Таинственная карма (часть 2)

Кармическая зависимость обычно не фатальна, а имеет больший или меньший вероятностный характер, оставляя возможность и для инициативы, активности, воли, которые могут быть направлены против личной или даже родовой кармы, полученной через индукцию и инкарнацию. В конечном счете, даже, несмотря на плохое наследство, человек своим собственным трудом создает для себя положительную или отрицательную карму, строит свою собственную судьбу.

Иными словами - противопоставление предопределения, диктуемого кармой, и свободы воли кажущееся. На самом деле эти понятия дополняют друг друга. Предопределение действует там, где слаба воля и где карма имеет чрезвычайно сильную тенденцию, равняющуюся силе физического закона, противостоять которому человек не всегда может. Свободная воля, следовательно, не всегда свободна. В биографии любого человека имеются критические или узловые моменты, когда можно расшибиться в лепешку, но ни на йоту не изменить рок или судьбу. Индусы различают, поэтому, зрелую карму, которая неизбежна и возникает непосредственно, скрытую карму, которая осуществляется опосредованно и не сразу и зарождающуюся карму - тот посев, который мы будем пожинать в будущем.

В соответствии с индийскими традициями различают иногда и три гуны, т.е. три качества или ориентира, три собственных усилия, привязывающих человека к миру причинности и препятствующих его духовному росту. Гуны, обладая ретроградными тенденциями, делают человека рабом этой физической жизни. Их, как говорилось, три: "добродетель", "страсть" и "невежество".

Гуна "страсти" ("раджас") - гуна инстинктов и физических желаний, потребность потребностей, в том числе животных или порожденных социальной средой. Потребности становятся для человека главными, побуждая его тяжело трудиться, проявлять деловую инициативу, ловчить и привязываться к результатам своего труда. Эта гуна является меркой всей современной цивилизации.

Гуна "невежества" ("тамас") - представляет дефектные или дефицитарные душевные свойства в виде апатии, лени, косности, слабоумия, которые имеют различные градации - от ситуационно обусловленной неразвитости (социальной запущенности) и самой легкой дебильности до тяжелого психоза, проявляясь крайней приземленностью, элементарностью жизненных интересов. "Тамас" - низшая из трех гун, поскольку в отличие от двух других ее обладатель чаще всего не имеет перспектив социальной адаптации, духовного и интеллектуального развития.

Гуна "добродетели" или "чистоты" ("саттва") - как и гуна "страсти" - это тенденция в развитии, привязывающая человека к результатам своего труда. В отличие от гуны "страсти", которой охвачено большинство человечества, "саттва" представляет из себя в плане интеллекта и способностей возвышенное и даже элитарное свойство в виде различного рода преуспеваний в науке и искусстве.

Выделение трех гун, характерное для индийской философии, оказывается довольно условным, поскольку в жизни они весьма причудливо переплетаются друг с другом.

В индийской и теософской литературе упоминаются также мифические личности - "Липики" или "Владыки кармы", роль которых сводится исключительно к контролю над соблюдением людьми закона кармы и соответствующим воздаянием за нарушение этого закона. Образно говоря, "Липики", они же "Небесные писцы", - это своего рода "кредиторы" всех поступков человека, способные предоставить благоприятную возможность, чтобы исправить плохую карму, но впоследствии обязательно взыскать за это. Очевидно, что в физическом смысле никаких "липик" нет, и что все это метафорическое толкование все того же закона воздаяния, который, к примеру, как и закон всемирного тяготения, не нуждается в каком-либо руководителе или контролере. Термин "владыки кармы" был введен в незапамятные времена популяризаторами и первыми проповедниками буддизма исключительно для наглядности, чтобы приспособить неразвитый ум древнего индийца к восприятию абстрактных истин. Названые "липики" и по сей день сохраняют то образное значение, как и, допустим, "демоны" Максвелла, введенные последним в несравненно более позднее время для доступного овладения некоторыми идеями термодинамики. Карма, следовательно, это не юридический, а естественный закон, который незримо присутствует в природе и в человеческих отношениях…

Первой и наиболее могучей кармической причиной считается мысль. Мысль, говоря нашим языком, это информация в активной форме, которая может быть облечена в слова, знаки, звуки, быть "привязанной" к предметам и ассоциироваться практически с чем угодно, в то же время, дополняясь другими мыслями, чувствами, страстями, действиями. Но мысль может существовать и в свободной форме. Разумеется, это будет не физическое ее существование, хотя и "подвешенная" в свободном пространстве мысль может воздействовать на любого восприимчивого человека в соответствии с ее характером. Важной задачей, поэтому, является укрепление собственного контроля над мыслями. "Слово - не воробей", - гласит русская пословица. Но столь же действенным оказывается и невысказанное слово. Именно поэтому важной задачей оказывается укрепление собственного контроля над мыслями. Это очень нелегкое дело, но без него невозможно двигаться дальше по пути эволюции потому, что эгоистические и враждебные мысли не только завладевают душой своего творца, но и являются основной причиной его негативной кармы. Человек должен думать лишь о том, что он действительно хочет, не допуская, как сказал Шри Ауробиндо Гхош, "чтобы мысли роились в голове, как мошки в знойный день". Всякую мысль, приходящую в голову без ведома и сознания внутреннего хозяина, надо удалять как заразу, как мусор, возвращая все свое внимание к первоначальному объекту размышления. В противном случае эта чуждая вам мысль завладеет всем вашим существом, порождая цепочку сопряженных с нею фантазий, грез, вплоть до болезненных проявлений в виде обманов восприятия, навязчивости, галлюцинаций и бреда. Ответственность за силу и качество мысли целиком ложится на ее обладателя, поскольку даже невысказанная, но эмоционально чрезвычайно наполненная мысль крайне опасна не только для ее творца, но и для окружающих людей. Освобожденная мысль витает в астральной и ментальной плоскости, представляя угрозу остальным людям своим внезапным вторжением под маской их собственного творения. Закрепляясь в качестве стереотипа, мысль формирует характер и побуждает к аналогичным действиям. Исключительной задачей поэтому является экология мышления: не засорять злобными, эгоистичными мыслями тонкой пространство нашей планеты, ее ауру или ноосферу, - задача, которая пока не по плечу ни ЮНЕСКО, ни ООН.

Второй тенденцией, порождающей карму, являются эмоции и чувства, которые соединяют человека с предметами его вожделений и устремляют его туда, где эти вожделения могут быть удовлетворены.

Третьей причиной, вызывающей карму, являются поступки. Эта причина традиционно считается слабее других, несмотря на то, что в физическом мире наиболее действенными считаются именно поступки, а не мысли и эмоции. Человек вполне резонно приписывает негативные последствия своей жизни не дурным мотивам, чувствам или даже словам ("слово к делу не пришьешь"), а исключительно дурным поступкам. В европейской культуре считается, что только они способны к немедленному изменению физического результата и притом в максимально возможной степени. Мысли и чувства влияют на план физической материи только опосредованно, через тонкие миры, а поэтому последствия этих воздействий проявляются чаще всего не сразу, а через много лет или даже поколений, в следующей жизни.

Каждая из перечисленных тенденций действует в своем русле: мысли порождают мысли, страсти индуцируют вожделения, злонамеренные или альтруистические поступки порождают в ответ такое же поведение. Однако -спецификация причин и даже качеств оказывается относительными. Как бы вы ни убеждали маньяка или сластолюбца, что потакать своим порокам - нехорошо, они всегда будут воспринимать ваши благие намерения с отпором. Кроме того, считается, что если изменяющееся под действием неправедной мысли равновесие не восстанавливается специфическим путем, то энергия или градиент этого перепада реализуется неспецифически, что нашло отражение в психосоматической теории. Так, например, если человек длительное время будет находиться в состоянии психического стресса, но не в силах специфически отреагировать на него, либо изменить травмирующую ситуацию, то у него наверняка разовьется гипертоническая болезнь, глаукома, стенокардия или какая другая болезнь адаптации, порожденная именно сублимацией нереализованной активности на прежде здоровый орган.

Как уже говорилось, безнравственный человек страдает не только сам, но и вовлекает в порок, развращает все свое окружение, "заражая" своими эманациями не только социальную, но и природную среду.

К этому надо заметить, что природу невозможно обмануть или "взять ее милость" по-мичурински, силой. Любая накопившаяся кармическая энергия не может быть передаваемой или подавляемой конца. Сколько бы человек ни защищался, прибегая к различного рода хитростям, но если он отягощен плохой кармой, и в особенности, если он продолжает ее наращивать, - прорыв этой демонической силы неизбежен.

Кармическая причинность, математическим аналогом которой может считаться теория катастроф Р.Тома, реализуется в кризисных ситуациях, когда одно и противоположное ему событие находятся в фазе неустойчивого равновесия. Именно здесь карма и выполняет роль подчас необъяснимого, но очень весомого толчка, перевешивая баланс сил в свою сторону, Однако даже "зрелая" карма, действующая по принципу физического закона и зачатую сливающаяся с ним, никогда не идет вопреки природе. Карма не является сказочным чудом и реализуется только через естественные законы, в то же время, являясь их выражением. Можно отметить, что в большинстве случаев карма лишь создает тенденцию, предпосылки к какому-то событию или действию, но, как правило, не является фатальной в их обязательном исполнении. В данном случае, как уже говорилось, карма действует в составе равнодействующей всех сил, включая и человеческую волю…

Весьма любопытно рассмотрение закона кармы и с позиций теории самоорганизации материи (синергетики). Бельгийский физико-химик, лауреат нобелевской премии Илья Пригожин пишет следующее.

Каждая физическая система состоит из множества подсистем или элементов, которые дружно, но весьма хаотично движутся во всех направлениях, т.е., говоря языком автора - флуктуируют. Примером является хрестоматийное броуновское движение. Случается, что иногда эта комбинация перемещений накладывается одна на другую таким образом, что их некоторый конгломерат начинает двигаться в одном направлении как целое. Таким образом, по И.Пригожину возникает вероятность к спонтанному возникновению порядка из хаоса, которая хотя и теоретически ничтожно мала, но вполне возможна. - Материя, как известно, - вечна, а поэтому, если скажут, что такая самоорганизация случается только один раз в миллион в миллионной степени лет, то эта цифра кажется невероятно большой только лишь для человека, но отнюдь не для материи. Кроме того, известно, что однажды начавшаяся самоорганизация имеет тенденцию не только к дальнейшему своему продолжению, но и к ускорению темпов своей эволюции…

Теория самоорганизации до некоторой степени ликвидирует тупиковую ситуацию, в которую нас заводит второй закон термодинамики, однозначно утверждающий апокалипсическую тепловую смерть вселенной. В самом же деле переход группы хаотически движущихся элементов через критическое состояние (точку бифуркации) в сторону саморазвития в трактовке И.Пригожина ничем кроме случайности не объясняется. Причина самоорганизации и здесь оказывается закрытой, но не уничтоженной, - в противном случае вообще не было бы никакого развития: патовая ситуация в природе вообще оказывалась бы вечной.

Концепция карма, отрицающая случайность как ненаучное определение, находит свое обоснование в самих недрах флуктуирующих систем, подошедших к кризису своего совокупного существования, - в виде некой потаенной тенденции, имеющей надфизический или, говоря современным языком, - информационный характер взаимного резонирования или индуцирования в одном общем направлении, имеющего характер физической, биологической или иной эволюции…

Если бы даже и допустить, что Высшие Силы воздействуют на наш физический план по своему усмотрению, раздавая направо и налево кармические "награды" и "наказания" - мир превратился бы в хаос, в сказочную страну из "Тысячи и одной ночи", управляемую добрыми и злыми волшебниками, а люди, живущие в ней, - в марионеток или в иного рода зомби. Ничего этого нет, и даже самые страшные злодеи, уничтожившие сотни тысяч людей, мизантропы, изверги, святотатцы не превращаются в соляной столб подобно жене Лота, не проваливаются как дон Жуан сквозь землю. В них не ударяет молния, они не испытывают ни физических мучений, ни даже угрызений совести. Многие из них и поныне доживают свой век в почете и роскоши, не получая из этой жизни ничего, что бы квалифицировалось как карма или закон возмездия.

Постоянно свершающиеся на наших глазах трагедии, войны, природные и технические катастрофы, приводящие к мучительной гибели сотен и тысяч людей, могут привести к мысли, что для высших многомерных миров, куда в конечном итоге устремляется развитый дух, ценности физической жизни ничего не значат.

Индийская философия утверждает, что жизнь на земле - это страдание. Но это не значит, что следует потакать дурным наклонностям и преступлениям, в особенности приводящим к человеческой смерти, и, тем более, оправдывать их. Здесь имеется в виду другое: в условиях нашей планеты невозможно создать идеальные условия, где не было бы болезней и смертей, размолвок и обид, любви и недоброжелательства. К подобным мыслям пришел, как известно Гаутама Будда, которого очень тщательно оберегали от подобных негативных сторон нашей действительности.

Поэтому по индийской философии принято считать, что страдает и человек, приговоренный к пожизненному заключению, и богач, "приговоренный" к роскоши. Однако безразличие высших миров к земным сокровищам кажущееся. Страдание, понимаемое как изменение, претерпевание или даже как познание, взято в плане нашего мира вовсе не случайно. Ведь известно, что в тонком мире этого ничего нет. Освобожденный дух не может не только страдать, но он не может и развиваться, а поэтому физический план оказывается хорошей школой для всякого воплощенного духа. Страдание является, следовательно, симптомом и самим источником всей физической жизни. "Если после 50 лет жизни вы проснулись, и у вас ничего не болит, - значит, вы умерли". Даже имея все видимые признаки тщетности и самой сильной обиды, переживание в такой же степени содействует сжиганию негативного груза кармы. В такой же степени иллюзорное торжество зла, упомянутой выше, свидетельствует только лишь о дальнейшем спускании духа в грубый материализм со всеми вытекающими отсюда последствиями. Из всего сказанного следует сделать вывод, что идеалы физического и многомерного миров могут разительно отличаться друг от друга. Но это не означает, что садомазохизм является идеалом для воплощенного духа.

Известно, что большинством религий и эзотерических учений утверждается оптимистическая мысль, что в процессе исторического развития рознь и противостояние между телом и духом будет постепенно сглаживаться, но не за счет "огрубления" духа, а по причине "утончения" или "очищения" идеалов самой физической жизни, вплоть до полного их слияния где-то в отдаленном будущем…

Редкий дух способен добиться полного совершенствования (просветления, нирваны) за одну физическую жизнь. Самому Гаутаме Будде понадобилась для этого не одна сотня жизней. Нынешнее человечество по-прежнему далеко от идеала, и хотя оно уже не питается себе подобными, но еще и не превратилось в великих посвященных. Закон кармы утратил с былых времен свою напряженность, когда воплощения и смерти следовали, буквально, одно за другим, но еще далек от того, чтобы быть "отмененным" полностью. И поскольку карма, как говорилось, является причиной и источником всей нашей жизни на планете, то от нее, по крайней мере, сейчас мы навряд ли скоро откажемся.

В теософской литературе и традиционных индийских верованиях постоянно звучит требование разделять страдания и тяготы, полученные, так сказать, "справедливо" или "законно" за свои кармические прегрешения и аналогичные обиды, полученные облыжно или зря со стороны злых, несправедливых людей. К последней категории относятся также несчастья и маета, приобретенные по собственной неосторожности или глупости. Тем самым адепты этих учений заключают, что первым препятствиям возражать и сопротивляться не стоит, поскольку они законны, тогда как вторым нужно оказывать самый решительный отпор. Но сразу скажем, что такое разделение условно даже на привычном уровне, где благородные герои и отпетые наглецы встречаются разве, что в низкосортных боевиках и в бульварной литературе. В реальной жизни, как правило, один и тот же человек способен парадоксальным образом сочетать в себе черты благородства и коварства, самопожертвования и самой неприкрытой низости, в особенности, если рассматривать его с различных сторон, по отношению к разным лицам. В этом случае один и тот же поступок может выглядеть как преступление с одной стороны и как героизм с другой. Если рассматривать любые действия со стороны Высших миров, то все они окажутся непременно кармическими, вовлекающими человека в земной мир причин и следствий.

Так называемая несправедливость никогда не бывает абстрактной и, тем более, беспричинной. Как говорилось, она есть чисто земное, антропоморфное определение тех или иных оснований, касающихся самого человека. "Несправедливость" в самом общем смысле лишена каких-либо моральных подоплек по той причине, что она всегда имеет кармический характер, и в этом смысле она всегда законна. Тем не менее, природа человека такова, что он постоянно сопротивляется невзгодам, трудностям вне зависимости от того, как они оцениваются с иных позиций.

Сам же эффект купирования негативной кармы зависит не столько от ее умаления, игнорирования отдельным человеком, и не столько от его ума и способностей, сколько от внешних обстоятельств. Так, например, если человек рождается в невежественной или преступной среде, то реализовать ему какие-либо альтруистические импульсы в духе космической морали окажется очень непросто - они просто не придут ему в голову. С другой стороны, если человек родится в культурной и утонченной среде, то ему, напротив, будет нелегко проявить мизантропию. Получается, что если первый при колоссальных личных усилиях получит мизерные результаты, то у второго кармический груз будет убывать как бы сам собой?

Однако в этом случае надо помнить, что изживание негативной кармы осуществляется не столько в соответствии с физическим или моральным результатом, сколько в пропорции к затрачиваемому волевому усилию личности. Так, например, еще каких-нибудь 200-300 лет назад, когда классические традиции в Индии были особенно сильны, какой-нибудь магараджа, проживающий век в немыслимой роскоши и не имеющий внутренних побуждений, чтобы отказаться от земных утех, мог только горестно вздыхать: "А когда мне, несчастному, отрабатывать свою карму, если в этой жизни все так непристойно хорошо?!"

Согласно индийским воззрениям многомерная реальность, на разных планах которой находятся развоплощенные духи "в ожидании" новых инкарнаций, является своего рода "домом отдыха", в котором можно только отдыхать, но невозможно работать. Для этого потребуется плотное тело, чтобы посредством страданий, претерпеваний, обуздываемых страстей направить свое развитие в сторону духовного прогресса. Именно поэтому до некоторых пор считается справедливым: чем жестче материальные условия, тем больше они дают возможности для изживания негативной кармы.

В этом случае практически все сторонники эзотерических учений заявляют, что давать отпор неправедным действиям мы должны, но без злобы в сердце, как, к примеру, мы противимся стихиям, поскольку по закону кармы зло имеет обратное действие. Как говорил Вивекананда, непротивление есть величайший моральный идеал. Однако если бы значительное количество людей попыталось осуществить этот завет на практике, то общественная структура распалась бы, а дурные люди предъявили бы права на наше имущество и вообще делали бы с нами, что хотели.

Известно, что Иисус Христос, несмотря на проповедование идей терпимости: подставлять одну щеку, когда ударят по другой, сам изрядно надавал оплеух, когда выгонял торговцев из храма.

Столь же нелегким и неоднозначным оказывается ответ на вопрос: "А следует ли помогать человеку, имеющему кармические страдания?"

Нужно всемерно противиться злу и оказывать помощь без всяких предварительных условий, - утверждали обе Елены - Писарева и Рерих, - человек не должен брать на себя обязанности кармического закона возмездия. Прощая врагам своим и отвращая их удар без злобы в сердце, мы не только не будем увеличивать количество зла в пространстве, но и сами сделаемся непроницаемыми для многих ударов. Однако, - тут же оговаривается Е.И.Рерих, - это не всегда возможно в реальной жизни, в особенности, если сила встречного зла такова, что она не устраняется прощением или пассивной защитой. Так известно, что во время Великой отечественной войны один из сыновей Рерихов - Юрий, будучи в соответствии с семейными традициями противником всякого насилия, но, не являясь гражданином СССР, написал страстное письмо Наркому обороны (И.В.Сталину) с просьбой принять его в Красную Армию для борьбы с фашизмом.

Известно также, что один из первых христианских теологов - Ориген писал, что порочных людей не следует лечить до конца, иначе они поправятся и вернутся к своему пороку.

Последователь современного герметизма Джон Бейнс (Дарио Салас Соммэр) в одной из своих книг написал, что существует непреложный закон, по которому тот, кто оказывает помощь человеку с отрицательной кармой, принимает на себя ее удар. Поэтому не следует помогать, кому попало, не тратить зря сил, чтобы "не заразиться" отрицательной кармой. Образ милого самаритянина, - продолжает Д.Бейнс, - не может не волновать своей добротой, но такой человек становится жертвой своего бескорыстия: он поглощает несчастья тех, кому помогает. Самоотверженность не была бы столь вредной, если бы те, кому делают добро, гарантированно превращались бы в хороших людей. Но в жизни чаще все получается наоборот: освобожденные от страданий и жизненных тягот не делают для себя никаких положительных выводов и продолжают свои безнравственные действия, всякий раз, надеясь, что им помогут в беде те же бескорыстные доброхоты…

По аналогии с преступлениями и болезнями можно различать карму легкой, средней и крайней тяжести. Легкая карма может быть исправлена усилиями самого неудачника. К карме средней тяжести можно отнести проступки, которые с трудом устраняются самим индивидом, но могут быть в значительной степени облегчены помощью со стороны. Тяжелая карма, как правило, не подлежит радикальному переустройству, но при ней возможна частичная, паллиативная помощь. В последнем случае карма, действительно, выступает как рок или судьба.

Случается, что даже приложением максимальных усилий, запретов и ограничений, самих по себе причиняющих немалые страдания, человек не избавляется от тяжелой, "наследственной" кармы, но как бы спускает ее "на тормозах". В результате карма реализуется не каким-то шоковым, трагическим результатом, - например, остро текущей и заведомо смертельной болезнью, а только лишь годами длящимся хроническим страданием, чередой мелких нескладух и постоянным невезением в жизни. Примером такого "хронического неудачника" является знаменитый французский просветитель и философ Вольтер, который, начиная с рождения и до самой смерти в 84 (!) года, находился в перманентном состоянии нездоровья. То есть, как говорит народная мудрость - "скрипучее дерево дольше живет". Действие растянутого во времени закона кармы напоминает своеобразную вакцинацию, когда болезнь не излечивается полностью, но протекает хотя и в затяжной, но в более легкой форме. В конечном итоге ведь и вся наша жизнь идет под знаком кармы. Какие бы методы оздоровления, диеты, режимы, включая самые экзотические и радикальные, человек ни применял, в лучшем случае он только оттягивает свой смертный час, но не устраняет его полностью.

С другой стороны отмечены случаи очень здоровых и вполне благополучных людей, умирающих в расцвете сил и карьеры от какого-нибудь зряшного заболевания или нелепой причины. Именно здесь нарабатывающаяся карма, не находя своего естественного выхода в болезнях или в житейских трудностях, дает прорыв или экзогенизацию в виде "необъяснимого" сердечного приступа или несчастного случая.

Бывает, что негативная карма не проявляется на протяжении целой жизни, но весьма необычным образом обнаруживается при умирании. Как иллюстрацию приводим данные этнографа XIX столетия С.В.Максимова:

"Умирают колдуны очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет - затихнет, положат ее на стол, а наутро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять мучится: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать…"[3]

Аналогичная ситуация, как все помнят, была обыграна Н.В.Гоголем в его известной повести "Вий".

Исследователи сообщают, что агония черных магов имеет не просто более длительный, но и качественно измененный характер, зачастую сопровождаясь феноменами типа полтергейста, спонтанной левитации или так называемого НЛО. Все это воспроизводит энергия неотработанной кармы, тщательно задерживаемая прежде методами психологической защиты, в которой колдун при жизни оказывался большим специалистом, но при умирании утрачивал над собою контроль. Также известно, что агония деревенских магов обычно быстро прекращается, если так называемая "колдовская сила" - а вместе с нею и карма - передается его более молодому преемнику. Все это еще лишний раз доказывает, что каждый из нас далеко не во всех случаях обязывается самостоятельно "нести свой крест". Карма, действительно, представляет тяжелую ношу, которую можно передать, но нельзя уничтожить.

В целительстве начинающие экстрасенсы нередко "ловят" на себя симптоматику своих пациентов - в виде спазмов, болей, различного рода недомоганий, - чего не случается у более опытных специалистов. Поэтому ошибочным следует считать категорический отказ в помощи при любого рода кармических недугов, дескать: сам виноват, сам и выкарабкивайся. Некоторые экстрасенсы, колдуны, целители на основании одного только факта принадлежности заболевания к тяжелому кармическому шарахаются от пациента как от чумы по той причине, что страдает справедливо, поэтому помогать ему - значит идти против законов эволюции. Однако данные целители однобоко понимают эти законы. Разумеется, если человек не владеет праническим лечением, сам занемог, или владеет им плохо, то в отказе его никто не осудит. Но если человек мастер в такого рода практических делах - неоказание помощи тяжело больному лишает и его самого шанса избавиться от негативной кармы.

В мире, где все связано со всем, и где каждое следствие имеет не одну, а несколько переплетенных причин, выделять личную карму в чистом виде или подчеркивать ее одну было бы, по крайней мере, опрометчивым. Личная карма в плане эволюции оказывается ничуть не ущербнее общественной, которая может быть вам так же близка, а поэтому наказывать за одну и прощать за другую навряд ли имело бы какой-то резон. Ну а поскольку любое заболевание и состояние, начиная от юношеских угрей и закончив злокачественными опухолями, является кармическим, то по логике радикалистов не надо помогать никому, а это уже абсурд. Не нужно паниковать, что, устранив боли у онкологического больного, вы тем самим "наростите" собственную карму или вмешаетесь в законы эволюции, - этого не случится. Другое дело, когда вы не в форме или беретесь не за свое дело, - тогда вы действительно рискуете "заразиться" отрицательной биоэнергией и получаете удары вполне заслуженно. Известно также, что даже именитые биоэнерготерапевты способны лечить одних, но бессильны помочь другим с тем же диагнозом, корма которых оказывается более тяжелой.

Очевидно, когда один человек спасает другого в трудной или, казалось бы, в безвыходной ситуации, то это засчитывается ему как кармически благой поступок. Дело здесь, по-видимому, не в абстрактно понимаемом гуманизме, поскольку принимается в расчет и жизнь спасаемых преступников. С позиций космической нравственности физическая смерть оказывается отнюдь не самым страшным несчастьем, а, скорее, избавлением от всех предполагаемых несчастий. Физически спасая чью-то жизнь, вы спасаете себя, поскольку даете спасенному еще один шанс справиться со своими неурядицами самостоятельно. В этом смысле лишение себя или кого-то другого физической жизни, напротив, есть преступление не только против человеческих законов, но и против высшей этики…

Прежде уже говорилось о спецификации кармы, когда частная причинность действует не произвольно, а преимущественно в той же области природных и человеческих отношений, Так, к примеру, если в прошлой жизни человек был жуликом или скрягой, то в этой жизни он сам станет жертвой какого-либо бессердечия или обмана. При этом маловероятно, что он получит в качестве кармического наказания тяжелую болезнь или, что ему свалится тяжелый предмет на голову. Как гласит народная молва: кому суждено быть повешенным, тот не утонет.

Ярким примером спецификации кармы явилась смерть "вещего" Олега, красочно описанная А.С.Пушкиным. И только при тщательном, обдуманном, осторожном поведении негативная кармическая предрасположенность реализуется в каких-то иных, хотя и по-прежнему неблагоприятных для человека ситуациях. Так, к примеру, если бы тот же князь Олег перестал мстить "неразумным хазарам", а вместо этого продал бы им своего коня, то, возможно, что и смерть князя была бы отсрочена еще более…

В природе имеется закон сохранения не только физической, но и психической энергии, причем обе эти энергии имеют непременную реализацию в физическом мире, какие бы препятствия человек ни ставил. В основе кармы лежит, следовательно, представление о недифференцированной космической энергии или пране, которая, эманируя через предметы и тело человека, становится причинной энергией.

Так называемые психосоматические болезни - язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь, стенокардия, бронхиальная астма и многие другие болезни адаптации вызываются, как сказали бы индусы, "раджасом" или "гуной страсти" - искусственно вызванными и неутоленными желаниями. Говоря европейским языком, в основе психосоматических болезней лежит неотреагированный стресс: шоковые или затяжные переживания, психотравмы, неудовлетворенные амбиции, разочарования, потери, скорбь, зависть, обида и тому подобная эгоистическая и конечном счете отрицательно действующая информация в относительно свободной и активной форме. Причиной вожделений, как и препятствием к их реализации могут быть не только физиологические потребности или их усложненные варианты, но и целиком социальная среда. Как писал известный нейрофизиолог П.К.Анохин, если реакция гнева оказывается заторможенной социальными обстоятельствами или так называемыми правилами "воспитанного человека", то за это расплачиваются внутренние органы: возбуждение распространяется по неконтролируемым сознанием, волей вегетативным путям, дезорганизуя работу внутренних органов. Поскольку любую энергию нельзя уничтожить - в качестве профилактики психосоматических болезней предлагается нахождение окольных, социально приемлемых и безопасных путей оттока.

Кармическая информация сама по себе никогда не образуется и не уничтожается. Карма создается самим человеком в процессе его жизнедеятельности из аморфной, бескачественной космической энергии и в известной степени является причиной всей физической жизни. Если бы закон кармы перестал действовать, - жизнь на Земле немедленно прекратилась бы.

Карма записана, если можно так выразиться, на абсолютно прочном и неуничтожимом материале, каким является тонкая или астральная материя. Карма прорывается через любые замки и запреты, неизбежно воплощаясь в физическом действии. Даже смерть не является защитой от кармы. Самоубийцы получают дополнительный "заряд" негативной информации, которая приносит подчас более сильные душевные страдания для духа, нежели те, что привели к суициду. Уйти от этих мук посредством повторного лишения себя жизни невоплощенный дух уже не может, и поэтому он вынужден претерпевать то, что он получает.

Карма неотступно следует за человеком вне зависимости от того, находится ли он на дне моря или движется в межзвездном пространстве, поскольку карма - это сам человек, его душа, его мысли и его действия. Поэтому отделение себя от кармы как от чего-то чуждого и вредоносного - идеализация, возможная лишь до некоторых пор. Карма - самый идеальный внутренний прокурор, судья и палач одновременно, неотвратимость наказания в которой сочетается с ее абсолютной беспристрастностью. Если человек пытается обойти карму, к примеру, получая незаслуженные награды или культивируя наслаждения, то удовольствие превращается в страдание, а сокровища - в песок. Последнее хорошо заметно на примере черной магии, алкоголизма и наркоманий…

То, что называется личной кармой есть своеобразный "аванс", программа и стимул развития духа на несколько воплощений вперед. Если бы не было кармической неотвратимости - всякое развитие остановилось бы.

Парамаханса Йогананда в своей автобиографии сообщает, что сильный человек может помочь слабому, взяв на себя часть его кармической ноши точно так же, как богатый платит деньги, чтобы погасить долги своего беспутного сына. Духовно развитый и достигший истинного самосознания гуру может взять грехи или болезни своего менее продвинутого ученика, чтобы отработать их в своем тонком или физическом теле для ускорения развития ученика. Однако даже самый высокий дух не в состоянии простить или отменить грехи, чью-то карму, поскольку и сам он подчиняется закону космической причинности.

В связи со сказанным представляются сомнительными рекомендации С.Н.Лазарева, изложенные в его книге "Диагностика кармы". Суть методики автора состоит в своеобразном "привязывании" негативной кармической информации к делам и мыслям давно умерших предков с перекладыванием на них всей вины и ответственности клиента. Такого рода объяснения, несмотря на фантастический и паралогический характер, тем не менее, имеют внутреннюю логику и могут на самом деле избавить вас от "плохой" кармы. Но здесь возникает вопрос от моральной допустимости подобной процедуры, поскольку никакого намека на космическую этику в данном "отпихивании" нет. Отмеченный прием является целиком черно-магическим. Аналогичным образом шаман или колдун привязывает злое, болезненное начало к посторонним предметам, животным и даже людям ассоциативной формой связи, что приводит к выздоровлению "донора" и к заболеванию или смерти "реципиента". С.Н.Лазарев, по-видимому, полагает, что, перенося грех внучки на давно умершую бабушку с превращением последней в своеобразного "козла отпущения", никому и ничем уже не повредит, поскольку бабушка умерла и не может умереть дважды, но в этом он глубоко ошибается. Подобная процедура, к тому же совершаемая систематически, подобна выбрасыванию мусора из окна своей квартиры на головы прохожих.

Как и другие продукты человеческого воображения (романы, пьесы, анекдоты, стихи) фантазмы С.Н.Лазарева относятся к "астральным миражам", которые, будучи подкрепляемыми истерическими сторонниками этого целителя, уже вторично воздействуют на физический план, но уже в качестве основательной причины, которая сама себя оправдывает уже фактом своего возникновения…

Согласно воззрениям швейцарского психиатра К.Г.Юнга огромную роль в жизни каждого человека приобретают так называемые "комплексы" психических элементов: нереализованные желания, мнения, отношения, страсти, имеющие в основном неосознаваемый характер и обладающие огромной мотивационной силой. Будучи постоянно подавляемыми воспитанием и социальной средой как аморальная, вредная и активно-разрушительная информация, комплексы постоянно угрожают сознанию своим стихийным вторжением. Поэтому сознанию всегда приходится быть настороже. Опасность комплексов и в том, что они могут проникнуть в сознание под разными масками, имеющими внешне привлекательный характер, тем самым, усыпляя бдительность человека. Если человек отнесется к завуалированному злу с наивной беспечностью, то эти комплексы могут проявить свои разрушительные тенденции во всей полноте. Подобного рода психологический механизм описывается и у К.Кастанеды. Осознанные комплексы по К.Г.Юнгу в известной мере теряют свой иррациональный, взрывоопасный характер, а их энергия может быть направлена для полезной работы. Некоторые из комплексов имеют невротическую природу - фобий, навязчивых состояний, так называемого комплекса неполноценности, образовываясь на протяжении личной жизни индивида за счет коллизий с социальной средой, другие - надындивидуальный, трансперсональный характер архетипов или архетипических комплексов, являющихся плодом неосознаваемого творчества многих поколений наших далеких предков и относящихся к коллективному бессознательному. Имея высокий уровень внутреннего стресса и будучи нереализованными в этой жизни, отдельные комплексы могут отщепляться от индивидуального и коллективного бессознательного и приобретать форму свободно блуждающего "организма" - тонкоматериальной системы информации с активным началом. Такой автономный комплекс, имеющий черты самостоятельного существа, включая потребность размножения и "инстинкт" самосохранения, имеет настоятельную тенденцию к материализации в физическом теле посредством его внедрения в сознание и подсознание чувствительного, кармически предрасположенного человека, производя впечатление его собственных побуждений, а в некоторых случаях вызывая галлюцинации, депрессию, бред.

Иногда эти комплексы получают прямое физическое выражение в виде перемещения, деформации, материализации или разрушения предметов, звуков, вспышек, известных более под именованием полтергейста или НЛО.

В плане настоящей работы комплексы, безусловно, опасная и агрессивная информация, порожденная неуемной психической деятельностью самого человека. По сути дела комплексы, описываемые К.Г.Юнгом, - это карма, индивидуальная в случае фобий и коллективная в случае архетипов.

Современный человек отгорожен от природы, от Космоса им же созданными барьерами. Одним из таких барьеров оказывается антропоморфизм или, точнее, - антропоцентризм: обостренное чувство собственной самодостаточности и вседозволенности как "царя всей природы". Однако природа воздействует на мир человеческих иллюзий особого рода обратной связью - кармой, весь смысл которой направить, возвратить человека к пониманию натуральных законов и естественных ценностей, расширив границы его бытия во времени и пространстве.

Литература
1. Философский словарь, под ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1986.

2. Мак-Лин П. Твой ангел-хранитель. - М.: Аквариум, 1996, с. 96.

3. Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб: Т
×

По теме Таинственная карма (часть 2)

Таинственная карма (часть 1)

Понимание смысла кармы большинством наших современников сводится к незатейливой...
Журнал

Карма. Хорошая и плохая карма. Методы очищения кармы

"Четыре правильных усилия". Сегодня я расскажу о системе практики под названием...
Журнал

Ницше и Пути звезд (Часть 6 - Раса и карма философа)

Во-первых, с позиции тонкого мира у Ницше не могло быть особой миссии. Связано...
Журнал

Таинственная галактика

Близкая и крупная галактика, по своей массе и размерам сопоставимая с...
Журнал

Таинственная сила слова

Осгуд разработал способ управления «музыкой слов», назвав его методом...
Журнал

Таинственная биржевая легенда

Финансовый алгоритм, разработанный фирмой Final, приносит более 100 миллионов...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество