Освящение церкви святой Марии Магдалины

После завершения важных работ по отделке интерьера Гефсиманской церкви, 10 июня 1888 года, отец Антонин делает важное предложение по увековечиванию памяти императрицы Марии Александровны: «1., Присвоить Русской церкви Св.
Освящение церкви святой Марии Магдалины
Марии Магдалины в Иерусалиме имя Обетной, Мариинской, Гефсиманской…6., Держать Высоким Владельцам места на нем их собственный флаг, который прикрывал бы собою в полной нерушимости и неприкосновенности Их собственность. 7., Образовать при Гефсиманской Церкви Музей – из предметов, имевших какую-нибудь близости и прикосновенность к блаженной памяти Государыне Марии Александровне, как то: икон, картин, Ее собственных портретов разных эпох, книг, настольных вещей и пр.

Устроить кругом Церкви Св. Марии Магдалины и по всему пространству нашей Гефсиманской территории сад, разведши в нем, по способности, и наши северные и тропические растения, по преимуществу же, столь благоприятствуемый климатом виноград наилучших сортов, плоды которого – в таком или ином виде – препровождались бы к Императорскому Двору – в благословение от Гроба Божией Матери.Дни 22 Мая и 27 Июля сделать на вечные времена днями памяти и заупокойной службы и милостынных выдач бедным и убогим Иерусалима без различия их народности и вероисповеданых особенностей, а 22 Июля – в храмовый праздник Церкви – почтить ее торжественным Патриаршим богослужением, - с раздачею, по примеру празднественных дней Св. Апостола Иакова, брата Господня, и Св. Константина и Елены, христианскому населению Иерусалима, после обедни, хлеба и вина.[1]»

О названиях и свойствах различных видов Иерусалимского камня, использовавшихся при строительстве Гефсиманской церкви мы узнаем из пояснительной записки Иерусалимского архитектора Георгия Франгия (буклет 1888 года):

«№1. Камень, известный под именем Мелеки, т.е. Царский. Белый известняк с сероватыми, а иногда с желтоватыми жилками. Камень этот однородного зерна, прекрасно выносит сечку для украшений, не подвергается влиянию климатических условий и предпочитается в Святой Земле для внешней отделки всех значительных сооружений. Он употреблен при сооружении: храм Воскресения Господня, Вифлеемской базилики, фасада французского госпиталя св. Людовика (1882 г.), фасада греческого монастыря св. Авраама (1884 г.) и нового патриаршего базара (1886 г.). Этим камнем облицованы все внешние стены церкви св. Марии Магдалины, за исключением нижней части от пола до земли.

№2. Миджи Абиад 1. Белый однородный крепкий известняк, он считается лучшим из крепких камней Святой Земли, но труднее первого подвергается сечке. Он весьма хорош для нижних частей сооружений и употреблен на всю внешнюю отделку Троицкого собора на Русских постройках, на подвальный этаж греческого монастыря св. Авраама (1883 г.) и на Вифлеемскую колокольню (1886 г.). Им облицованы внешние стены нижней части церкви св. Марии Магдалины от пола до земли, а также он пошел на ступени лестниц, перила и цоколь.

№3 Миджи Абиад 2, грубой обработки, употреблен для кладки внутренних стен и столбов долженствующих поддерживать большие тяжести в церкви св. Марии Магдалины.

№4. Какули. Мягкий известняк; весьма употребляемый при сооружениях в Святой Земле ввиду его красоты и легкости обделки. Несмотря на его ноздреватость, которая влияет на всасывание им сырости, он употреблен в значительных Иерусалимских сооружениях, как то: на русских постройках (консульский дом, больница, приюты) и на русские церковь и колокольню на Елеонской горе. В церкви Св. Марии Магдалины он пошел на облицовку внутренних стен, не поддерживающих значительную тяжесть.

№5. Плиты Ессини. Самый крепкий камень Святой Земли, который может полироваться. Цвет его различный от серого до желтого, с красноватыми жилками. Он употреблен на помост всей церкви.

№6. Плиты Миджи Абиад. Того же качества как камень №2, грубой отделки, он употреблен на помост цистерны»[2].

Из донесения Секретаря Православного Палестинского Общества (ППО) Михаила Петровича Степанова Председателю Общества Великому князю Сергию Александровичу от 6 августа 1888 года следует, что при постройке церкви св. Марии Магдалины со всем внутренним убранством было израсходовано 200.233 рубля 12 копеек[3], что значительно превысило первоначальную смету Г.Франгия, тем не менее, это было почти в 2 раза меньше сметы, представленной Иерусалимским архитектором К.Шиком.

Из отчета Секретаря ППО М.П. Степанова от 1888 года мы также узнаем список жертвователей на сооружение храма св. Марии Магдалины в Иерусалиме:

«Поступило в контору Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла Александровича от Его Императорского Величества Государя Императора 135000 рублей, От Их Императорских Высочеств Великих Князей: Владимира Александровича 15000 рублей, Алексея Александровича 15000 рублей, Сергия Александровича 15000 рублей, Павла Александровича 15000 рублей и Великой Княгини Марии Александровны, Герцогини Эдинбургской 5000 рублей, от камердинера Хренова 129 рублей, от княгини Шаховской 100 рублей, от штабс-капитана Сергея Даниловича Николаева 100 рублей, от крестьянки Огарковой 4 рубля».

Таким образом, основной доминантой среди жертвователей мы видим членов Императорской семьи, которые все являлись Почетными членами Православного Палестинского Общества. Интересно, что будущая председательница Императорского Православного Палестинского Общества - Великая княгиня Елизавета Феодоровна пожертвовала для храма лично вышитый ковер к жертвеннику храма св. Марии Магдалины, 28 придворных дам пожертвовали ковер от средины церкви к Престолу, А.Н. Мальцева серебряный прибор для служения панихид, Гр.С.К. Перовская и Гр. А.А. Толстая пожертвовали воздухи, Д.Ф. Тютчева мозаичную икону, Е.А. Шнейдер – ковер для места, отведенного Высочайшим Особам, Гр.О.Б. Перовская, Гр. В.Б. Перовская, А.П. Озеров, М.П. Озеров, М.П. Степанов пожертвовали 12 икон двунадесятых праздников, А.А. Васильчиков – воздухи, неизвестная крестьянка – евангелие на престол, крестьянка Огаркова шелковый платок и кусок полотна[4].

Председатель Православного Палестинского Общества Великий князь Сергий Александрович в преддверии своего приезда в Палестину в октябре 1888 года представляет Обер-Прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву наградной лист на имя:

«1. Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина), которому «главным образом обязана Церковь Св. Марии Магдалины своим существованием. Идея сооружения церкви в память почившей Императрицы, выбор сего места, покупка его и постройка церкви всецело принадлежит о.Архимандриту»[5]…

2. Дмитрия Дмитриевича Смышляева – уполномоченного Православного Палестинского Общества в Иерусалиме, который «немало оказал содействия в деле постройки церкви Св. Марии Магдалины. Высоко ценя почтенную, достойную уважения, вполне честную, бескорыстную деятельность Смышляева в Иерусалиме, Палестинское Общество нашло необходимым возвести его в пошлом году в звание Почетного члена»[6]…

3. Якова Халеби, драгомана начальника Русской Духовной Миссии с 1863 года о котором Смышляев дает следующий отзыв: Яков Халеби искренне предан России и интересам Православного Палестинского Общества; он единственный человек, советами и содействием которого я пользуюсь без всякого опасения быть обманутым»[7].

4. Михаила Ивановича Осипова - уполномоченного Палестинского Общества в Одессе, ведь «все посылки для церкви, без исключения, принимались на железной дороге самим Осиповым и под его личным наблюдением перевозились и погружались на пароход… Все паломники, отправляющиеся из Одессы в Палестину, пользуются его услугами и любезным содействием, причем отзываются о нем не иначе, как с чувством благодарности и полного уважения»[8].

Торжественное освящение церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании было приурочено ко времени путешествия в Святую Землю Великих князей Сергея и Павла Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны в период с 29 сентября по 6 октября 1888 года. Описание их путешествия было опубликовано в «Правительственном вестнике» в Санкт-Петербурге от 27 октября 1888 года: «Великие Князья и Великая Княгиня, кроме Константинополя, посетили, до Иерусалима, Смирну, развалины Ефеса, Бейрут, развалины Бальбека, Дамаск, Кайфу, Назарет, Кану Галилейскую и Фавор, и всюду Им был оказан не только официально-торжественный, но вполне восторженный прием… 30-го сентября, в 4 часа дня, Их Высочества направились в новопостроенный храм св. Марии Магдалины, близ Гефсимании.

В дверях храма Патриарх, одетый в мантию, епитрахиль и омофор, встретил Великих Князей и Великую Княгиню с крестом и св. водою, и ввел Их в церковь на приготовленное для Их Высочеств место на левом клиросе. По прочтении Блаженнейшим Никодимом коленопреклоненно молитв Патриарха Каллиста, Его Блаженство вошел в алтарь и, благословив и приготовив по чину св. мощи, положил их на аналое перед местною иконою Спасителя. Вслед затем началось всенощное бдение, которое служил один из иеромонахов нашей Духовной Миссии.

На следующий день, 1-го октября, Их Императорские Высочества изволили прибыть в церковь равноапостольной Марии Магдалины к 7½ часам утра. Великие князья и Их свита были в парадной форме. По пути следования Их Высочеств, от дома русского консульства до церкви, стояли турецкие солдаты; конный конвой следовал за экипажем Великих Князей и Великой Княгини, а у ворот церковной ограды стоял почетный караул с музыкой, которая при приближении Их Высочеств, заиграла русский гимн. По выходе их экипажа, у ворот, Их Высочества направились пешком к церкви, при звоне колоколов вновь построенной церкви и русской церкви Вознесения, построенной о. Архимандритом Антонином на вершине Елеонской горы; на площадке, против храма, были выстроены матросы, в числе 90 человек, с клипера «Забияка» и крейсера «Кострома», с офицерами на правом фланге. На той же площадке собрались приглашенные: губернатор Иерусалима, Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и слишком 150-человек русских паломников. Великий Князь Сергий Александрович поздоровался с командою, обошел ее фронт, и затем Их Высочества поднялись по лестнице в церковь, в дверях которой были встречены Блаженнейшим Никодимом с двумя архиереями и нашей Духовною Миссией в облачении. Когда Их Высочества вступили в церковь, Патриарх поднял с аналоя св. мощи, после чего начался крестный ход кругом наружных стен храма. Великие Князья и Великая Княгиня, а за Ними и все присутствующие последовали за крестным ходом. Открывали и замыкали шествие по 10 матросов, а прочие матросы шли по сторонам духовенства шпалерами.

Перед входными вратами храма, которые закрыли тотчас по выходе из церкви крестного хода, Патриарх прочитал установленное Евангелие. После третьего обхода врата растворились, и духовенство, а за ним и Их Высочества вступили в храм. Началось освящение по чину, согласно православному уставу, причем молитвы патриарх читал по-славянски. Пока Его Блаженство приготовил ковчег со св. мощами, св. миро, антиминс и все остальные предметы, необходимые для освящения, Их Высочества находились в алтаре. При положении св. мощей в ковчег, Патриарх троекратно провозгласил вечную память Императрице Марии Александровне; хор пропел вечную память и все присутствующие опустились на колени Минута была торжественная и вы высшей степени трогательная.

По окончании освящения, началась божественная литургия, которую совершал Блаженнейший Никодим с прочим вышеназванным духовенством.

Перед отпускною молитвою Патриарх вышел из царских врат с крестом и обратился к Их Высочествам с следующими словами:

“Ваши Императорские Высочества.

Благословен Бог, исполнивший Ваше желание, побудившее Вас предпринять такое длинное путешествие. Сердечно приветствуем это предпринятое и уже совершенное Вами дело. Сей храм, Вами возведенный, близ храма Гроба Богоматери, в вечную память Благочестивейшей Матери Вашей, будет в то же время вечным памятником любви и благоговения к родившей всех Вас Матери Церкви. Благое сердце Его Императорского Величества Всероссийского Государя и усердие как Ваших Императорских Высочеств, так и прочих порфирородных Ваших Братьев, воздвигли бессмертный памятник на святых местах в лице этого храма, в котором отныне будут произносится горячие молитвы о Благочестивейшем Государе Императоре и Государыне Императриц, о Государе Наследнике Цесаревиче и о всем Царствующем Доме. Заупокойные молитвы будут произносится за приснопамятную Императрицу в сем храме, посвященном именной Ей св. Марии Магдалины. Благодарность чад к родителям всегда бывает видна из их дел, а Ваше дело есть дело благодарности ко в Бозе почившей Матери и, в то же время, есть памятник благочестия, благоугодный Богу, ибо Бог прославляется во святых Его и в Его Божественных обителях.
×

По теме Освящение церкви святой Марии Магдалины

Строительство храма святой равноапостольной Марии Магдалины

Сегодня, когда паломники со всего мира посещают святыни Гефсимании, они не могут...
Религия

Евангелие от Марии Магдалины

1. Бог в рождении Иисуса Христа имел такое же участие, как Солнце в рождении...
Религия

Религиозное освящение

Переходим теперь к тем аспектам греческой религии, которые были названы "высшими...
Религия

Освящение пищи

ПЕРЕВОД Рост числа нежеланных детей неизбежно приводит к тому, что члены семьи и...
Религия

Освящение храма гробницы Господней и Максим Иерусалимский

В то время благодеяния Константина давали Иерусалиму первенствующее значение на...
Религия

2.02. Храм и его освящение

Так долго лелеявшаяся Давидом мечта построить храм Господу была блестяще...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни