Начнем с позитивного. “Формула-1” - это круто. Это самые популярные автогонки в мире. То, что этап будет проходить в России, - вопрос престижа. Повод для гордости и счастья. Вернитесь на минуту в детство, вспомните себя ребенком - как вы прыгали до потолка, когда вам купили, предположим, новенькую железную дорогу.
- Строительство трассы в Сочи важно для эффективного использования спортивной, транспортной, гостиничной инфраструктуры и после Олимпийских игр, - говорит премьер Владимир Путин. - Российский этап “Гран-при” даст возможность развитию автоспорта в России, будет способствовать росту мастерства наших спортсменов.
Теперь вспомним историю вопроса.
- Я пытался добиться права на проведение “Гран-при” в вашей стране еще в советское время. Даже встречался с Леонидом Брежневым, - вспоминает глава “Формулы-1” Берни Экклстоун. - Но раньше в России было мало энтузиазма по поводу королевских гонок. Теперь такой энтузиазм есть. И я верю, что ваша трасса окажется просто супер!
Насчет энтузиазма старина Берни не прав. Наша страна давно предпринимала попытки заполучить этап “Формулы-1”, которую начали показывать по отечественному телевидению с 1992 года. Проектов было много, включая создание трассы вокруг Кремля или строительство автодрома в Мячкове.
По нашей информации, несколько лет назад теперешний экс-мэр Москвы Юрий Лужков пришел в великое удивление после встречи с Экклстоуном, когда узнал, какую прибыль получит Первопрестольная от этапа “Формулы-1” в России. Мягко говоря, очень маленькую. Баснословных доходов стране-хозяину этапы “Формулы-1” не приносят. Организаторы получают деньги только за билеты и прибыль от инфраструктуры вокруг гонок, которая их обслуживает (отели и все остальное). Главный же доход - от рекламы и прав на телетрансляцию - идет в карман Берни.
По данным “МН”, только строительство автодрома в Сочи обойдется России в $200 млн. При этом за право проведения каждого этапа “Гран-при” нужно будет ежегодно выкладывать несколько миллионов “вечнозеленых”.
Впечатляет сумма? И на эти деньги в Сочи станут гоняться иностранные болиды - чужие машины с чужими гонщиками, которые будут прославлять чужие моторы, шины, масла, автофирмы... Полнедели погоняются, а остальное время, почти круглый год, автодром будет пустовать. Ну не концерты же Филиппа Киркорова там проводить?
Вы мне сейчас скажете: так ведь за “Рено” выступает российский гонщик Виталий Петров. Да, конечно, выступает... Но чего добился наш парень в “Формуле-1”? Вот и на последнем этапе, на трассе “Сузука”, Петров не доехал до финиша, уже через 100 метров после старта задев машину Нико Хюлькенберга и врезавшись в стену. В нашей стране шутят: “Петров ведь выступает с логотипом “Лады”. А русские “жигули” всегда славились тем, что никогда не доезжали до финиша!”
Петрова жестко критикуют, в том числе вице-президент Российской автомобильной федерации Игорь Ермилин, который заявил:
- Такое впечатление, что у Петрова начался “синдром начального периода”. Помните, на старте сезона он тоже постоянно попадал в аварии? Тогда Виталий пытался доказать, что не зря оказался в “Формуле-1”, часто шел на неоправданный риск, ошибался. Сейчас ему надо думать о новом контракте, показывать хорошие результаты. И он опять рискует, порой неверно оценивает ситуацию на трассе. Вот зачем было так резко атаковать на старте? Ну выиграл бы Петров еще одну позицию, стал бы 11-м - все равно был бы вне очковой зоны. А в итоге - все потерял. Получается, что Виталий к концу года так и не созрел для чемпионата мира. Прошел сезон, а он все такой же неопытный новичок, каким был весной.
После этого сезона у Виталия Петрова заканчивается контракт с “Рено”. Официальные лица говорят, что россиянин попал в “Формулу-1” не из-за денег, что это очень талантливый гонщик. Фактически Ален Прост или Айртон Сенна славянского розлива. Но, по нашей информации, Виталий Петров попал в “Рено” в первую очередь потому, что заплатил 15 млн евро за свое место в боевом болиде.
- “Формула-1” - это бизнес. Группа “Рено” владеет лишь 25% акций команды и поэтому не может гарантировать ей бюджет в полном объеме. А еще команда “Рено” хочет сделать себе имя в России, и Виталий является ключевой фигурой в этом предприятии, - говорит менеджер российского гонщика Оксана Косаченко.
Но “Рено” должна определиться, чего она хочет: бороться за победу в чемпионате, и тогда ей нужен второй сильный пилот с крепкой нервной системой в пару к поляку Кубице, или зарабатывать деньги на продаже мест в болидах. Как в парке аттракционов, где можно заплатить 150 рублей и покататься на электрической машинке. Так что Петров после этого сезона вполне может потерять место в “Формуле-1”. И за четыре года никто новый не появится. Тогда на трассе в Сочи в самом деле будут гоняться только иностранцы.
Общая беда российского спорта в том, что мы не умеем делать бизнес-проекты. Крупные европейские и североамериканские клубы имеют огромные бюджеты, много тратят, но окупают сами себя. Посмотрите на “Манчестер Юнайтед”, “Реал”, “Детройт Ред Уингз”, “Нью-Йорк Янкиз”...
У нас же весь спорт дотационный. В хоккее есть СКА, который по бюджету перебьет и “Чикаго”, и “Вашингтон”, но деньги поступают от богатого Газпрома, а не от кассовых сборов. В футболе большая часть страны болеет за “Спартак”, но он живет на деньги ЛУКОЙЛа. И так абсолютно во всем. Ну получим мы “Формулу-1”, потратим полмиллиарда долларов. А что останется после нее, когда закончится контракт? Трасса-пустырь в Сочи? Не лучше ли пустить эти деньги на то, чтобы поднять с колен отечественный автопром, чтобы о “Ладе” наконец-то перестали скабрезно шутить? Или построить нормальные дороги в стране? Хотя бы одну платную трассу между Москвой и Питером, по которой не будет страшно ехать ночью. Я уверен, этот проект себя полностью окупит.
И это в самом деле даст мощный толчок развитию автомобильного дела в России.
Теперь вспомним историю вопроса.
- Я пытался добиться права на проведение “Гран-при” в вашей стране еще в советское время. Даже встречался с Леонидом Брежневым, - вспоминает глава “Формулы-1” Берни Экклстоун. - Но раньше в России было мало энтузиазма по поводу королевских гонок. Теперь такой энтузиазм есть. И я верю, что ваша трасса окажется просто супер!
Насчет энтузиазма старина Берни не прав. Наша страна давно предпринимала попытки заполучить этап “Формулы-1”, которую начали показывать по отечественному телевидению с 1992 года. Проектов было много, включая создание трассы вокруг Кремля или строительство автодрома в Мячкове.
По нашей информации, несколько лет назад теперешний экс-мэр Москвы Юрий Лужков пришел в великое удивление после встречи с Экклстоуном, когда узнал, какую прибыль получит Первопрестольная от этапа “Формулы-1” в России. Мягко говоря, очень маленькую. Баснословных доходов стране-хозяину этапы “Формулы-1” не приносят. Организаторы получают деньги только за билеты и прибыль от инфраструктуры вокруг гонок, которая их обслуживает (отели и все остальное). Главный же доход - от рекламы и прав на телетрансляцию - идет в карман Берни.
По данным “МН”, только строительство автодрома в Сочи обойдется России в $200 млн. При этом за право проведения каждого этапа “Гран-при” нужно будет ежегодно выкладывать несколько миллионов “вечнозеленых”.
Впечатляет сумма? И на эти деньги в Сочи станут гоняться иностранные болиды - чужие машины с чужими гонщиками, которые будут прославлять чужие моторы, шины, масла, автофирмы... Полнедели погоняются, а остальное время, почти круглый год, автодром будет пустовать. Ну не концерты же Филиппа Киркорова там проводить?
Вы мне сейчас скажете: так ведь за “Рено” выступает российский гонщик Виталий Петров. Да, конечно, выступает... Но чего добился наш парень в “Формуле-1”? Вот и на последнем этапе, на трассе “Сузука”, Петров не доехал до финиша, уже через 100 метров после старта задев машину Нико Хюлькенберга и врезавшись в стену. В нашей стране шутят: “Петров ведь выступает с логотипом “Лады”. А русские “жигули” всегда славились тем, что никогда не доезжали до финиша!”
Петрова жестко критикуют, в том числе вице-президент Российской автомобильной федерации Игорь Ермилин, который заявил:
- Такое впечатление, что у Петрова начался “синдром начального периода”. Помните, на старте сезона он тоже постоянно попадал в аварии? Тогда Виталий пытался доказать, что не зря оказался в “Формуле-1”, часто шел на неоправданный риск, ошибался. Сейчас ему надо думать о новом контракте, показывать хорошие результаты. И он опять рискует, порой неверно оценивает ситуацию на трассе. Вот зачем было так резко атаковать на старте? Ну выиграл бы Петров еще одну позицию, стал бы 11-м - все равно был бы вне очковой зоны. А в итоге - все потерял. Получается, что Виталий к концу года так и не созрел для чемпионата мира. Прошел сезон, а он все такой же неопытный новичок, каким был весной.
После этого сезона у Виталия Петрова заканчивается контракт с “Рено”. Официальные лица говорят, что россиянин попал в “Формулу-1” не из-за денег, что это очень талантливый гонщик. Фактически Ален Прост или Айртон Сенна славянского розлива. Но, по нашей информации, Виталий Петров попал в “Рено” в первую очередь потому, что заплатил 15 млн евро за свое место в боевом болиде.
- “Формула-1” - это бизнес. Группа “Рено” владеет лишь 25% акций команды и поэтому не может гарантировать ей бюджет в полном объеме. А еще команда “Рено” хочет сделать себе имя в России, и Виталий является ключевой фигурой в этом предприятии, - говорит менеджер российского гонщика Оксана Косаченко.
Но “Рено” должна определиться, чего она хочет: бороться за победу в чемпионате, и тогда ей нужен второй сильный пилот с крепкой нервной системой в пару к поляку Кубице, или зарабатывать деньги на продаже мест в болидах. Как в парке аттракционов, где можно заплатить 150 рублей и покататься на электрической машинке. Так что Петров после этого сезона вполне может потерять место в “Формуле-1”. И за четыре года никто новый не появится. Тогда на трассе в Сочи в самом деле будут гоняться только иностранцы.
Общая беда российского спорта в том, что мы не умеем делать бизнес-проекты. Крупные европейские и североамериканские клубы имеют огромные бюджеты, много тратят, но окупают сами себя. Посмотрите на “Манчестер Юнайтед”, “Реал”, “Детройт Ред Уингз”, “Нью-Йорк Янкиз”...
У нас же весь спорт дотационный. В хоккее есть СКА, который по бюджету перебьет и “Чикаго”, и “Вашингтон”, но деньги поступают от богатого Газпрома, а не от кассовых сборов. В футболе большая часть страны болеет за “Спартак”, но он живет на деньги ЛУКОЙЛа. И так абсолютно во всем. Ну получим мы “Формулу-1”, потратим полмиллиарда долларов. А что останется после нее, когда закончится контракт? Трасса-пустырь в Сочи? Не лучше ли пустить эти деньги на то, чтобы поднять с колен отечественный автопром, чтобы о “Ладе” наконец-то перестали скабрезно шутить? Или построить нормальные дороги в стране? Хотя бы одну платную трассу между Москвой и Питером, по которой не будет страшно ехать ночью. Я уверен, этот проект себя полностью окупит.
И это в самом деле даст мощный толчок развитию автомобильного дела в России.
Обсуждения Зачем России нужна Формула-1?