ДНИФ-развитие человека, измерение духовности и нравственност

Общество с психологией потребления или общество с психологией нравст-венного и духовного поведения – два конкурирующих пути развития.

Рассмотрим возможности ДНИФ-моделирования.
Основное «конкурентное» преимущество психологии потребления по отношению к психологии нравственного и духовного поведения заключается в том, что результаты потребительского поведения количественно измеримы и сравнимы, а результаты духовного и нравственного поведения – нет.

В отношении сочетания развития физического с развитием духовным мы видим ту же картину. Здесь уместно привести цитату из книги Патриарха Алексия II (Войдите в ра-дость господа своего. Размышление о вере, человеке и современном мире. 2004 г.): «Возможно, это высказывание покажется кому-то слишком резким, но поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зре-ния не является подлинной ценностью».

И здесь также основное «конкурентное» преимущество психологии развития фи-зического здоровья по отношению к психологии развития нравственного и духовного здо-ровья заключается в том, что результаты физического развития количественно измеримы и сравнимы, а результаты духовного и нравственного развития – нет.

Поэтому воспитание духовности и нравственности является декларативным, осно-ванным на примерах пророков, великих людей и знаменитых деятелей. Как правило, про-роки, великие люди и знаменитые деятели, отличавшиеся высокой нравственностью и величайшей духовностью, в личном плане достигли результатов, которые каждый другой человек не может «примерить к себе», соразмерить со своими возможностями. Он знает, что для него такой уровень духовности и нравственности недостижим, но к этому уровню надо стремиться. Но, двигаясь по этому пути, человек не может количественно оценить состояние своей духовности и нравственности. Его духовность и нравственность не мо-гут быть измерены, нет возможности получить количественно измеримые результаты, ко-торые можно было бы сравнить с результатами идеала и оценить, например, пройденное расстояние и расстояние, которое еще предстоит пройти, а также точку, в которой следу-ет остановиться в соответствии с собственными силами.

В отличие от этого, культивирование психологии потребления всегда предметно и основано на измеримых результатах, лично достигнутых богатыми и власть имущими ми-ра сего, выдающимися людьми. И эти измеренные результаты (например, в деньгах) каж-дый человек может сравнить со своими результатами.

Так же и культивирование физического здоровья всегда предметно и основано на измеримых результатах, лично достигнутых знаменитыми спортсменами. И эти измерен-ные результаты (в скорости бега, в поднятых килограммах, например) каждый человек может сравнить со своими результатами. Культивирование физического здоровья необ-ходимо, люди должны быть физически здоровы. Но культивирование физического здоро-вья должно быть тесно связано с культивированием душевного здоровья.

Человек и общество должны развиваться гармонично. Такие возможности дает ДНИФ-развитие. Теория ДНИФ-моделирования, предложенная в качестве одного из разделов системной философии автора, решает основную проблему – построение сис-темной технологии гармоничного развития человека и общества. Для этого ДНИФ-моделирование предоставляет возможность измерения духовности и нравственности, и сравнения, на этой основе, духовных и нравственных результатов, также как и результа-тов физического развития, развития материального благополучия, развития интеллекту-ального.

Чтобы нравственность и духовность общества выжили, сохранились и раз-вились, необходимо научиться количественно измерять нравственность и духов-ность. Затем от измерения и сравнения желаемого с достигнутым – перейти к сис-темной технологии гармоничного ДНИФ-развития человека и общества.

ДНИФ-моделирование позволяет, тем самым, сделать сравнимыми результа-ты развития всех сторон личности и общества, гармонизировать отношение к раз-витию разных сторон человека. И на этой основе перейти к практическим методам гармоничного развития личности и общества.

1. ДНИФ-система. Ранг ДНИФ-системы.
ДНИФ-система рассматривается системной философией, как общая модель любой системы, в которой участвует человек, его душа, ум и разум. Применение модели ДНИФ-системы показано на ряде примеров в рекомендуемой литературе.

Общая модель ДНИФ-системы позволяет моделировать состояние и развитие сис-тем, в которых участвует человек. Изучая системы, в которых участвует человек, с помо-щью модели ДНИФ-системы, можно количественно описывать состояние изучаемой сис-темы как ДНИФ-системы, выбрать стратегию ее развития, и, затем, сформировать и реа-лизовать политику, программу, проект развития, формировать и реализовать соответст-вующие управленческие решения.

ДНИФ-моделирование позволяет также моделировать состояние и развитие госу-дарственной службы. Другими словами, система государственного управления (государ-ственной службы) представима, как и любые другие реальные системы, частью которых является человек, с помощью ДНИФ-модели системы.

При ДНИФ-моделировании постулируются следующие утверждения.

1. ДНИФ-система содержит такие основные компоненты, как

Духовная система (Д-система),
Нравственная система (Н-система),
Интеллектуальная система (И-система),
Телесная система (Т-система),
Система Душевного здоровья (система Д-здоровья),
Система Физического здоровья (система Ф-здоровья).
2. ДНИФ-система целостна. ДНИФ-система перестает быть ДНИФ-системой, если лишается какой-либо из своих основных компонент.

3. Все системы, созданные ДНИФ-системой, описываются общей моделью в виде ДНИФ-системы.

Эти утверждения относятся, например, к государственным решениям, политикам, программам, проектам. В них отражается духовность, нравственность, интеллектуальный и физический потенциал, душевное и физическое здоровье создателя проекта — систе-мы государственного управления. Самым существенным является измерение духовно-сти, нравственности и других характеристик проекта, как ДНИФ-системы. Такой механизм измерения намерений и результатов проекта (политики, программы, решения) позволит улучшать управление процессом их формирования и реализации, а также осуществлять соответствующие коррективы проекта (политики, программы, решения).

Этот механизм измерения предоставляет, как уже здесь отмечалось, теория ДНИФ-моделирования.

Для описания ДНИФ-системы может быть использована математическая модель общей системы, предложенная и развитая в работах автора.

Рассмотрим возможности ранжирования ДНИФ-системы на примере ранжирования ее частей – духовной Д-системы и нравственной Н-системы.

2. Духовность и Д-система.
Духовная система – Д-система, по определению системной философии содержит духовность ДНИФ-системы, а также присущие ДНИФ-системе знания, умения и навыки формирования и реализации, а также выживания, сохранения и развития духовности.

Представляется наиболее достоверным соразмерять духовность человека с фор-матом, «объемом» среды, за которую считает себя ответственным человек. Объему сре-ды может сопоставляться некоторый ранг духовности, значение которого тем выше, чем больше объем среды, за которую берет на себя ответственность духовная система чело-века.

Например, для оценки экологических действий человека можно принять, что зна-чения ранга духовности равны (экологический ранг духовности):

минус два, если человек берет на себя ответственность только за свое тело (сре-да равна телесному потенциалу человека);

минус один — среда равна телесному потенциалу человека плюс интеллектуаль-ный потенциал человека;

ноль — среда равна комплексному потенциалу человека, включая духовно-нравственный потенциал, — «самому человеку»;

плюс единица — среда равна самому человеку плюс природная среда в пределах двора его дома;

плюс два — среда равна самому человеку плюс природная среда в пределах го-рода, в котором он функционирует;

плюс три — среда равна самому человеку плюс природная среда в пределах ре-гиона его проживания;

плюс четыре — среда равна самому человеку плюс природная среда в пределах страны

и т.д.
Такие алгоритмы, разрабатываемые прикладной системной технологией, можно использовать для создания системы оценок духовности намерений и результатов дея-тельности человека (общества, сообщества). Причем метод системной философии в данном случае не акцентирует внимание на качествах человека — для этого существуют другие тесты и программы. Основное внимание уделяется духовности проекта деятель-ности человека и духовности результатов его деятельности.

Теория ДНИФ-моделирования дает также возможность вычисления комплексного ранга духовности, как системы рангов знаний, умений и навыков духовности.

В результате может быть вычислен ранг Д-системы в целом.

3. Нравственность и Н-система.
Нравственная система – Н-система, по определению системной философии со-держит нравственность ДНИФ-системы, а также присущие ДНИФ-системе знания, умения и навыки формирования и реализации, а также выживания, сохранения и развития нрав-ственности.

Представляется наиболее достоверным соразмерять нравственность человека (также как и в отношении его духовности) с размерами, «объемом» среды, которой спосо-бен приносить пользу человек. Объему среды может сопоставляться некоторый ранг нравственности, значение которого тем выше, чем больше объем среды, которой наме-рена (способна) приносить пользу нравственная система человека.

Например, для оценки социальной направленности владельца бизнеса можно принять, что значения ранга нравственности равны (социальный ранг нравственности):

минус два, если человек результаты бизнеса приносят пользу только телу вла-дельца бизнеса (среда равна телесному потенциалу владельца бизнеса);

минус один — среда равна телесному потенциалу владельца бизнеса плюс ин-теллектуальный потенциал владельца бизнеса;

ноль — среда равна комплексному потенциалу владельца бизнеса, включая ду-ховно-нравственный потенциал, — «самому владельцу бизнеса»;

плюс единица — среда равна самому владельцу бизнеса плюс наемные люди в пределах его бизнеса;

плюс два — среда равна самому владельцу бизнеса плюс социальная среда в пределах города, в котором он функционирует;

плюс три — среда равна самому владельцу бизнеса плюс социальная среда в пределах региона страны нахождения его бизнеса;

плюс четыре — среда равна самому владельцу бизнеса плюс социальная среда в пределах страны и т.д.

Теория ДНИФ-моделирования дает также возможность вычисления комплексного ранга нравственности, как системы рангов знаний, умений и навыков нравственно-сти.

В результате может быть вычислен ранг Н-системы в целом.

4. Ум, разум, душа человека
Ум, разум, душу человека (напр., менеджера фирмы, фирмы, государственного служащего, государственного органа, государственной системы) также можно описать как ДНИФ-системы. Сформулируем следующие определения.

В ДНИФ-модели ума системообразующую роль играет интеллект – И-система.

В ДНИФ-модели разума человека (или, напр., государственного служащего, госу-дарственного органа, государственной системы) системообразующую роль играет нрав-ственность – Н-система.

В ДНИФ-модели души человека (или, напр., государственного служащего, госу-дарственного органа, государственной системы) системообразующую роль играет духов-ность – Д-система.

5. Об определении системы рангов для ДНИФ-системы в целом

Теория ДНИФ-моделирования используется для определения системы рангов для других компонент ДНИФ-системы и для ДНИФ-системы в целом.

В целостную ДНИФ-систему по определению входят 9 основных подсистем – Ду-ховная (Д-система), Нравственная (Н-система), Интеллектуальная (И-система), Телес-ная (Т-система) системы, система Душевного здоровья (система Д-здоровья), Система Физического здоровья (система Ф-здоровья), ДНИФ-модель ума, ДНИФ-модель разу-ма, ДНИФ-модель души.

Для каждой из этих систем принят описанный здесь на примере духовности и нрав-ственности порядок определения комплексных рангов. Системное моделирование полу-ченных частных комплексных рангов частей ДНИФ-системы приводит к построению ком-плексного ранга ДНИФ-системы, отражающей ее роль в развитии среды, частью которой она является.

Система рангов дает, например, возможность оценить любые программы претен-дентов на выборные должности применяя систему рангов ДНИФ-систем и может побу-дить их действовать, повышая ранги своих ДНИФ-систем.

Результаты любой деятельности при применении теории ДНИФ-моделирования становятся количественно измеримы и сравнимы с желаемыми.

Теория ДНИФ-моделирования позволяет также создать количественные оценки результатов воспитания, целью которого является нравственность, Н-система, и просвещения, целью которого является духовность, Д-система. Эти возможности позволяют дополнить образование, воспитание и просвещение коли-чественными критериями соответствия выпускника образовательного учреждения (напр., школы, университета, системы повышения квалификации государственного служащего) гармоничной ДНИФ-системе заданного ранга.

Рекомендуемая литература
1. Телемтаев М.М. Системная технология (системная философия деятельно-сти). ИД «СТ-Инфосервис», 1999, 336с.

2. Телемтаев М.М. Системная философия. ИЦ «Инфопресс», 2001, 210с.

3. Телемтаев М.М. Государственное системное управление. ИЦ «Инфопресс», 2002, 410с.

4. Телемтаев М.М. Целостный инженеринг. Метод системной технологии. М., ИД «ЭКО», 2005, 405с.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения ДНИФ-развитие человека, измерение духовности и нравственност

  • Следовательно, судя по первой фразе, история ведет человечество если не по пути деградации сознания, то по пути выработки всё более новых примитивных его форм. Так? И эти новые примитивные формы, а их возможно (если я правильно Вас понимаю) будет со временем всё больше и будут они всё более мрачные, тупые безысходные, то есть ли перспективы в борьбе с этим природным движением? Разве развернут этот исторический процесс Ваши благородные идеи, кои никогда не будут востребованы?
    И что это за "собственные цели развития"? Если история видоизменяет людей, как своё изделие, то разве у объекта видоизменений могут быть собственные цели развития? Ведь он - жертва того, кого не понимает. А если "собственные цели развития" принадлежат "изготовителю людей" (Богу?), то что это за странные цели, по которым надо обезображивать изначально хороших людей? Бог деградирует? И зачем бы ему, всемогущему, понадобились эти моральные уроды, от которых только головная боль и никакой пользы.
    Или я чего-то не понимаю. Или в Вашем представлении сидит какая-то системная ошибка. Я думаю, предназначение человечества не в том, чтобы быть кому-то прислугой, а более капитальном деле. Я написал здесь статью: "Приглашение в нереальность". Там об этом говорится.
     
  • Спасибо. На мой взгляд, существует иерархия сознаний, одни из которых выше, т.е. созданы раньше, другие ниже, т.е. созданы позже.
    Высшее по отношению к человеку сознание создало реализацию генетического кода, генетической программы жизни в белковой оболочке - человека. По всей видимости, было необходимо создать множество носителей информации и знаний для собственных целей развития. Возможно, бессознательная, как мы ее называем, деятельность человеческого мозга и есть сфера работы высшего по отношению к человеку сознания, использование основных ресурсов мозга человека в целях высшего разума. Несколько более подробно описана эта гипотеза в моей книге "Системная философия".
    Спасибо за внимание и интерес.
     
  • Мне нравятся Ваши работы. Вы умница. А потому и пристаю к Вам к Вам с вопросом, который меня интересует безотносительно к данной статье: зачем природе понадобилось создавать людей вообще, да ещё духовными, нравственными и проч.? У меня есть свое мнение по этому вопросу, но что думают другие?
    С уважением
     
  • telemtaev. ДНИФ-система - это модель. Методики применения ДНИФ-системы позволят упорядочить воспитание, просвещение и образование, создать тенденцию к гармонии духовности, нравственности, интеллекта и физического развития человека, Семьи, нации.
    Например, возможно формирование успешной ДНИФ-семьи, для которой успешность духовного и нравственного развития будет неотделима от успешности интеллектуального и материального развития. Это, собственно, и ответ на Ваше мнение о моем варианте национальной идеи российского народа.
    Реализация любой идеи должна проводиться на соответствующей методологической и методической основе.
    Для реализации моего варианта национальной идеи имеется такая основа.
    А насчет природы, создавшей людей я думаю, что по по первоначальному замыслу они создавались как духовные, нравственные, интеллектуально и физически развитые. По многим причинам человек отклонился от первоначального замысла создателя. По-моему, применение таких моделей жизнедеятельности, как ДНИФ-системы, позволят воссоздать первоначальный замысел.
     
  • А как Вы полагаете, зачем нужна эта ДНИФ- система? Ну создала природа людей, а для чего и какую роль в этом предназначении должна играть ДНИФ система, сможете сказать?
     

По теме ДНИФ-развитие человека, измерение духовности и нравственност

Британский астрофизик награжден за развитие духовности

В среду, 6 апреля, в Лондоне было объявлено имя лауреата Темплтоновской премии...
Журнал

В чём разница взгляда на человека – ментальности и духовности

ум – устами шри ауробиндо (и ещЁ массы ментальных и витальных мистиков) говорит...
Журнал

В чём разница взгляда на человека – ментальности и духовности

Ум – устами Шри Ауробиндо (и ещё массы ментальных и витальных мистиков) говорит...
Журнал

Воспитание сознания духовности человека

Вопрос воспитания человека, является одним из важнейших вопросов человеческого...
Журнал

Ворота в другое измерение

Это район в западной части Индийского океана, где регулярно появляются НЛО...
Журнал

Измерение времени

Время, как и материя, поддается измерению. Субстанция времени движется и есть...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Сущность, её особенности и опыт
Как поступить с теми, кто причинил нам боль?