Антропологи из Аризонского университета в Темпе (США) пришли к выводу, что моногамность человека и сопровождающие её родственные связи с тётями, дядями, деверьями и шуринами сыграли решающую роль в окультуривании человека.
Чтобы дать оценку вклада семейно-родственных связей в развитие человека и человеческой культуры, ученые приводят в пример шимпанзе. Эти приматы живут группами со строгой иерархией внутри сообщества. Самки и самцы отличаются неразборчивостью в связях, являясь полигамными животными. Самцы прикладывают все усилия, чтобы не допустить к самкам «мужчин» из другой группы. Очевидно, что при таких взаимоотношениях никакие родственные связи между группами животных невозможны.
Команда антропологов из Аризонского университета в Темпе (США) исследовала около 32 территориальных сообществ современных племён, живущих преимущественно охотой. Каждое сообщество делилось на две или более группы от 5 до 64 человек, которые сообща кочевали и искали добычу. Все группы имели три общих признака. Во-первых, их члены с равной вероятностью могли остаться в той же группе, в которой родились, или покинуть её, женившись или выйдя замуж за «чужака». Во-вторых, взрослые братья и сёстры часто остаются вместе, переходя из одной группы в другую. В-третьих, большинство членов таких групп генетически неродственны друг другу.
Исследователи полагают, что подобные сообщества из генетически неродственных членов появились около 2 миллионов лет назад и способствовали развитию социальной культуры. При этом возникнуть они могли лишь при условии моногамности древних людей. Мужчина или женщина могли выбрать себе пару из другой группы, и при этом роднёй становились люди, которые не были родственниками по крови, но оказывались вовлечёнными в отношения взаимопомощи. Иначе говоря, «брат жены» помогал охотиться «мужу своей сестры» — ситуация, немыслимая среди обезьян.
Результаты антропологических исследований расходятся с царившим до сих пор умозрительным мнением, что социальные контакты между группами кочевников в древности поддерживались за счёт женщин, на протяжении жизни вступавших во множество браков с представителями разных групп, пишет ScienceNews.
Важность «внегенетических» взаимоотношений на основе моногамности очевидна: они способствуют свободному перемещению людей между группами, в каждой из которых всегда найдутся родственники, и объединению групп между собой. Это порождало обмен культурными традициями, слияния племён и появление постоянных поселений на заре человечества.
Команда антропологов из Аризонского университета в Темпе (США) исследовала около 32 территориальных сообществ современных племён, живущих преимущественно охотой. Каждое сообщество делилось на две или более группы от 5 до 64 человек, которые сообща кочевали и искали добычу. Все группы имели три общих признака. Во-первых, их члены с равной вероятностью могли остаться в той же группе, в которой родились, или покинуть её, женившись или выйдя замуж за «чужака». Во-вторых, взрослые братья и сёстры часто остаются вместе, переходя из одной группы в другую. В-третьих, большинство членов таких групп генетически неродственны друг другу.
Исследователи полагают, что подобные сообщества из генетически неродственных членов появились около 2 миллионов лет назад и способствовали развитию социальной культуры. При этом возникнуть они могли лишь при условии моногамности древних людей. Мужчина или женщина могли выбрать себе пару из другой группы, и при этом роднёй становились люди, которые не были родственниками по крови, но оказывались вовлечёнными в отношения взаимопомощи. Иначе говоря, «брат жены» помогал охотиться «мужу своей сестры» — ситуация, немыслимая среди обезьян.
Результаты антропологических исследований расходятся с царившим до сих пор умозрительным мнением, что социальные контакты между группами кочевников в древности поддерживались за счёт женщин, на протяжении жизни вступавших во множество браков с представителями разных групп, пишет ScienceNews.
Важность «внегенетических» взаимоотношений на основе моногамности очевидна: они способствуют свободному перемещению людей между группами, в каждой из которых всегда найдутся родственники, и объединению групп между собой. Это порождало обмен культурными традициями, слияния племён и появление постоянных поселений на заре человечества.
Обсуждения Моногамность сыграла главную роль в окультуривании человека