Патанджали. Йога-Сутра

Глава 2
Сосредоточение. Упражнение в нем


2.1 Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда богу называется крийя-йога.

2.2 /Она служит подготовкой/ к упражнению в самадхи и уменьшает число препятствий, связанных со страданием.

2.3 Связанные со страданием препятствия суть: Неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение и привязанность к жизни.

2.4 Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: Скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.

2.5 Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего “я” за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее “я”/.

2.6 Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.

2.7 Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.

2.8 Отвращение есть реакция на страдания.

2.9 Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому.

2.10 Посредством размышления устраняются видоизменения /вритти/.

2.11 Они, чтобы быть управляемы противоположными видоизменениями, должны быть тонкими.

2.12 Деяние /действующий/ имеет корень в связанных со страданием препятствиях, испытываемых в этой видимой жизни или в невидимой.

2.13 При наличии корня наступает плодоношение в виде чувственных образов, жизни, ощущения удовольствия и страдания.

2.14 Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью или пороком.

2.15 Для распознающего все мучительно, как потому, что все приносит страдание, или своими последствиями, или опасением их, или состоянием, которое призводят в нем впечатления, так и вследствие противодействия качеств /борьбы противоположностей/.

2.16 Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.

2.17 Причина того, что должно быть устранено, есть слияние зрящего со зримым /т.Е. Неведение, неразличение/.

2.18 Испытываемое /превращение/ состоит из элементов и органов и по своей природе /бывает/ просветленное, деятельное и инертное /саттва, раджас и тамас/. Его назначение – приобретение опыта и освобождение /испытывающего/.

2.19 Состояния качеств суть: Определенное, не определенное, только намеченное и лишенное признаков.

2.20 Зрящий есть только разум и, хотя он чист, видит сквозь окраску сознания.

2.21 Природа испытываемого – для него.

2.22 Хотя она разрушается для того, кто достиг цели, она однако же не уничтожается, оставаясь присущею другим.

2.23 Слияние /”я” и “не-я”/ есть следствие осуществления природы обеих сил, как испытываемого, так и его владыки.

2.24 Неведение – его причина.

2.25 При отсутствии этого /неведения/ бывает отсутствие слияния, которое /слияние/ и есть то, чего следует избегать: В этом независимость зрящего.

2.26 Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в распознавании.

2.27 Знание его принадлежит семикратно высшему основанию.

2.28 С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги, нечистоты, знание становится озаренным до распознавания.

2.29 Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхиана, самадхи – суть органы йоги.

2.30 Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого и непринятие даров называется яма.

2.31 Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой /законы/ суть всеобщие великие обеты.

2.32 Внутреннее и наружное очищение, умиротворенность, самообуздание, изучение писания и поклонение богу составляют нияму.

2.33 Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны противоположные мысли.

2.34 Препятствия к йоге суть: Убийство, ложь и прочее, совершенные, вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые, средние или значительные.

2.35 В присутствии утвердившегося в непричинении вреда, прекращается всякая вражда /в других/.

2.36 Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для себя и для других плодами дел без их совершения.

2.37 Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются йогом.

2.38 Утверждением в воздержании приобретается энергия.

2.39 Утвердившись в непринятии даров, он /йог/ получает воспоминание о прошедшей жизни.

2.40 С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает равнодушие к собственному телу и несообщение с другими телами.

2.41 Возникает также очищение саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.

2.42 Из довольства происходит высшее счастье.

2.43 Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.

2.44 Повторением мантр достигается восприятие присутствия призываемого божества.

2.45 Принесением всего в жертву ишваре достигается самадхи.

2.46 Положение тела /асана/ есть то, которое твердо и приятно.

2.47 Путем легкого усилия и размышления о беспредельном /положение тела становится твердым и приятным/.

2.48 Когда овладели сидением, противоположности перестают мешать.

2.49 Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.

2.50 Видоизменения /праны/ бывают наружные, внутренние и неподвижные, определяемые местом, временем и числом, продолжительные и короткие.

2.51 Четвертая /ступень/ есть подчинение праны направлением ее на внешние и внутренние предметы.

2.52 Этим ослабляется заслонение света читтой.

2.53 Сознание становится способно к дхаране.

2.54 Сосредоточение органов производится посредством отречения от соответствующих им предметов и принятия формы материи сознанием.
×

По теме Патанджали. Йога-Сутра

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 1 Сосредоточение. Его духовное значение 1.1 Вот об’яснение сосредоточения...
Религия

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 3 О силах 3.1 Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном...
Религия

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 4 Независимость 4.1 Сиддхи /силы/ приобретаются от рождения, химическими...
Религия

Йога Патанджали

Глава 1 Сосредоточение. Его духовное значение. 1.1 Вот об'яснение сосредоточения...
Религия

Йогу сутры Патанджали Индуизм

Глава первая о сосредоточении. Ом поклонение Ганеше да защитит вас тот, кто...
Религия

Восьмеричный Путь. Патанджали

Ступени совершенствования в йоге («Благородный Восьмеричный Путь»), изложенные...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Быть спокойным - самое ценное качество
Маскировки, за которыми скрывается Просветлённость Ума