Искусство чтения

В институте на первом курсе у нас был преподаватель истории, бывший фронтовик. У него было обезображенное ожогами лицо, и при первом взгляде на него хотелось тут же отвести глаза. Но когда он заговорил, то всё его недостатки превратились в достоинства (если ты был внимателен к его речи, а контузия не позволяла ему хорошо выговаривать слова).
Искусство чтения
Настолько интересна была подача материала, что я влюбилась в него, притом, что интерес к истории, со школьной скамьи, был во мне отравлен напрочь.

Историк учил нас, не только истории, он рассказывал как надо, подвергая кого бы то ни было критики, вначале найти, то рациональное, доброе, что есть в содержании критикуемой работы, и только после того, как ты, расположив слушателя к себе, достиг его внимания, можешь корректно его критиковать, но при этом не надо ни уничтожать, ни унижать достоинства критикуемого, надо стремиться увидеть новые возможности, новые горизонты.

Ещё он учил нас искусству чтения. Прочитав, какой-то материал, посмотри в окно, в даль, погрузи взгляд в простор, пусть глаза и мозги немного отдохнут. Потом задай себе вопрос, что тебе понравилось или, что нового ты почерпнул, а может, ты читал такое, что в тебе вызвало всплеск воображения, разреши ему побыть в тебе, порадуйся работе духа.

Недавно познакомилась ещё с одним замечательным человеком. Это Иван ́Александрович Ильи́н.Он русский христианский философ, писатель и публицист, родился 9 апреля 1883[1], в Москве, умер в эмиграции 21 декабря 1954( Цолликон). В предисловие книги "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний" Иван Александрович говорит об искусстве чтения.

Предлагаю Вашему вниманию цитаты из этого предисловия:

"О ЧТЕНИИ
Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много... И прежде всего — состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?

Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь), и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — «подержанное»,

расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое... И это называется «чтением». Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости.

Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл...

Как возникло, как созрело написанное?

Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал — надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит — что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было не легко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго; годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности» (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца... И, наконец, произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления — и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, — легковесно-капризному, может быть, — враждебно-придирчивому... Уходит — без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине».

И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючочками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение» и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному... Но, к сожалению, это совсем не так. Почему?

Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.

Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с не знаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира.

Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного».

Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее.

По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов...

Книга, для которой я пишу это предисловие, выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении. Поэтому ее нельзя понять в бессердечном чтении. Но я верю, что она найдет своих читателей, которые верно поймут ее и увидят, что она написана для русских о России".
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Искусство чтения

  • Оленька, какая же ты умница очень хорошо дополнила и тонко всё восприняла!

    Спасибо тебе, Солнце! Твои лучики Благодатно коснулись строк!

    С признательностью, Нежностью и Любовью, Ирина.
     
  • Чтение книги и когда играешь произведение - нужно услышать внутренним слухом автора, композитора, что он хотел нам передать, о чем он думал, когда писал свое произведение. Надо быть на одной волне с ним и тогда ты как приемник примешь те сигналы, которые тебе послали именно на этой частоте. И тогда испытываешь такой кайф от произведения, потому что ты находишься в унисоне с автором... Вот так я думаю... Да, это искусство и ему надо учиться... Нужно уметь читать Душой и тогда не будешь тратить время на пустые книжки, они просто не пойдут, их Душа не примет... Интересная статья, Иринушка! Ты очень Мудрый Человек! У тебя и в поэзии, и в прозе много Мудрости звучит! СПАСИБО!!!!!

    С теплом Души и огромной Любовью, Оля.
     
  • Александр, всё верно, много таких книг, которые не стоит читать.
    Ильин как раз и призывал обучаться искусству чтения, чтобы мы обучившись поняли, "что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее".

    Благодарю за внимание!

    Хороших Вам и нам всем книг, стихов и вообще творческих удач!

    С уважением, Ирина.
     
  • Это не для каждой книги верно. Есть много таких книг, которые можно читать только беглым взглядом. А можно и не читать, потому что от чтения ничего не приобретёшь, а от не-чтения - не потеряешь.
    Спасибо за информацию, статья очень понравилась.
    Всегда с теплом.
     
  • Дмитрий, спасибо за поздравления и внимание да ещё в стихотворной форме!!!
    Я люблю читать с детства, но когда стала писать стихи почувствовала, что требуется несколько другая информация, на этом интересе увлечение книгой ещё усилилось.
    Вы, Дмитрий, хорошо очень сказали, что от книг на душе тепло.

    С Новым 2010 Годом!
    Любви, творческих удач!

    С уважением, Ирина.
     
  • Я раньше вовсе не читал,
    Читать мне было скучно.
    О многом раньше я не знал,
    Серьезно, кроме шуток.

    Потом меня как прорвало,
    Пишу теперь, читаю...
    От книг мне на душе тепло,
    Как жить без них не знаю!

    С Новым Годом!
    Счастья, любви и здоровья!
    С искренним теплом, Дмитрий
    :)
     
  • Володя, спасибо тебе за внимание и предновогодние снежинки!!!
    Я эти снежинки на душе-елочке развесила, ох! и хорошо посверкивают, елочка от них улыбается и такая сказочная стала, прелесть, а книжки она у меня любительница читать, от хороших книг просто тащится!!! :))

    С предновогодней улыбкой, Ирина.
     
  • книги могут и судьбу перепрограммировать.......

    хороших тебе книг, Ирина!

    с предновогодними снежинками))
     
  • Лариса, спасибо за внимание!
    Я своё обещание даже досрочно выполнила. Нравится мне автор, да и историк наш дорог. Вот поделилась с вами тем, что для меня дорого.
    Верно, мы, как промокашки всё впитываем в себя, поэтому и разбираться в искусстве чтения надо и детей учить этому.
    С уважением, Ирина.
     
  • ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливаюее>

    Это всё такая правда. Ведь всё, что мы читаем оставляет какой то след в нас. Мы как промакашки всё впитываем в себя. Очень интересно.

    С уважением, Лариса
     

По теме Искусство чтения

Искусство жить или искусство выживать

«Где Жизнь, которую мы теряем в Выживании?» Английский поэт Томас Эллиот...
Журнал

Техника чтения

Что такое скорочтение (быстрое чтение) и зачем оно нам нужно??? Стоит ли тратить...
Журнал

Развитие чтения

«Просто чтение - трата времени, читать нужно, наметив себе тему, вопрос и...
Журнал

Аппарат для чтения мыслей

В эксперименте принимали участие шесть человек. Изображение образов, возникающих...
Журнал

Физиологические основы чтения

Изучение мозга колумбийских партизан помогло ученым обнаружить измененения...
Журнал

Феномен чтения

В ходе многократных исследований ученые обнаружили, что люди могут все-таки...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как влияет благодарность на мозг: исследование ученых
Спящие Боги, или Границы внутри нас. Слепцы в тёмном мире