Антропософия и цивилизация

Цивилизация и ее методология

Кто признает примат духа над материей, должен согласиться и с тем, что человеческому сознанию принадлежит доминирующая роль в организации и осуществлении всех форм человеческого земного бытия.
Антропософия и цивилизация
В отдельно взятый культурно-исторический период совокупность этих форм слагается в цивилизацию. Как явление, она свою сущность имеет в характере человеческого сознания, которое вырабатывает систему познания, мировоззрительные установки, научные принципы и много другое, что затем и образует методологию познания и жизни, присущую той или иной цивилизации. Феноменология цивилизации и ее методология образуют имманентное единство.

Поскольку формы человеческого сознания по мере его развития меняются, то меняется не только форма, но и сама суть цивилизации. Групповые формы сознания, порождая методологии древних цивилизаций, выражали их мифологически. Так историологией древних греков стал гомеровский эпос. Он был мировоззрением, определившим тогда характер воспитания социальных отношений и проч. Методологией древнееврейской цивилизации был Ветхий Завет.

Френсис Бекон и закат цивилизации

В эпоху когда сознание человека стало индивидуализированным, рассудочным, абстрактным, зародилась материалистическая цивилизация. Ее методологию сформулировал Френсис Бекон в своей книге "Новый органон". Ее принципы остаются всеопределяющими и по сей день.

Но цивилизации не вечны. Будучи порождением эволюционирующего сознания, они служат средством овладения новой формой сознания для множества людей. И когда это происходит, цивилизации начинают отмирать. Они тогда нуждаются в метаморфозе, которую способна вызвать методология следующей цивилизации, рождающаяся из новой нарождающейся формы сознания.

Современная цивилизация умирает потому, что свою задачу оно выполнило. Человек в ней овладел своим низшим индивидуальным "Я" и предметным сознанием. Поэтому все более радикально человечество ставится перед выбором: либо оно овладеет методологией новой цивилизации, либо обречет себя на страдания и смерть.

Цивилизационная миссия Рудольфа Штейнера

Цивилизационный сдвиг, перед которым теперь стоит человечество, совершенно уникален. Он влечет за собой не более не менее, как видовую метаморфозу человека, которая возникает при переходе от рефлексии к созерцающей силе суждения. Ею смог овладеть Гете. Ее суть заключается в том, что человек благодаря ей познает путем идеального восприятия идей непосредственно из области объектов познания. Такое мышление не связано с физическим мозгом и потому приводит к изменению структур всего многочленного существа человека.

Вот почему Рудольф Штейнер свое учение начал с развивать гетеанистически и с вопросов теории познания. На этом базисе он затем в течение всей своей жизни главным образом создавал всеобщую методологию науки, которая должна стать методологией познания и жизни новой, более спиритуальной, чем существующая, цивилизации, в которой будет господствовать представление о реальности, как о единой и одновременно чувственно-сверхчувственной. Решением этой задачи была обусловлена и многогранность учения и практических начинаний Рудольфа Штейнера.

Трагедия антропософского движения

Не следует думать, будто бы методология цивилизации есть нечто сугубо научное, теоретическое, абстрактное. Нет, формулируя свои принципы понятийного, оно затем пронизывает ими все факторы жизни. Поэтому с методологией материалистической цивилизации человек встречается сразу же после рождения, вкушая с молоком матери тяжелые металлы и яды. Столь же универсально, но только в положительном смысле надеялся Рудольф Штейнер пронизывать феномен цивилизации антропософской методологией. Но случилось так, что этой главной сути антропософии ее носители, представители, за редкими исключениями, понять не смогли. Трагические последствия этого факта не поддаются измерению. В условиях бурно нарастающего системного кризиса цивилизации оказались потерянными сто лет.

Основания для оптимизма

Но как бы не сложилась судьба антропософского движения, отчаиваться никому не следует. Упущенное можно наверстать. Для этого необходимо, чтобы в среде антропософов было хорошо понятно, что центральное ядро антропософии - это ее методология. На ее познание должен быть направлен весь духовный потенциал антропософского движения. Тогда по мере решения этой задачи немногими, она может быть адаптирована, популяризирована и доведена до сознания многих. А далее именно с этим потенциалом антропософия должна более активно пойти во внешний мир. На этот раз она будет лучше понята, ибо безысходность кризиса цивилизации осознается на всех уровнях и во всех ее частях.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Антропософия и цивилизация

Антропософия

Под этим заголовком ниже приводятся выдержки из восьмого издания...
Журнал

Антропософия

Антропосóфия (от греч. νθρωπος — человек...
Журнал

Антропософия на Востоке (Из сборника Статьи о России, написанные в 1930-1931гг)

Этот вопрос рождался в мыслях всё большего числа людей, имеющих живой интерес к...
Журнал

Антропософия

Введение Корни теософского учения весьма многочисленны и ведут к различным...
Журнал

Индийская цивилизация

Два потока: один - чувств, а другой - умственный, один - формы, а другой - мысли...
Журнал

Цивилизация майа

На севере Гватемалы, в местечке Сан Бартоло, археологи обнаружили одну из самых...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Конфликтовать с тревогой
Твое сознание - живая субстанция