Кризис жанра

КРИЗИС ЖАНРА ‎

В конце апреля в Москве прошел 8 съезд Союза журналистов России, СМИ растиражировали слова генерального секретаря Союза Игоря Яковенко: "Кризис журналистики выражается и в падении качества, в падении доверия, и в снижении роли журналиста в обществе, и в том сокращении пространства свободы СМИ, которое происходит в нашей стране. Это происходит не только в России, но в России это проявляется особенно остро", - и побежали дальше - делать новости, делать деньги.

Все правильно, жить нужно и в кризисе, и пусть все те меры, о которых говорилось на съезде (покупка лицензионного программного продукта, дотации государственные и прочее), помогут российской журналистике выжить или хотя бы не так активно агонизировать.

Однако генсек не описал природы кризиса. Попробуем в этом разобраться.

Журналистов всегда ругают: за то, что лезут не в свое дело, что смеют свое суждение иметь, что лизоблюдничают или, наоборот, не тем кланяются. Но в целом, со смаком повторив: "Ну, что поделаешь, вторая древнейшая профессия", - обвиняют в том, что гонят чернуху, продажны и далеки от интересов простого человека.

По сути, все эти три обвинения имеют один корень - СМИ в надежде охватить большую аудиторию, ориентируются на СРЕДНЕГО читателя. А средние величины в природе не встречаются. Читатель в результате получается какой-то уж очень странный, если не сказать, чего похуже.

По мнению редакторов, СРЕДНИЙ очень любит скандалы, да так, что даже к статье о падении курса доллара желательно присобачить заголовок с вульгарным подтекстом. СРЕДНИЙ любит знаменитостей, и желательно, чтобы страдали. Знаете этот анекдот?

Утром на планерке, редактор:
- Так, ну что у нас плохого?
- Известный актер разбился на машине.
- Великолепно, все насмерть?
- Да нет, ссадины, ушибы.
- Эх, какая жалость! Если б насмерть, была б первая полоса, а так кому они нужны - поставь заметку в хронику происшествий.

СМИ паразитируют на низких инстинктах человека, и таким образом, с одной стороны, помогают людям в осознании собственного зла (отсюда и крики "чернуха, порнуха" - просто люди не могут смириться с тем, что вся мерзость живет внутри них), а с другой стороны, отражают действительность. Кризис в СМИ - лишь одна из многочисленных граней современного всеобъемлющего кризиса, причиной которого каббалисты называют растущий эгоизм человека.

Современные СМИ не успевают за развитием человека, впрочем, не они одни: техника, фармация, системы образования, государственные структуры - все эти изобретения человечества не успевают обслуживать растущее Эго. А Эго требует пищи, оно потребляет новости в огромном количестве, пытаясь слопать весь мир.

Но на самом-то деле человек - не какой-то там средний читатель - а Человек нуждается в информации о себе самом. Пытаясь заполнить внутреннюю пустоту обилием новостей, вещей, впечатлений, человек думает, что таким образом может что-то узнать о своей сущности, цели своего существования.

Как маленький ребенок тащит все в рот, так и современный человек стремится все попробовать, чтобы найти свое. По сути, поиск этого "своего" - это поиск ответа на вопрос: "В чем смысл моей жизни?" - характеризующий определенный период в развитии человечества. Каббалисты связывают его с пробуждающимся в людях желанием Духовного.

И в этой ситуации СМИ принадлежит очень высокая роль - они могут переключиться с подкормки низких желаний человека на информирование его о самом главном - о цели, о смысле, то есть возьмут на себя в некотором роде функцию воспитания, мировоззренческую.

Но, к сожалению, сфера обучения, просвещения в СМИ становится мала. Хотя, чему сейчас можно обучить человека? Знания, которые он получает, быстро устаревают. По большому счету, кроме базовых школьных предметов, все остальное постоянно приходится усовершенствовать. Поэтому ни к чему не обязывающее развлечение - это то, что остается СМИ, и это отрицательно влияет не только на читателя, но и на сами СМИ. И кстати, "чернуха" как вид развлечения также попадает в эту копилку.

А почему мы уверены, что один человек может чему-то научить другого? И откуда у него право "учить", "исправлять", "направлять"? Перестаньте кивать на необразованную часть населения, которой интеллигенция и, якобы, образованная часть должна нести знания и духовность. Некоторые необразованные люди занимают в обществе места более полезные, чем многие образованные и интеллигентные. Дело тут не в знаниях. К тому же, нет заслуг человека в том, что ему дано от природы, а только в том, как он этим распорядился.

По большому счету, нам не нужно клеймить СМИ за чернуху и бездуховность, не нужно требовать других новостей - нужно научиться просто правильно смотреть на все, что происходит в нашем мире, не гасить в себе вопрос о цели и смысле собственного существования. Потому что только обретение смысла сможет изменить нас, сможет помочь человечеству выжить и не опуститься до скотского состояния. Поиски этой правды, не сиюминутной, определенной важным только для тебя лично, - это как раз та задача, которая стоит перед всем обществом. И перед теми, кто делает новости, - в том числе.
×

По теме Кризис жанра

Кризис бродит по планете- кризис эгоизма

Они, конечно же, не договорились. Собравшись в Вашингтоне для принятия...
Журнал

Глобальный кризис как кризис рационалистического мировоззрения

Причиной глобального кризиса является диспропорция между научно техническим...
Журнал

Кризис человечества

Состояние цивилизации Автор опускает пространные описания современного кризиса...
Журнал

Кризис и его решение

Кризис и его решение Cодержание Кризис – Очевидность кризиса – Правильный...
Журнал

Кризис старости

В одном популярном фильме советских времен, герой - обаятельный молодой человек...
Журнал

Системный кризис

Существует притча о группе людей, которые заблудились в пустыне и страдали от...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни