Алкоголизм и алкоголики

В палату алкоголиков областного наркодиспансера я попала не случайно, нужно было навестить попавшего туда волею судеб родственника.

Тоскливый осенний загородный пейзаж. Узкая асфальтированная дорожка перечеркивает редкий лесок.
Алкоголизм и алкоголики
Миновав унылые пятиэтажки, натыкаюсь на табличку "Областной наркологический диспансер. Отделение неотложной наркологической помощи". Решетки на окнах двухэтажного здания уберегают его обитателей от мирских соблазнов. Нажимаю на звонок. "Вы к кому?" -- выглядывает молодой доктор. "Я…это…извините…К Бобрыкину из шестой палаты можно?" "Белогорячечник?" – уточняет. "Да вроде нет…" "Тогда это не к нам. У нас с психозами лежат. Вам чуть дальше".

"Наркоклиника. 77 метров" – гласит указатель на бетонной стене. Длинный белый корпус со знакомыми решетками на окнах и железной дверью. Звоню, открывает помятого вида мужик с опухшей физиономией. Внутри: светлый коридор, абсолютно одинаковые двери без указателей, бюллетени на стенах. В роли проводника решил выступить опрятный пожилой мужчина, который впрочем, оказался одним из пациентов шестой палаты…

Дядя Ваня, отец Артемий и другие

К Дяде Ване зеленый змий подкрался еще лет десять назад. Траектория известная: хорошая водка, обильный стол, добрые друзья; – плохая водка, сомнительная закуска, друзья с ближайшей стройки; – дешевая бормотуха, отсутствие закуски, любые друзья. Потом и вовсе аптечный пузырек "Настойка боярышника" на бегу, отсутствие друзей и доброжелателей. Дверь семейного очага закрылась перед ним, казалось навсегда, пойти дяде Вани было некуда, и он отправился в наркологическую клинику.

В палате с ним еще четверо товарищей по несчастью. Крепкий, здоровый Владимир с румянцем во всю щеку, субтильный Юрка, солидный Егор Степаныч и отец Артемий. "Батюшка, вас-то как сюда занесло?", - недоумеваю. "По немощи своей, по слабости духовной все мы здесь, - вздыхает он, - Проблемы по службе и в жизни, вот меня и спрятали от соблазнов. Главное не впасть в отчаяние, уныние – страшный грех". "А как же вера?" "В православии разрешено употребление алкоголя. В Библии сказано: вино веселит сердце человека. Конечно, меру нужно знать. "Пейте, но не упивайтесь, -- говорил апостол Павел. -- Пьяница Царство Божие не наследует". Моя слабость – мой крест. Спасаюсь смирением и молитвой", - священнослужитель опускает глаза.

Сорокалетний, остроумный Владимир вовсе не похож на алкоголика. Однако, в наркоклинике уже третий месяц. По версии соседей, так надолго он задержался потому что некуда вернутся. Юрке недавно исполнилось девятнадцать, но по виду не дашь и 14-ти. Он наркоман, с пятилетним стажем, сидит на героине. Юрка тяжело дышит и спит целыми днями.

Егор Степаныч читает Драйзера, Хаббарда, соблюдает постельный режим и иногда ходит общаться в курилку. В палате читают много: Лескова, Зощенко, Золя, духовную литературу. "Мы люди степенные, - объясняет Владимир, - развлекательные программы не смотрим, в карты не играем, в основном читаем, общаемся. Отец Артемий молится, просвещает нас".

"Это самая хорошая палата, здесь только порядочные люди лечатся, - сообщает дядя Ваня, - В других совсем опустившиеся. Бывает, бреюсь утром, а мужики подходят и интересуются одеколоном"…

Пачка чая для счастья

Килограмм колбасы, сахар, сигареты, пачка чая и собрание сочинений Зощенко – набор явно тянет на посылочку в учреждение строгого режима. Его мне заказал дядя Ваня. "Плохо кормят?" - интересуюсь. "Нет что ты. Очень хорошо и вкусно, я даже поправился на десять килограммов", - уверяет. Оказалось, обитатели палаты втайне от медперсонала перед сном самостоятельно готовят еду на маленькой плитке. Эта кулинарная медитация для меня осталась загадкой. Наверное, таким образом, они создают домашнюю обстановку. С продуктами проблем нет. Сердобольные прихожане привезли батюшке мешок картошки, богатые родственники снабдили наркомана Юрку всевозможными деликатесами, Егору Степанычу жена отправила домашних разносолов.

"Угощайтесь, угощайтесь девушка, - засуетился галантный Владимир, - Пельмешки, супчик – все для вас". Алкоголики в палате №6 на редкость душевные и гостеприимные люди. В обычной жизни таких воспитанных не часто встретишь.

…И все же. Информация отстукивает в голове как строчки телетайпа: "Катастрофическая смертность в России обусловлена всеобщей алкоголизацией. По причине пьянства каждый год уходят в мир иной больше полумиллиона соотечественников. Начиная с 1992 года, это треть всех смертей в РФ. В алкогольную зависимость попадают все больше представителей молодого поколения"…

Национальный наркотик

По словам главного нарколога Тюмени Владимира Пушкарева, показатели заболеваемости хроническим алкоголизмом неуклонно растут. Доля алкогольных психозов составляет 45,8 процентов, тогда как в 1989 году не превышали трех. Между тем этот показатель -- маркер душевого потребления алкоголя. Если они растут, значит, население пьет все больше и больше.

"Культура потребления вина определяет культуру общества в целом", -- считают французы. Употребление спиртного настолько органично вошло в русский образ жизни, что кажется, будто водка и Россия единое целое. Водка - национальный наркотик, символ народного бытия (хочется написать "пития"). Ее функции – поднять настроение, примирить с окружающей действительностью. По данным экспертов, среднедушевое потребление алкоголя в России равно 14 литрам, хотя, по оценке Всемирной организации здравоохранения, ситуация становится опасной, когда порог потребления спиртного превышает восемь литров на человека.

Рядовой россиянин знает, что спиртное представляет большую угрозу для нашего генофонда, что 70 процентов несчастных случаев происходит в состоянии алкогольного опьянения, что беспрестанные пьянки – разрушают семьи, калечат судьбы, и все равно не расстается с родимой бутылочкой. Может причина повсеместного пьянства зарыта в знаменитой русской лени? Ведь для того, чтобы достичь особенного состояния души, научится общаться с окружающими, справляться с несправедливостью, невезением, нужно затрачивать много душевных сил. А тут принял сто грамм на грудь и ничто не мучит, не тревожит.

"Огненная вода" заменяет творческий потенциал, интересное общение, работу и любовь. Бражник, забулдыга, выпивоха, пропойца, пьянчужка, – самые мягкие синонимы "алкоголика". "Пить или не пить" для многих почти гамлетовский вопрос. Потому что альтернатива менее привлекательна. И это самое страшное. "У нас праздник - от водки. Не водка - для праздника. Хочешь иметь праздник - выпей. И будет тебе солнышко. И ты открываешь поры своей души", -- цитата из монолога народного юмориста Жванецкого определяет суть взаимоотношений россиянина и национального наркотика.

Все врет реклама и чудодейственных лекарств от тяги к спиртному не существует. Алкоголизм -- это не просто болезнь, а "образ жизни". Немало мужества необходимо тому, кто решил избавиться от губительного пристрастия. Вот и дяди Ванин лечащий врач говорит, что главное -- это желание пациента бороться с болезнью. Потому что против желания выпить, медицина бессильна.
×

По теме Алкоголизм и алкоголики

Алкоголики - трусы

Не секрет, что алкоголизм может быть наследственным. Однако американские ученые...
Журнал

Отпетые алкоголики

Подобное мнение широко распространено, но неверно. На самом деле необычная...
Журнал

Женщины с большой грудью и алкоголизм

Как известно, в Финляндии спиртные напитки весьма и весьма дороги, что подвигает...
Журнал

Алкоголизм спиртное

Задумывались ли вы, что спиртное и власть – близнецы братья? Кто владеет...
Журнал

Пьянство и алкоголизм

Некоторые думают, что пьянство и алкоголизм — это одно и то же. Это не совсем...
Журнал

Пивной алкоголизм

В наше время видеть человека, который пьет пиво на улице,— это обычное явление...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы