Ветхозаветная идея избранного народа Божия

«Ибо ты народ святый у ЯХВЕ, Бога твоего; тебя избрал ЯХВЕ, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас ЯХВЕ и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас ЯХВЕ, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас ЯХВЕ рукою крепкою (и мышцею высокою), и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что ЯХВЕ, Бог твой, есть Элохим, Бог верный, Который хранит завет (Свой) и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст» (Второзаконие, 7:6-10).

Начнем осмысление данного отрывка Св. Писания с основополагающей мысли: спасение изначально существует лишь для тех, кого избирает Сам ЯХВЕ. Поэтому любая массовая пропаганда и повальное миссионерское движение, в наше время, не достигают своих целей и являются профанацией. Даже сама вера в Бога, зарождающаяся в сердце человека- волеизъявление Божие, зов избрания. Если человек откликается на него, то, проходя различные испытания на этом пути Богопознания, доказывает, что он достоин или недостоин своей избранности, «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14). В истории известно много случаев, когда закостенелые атеисты в один день меняли свои взгляды коренным образом. Вера и познание Бога- дар Самого Бога, и не зависят от человеческого волеизъявления или желания: «Он говорил им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго. Тогда Исус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, ЯХВЕ, сущий на небесах» (Мф. 16:15-17).

Когда мы касаемся ветхозаветного понимания этого вопроса, то должны учитывать, что в те времена избранность была присуща всему народу- Израилю. Не делилась между отдельными его представителями. Господь ЯХВЕ, обращаясь к одному человеку, например пророку, обращался ко всему народу. И наоборот, давая Завет всему народу Израиля, Он дает каждому его представителю, ходящему путями Его, Свое родительское благословение. Народ избранный и каждый его член неразрывны, как неразрывны новозаветная Церковь Христова и каждый ее член. В этом одно из обязательных условий личного спасения. В ветхозаветные времена от лица народа Божия выступали патриархи и пророки, как в новозаветном народе Божием (Церкви Христовой)- епископ предстоит пред ЯХВЕ, от лица всей епархии.

В самой идее избрания всего народа, в его целостности, уже лежит неоценимая помощь, в деле спасения, для каждого. Ибо, будучи избран единолично, человек обезумеет в прельстительной самости, если не очистил покаянием и не обуздал своей самолюбивой природы. Но, будучи избран, как часть целого, понимает, что личной заслуги его здесь нет, а есть лишь дар Божий. Но надо быть достойным, чтоб удержать его и не быть извергнутым: «возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:13). Еще одним смиряющим фактором является то, что человек, как бы хорош он ни был, не может своими силами придти к спасению. Само рождение даровано ему Богом, как и все благое, что в нем есть, а собственные приобретения за жизнь - лишь грехи да печаль. Иносказательно это показано в словах Господа ЯХВЕ, обращенных к народу Своему: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас ЯХВЕ и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов. Но потому, что любит вас ЯХВЕ». Малы и немощны, лишь милосердие Божие не дает нам сгинуть на путях жизни земной. Но любовью Своей не обошел Адонаи ЯХВЕ малых мира сего, как не обошел вниманием Своим малейшую из гор, которая скорее, как холм, но стала высочайшей (в Духе) из-за того, что Творец всего, сделал ее подножием ног Своих: «И отверг шатер Иосифов, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил» (Пс. 77:67-68). ЯХВЕ не избрал Свой народ из великих народов того времени, но избрал порабощенный в египетском плене. Тем самым показав людям Своим, рабам Божиим (эвед ЯХВЕ), что могут надеяться только на Бога своего, чьим именем наречены, который спасет их из любого плена. А враг любого малейшего раба Божия- становится врагом Самого Господа ЯХВЕ: «и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст». Иносказательно, освобождение из египетского плена, показывает нам дарованное ЯХВЕ Исусом Христом, в новозаветной Церкви, спасение от рабства греху, ясно выраженное в словах Спасителя: «не праведных пришел спасти, но грешных». В ветхозаветные времена исхода Израиля из египетского плена, Адонаи ЯХВЕ возлюбил наименьший из народов. Так и Господь Исус Христос, воплощенный ЯХВЕ, возлюбил малых и сирых, грешников, предъизбранных еще до рождения своего, пришедших к покаянию и возлюбивших Его. Но отверг «праведников», формально исполнивших Закон и считающих себя приближенными к Творцу. Во времена исхода из Египта - еще не было Закона и любовь Божия проявилась сама по себе, не за заслуги. Так и ныне Господь любит не за формальное исполнение заповедей Своих, которое, однако, не отменяется, но любящих Его чад Божиих, хотя, даже в этой любви- нет человеческой заслуги, так как влагает ее в сердце Сам ЯХВЕ. Нашей заслугой и обязанностью может быть лишь сохранение ее незапятнанной. Здесь на передний план выходят личные взаимоотношения между Богом и Его народом. Это очень важно, так как показывает нам взаимоотношения с Отцем Небесным, как с живым Богом, свидетелем и соучастником нашей земной жизни. «Ибо ЯХВЕ избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою» (Псалтирь, 135:4). Этот псалом четко показывает что Бог избрал Свой народ в собственность, то есть, в полное Свое управление, но и в полную опеку и защиту. Что, однако, накладывает ответственность и на избранных, ведь и им дана была свобода выбора: «Итак бойтесь ЯХВЕ, и служите Ему в чистоте и искренности: отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите ЯХВЕ. Если же не угодно вам служить ЯХВЕ, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить ЯХВЕ, (ибо Он свят)» (Исус Навин, 24:14-15). Исус Навин, прежде чем заключит от имени своего народа, Завет с Богом, вопрошает людей об их решимости. Ведь Бог берет на Себя обязательства опекать избранных чад Своих, но и от них требует ответственности в выборе: «Исус сказал народу: не возможете служить Адонаи ЯХВЕ, ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Если вы оставите ЯХВЕ и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того, как благотворил вам. И сказал народ Исусу: нет, мы ЯХВЕ будем служить. Исус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе ЯХВЕ - служить Ему? Они отвечали: свидетели. Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Адонаи ЯХВЕ Израилеву. Народ сказал Исусу: Адонаи ЯХВЕ нашему будем служить, и гласа Его будем слушать. И заключил Исус с народом завет в тот день, и дал ему постановления и закон в Сихеме (пред скиниею Адонаи ЯХВЕ Израилева)» (Исус Навин, 24:19-25). Так народ избранный становится наследственным уделом Божиим, и это выводит на передний план, во взаимоотношениях с Богом, не формальное исполнение Закона, но жизнь, основанную на взаимной любви и близких, даже, можно сказать, интимных отношениях с Господом Богом ЯХВЕ: «Ибо часть ЯХВЕ народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего» (Второзаконие, 32:9-10).

Важность чтения Библии в первоисточнике (если быть верным, то в трактовке, близкой к первоисточнику, т.к. за тысячелетия первоначальный текст претерпел много корректировок, что не умаляет его значения) мы видим при дословном переводе древнегреческого и древнееврейского текста. Приведем здесь отрывок из исследования Р.Ш.Клюгер:

«А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего (ohavi, буквально-«возлюбленного»). Ты, которого Я взял (hechezik, буквально- «схватил») от концов земли, и призвал (kara) от краев ее, и сказал тебе: ты- Мой раб, Я избрал тебя, и не отвергну тебя, не бойся, ибо Я- с тобою». В этом отрывке еще два понятия, употребляющихся в сочетании с выбором: hechezik, то есть «добиваться», «достать», «схватить» и kara, «звать». Оба они усиливают идею выбора Бога в качестве требования. Бог добивается, зовет, желает; следовательно, он испытывает необходимость. Ему нужен обособленный народ. В любовном выборе Бога открывается Его потребность. Но в чем же заключается суть этой потребности? Что нужно Богу? Здесь нам на помощь приходит другое слово, которое используется в качестве синонима слова bachar («выбирать», «отбирать», «избирать», «предпочитать»)- yada. Yada- это глагол, имеющий, пожалуй, самый сложный смысл, который заменяет глагол bachar в нескольких важных местах. Он означает «воспринимать», «испытывать», «познавать», «узнавать», «знать». Поскольку он обозначает активное познание, его лучше всего перевести как «познание через переживание». Спектр его значений в Ветхом Завете простирается от полового акта (Быт. 4:1,17,25 (Ева); Быт. 19:8 (дочери Лота); Быт. 24:16 (Ревека); Быт. 38:26 (Фамарь); Суд. 11:39 (дочь Иеффая)) до самых тонких актов познания: например во Второзаконии, 34:10, где речь идет о Моисее, «которого ЯХВЕ знал лицем к лицу». Глаголы «принимать», «брать», «познавать» содержат в себе оба смысла: духовную составляющую сексуального акта и любовный аспект духовного акта познания. «Я признал тебя (yada tikha) в пустыне, в земле жаждущей» (Книга Осии, 13:5).

«Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя: пророком для народов поставил тебя» (Книга Иеремии, 1:5).

«Только вас призвал (yada) Я из всех племен земли, потому взыщу с вас за все беззакония ваши» (Книга Амоса, 3:2).

Вся глубина и интимность в отношениях Бога со своим народом, не могут не затронуть внутреннего духовного чувства верующего, не вызвать стремления к личностному познанию Бога и общению с Ним. Но такие близкие отношения с Творцем, как мы уже говорили, накладывают на человека серьезную ответственность. ЯХВЕ говорит: «А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход, 19:6). В полной мере эти слова реализуются в новозаветной Церкви, члены которой в полной мере становятся народом святым, народом избранным, народом, нареченным именем ЯХВЕ - Исуса Христа, новым Израилем. Усыновляются Богу в полной мере, чрез Исуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, воплощенного ЯХВЕ, рожденного прежде всех век. Эта ответственность заставляет народ избранный стать святым, как свят Сам ЯХВЕ: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят ЯХВЕ, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои» (Левит, 21:8). Для избранного Богом и признающего свое избрание, уже ничего не может сойти с рук. Он выделен из общей массы, не осознающего себя и своих поступков, населения (ибо человеками не всех называть уместно). Уже нет возможности ускользнуть от ответственности, отказаться от своих обязательств. А, поскольку, Бог ЯХВЕ Сам свят, то должны быть святы и избранные Его, являющиеся частью Божественного плана в земном мире. Единственное- не стоит пребывать в повышенном самомнении, ибо святость эта- не заслуга наша, как не заслуга и народа ЯХВЕ, в целом, но милость и воля Господа: «Ибо Я ЯХВЕ, освящающий вас» (Левит, 21:8). А последствия такой гордыни и ослепления, приводящих к отступлению от своего призвания, прослеживаются в Ветхом Завете. Многие думают, что одного факта избрания, призвания, крещения и.т.д., достаточно для спасения. На что Христос-ЯХВЕ сказал, что все судимы будут по делам своим. Смехом искренней радости смеялись над такими глупцами ветхозаветные пророки (ибо люта смерть грешника, но радостна она для праведника, ибо кровью грешника освящается земля Божия): «От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: «не постигнет нас и не придет к нам это бедствие!» (Амос, 9:10).

«Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги. А между тем опираются на ЯХВЕ, говоря: «не среди ли нас ЯХВЕ ? не постигнет нас беда!» (Михей, 3:11).

Очень сурово говорит об этом пророк Иеремия (7:9-10): «Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое (ЯХВЕ), и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости?»

Истинная избранность реализуется только через искреннее служение Богу в каждый миг своей жизни, но не через простую декларацию самого факта избрания и призвания: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их познаете их. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Аввы Моего Небесного (ЯХВЕ). Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? Не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:19-23).

+Димитрий

10.10.2002г. (н.с)
г. Москва
×

По теме Ветхозаветная идея избранного народа Божия

Чудо Божия

Чудеса и таинства Божии- благодатные явления вечного во времени. Чудеса Господа...
Религия

Приближение царства Божия

Совершающееся все большее и большее освобождение божественного начала в людях...
Религия

Опиум для народа

Я хочу поделиться с вами своим крайне субъективным взглядом на такое странное...
Религия

Праобраз Руси - Народа и Языка

Каждое живое существо в мире выполняет своё жизненное предназначение в...
Религия

XII. Избавление Божьего народа

Когда чтущие заповеди Божьи лишатся всякой защиты гражданских законов, в...
Религия

Дух народа

Мать однажды говорила, что каждый вид живых существ имеет свой дух, который...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество