Мир, Текст и Вы

- Что такое мир? Почему мы воспринимаем читаемое и видимое неодинаково?

В критический период своего творчества Кант изменил проблематику философии в отношении субъекта и объекта. Субъект – тот, кто воспринимает мир.
Мир, Текст и Вы
То бишь - Вы! А объект – то, что вы воспринимаете – Текст, например.

Согласно Канту не субъект приспосабливается к объекту, для того чтобы его понять, а объект приспосабливается к субъекту и структурам его разума для того чтобы быть воспринятым. Что бы понять этот кажущийся на первый взгляд бред - в двух словах о теории познания Канта.

Существуют вещи сами по себе (та самая пресловутая «вещь в себе» в существовании которой искренне сомневались Бэркли и Фихте, Кастанеда и Пелевин). Человек с помощью органов ощущений (некоторые полагают, что их пять) воспринимает эти вещи. С помощью рассудка, который обладает априорными (доопытными) качествами времени и пространства, человек упорядочивает свои восприятия. Рассудок, согласно Канту – это низшая ступень Разума( А если языком современным – операционная система, встроенная намертво Vista).

Затем, с помощью разума, существующего определенными категориями, он формирует понятия и умозаключения и таким образом логически мыслит.

Таким образом, мы имеем дело не с вещами, а с явлениями этих вещей в собственном разуме (феноменами). А, следовательно «вещь в себе» (мир за пределами разума человека) недоступна познанию – мир непознаваем!

Поэтому познать чей-либо текст мы не можем. Мы познаём лишь его, интерпретированную нашими мыслеформами, отражение в структурах собственного разума. Вся последующая герменевтическая работа – это творчество, связанное не с познанием недоступного текста, а с расширением собственного конструированного мира.

Вы вовсе не выступаете в роли соавтора текста. Вы его подлинный автор. Когда вы, например, читаете стихотворение - то ставите ударения не так, как это хотел автор и интонация внутреннего чтения у вас другая, и понимание текста, разумеется, иное.

И наша оценка книги целиком детерминирована целым рядом факторов. Назову только три из них.

1.Априорные качества. К времени и пространству можно добавить генетическую обусловленность – всё то, что мы получаем по наследству талант, способность к рефлексии, биологические инстинкты, патологии и т. д.

2.Социальные детерминанты – воспитание, образование, самообразование, вкус…

3.Ситуация. У нас может болеть голова, или мы можем пребывать в стрессовой ситуации вследствие каких-нибудь личных проблем и т.д. В результате текст не воспринимается так как в обычной ситуации. А иногда наоборот доходит более ярко, чем в обычной обстановке.

Причём, социальные качества – вторичны по отношению к генетической обусловленности. Какая бы не была ваша социоболочка, вам не выйти за пределы своей генетической обусловленности. Всё что вы можете сделать – хороший оверклок.

Чаще всего, отказ воспринимать ту или иную книгу – является результатом внутреннего снобизма и консерватизма. Мы часто полагаем, что переросли тот или иной текст.

С чего – это Вы, читающий Филиппа Дика, Харлана Эллисона и Хорхе Борхеса, опуститесь до уровня Гарри Поттера или Перумова. Никогда!

А почему собственно - нет? Если текст достаточно профессионален, то наше нежелание с ним возиться говорит о недостаточной гибкости мышления и неумении адаптировать своё восприятие. По большому счёту парадигматические конструкции - и здесь и там – едины. Или… оправдание может быть только одно. Если вы понимаете, что времени осталось немного и его едва хватит на тех, кого вы уже сочли своими, сочли - Собой.

Формирование собственного мира процесс длительный, и заканчивается, как правило, с приходом смерти. В нём прогресс сочетается с регрессом, понимание с беспомощностью нигилизма. Социум, конечно же, играет значение в реализации ваших потенциальных врождённых возможностей. Без него вы бы не стали бы человеком вообще и тем кто вы есть теперь в частности. И те книги и те авторы которых вы вместили в себя – это Вы. Вы - Гомер и Шекспир, Толстой и Маркес, Ефремов и Желязны…

Троя Гомера – ваша Троя, а Макондо Маркеса –ваш Мокондо. И это не потому, что вы хорошо поняли авторов, а потому что они были вами впущены в ваш разум, уже к этому готовый и главное - своевременно.

Когда автор начинает писать плохо – это может означать, что либо Вы уже поднялись на новый уровень, либо вас опередил автор, а вы застряли в своём уютном миропонимании. Впрочем, вариант с регрессией автора – также возможен.

Очень жаль, если хороший автор – не становится вашим. При всём том, что вы сознаёте его силу и значение. Например, не смогли стать для меня своими братья Стругацкие. Скорее всего - из-за несвоевременного прихода. Философская рефлексия у меня уже была разбужена И.Ефремовым и Диогеном Лаэртским. В образности, фантазии и лиричности они в моём восприятии уступали и Р.Брэдберри и прочитанному в юности в самиздате Р.Желязны или Кингу. Идеи, заложенные в их поздние вещи, казались мне вторичными, свидетельством эзистенциального тупика, нашедшего спасение в этическом категорическом императиве. Разумеется, понимание того, что никого лучше у нас нет – было… Но, в моём восприятии, при всём уважении к их творчеству, они так и останутся – Лучшими из Худших. К тому же Бремя учеников, возможно, слишком дорого обошлось нашей фантастике, где в отличие от англо-язычной SF некого было поставить в один ряд с мэтрами. Не было не своих Гаррисонов, Шекли… И это плохо.

Весь мир – есть текст, доходящий к нам, в значительной части, информационными и художественными текстовыми потоками. Даже наше чувственное восприятие одето в текстовую оболочку.

Мы заперты в клетке собственного разума. Отсюда – вся мистика и философия. Отсюда желание изменить свою точку сборки, поиск чуда в изменённых состояниях сознания, бегство в искусство, элитарность, фантастику и фентези. Отсюда алкоголизм и наркомания, преступность и прочие девиации. Всё это - формы стихийного бунта против своей же ограниченности и обусловленности.

Однако наши попытки выйти за пределы собственного разума до сих пор были тщетными.

Если сравнить наше мировосприятие с замкнутым помещением, что в своё время делал Платон в мифе о пещере, то никто так и не вышел живым за её пределы. Все наши медитации, интеллектуальные изощрения, даже изменение точки сборки (по Кастанеде) – это только смена обоев, перестановка мебели, или в лучшем случае – ломка старых перегородок и новая планировка. И всё… А как же Рай? Самадхи? Нирвана? Это уже вопрос веры. Не хотелось бы никого обидеть, но утешение в вере – это реакция на отсутствие выхода и обречённость в понимание невозможности познать мир и себя. Или, что хуже - результат воспитания. В этом случае – это, как правило, безнадёжно. Гораздо легче возложить ответственность за собственное непонимание на абсолютизированную абстракцию. И не имеет значение, как эта абстракция будет называться - Богом или Материей.

Я далёк от солипсизма. «Вещь в себе», хотя и недоступная познанию - всё же есть. Она может ударить и ударить пребольно – хулиганами из подворотни, маньяком из лесополосы или предательством друзей и близких. Вариантов не счесть.

Увы:
- не каждый настолько экзистенциален, чтобы испытывать удовольствие от собственных Страха, Боли и Смерти;

…не каждый способен отказаться от эмоций, подобно стоикам, и равнодушно переносить все удары судьбы, а встретившись со смертью спокойно протянуть ей руку…

…не каждый настолько мистичен, чтобы сказать: « Маг не окажется там, где ему быть не следует!». И что значительно хуже - почти никто не может действовать в соответствии с этими словами.

Выход за пределы собственной человечности – сумасшествие или смерть!

И нам остаётся заниматься мироконструированием и тешить себя, вслед за Эпикуром, мыслью, что смерти нет, поскольку в жизни мы с собственной смертью не встречаемся.

И это действительно так. Никто и никуда не уходит. Потому что, никто и ниоткуда и не приходил…

Остаётся - ТЕКСТ, МИР и ВЫ…
×

Обсуждения Мир, Текст и Вы

  • Добрый день. Если суметь сделать мышление органом познания, то кантовское табу на "вещь в себе" вызовет улыбку и сожаление. Границ познания быть не может, но если мы живём под знаменем Канта, то это значит: границы мы создаём себе сами. Разобраться в этом детально можно прочтя "Философию свободы" Рудольфа Штейнера. Легкомысленный человек это произведение не может преодолеть, не может дочитать до конца. Прочитавшему же, открывается сокровищница...! Вам она должна быть доступна. Всего хорошего.
     

По теме Мир, Текст и Вы

Текст Библии

Возможно, президент Ирана Махмуд Ахмади-Неджад и хочет стереть Израиль с карты...
Журнал

Как запомнить текст

ТВ и радио не могут предоставить всю необходимую информацию, как бы ни старались...
Журнал

Принтер стирающий текст

Японские инженеры выпустили принтер, который может использовать один лист бумаги...
Журнал

Рукописный текст песни Beatles на аукционе

Аукционный дом Sotheby's выставил на торги текст песни The Beatles 1967 года "A...
Журнал

Рукописный текст песни Джона Леннона уйдет с молотка

Рукопись текста песни, написанной Джоном Ленноном, будет выставлена на аукцион...
Журнал

Актеры шекспировского театра прочтут полный текст Библии

Труппа лондонского шекспировского театра «Глобус» собирается прочесть целиком...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни