Реформа науки и образования (Продолжение)

Статью под таким названием я отправил в январе этого года Министру образования и науки России Д. Ливанову и, как открытое письмо, разместил ее в интернете, в частности на этом сайте . Ответа на письмо я не получил никакого, даже уведомления о том, что оно получено и рассматривается, и думаю, что сам министр не читал ни письма, ни соответствующей статьи в интернете. Однако это не значит, что моего письма не прочли референты министра и не позаимствовали из него мои идеи, подсунув их министру в качестве своих (что полезно для их карьеры). О том, насколько это вероятно, пусть судит читатель, сравнивая соответствующие места из моего письма и недавно провозглашенного министром плана реорганизации науки.

Во-первых, я в своем письме объяснял, что давно уже идущая в стране реформа образования не может быть успешной без реформирования науки, не говоря о том, что реформа науки сама по себе еще более важна, чем реформа образования. Вот что я писал по этому поводу:

«Также как реформу среднего образования нельзя оторвать от реформы высшего образования, так и даже более того, последнюю нельзя оторвать от реформы науки. А о реформе науки пока что не идет даже речь.

высшие учебные заведения, особенно университеты, сами являются не только образовательными, но и научными центрами. На Западе, например, практически вся гуманитарная наука сосредоточена в университетах. И качество образования в современных ВУЗах напрямую связано с уровнем научных исследований, проводящихся в них. Там, где нет настоящей науки, там и уровень подготовки современных специалистов, не может быть высоким».

«эффективность науки в России в разы, если не на порядок, ниже чем на Западе. Это ли не повод для реформы науки, даже если не связывать ее с реформой образования?» и т.д.

Как видим, не прошло и двух месяцев, и реформа науки в России началась и вот что сам министр объясняет по поводу ее причин и плана (Цитирую по статье некого Кисы Воробьянинова на сайте «Гайдпарк»):

«Обративший внимание на состояние науки глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов уже в который раз повторил свой тезис, что академическая форма организации науки в XXI веке бесперспективна. "Ее надо менять, и я буду делать для этого все, что от меня зависит", - заявил министр на радио "Эхо Москвы".

По его мнению, России надо переходить на форму организации науки, которая давно зарекомендовала себя в странах, являющихся в мире научными лидерами, и, прежде всего, в США. Там наука делается в вузах. Именно они должны в России стать центрами знаний.

Министр привёл два главных аргумента. Во-первых, в вузах нет проблемы молодых научных кадров, что является сегодня главной головной болью РАН, а во-вторых, сосредоточение науки в вузах поднимет общий уровень высшего образования».

Есть в плане министра и идеи, которых нет в моем письме. Во-первых, это создание при министерстве центра управления наукой, альтернативного Академии Наук. Во-вторых, это омоложение науки в целом и ее руководства в частности. В то же время в плане министра отсутствует главная часть моего предложения. Я предлагал не просто реформу науки, а реформу ее на базе разработанного мной единого метода обоснования научных теорий, который дает четкие и объективные критерии научности и позволяет с помощью этих критериев очистить науку от балласта понабившихся в нее бездарностей. Балласта, который и вызывает снижение ее эффективности, падение ее авторитета в обществе и еще целый ряд негативных явлений, о которых я пишу в письме (статье). Референт не мог предложить министру единый метод от своего лица и потому, надо полагать, и не доложил о нем министру.

Что касается плана министра, как он есть, то хоть я и поддерживаю его, но считаю, что он мало что даст, если вообще даст без внедрения единого метода обоснования. Новый центр управления – это всего лишь перемена мест, два центра управления - это возможный хаос. Омоложение науки без применения единого метода обоснования может привести к уходу из нее настоящих больших ученых с заменой их молодыми бездарностями или посредственностями. Наука ведь не спорт и делается не мышцами, а мозгами и даром Божьим, а творческие способности могут сохраняться и развиваться до глубокой старости. Т.е. критерий должен быть не по годам, а по способности делать настоящую науку.

Нужно еще учесть, что в науке, еще советской, сложилась и продолжает действовать некая матрица, которая штампует и обеспечивает продвижение только карьерным посредственностям, двигающимся малыми шажками в русле протоптанных путей, не угрожая научному руководству обойти его посредством крупных идей и революционных прорывов. Поломать эту матрицу чисто административными методами вряд ли удастся. Для этого нужен единый метод обоснования научных теорий и даваемые им объективные критерии научности.
×

По теме Реформа науки и образования (Продолжение)

Реформа науки и образования

В России идет реформа образования и, судя по поступающей информации, идет...
Журнал

Новая модель образования и науки в России

Я считаю, что наука и образование в современной России организованы хуже некуда...
Журнал

Идеальная модель образования (продолжение)

Знаний мы упорно добиваемся, развивая для этого свой разум. Как оказалось, оно...
Журнал

Американская реформа здравоохранения - спасение или агония?

Америка в агонии. Все внимание людей занято реформой здравоохранения. Кто прав...
Журнал

Реформа обязательного медстрахования

Стартовала реформа обязательного медстрахования. Правительство утвердило новое...
Журнал

Реформа права

Не секрет, что наша правовая система является не просто несовершенной, а в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни