то ему придется признать, что и любой пришедший на диспут житель города тоже является греком. Или, если в доме отключено отопление, то оно отключено и в каждой квартире.

Однако редко удается составить длинную цепочку из таких убедительных переходов. Кроме того, схема может давать сбои. Например, если город заплатил дань, то это не значит, что ее заплатил каждый житель города.

Поэтому еще в древности было замечено, что построение фраз по аналогии, по прецеденту, по проверенным схемам все равно может вести к серьезным ошибкам. Как бы человек ни старался стройно и логично проводить свои рассуждения, на каждом шагу непременно проскальзывает неточность. А если умело обыгрывать эти неточности, то из любого утверждения можно вывести его противоположность. Именно так развлекался Сократ, немало досаждая влиятельным соотечественникам.

Неутешительный вывод об отсутствии объективной логики напрашивался сам собой. Но был и другой пример: геометрия Эвклида, где четко выдерживалась линия рассуждений, обеспечивающая однозначность выводов. Но еще удивительнее было то, что за две тысячи лет вплоть до XIX века не удавалось найти ни одного подобного примера четкости ни в одной из наук.

К настоящему времени все эффекты рассуждений прекрасно изучены. Непогрешимых схем не обнаружено. Даже геометрия Эвклида не обходится без создания впечатлений. Однако достижения логики остаются уделом узкого круга специалистов и обычно используются лишь на интуитивном уровне, как и тысячи лет назад. Как и тогда, сегодня предпочитают не замечать свои ошибки или с порога отрицают все, руководствуясь корыстными интересами или просто по малограмотности. То, что Сократ делал в шутку, сегодня переполняет многие научные работы.

Есть несколько ходовых правил логики.
1. Для опровержения утверждения достаточно привести один пример. Скажем, если оппонент утверждает, что у кошек нет хвоста, то достаточно показать ему только одну кошку с хвостом, не беспокоя всех остальных кошек.

2. Если из А следует Б, а из Б следует В, то из А следует В. Например, жара ведет к засухе, а засуха ведет к неурожаю, тогда от жары жди неурожай.

3. Если рецепт предусматривает несколько вариантов выхода из какой-либо ситуации, то он окажется несостоятельным, только если мы опровергнем все варианты.

4. Если решение оппонента требует одновременного выполнения нескольких условий, то для опровержения решения достаточно показать отсутствие одного условия.

5. Из лжи может следовать истина. Т.е. корректными рассуждениями из ложного утверждения можно получить правильное, впрочем, одновременно с другими ложными. Поэтому формальная логика не приветствует формулу: практика - критерий истины. По такому критерию практика может "подтвердить" и ошибочную теорию.

Разумеется, все это только идеализированные схемы сродни таблице умножения. И оформлены они здесь литературно, чтобы не пугать людей формулами. Кроме того, оппонент может просто не согласиться с правилами логики ввиду их абстрактности. Он может также утверждать, что хвостатая кошка является мутантом, и будет требовать новых примеров. В других случаях могут всплыть подделки и ловкие фальсификации.

К счастью, мутанты не мяукают в каждом дворе, а подделки картин и драгоценностей на улице не валяются. Поэтому ограниченность общих схем проявляется относительно редко, и значение логики огромно, поскольку она позволяет не спотыкаться на каждом шагу и быстро проводить рассуждения в большинстве ситуаций.

3. ДОБЫВАНИЕ ЗНАНИЙ

Абсолютно новых знаний не бывает. В принципе всегда можно проследить историю и предшественников достижения, выяснить, какие шаги к нему привели. А значит, поступая аналогично, можно надеяться на получение новых, или точнее, относительно новых знаний. Так что самый простой и доступный инструмент - это аналогия.

Аналогия незаменима при поиске полезных ископаемых, при исследовании космических объектов, в быту, в любой науке. По аналогии получилась планетарная модель атома. При создании летательных аппаратов во многом учились у природы. Самые непохожие процессы описываются аналогичными уравнениями. Без конца ищут и находят новые аналогии между развитием живого организма, общества, Вселенной.

Другой важный инструмент: обобщение, когда свойства одного объекта переносят на множество схожих объектов. На обобщении основана медицина. Если испытания препарата успешно прошли на животных и на нескольких пациентах, то вывод об их пригодности распространяется на все человечество.

Не счесть случаев, когда обобщения и аналогии приводили к катастрофам в экономике, сельском хозяйстве, медицине. Но часто других средств исследования нет. Общество в целом, далекий космос, да и сам человек - все это неподходящие для препарирования объекты. Об их сути судят по внешним признакам, по поведению. Объекты микромира видны нам также в основном по косвенным данным.

И только сравнительно редко можно широко использовать анализ - изучение составных частей, элементов объекта. Только анализ может дать достаточно полную информацию. Он, конечно, не сводится к механическому разрезанию объекта, которое привело бы к утрате его основных качеств. В каждой науке есть специальные методы исследования. В самом общем плане мощными инструментами познания служат философские категории.

Прежде всего, в дело вступают категории целого и части. Накопленный опыт говорит, что целое может иметь свойства, отсутствующие у его частей. И обратно, свойства частей могут не распространяться на объект в целом. Наиболее разительны отличия химических элементов от составляющих их элементарных частиц. В обществе коллективы людей обладают силой, возможностями, структурой, каких нет у их членов. В свою очередь многие интересы и качества каждого человека обычно не распространяются на цели коллектива.

Другая пара категорий: форма и содержание. Нет единого правила, к какой категории относить те или иные свойства. Но на практике хорошо видно, что книгу, газету, магнитный носитель можно отнести к форме, в которой содержится какая-то информация. В свою очередь сама информация может оказаться, например, изложением исторических событий в одной из форм: исторический роман, поэма, монография. Примечательно, что одно и то же содержание может предстать в разных формах. Таков, например, углерод в форме угля, графита, алмаза.

Близкая к предыдущей паре: явление и сущность. Для человека видимый свет является в виде цветов радуги, по сути он - фотоны, волна. Солнце мы видим как яркий диск, по сути это - ядерная топка (хотя при разных задачах и мировоззрениях выделяют разную суть). Явление, как и форма, обычно лежит на поверхности и познается в первую очередь. Постигнуть сущность объекта - означает: раскрыть причину его возникновения, его внутренние противоречия, законы его развития, его определяющие свойства.

Исключительное значение имеют категории: причина и следствие. Считается, что без причины ничего не случается. Однако, случившееся нередко становится полной неожиданностью для людей. Естественно желание разобраться в причинах, чтобы неприятное событие больше не повторялось, и, наоборот, чтобы способствовать повторению полезного события.

Как правило, причина бывает не одна, а существует целый комплекс причин, среди которых можно выделить более важные и второстепенные. В свою очередь причина сама есть явление со своими причинами. Так получаются длинные цепочки причинно-следственных связей. Большинство из них проследить нереально, поэтому неожиданные явления - это скорее норма нашей жизни.

Большое значение для исследования имеет закон перехода количественных изменений в качественные. Хотя трудно представить, что 100 сосен могут чем-то существенно отличаться от 101, но опыт человечества показывает, что любой количественный рост когда-то обрывается. Это особенно важно для общественных процессов, где закон проявляет себя регулярно.

Еще один закон диалектики: о единстве и борьбе противоположностей. Даже в одном человеке постоянно сталкиваются разные желания, не говоря уже об интересах разных людей. Этот закон, конечно, не означает, что любой объект занимается исключительно внутренней борьбой. Это лишь одна сторона, которая может не бросаться в глаза. Но даже в самых благополучных и спокойных объектах можно отыскать отголоски борьбы противоположностей. Так, мирно прорастающее зерно - это некая программа развития. Но всякая такая программа уже имеет несоответствие между внешними условиями и теми, на которые она рассчитана. Иначе прорастала бы не микроскопическая доля семян, а все. Кроме того, программистам хорошо известны противоречия между объемом и скоростью программы, между сложностью и надежностью.

Здесь нет возможности перечислить все накопленные средства познания. Но приведенной части при умелом обращении более чем достаточно, чтобы не ударить лицом в грязь во многих исследованиях.

4. РАЗВИТИЕ И ЦЕЛЬ

Простое и сложное - это еще пара категорий, применимых к любому объекту и служащих для различения объектов. Любой объект является одновременно простым по отношению к одним объектам и сложным по отношению к другим. Немаловажны при этом аспекты, по которым изучается объект, и задачи, для которых объект используется. С одной стороны, атом предельно прост для химических реакций. С другой стороны, имеет сложную структуру, все еще не разгаданную до конца. С одной стороны, семья - ячейка общества, с другой - необъятный клубок отношений и проблем.

Развитие объекта определяется через его качественное изменение. Нередко развитие связывают с усложнением или приобретением новых качеств, а упрощение и утрату качеств называют деградацией. Однако, есть немало примеров в живой природе, в познании и преобразовании мира, когда упрощение точнее было бы назвать рационализацией, а освобождение от ненужных качеств - считать полезным.

Между тем, что полезно и что вредно - это тоже весьма относительные понятия. Не касаясь многочисленных противоречивых интересов в обществе, нетрудно заметить, что ввиду ограниченности ресурсов даже самое благое дело, например, повышение пенсий тут же ударит по интересам других слоев населения. Теоретически мыслится некий оптимум, где все интересы будут в равной степени учтены. Но поскольку общество быстро развивается, то поиск этого оптимума все больше усложняется.

Для изучения развития важны категории: необходимость и случайность, возможность и действительность. Любое событие является необходимым по отношению к одним обстоятельствам и случайным по отношению к другим. Например, авария на дороге обычно представляется случайной, но если водитель регулярно нарушал правила движения, то итог вполне закономерен.

В принципе можно проследить самые мелкие обстоятельства каждой аварии и каждого падения монеты на ту или другую сторону. И поскольку у каждого следствия есть причины, а у этих причин - свои причины, то нетрудно предположить, что весьма далекие последствия были заложены давно, чуть ли не с рождения Вселенной. Эта гипотеза является спорной, хотя часть исследователей уже определилась со своим решением.

Возможно, новые открытия в недалеком будущем решат вопрос о предопределенности всех событий, и понятие случайности отпадет за ненадобностью. Но даже если это случится, то на данный момент нереально проследить все причинные цепочки, а экономически невыгодно прослеживать даже относительно простые связи. Поэтому если исходить из практических нужд, то для категории случайность осталось еще много работы.

С позиции отсутствия всеобщей предопределенности (или ее недостаточной доказанности на данный момент) каждое свершившееся событий предстает как одно из многих возможных. Такое отношение к действительности позволяет человеку надеяться, что своими действиями он может повлиять на ход событий и из ряда возможных ситуаций добиться осуществления той, которая ему выгодна. Впрочем, не исключено, что это полная иллюзия, и человеку только кажется, будто он из чего-то выбирает, а на самом деле сложившиеся обстоятельства давно определили его выбор.

С другой стороны, концепция предопределенности, если даже в итоге она окажется правильной, явно не способствует деловой активности и вряд ли может радовать. Поэтому вопрос здесь не только научный, но и моральный: выбирать между горькой правдой или сладкой ложью.

При всеобщем детерминизме всякая постановка цели человеком выглядит смехотворной. В этом случае серьезность целеполагания можно признать разве лишь за Богом. И тем не менее, практика постановки цели охватывает все сферы человеческой деятельности, сколь бы нелепой она ни показалась с небес. Поэтому понятие цели вполне актуально и действенно на человеческом уровне, а значит, подлежит осмыслению и изучению.

Как и с другими парами категорий понятию цель сопутствует другое понятие: средство. Для достижения любой цели человек использует некие средства. В свою очередь каждая цель есть часть более отдаленных планов и потому сама является средством для достижения следующей цели. Цели ставятся также организациями, социальными группами, государствами, обществом в целом.

Человек способен видеть не только ближайшую цель, но и довольно длинную цепочку последующих целей. Очень важно видеть далекие цели, дабы подойти к ним кратчайшим путем, а промежуточные цели не оказались пустыми и никчемными. Отсюда неизбежно всплывают вопросы о цели или смысле жизни каждого человека и существования общества в целом.

Смысл своей жизни каждый человек ищет сам, но есть немало ходовых вариантов, начиная с "посадить дерево". Возможно, смысл - в счастье человека. Назначение человечества до сих пор остается неразгаданным, хотя недостатка в гипотезах нет. По одной версии люди - часть божественного замысла, который пока нам не известен, а может быть, нам и не положено его разгадать.

По другой крайней версии развитие идет естественным путем, и никакой цели вообще нет. Тем не менее, отсутствие цели не отрицает движения к более или менее определенному состоянию. Например, глупо считать, что падающее бревно ставит цель, но результат падения предсказать нетрудно.

Как показывает исторический опыт, общество в целом развивается в основном стихийно, неподвластно воле отдельных людей. Оно напоминает падающее бревно, которым не способны управлять сидящие на нем муравьи. Не исключено и другое: люди объединятся, сплотятся и наконец-то возьмут рычаги управления в свои руки.

Есть надежда, что теория познания, сколь бы несовершенной она ни была, поможет людям взяться за рычаги или хотя бы осознать свое место в мире.

5. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ

В материалистическом понимании материя - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. До XX века материя считалась ощутимой и сложенной из элементарных кирпичиков - атомов, хотя электромагнитному и гравитационному полям тоже не отказывали в материальности. После деления атома материя не исчезла, но ее ощутимость явно стала сомнительной и сегодня жестко с материей не связывается. Хотя наличие самого элементарного уровня материи не исключается многими исследователями, но наиболее вероятное отсутствие такого уровня трактуется так: материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом или состоянием материи, ее свойством или формой движения. В качестве главных форм материи выделяют неживую, биологическую и социальную.

В идеалистических концепциях в качестве субстанции всех явлений принимается божественная воля, "абсолютная идея", дух, энергия (энергетизм).

Недостатки определений материи хорошо известны, здесь нет нужды их воспроизводить. Поэтому использование определений отнюдь не катастрофично, если делать поправки на их заведомую неточность.

Автор статьи полагает, что версия с энергией, не так уж плоха, если не упрощать ее до "чистой энергии" наподобие дистиллированной воды. Материальный объект - это оформившаяся энергия. При таком подходе энергия не определяется через другие понятия, а лишь демонстрируется на примерах подобно понятию множества в математике. Множество грибов в корзине, множество пассажиров в трамвае и т.п. - все это достаточно наглядные примеры. Так же повсюду мы видим энергию, которую можно понимать как активность и взаимодействие предметов. Мы можем сопоставлять эти воздействия, измерять активность в физических и иных величинах.

В материализме идеальное - это субъективный образ объективной реальности. "Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней." Предполагается, что при такой пересадке не происходит стопроцентного искажения. Поэтому при всей субъективности идеальное не есть чистый вымысел и поддается объективному изучению.

Объекты духовной жизни: душа, совесть, любовь, страх, ненависть и другие - изучены не до конца, а может быть, их нельзя изучить до конца. Поэтому трудно отнести их однозначно к материальным объектам или к абстракциям. Известно, что многим чувствам сопутствует образование определенных химических веществ в организме и электрических импульсов в мозге. Возможны не обнаруженные пока формы материи, в которых, скажем, обитают души как вполне материальные объекты. Но в любом случае духовные качества человека - это прежде всего идеальное, обобщенные характеристики его поведения, а не материальные объекты. Поэтому духовные качества не вкладываются разовой операцией, а воспитываются длительным общением с людьми.

В науке идеальное образует свой мир, в котором оно в значительной мере отрывается от исходных материальных объектов и становится вполне самостоятельным. В этом мире человек вводит новые понятия нередко вне связи с реальностью, но в интересах мира абстракций.

Для сознания человека исключительно важен образ цели, т.е. идеальный объект, для которого в реальности еще нет аналога, полностью или частично. Но этот аналог, возможно, будет и к нему можно стремиться, например, создавая благоприятные условия для его реализации.

Считается, что животные не могут ставить цели, так как не способны представить картину будущего состояния материальных объектов. Их действия обусловлены исключительно текущими воздействиями окружающего мира и заложенными стандартными реакциями на них. Тем не менее, стандартные реакции могут складываться в длинные цепи, которые очень похожи на осознанное движение к цели. Природным явлениям тоже обычно отказывают в постановке цели, хотя и они могут составлять замысловатые цепочки.

По одной версии мир создан Богом, и изначально существовал образ, план, абстракция этого мира, а возможно, его последующих и конечного состояния. По другой крайней версии все развитие обусловлено стандартными реакциями материальных предметов. Однако появление человека с его постановками целей сильно подрывает вторую версию. Вопрос может разрешиться после обнаружения плана, образа окружающего мира, но пока такое событие сомнительно.

Хотя человеческая наука ничтожна по сравнению с божественным замыслом, но она, вероятно, поможет в раскрытии этого плана, либо даст иную картину мира.

6. ЭНЕРГИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

Энергия - это не общефилософское понятие. В философском справочнике советского периода такого слова нет. Однако некоторые направления все же считают его философским. Понятие энергии всплывает почти всюду, хотя бы для его критики. Часто энергию понимают исключительно как физическую. За энергией в ходу такие сочетания: "свойство материи", "мера движения".

Как "свойство материи" энергия вполне годится для философии, хотя свойство получается туманным. По версии автора это - активность, способность к взаимодействию. Энергия - это не последний кирпичик материи взамен оскандалившегося неделимого атома. Она неисчерпаема вглубь. Однако по другой версии какой-то последний уровень существует. Во всяком случае, это не та "чистая энергия" наподобие дистиллированной воды, в которой нет никаких примесей. Энергия вся с примесями и с богатой внутренней структурой.

Как "мера движения" энергия годится в физике, а философским определениям противопоказаны численные характеристики. Однако и в философии есть понятие меры, которое не привязано к числам. Так что "меру движения" можно отнести и к философии, если не связывать ее с физическими приборами. Категорию меры впервые разработал Гегель. "Мера - это философская категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления." Так что лучше не путать меру с черпаком или мензуркой.

На данный момент слово "энергия" задействовано с разными смыслами. Это и киловатт-часы, и энергичный человек, и энергичная общественная деятельность человека или организации, это и энергичное мышление.

Принято различать так называемые проявления энергии. Вот некоторые физические проявления: механическая (кинетическая и потенциальная), тепловая, электромагнитная, гравитационная, ядерная. Они прекрасно поддаются численному измерению и в силу большой практической значимости заслоняют собой проявления вне физики. В биологической и социальной материи количественное измерение энергии затруднено, и используются в основном качественные оценки.

Физическая энергия - это научная абстракция. Она чиста как дистиллированная вода в отличие от реальной энергии, которая богата своими проявлениями. Земля - это материальный объект, огромный сгусток энергии, в котором тесно переплелись все известные проявления энергии.

Таким образом, надо отличать энергию вообще от ее конкретных проявлений и физических понятий. Закон сохранения энергии - это закон физики. Вне, как говорят, физической реальности, а по сути идеальности, он не действует, хотя и в других формах материи можно обнаружить устойчивость многих качественных характеристик при взаимодействии объектов.

С понятием материи тесно связано понятие информации, которое не получило в науке единой трактовки. Здесь автор излагает свои представления, по возможности максимально приближенные к бытующим.

Единица информации - это элементарное качество материального объекта или другого качества объекта. Примеры элементарных качеств объекта: электропроводность или ее отсутствие, прозрачность или непрозрачность, существует объект или прекратил свое существование. Примеры элементарных качеств другого качества: высокая или низкая теплопроводность, металл раскален докрасна или добела. Поскольку элементарное качество принимает два значения, то их всегда можно сопоставить с парой чисел: ноль и единица.

Информация - это множество единиц информации. Максимальное такое множество - информационное поле. Информация - это идеальный объект, хотя и неразрывно связанный с материей.

Информация объективна и в данной трактовке не зависит от наблюдателя. Однако каждый наблюдатель видит ее по-своему или вообще не видит, примерно так же, как в зависимости от точки отсчета человек видит одни предметы крупнее, другие - мельче, а какие-то остаются вне его поля зрения.

В иероглифе один человек видит только черточки, другой - слово, информацию о каком-то предмете. И та, и другая информация объективна, как объективны черточки и как объективна связь иероглифа с предметом через сходство в изображении или через знания и опыт человека.

Однако приведенное понимание информации мало пригодно в большинстве отраслей знаний и подходит разве лишь к столь же абстрактной аксиоме о неуничтожимости информации. На практике мы видим другое: сгорела рукопись, рассыпался жесткий диск, утерян ключ к древним текстам или к шифровке, умер человек - и нет информации. От теоретической возможности ее восстановить - мало толку.

Но дело не столько в пропажах информации, сколько в том, что каждый объект в зависимости от наблюдателя и поставленных целей предстает как самая разная информация. Древним текстам, шпионским посланиям, сигналам из космоса может придаваться невероятное количество разных смыслов. Не слишком ли много для набора знаков, который вообще может оказаться случайным? Неужели все эти противоречивые смыслы объективно сидят в нескольких значках? В терминах категорий возможного и действительного, наверное, да. Но такая возможность реально неотличима от полного отсутствия осмысленной информации.

По другой версии информация приобретает смысл только при наличии наблюдателя. Если нет наблюдателя, то нет и смысла, а грубо говоря, нет и информации. Однако это не значит, что информация потеряла объективность. Объективной становится пара: информация - наблюдатель. Если схожи наблюдатели, то информацию они поймут одинаково, или почти одинаково. А некая схожесть наблюдателей обусловлена единством мира. И мы уверены, что инопланетяне тоже разбираются, что такое окружность, и смогут отличить ее от квадрата.

Сравнительно недавно открытые свойства информации вновь возрождают интерес к платоновской концепции реальности, но уже в том плане, что в основе всего лежат законы информации. Не отрицая продуктивность такого взгляда, материалистический подход полагает, что именно материя способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных этапах может приводить к возникновению жизни и мыслящих существ. А законы мира информации являются идеальным отражением указанной способности материи. Н.В.Невесенко
×

Обсуждения Диалектическая теория познания

  • "Дальше фф мысль не пошла.
    Не у меня а у современой науки "

    Ну, вот что тебе объяснять, если ты ничего не читал!
     
  • Смеёшься , таблица умножения факт , как таблица логарифмов и др.
    А вот что такое материя " данное нам в ощущениях реальность". Дальше фф мысль не пошла.
    Не у меня а у современой науки
    Быть может я напишу статью в журнале , взяв за основу " нападающей энергию на бога" Исакова.
    Собраться с силами
     
  • "ни познано"
    У тебя даже таблица умножения НИ познана.

    "Честно положа руку на сердце"
    Лучше на голову и обосновывать аргументированно.
     
  • Честно положа руку на сердце, это одна из самых слабых твоих статей.
    Да и тема в человеческой гносеологии не познано.
    Ни время, ни пространство с матерей ни познано.
    А чем Николай тебе определение времени по Ленину " материя данная нам в ощущениях ".
     
  • Это уже был "Анти-Дюринг" на теории коллег.
    Валяй и ты своего. Будет Анти-Дюринг в квадрате!
     
  • С трудом но все же одолел твою статью
    не сказать, что статья сложна или заумная, скорее всего я интеллектуально обленился
    Вероятно напишу статью на статью, типа "Анти Дюринг" в духовном или ошибки в теории познания.
    А так не плохо, популярно и доходчиво.
     
  • Спасибо, Андрей, что у тебя наконец-то дошли руки. Вот тебе и правила общения! Если не нравятся, то опровергай и предлагай свои.
     
  • Такую статью зараз не одолеть.
    Будем читать по кускам
     
  • Задача о карусели и стрелке

    На вращающейся дисковой карусели, огражденной внешней не вращающейся цилиндрической стеной, сидит лицом к центру стрелок и стреляет прямо перед собой.
    Точку на стене, из которой произведен выстрел, обозначим «А».
    Точку прямо на противоположной стене от точки «А» обозначим «Б». Расстояние А - Б равно диаметру карусели.
    Скорость вращения карусели такая, что за время пока пуля пролетит расстояние равное диаметру карусели, стрелок перемещается в точку Б.
    Все прочие условия и силы в расчет не принимаются.

    Вопрос: Куда попадет пуля?
    Варианты ответов: 1) В точку Б. 2) В точку А. 3) В точку на дуге А - Б. 4) В точку на дуге Б - А.
    Ответы желательно обосновать.
     
  • Галия, это хорошая тема: про псевдо-физичные и необъективные задачи. И здесь ей самое место. Осталось немного: найти желающих для обсуждения. Во всяком случае, я приму активное участие.
    Но сегодня мне хотелось бы обратиться к физике, чтобы не увязнуть в очередной расплывчатой теме и, как всегда, диаметрально разойтись во мнениях. В задаче о бросании камня Земля - всего лишь фон, призванный поднять интерес. Я уже написал, что вместо нее достаточно и вполне реально взять небольшой шар из железа. Так что данная задачка не подходит для предполагаемой новой темы и недалека от понятных школьникам задач про землекопов и о продаже яблок. Н.В.Невесенко
     
  • Николай, а может, обсуждение этой задачи про дыру в Земле перенести сюда и обсуждать её, как пример научно-познавательной интеллектуальной абстракции? Я думаю, что такие задачи не имеют ничего общего с наукой физикой, они, по-существу, псевдо-физичны и необъективны, т.к. никто и никогда не осуществит их условия в физической реальности. Вы же не предложите человечеству бурить землю насквозь и бросать туда камень?
     
  • Спасибо за разъяснения ,приму к сведению.
     
  • Георгий, позволю на этот раз полностью не согласиться с Вашим утверждением:
    "Пристрастное опровержение ее логики немного даст для практики".
    Именно пристрастное опровержение логики эвклидовой геометрии перевернуло математику XIX века и послужило основой для создания теории множеств, науки логики да и самой геометрии в том необъятном виде, который качественно отличается от эвклидовского. Были созданы другие системы аксиом не только в геометрии, но и алгебре, топологии. Изменилась вся математика. Хотя прямо она не выливается в производство чугуна и стали, но трудно переоценить ее значение для практики. До сих пор пристрастное исследование нюансов и пробелов эвклидовой геометрии служит источником вдохновения для ученых. Это те великие заблуждения, от которых в итоге пользы намного больше, чем от некоторых положительных достижений. Н.В.Невесенко
     
  • Спасибо.> Другое дело, что эвклидова геометрия вполне приемлема для многих практических задач, и потому неизбежные в ней пробелы не снижают ценности геометрии и не отменяют достаточной общности ее правил.

    Собственно это я и имел ввиду,это просто некоторое построение на фундаменте исходных аксиом,взятых достаточно абстрактно и используемых с определённой логичностью.Я не собираюсь судить хороша она или нет ,просто она используется в практике и достаточно успешно.Пристрастное опровержение её логики немного даст для практики.
     
  • Георгий, у Эвклида полно логических просчетов. Так что при достаточной пристрастности опровергнуть его нетрудно, как и "тексты и предложения, построенные на других основаниях". Другое дело, что эвклидова геометрия вполне приемлема для многих практических задач, и потому неизбежные в ней пробелы не снижают ценности геометрии и не отменяют достаточной общности ее правил.
    В теории Эйнштейна логических пробелов вообще не счесть. Но за неимением лучшего пользуемся тем, что хотя бы неплохо отражает реальность.
    О точности математических понятий при желании Вы можете посмотреть в статье "Иллюзии аксиоматизации" (2013-04-08). Под ней же сейчас проходит обсуждение любопытной теории Максета, где в основу мироздания кладется некая Программа. (Сама теория Максета - в "Суть глобальной эволюции", 2013-05-13.) Н.В.Невесенко
     
  • 2.Предложения и тексты.

    Эвклида трудно опровергнуть потому что изначально система основана на чётко определённых понятиях.Тексты и предложения построенные на других основаниях не имеют такой чёткости.
     
  • > Поэтому наряду с тем, что все можно совершенствовать до бесконечности, надо помнить, что не мешает и вовремя остановиться, хотя бы на какой-то период. Н.В.Невесенко 2013-07-09 15:49:08

    Собственно поэтому я и написал ,что понятия результат конвенции (соглашения).при достижении некоторого предела уточнения не производятся.
     
  • Георгий, спасибо за полезные добавления. Напомню также, что к концу жизни Л.Витгенштейн разочаровался в идее абсолютного, совершенного, логического языка и, образно говоря, спустился с небес на землю. Поэтому наряду с тем, что все можно совершенствовать до бесконечности, надо помнить, что не мешает и вовремя остановиться, хотя бы на какой-то период. Н.В.Невесенко
     
  • 1.Слова и понятия.
    Слова на протяжении времени их использования могут изменяться ,иной раз могут иметь прямо противоположный смысл первоначальному.
    Строгое использование слов требует непрерывного уточнения которое может вести к бесконечности( см.Л. Витгенштейн Голубая книга Л.Витгенштейн Коричневая книга .,Логико-философский трактат )
    Понятия результат конвенции
     
  • Николай!
    Ну что же, статья написана в довольно-таки доходчивой, популярной форме.
    Ещё бы, для большей доходчивости, слово "информация" сочетать со словом Природа. Это, по-моему конечно, ввело бы действительно конкретную объективную реальность.
    Слово "информация" имеет, всё же, флёр иррациональности.
    Ведь в подавляющем большинстве, мы всё ещё пользуемся перевёрнутым представлением из пары: "человек - Природа (информация), а не, как Вы правильно, по моему, составили пару: "Природа (информация) - человек".
    Субъективно, мы (человеки) воспринимаем Природу, всё ещё, как нечто вне нас, а мы вне её и как нечто отличное от нас, и мы не её часть.
    ............................................
    Так что, и я думаю, эволюция, в настоящий момент, приняла направление в сторону осознания факта неразрывности пары: "Природа (информация) - человек".
    И тому подтверждение, появившаяся экологическая составляющая в экономических программах правительств.
    ...................................................................
    А последний абзац, всё же, не ясен.
    И насчёт логики не совсем ясно.
    Помимо формальной логики, есть же нечёткая логика?
     

По теме Диалектическая теория познания

Теория познания Аристотеля

У Аристотеля нет специальных работ по теории познания. Но о познании он...
Журнал

Теория Познания - лучшее для человека

Всевышний, - по бесконечному милосердию Своему, - предусмотрел, - конструируя...
Журнал

Теория познания, глава 1

Теория познания ? Это очень просто ! Эпиграф В 1970-е годы сдавали экзамены...
Журнал

Теория познания, глава 2

Глава 2. Плеханов против Канта Георгий Валентинович Плеханов в последние годы...
Журнал

Теория Дарвина и теория Большого Взрыва как алтари новой лжерелигии

Теория Дарвина и теория Большого Взрыва это новые лжеалтари, за которыми «тёмные...
Журнал

Каббала - Наука 21 века. Эволюция познания

Почему наше тело имеет именно такую форму Желание насладиться на своем низком...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни