Патанджали. Йога-Сутра

Глава 1
Сосредоточение. Его духовное значение

1.1 Вот об’яснение сосредоточения.

1.2 Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/.

1.3 В это время /время сосредоточения/ зрящий /пуруша/ покоится в своем собственном /естественном/ состоянии.

1.4 В остальное время /вне сосредоточения/ зрящий сливается со своими видоизменениями.

1.5 Есть пять форм видоизменений, связанных со страданием и не связанных.

1.6 Таковы: Правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.

1.7 Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного лица суть доказательства /правильное знание/.

1.8 Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.

1.9 Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих /соответствующей/ реальности.

1.10 Сон есть вритти, обнимающее чувство пустоты.

1.11 Память есть следствие не исчезновения /вритти/ воспринятых предметов /впечатления от которых вновь возникают в сознании/.

1.12 Власть над ними /вритти/ достигается упражнением и отречением /отсутствием привязанностей/.

1.13 Постоянное усилие держать их /вритти/ в совершенном подчинении есть упражнение.

1.14 Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями, сопровождаемыми страстной любовью к достигаемой цели.

1.15 Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением или слухом предметов и достигли господства над этими предметами, есть отречение.

1.16 Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает пурушу /настоящую природу его/.

1.17 Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, безкачественное “я”.

1.18 Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении всякой умственной деятельности, в котором читта удерживает только непроявленные впечатления.

1.19 Самадхи, сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых явлений богов и тех, которые слились с природой.

1.20 Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти, сосредоточения и различения действительного.

1.21 Успех достигается быстро при наивысшей энергии.

1.22 Они /самадхи/ различны в зависимости от употребленных средств: Легких, средних и высших.

1.23 Или преданностью ишваре.

1.24 Ишвара /верховный правитель/ есть особый пуруша, непричастный страданию, следсвию действий или желаний.

1.25 В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше.

1.26 Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.

1.27 Выражающее его слово есть “ом”.

1.28 Повторение и размышление о его значении есть путь /к освобождению/.

1.29 Отсюда приобретается наука интроспекции /умение смотреть внутрь/ и уничтожение препятствий.

1.30 Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия.

1.31 Скорбь, опутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.

1.32 Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном.

1.33 Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.

1.34 /Упражняются/ выдыхая и удерживая дыхание.

1.35 Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам восприятия, делают сознание настойчивым.

1.36 Или /размышление/ о лучезарном, который недоступен никаким страданиям.

1.37 Или /размышление/ о сердце, отказавшемся от всех привязанностей к чувственным предметам.

1.38 Или /размышление/ о знании, которое приходит во сне.

1.39 Или /размышление/ о чем бы то ни было, что привлекает как добро.

1.40 Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится открытым как для атома, так и для бесконечного.

1.41 Йог, который вритти сделает таким образом бессильными /подчиненными/ достигает в получающем, посредствующем и полученном /сущем, сознании и внешних предметах/ сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу /перед различными окращенными предметами/.

1.42 Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи соединены, называется самадхи с рассуждением.

1.43 Самадхи, называемое “без рассуждения”, приходит, когда память очищена или освобождена от качеств и заключает в себе только значение /предмета размышления/.

1.44 Этим путем /сосредоточения/ с распознаванием и без распознавания также достигается знание о более тонких предметах.

1.45 Более тонкие предметы исчезают с прадханой.

1.46 Эти виды сосредоточения имеют семя.

1.47 Когда сосредоточение “без рассуждения” очищено, спокойствие читты прочно устанавливается.

1.48 Знание этого называется “исполненное истины”.

1.49 Знание, почрепнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более высокого порядка: Оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельство не могут достигать. 1.50 Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие впечатления.

1.51 Подавлением даже этого /впечатления, которое заграждает все другие впечатления/, когда все другие задержаны, достигается “лишенное семени” самадхи.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Патанджали. Йога-Сутра

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 3 О силах 3.1 Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном...
Религия

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 4 Независимость 4.1 Сиддхи /силы/ приобретаются от рождения, химическими...
Религия

Патанджали. Йога-Сутра

Глава 2 Сосредоточение. Упражнение в нем 2.1 Самообуздание, изучение и...
Религия

Йога Патанджали

Глава 1 Сосредоточение. Его духовное значение. 1.1 Вот об'яснение сосредоточения...
Религия

Восьмеричный Путь. Патанджали

Ступени совершенствования в йоге («Благородный Восьмеричный Путь»), изложенные...
Религия

Йогу сутры Патанджали Индуизм

Глава первая о сосредоточении. Ом поклонение Ганеше да защитит вас тот, кто...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Что такое позитивное самопрограммирование