Ядерная осень 1983-го, или Апокалипсис не состоялся

В век всеобщей компьютеризации все еще немногие знают, что существуют ИТ-ошибки, говорить и писать о которых как бы не принято. Речь идет о сложнейших информационных комплексах, состоящих из спутников, радаров, станций слежения, специальных средств связи и целого ряда «сверхумных» электронных устройств. Таких комплексов на планете всего два. Один из них принадлежит США, второй — России. Их главное предназначение — обеспечить ракетно-ядерный «удар возмездия» и гарантированно уничтожить противника, применившего ядерное оружие.

В 2008 году человечество отметит 25-летний юбилей ошибки одного из этих комплексов, которая едва не привела к началу ядерной войны. И хотя главными причинами той ошибки являлись не технологические процессы и средства, а, скорее, особенности мышления людей, наделенных правом принимать ответственные решения, суть ее была все же информационной.

«Умелый лучник»

Ровно 25 лет назад, весной 1983 г., руководство НАТО начало подготовку к штабным учениям под названием «Умелый лучник» (Able Archer). По легенде учений, советские войска начали массированное вторжение на территорию ФРГ, и силы Альянса ответили полномасштабным ядерным ударом по СССР.

Задачами учений были предусмотрены отработка кодированной связи между штабами стран—участников НАТО, организация экстренных переговоров между главами государств-участников, а также приведение стратегических ядерных вооружений в состояние максимальной боеготовности. С последующей серией условных запусков. Все это существенным образом отличало учения «Умелый лучник» из череды НАТОвских штабных тренировок.

К тому же, и время, в которое они проходили, было особенным. В СССР после смерти генсека Леонида Брежнева на политический Олимп взошел бывший глава КГБ СССР Юрий Андропов - человек, в силу специфики своей профессии, относившийся к Западу с нескрываемым подозрением.

А причины для недоверия Западу у советского руководства были достаточно веские. Президент США Рональд Рейган, занявший свой пост в 1981 г., кротостью нрава отнюдь не отличался, и в плане агрессивной риторики мог дать фору любому западному политику. Чего только стоят его высказывания о том, что СССР - это «империя зла», и «шутка» насчет того, что «бомбардировка СССР начинается через пять минут».

Кроме того, в 1981 г. начались так называемые «психические» операции сил НАТО. Целые ударные соединения флота союзников подходили максимально близко к советским берегам. Американские бомбардировщики демонстративно летели к советской границе и лишь в последние секунды отворачивали в сторону. Психологическое давление держало советские Вооруженные Силы в постоянном напряжении. И Андропов, вполне понятно, полагал, что единственная цель всей этой чехарды – это «приучить» СССР к агрессивным маневрам сил США и НАТО и таким образом скрыть момент их реального нападения.

Гримасы «холодной войны»

Убедившись в злонамерениях Вашингтона, Андропов начал операцию «Ракетно-ядерное нападение» (РЯН), в рамках которой разбросанные по всему миру агенты КГБ получили указания направлять в центр любую информацию, свидетельствующую о подготовке ядерного нападения США на СССР.

По воспоминаниям резидента КГБ в Лондоне Олега Гордиевского, перевербованного западными спецслужбами, 17 февраля 1983 г. резидентура в странах Запада получила шифрованную телеграмму приблизительно такого содержания: «Принимая во внимание, что комплекс мер, предусмотренный состоянием боевой тревоги State Orange (возможность ядерной атаки в течение 36 часов), может быть проведен в условиях секретности (под прикрытием версии о маневрах, учениях и т. д.), весьма вероятно, что такая боевая тревога может быть использована для начала внезапного ракетно-ядерного нападения в условиях мирного времени».

И тут опять отличился президент США Рейган. В марте 1983 г. он объявляет о начале работ по Стратегической оборонной инициативе (СОИ). Предполагалось, что эта система, стоимостью несколько триллионов долларов, защитит США от советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР), сбивая их еще в космосе, пока они не вошли на конечном участке траектории полета в атмосферу.

Вскоре появился еще один фактор, убеждавший руководство СССР в вероятности неожиданного ядерного удара. С лета 1983 г. на территории ФРГ американская 56-я бригада Сухопутных войск стала получать на вооружение новейшие ракеты средней дальности «Першинг-2». Их особенностью было малое подлетное время до предполагаемой цели. Стартовав из Германии, уже через 5—7 минут «Першинги» могли ударить по объектам в европейской части СССР. Теперь принимать решение об ответном ударе нужно было за считанные минуты.

СССР готовил ядерный удар?

Вот в таких условиях 2 ноября 1983 г. НАТО в ходе учений «Умелый лучник» инсценировало подготовку к ядерному удару по СССР. Штабы стран—участников Альянса начали действовать по так называемому «Единому интегрированному операционному плану Пентагона» (SIOP), который предусматривал нанесение ударов по 25 тыс. военных целей, 15 тыс. промышленных и гражданских, а также по 500 целям, связанным с местонахождением советского руководства. Апофеозом учения должен был стать теоретический залп из 350 ядерных ракет. Более того, план учений «Умелый лучник» предусматривал личное участие президента США Рональда Рейгана, английского премьер-министра Маргарет Тэтчер и немецкого канцлера Гельмута Коля.

СССР о своих планах руководство Альянса, конечно же, не предупредило. Стоило ли теперь удивляться тому, что в ответ на действия НАТО Советский Союз привел свои стратегические ядерные силы в состояние наивысшей боевой готовности - оставалось лишь нажать на кнопку, чтобы начать массированный ответный удар.

Пилоты советских стратегических бомбардировщиков сидели в кабинах своих самолетов, двигатели которых работали на холостых оборотах, в ожидании команды на взлет. При этом части советских Военно-Воздушных сил в Польше и ГДР (Восточная Германия) получили из арсеналов ядерные боеприпасы.

Три сотни межконтинентальных баллистических ракет (МБР) были готовы к пуску, а 75 мобильных установок ракет СС-20 спешно двинулись на свои тайные позиции.

Корабли Балтийского и Тихоокеанского флотов спешно спрятались в укрытиях или вышли в открытое море. А ядерные подводные лодки со своими арсеналами ракет курсировали подо льдами Атлантики и готовились к ракетным пускам…

Ситуацию, по мнению западной прессы, спасли два разведчика - по одному с каждой стороны. Сначала советский перебежчик Гордиевский, работавший на британскую разведку, предупредил МИ-5 и ЦРУ, что учения «Умелый лучник» вызвали опасные настроения у руководства СССР. Американцы отреагировали мгновенно, снизив накал страстей. Рейган тогда совершил показательный зарубежный визит, дав СССР сигнал о том, что у него в тот момент были и более важные дела.

Тем временем, восточногерманский разведчик «Топаз» (настоящее имя Райнер Рупп), который глубоко внедрился в высший эшелон НАТОвского руководства и имел доступ ко многим секретам Альянса, получил от Москвы срочную просьбу подтвердить факт того, что Запад затевает войну. «Топаз» мог узнать все наверняка. Ему нужно было лишь набрать нужный номер телефона, чтобы подтвердить или развеять опасения своего руководства. Но звонить он не стал. Его ответное послание гласило, что НАТО ничего подобного не планирует. После этого СССР отменил все меры повышенной боеготовности для своих Вооруженных Сил. А НАТО досрочно закончило свои учения. Это было 11 ноября – в День памяти всех погибших на войне.

Лишь позднее Запад осознал, как близко мир подошел к Апокалипсису. Рейган и его советники были потрясены. Позже американский президент напишет в мемуарах об учениях «Умелый лучник» и реакции на них СССР: «Я не понимаю, как они могли в это поверить. Но тут, определенно, есть над чем подумать».

ЧП мирового масштаба

На сегодняшний день, помимо Карибского (1962 г.) кризиса, известны, как минимум, четыре случая, когда мир оказывался на пороге глобальной ядерной войны. Два из них связаны с советской системой предупреждения ракетного нападения (СПРН), ещё два — с американской.

В общей сложности, все 4 инцидента длились, вероятно, не более 10 минут, но в течение этого времени военным приходилось принимать сложнейшие решения. Если бы угроза была реальной, необходимо было немедленно инициировать ответно-встречный удар, до того как ракеты противника успели бы уничтожить большую часть ядерного оружия страны.

В трёх случаях решение об отмене тревоги было принято благодаря данным, полученным со спутников раннего предупреждения, причиной же четвёртого случая, наоборот, стал ложный сигнал с такого спутника.

1. Учебная лента

Незадолго до 9 часов утра 9 ноября 1979 г. компьютеры Национального центра управления Объединённого командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД), расположенного в бункере в недрах горы Шайенн, Национального командного центра в Пентагоне и Запасного национального командного центра в Форт-Ричи выдали сообщение о том, что СССР начал нанесение массированного ядерного удара с целью уничтожения системы управления и ядерных сил США. Немедленно на всех трёх командных пунктах было начато совещание с участием высокопоставленных военных чиновников. На пусковые установки МБР «Минитмэн» поступила команда подготовки к запуску. Была объявлена тревога по всей системе противовоздушной обороны, как минимум, 10 самолетов-перехватчиков были немедленно подняты в воздух. Также был поднят в воздух самолет президентского воздушного командного пункта, правда, без самого президента на борту.

В течение нескольких минут после поступления сигнала о нападении военными были проверены исходные данные, поступившие со спутников раннего предупреждения и радаров, окружающих территорию США. Ни одна из систем не обнаруживала признаков ракетного нападения, поэтому тревога была отменена.

Позднее было установлено, что причиной инцидента стала компьютерная лента, предназначенная для отработки действий при ракетном нападении, которая была ошибочно загружена в компьютер, находящийся на боевом дежурстве.

2. Компьютерный сбой

Менее чем через 6 месяцев — 3 июня 1980 г. — на командные пункты США вновь поступило предупреждение о ракетном нападении. Вновь на пусковые установки МБР «Минитмэн» поступила команда подготовки к запуску, а экипажи стратегических бомбардировщиков заняли свои места в самолётах. Но на этот раз компьютеры не выдавали чёткой и связной картины нападения, как в прошлый раз. Вместо этого на экранах отображались постоянно меняющиеся цифры количества запущенных ракет. Более того, на разных командных пунктах эти цифры не всегда совпадали. Хотя многие офицеры не отнеслись к этому инциденту так серьезно, как к предыдущему, вновь было созвано экстренное совещание, чтобы оценить возможность того, что нападение реально. Вновь были проверены исходные данные со спутников и радаров. И вновь ни одна система не подтверждала факт ракетного нападения. Причиной инцидента стал сбой одной микросхемы в компьютере, что привело к отображению случайных чисел вместо количества запущенных ракет.

3. «Ракетный удар» по СССР

26 сентября 1983 г. (по другим данным, в июле) недавно поставленный на боевое дежурство спутниковый эшелон советской СПРН выдал сообщение о нападении со стороны США. Спутники с орбиты наблюдали за районами базирования американских ракет под таким углом, что они находились на краю видимого диска Земли. Это позволяло обнаруживать стартующие ракеты на фоне тёмного космического пространства и таким образом определять факт запуска по инфракрасному излучению работающего ракетного двигателя.

Однако в тот день после полудня спутник, район базирования американских ракет и Солнце оказались расположены так, что солнечный свет сильно отражался от облаков, расположенных на больших высотах. И спутник передал сообщение о запуске нескольких ракет с континентальной части США. Но радарное наблюдение не могло подтвердить этого, так как «ракеты» находились ещё слишком далеко. В 1998 г. стало известно, что тревога 26 сентября 1983 г. была признана ложной решением оперативного дежурного подполковника Станислава Петрова.

4. Норвежская ракета

Рано утром 25 января 1995 г. норвежские ученые при поддержке американцев произвели запуск самой крупной до сих пор метеорологической ракеты с острова Андоя у побережья Норвегии. Ракета, предназначенная для изучения северного сияния, в конструкции которой использовалась первая ступень от американской тактической ракеты «Онест Джон», поднялась на высоту более 580 км. При наблюдении российским радаром СПРН траектория этого полета оказалась сходной с траекторией американской ракеты «Трайдент Д-5», запущенной с борта подводной лодки. Такая ракета могла использоваться для высотного ядерного взрыва, что временно вывело бы из строя российские радары системы предупреждения о ракетном нападении. Такой высотный взрыв рассматривался как один из вариантов начала массированной ядерной атаки американцев.

Запуск норвежской ракеты поставил мир перед угрозой обмена ядерными ударами между Россией и США. На следующий день президент РФ Борис Ельцин заявил, что он впервые задействовал свой «ядерный чемоданчик» для экстренной связи со своими военными советниками и обсуждения ситуации…

В заключение остается отметить, что ни один из руководителей СССР впоследствии так и не признал того, насколько близко в ноябре 1983-го мир подошел к ядерной катастрофе…

Judan
по материалам СМИ

Газета "Я"
×

По теме Ядерная осень 1983-го, или Апокалипсис не состоялся

В Берлине состоялся митинг в поддержку Стратегии-31

В Берлине состоялся митинг в поддержку «Стратегии-31» По инициативе Amnesty...
Журнал

Референдум по изменению конституции Молдавии не состоялся

Референдум по изменению конституции Молдавии, который прошел в воскресенье, не...
Журнал

В Сакраменто состоялся вечер, посвященный памяти Веры Кушнир

12 февраля в Сакраменто (Калифорния, США) Славянской Интернациональной...
Журнал

21 декабря 2012 года: апокалипсис или перерождение

Землетрясения и вулканы постоянно сотрясают Землю. Континенты движутся...
Журнал

Ядерная медицина

По данным ООН, каждая пятая смерть на планете происходит вследствие заболевания...
Журнал

Ядерная зима на Юпитере

Ледяная оболочка спутника Юпитера Каллисто может взорваться, и через десятки лет...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы