Рош Ашана

Рош Ашана (Рош ха-Шана, Рош-а-Шан) ‑ праздник, отмечающий начало года в еврейском календаре. Празднуется 1 тишрея – первый осенний месяц по лунно-солнечному календарю. 5771 г. по иудейскому летоисчислению наступает после захода солнца 8 сентября 2010 года.

Время всех еврейских праздников начинается с вечера предыдущего дня, в связи с тем, что время начала суток определяется не как в григорианском календаре с 24 часов, а с захода солнца, то есть в 18-19-20 часов. Канун праздника наступает вечером 7 сентября (по лунно-солнечному календарю – 29 элула).

На протяжении всего месяца элула, непосредственно предшествующего празднику Рош Ашана, многие евреи заняты подготовкой к празднованию. Весь месяц по будним дням, после утренней молитвы, в синагогах трубят в шофар (бараний рог), чтобы призвать молящихся к серьезным размышлениям.

Не трубят в шофар только накануне Рош Ашана.

Утром, накануне Рош Ашана, проводится специальная церемония "Атарат недарим" – освобождение от обетов, взятых на себя по ошибке. Добровольно взятые на себя обязательства, не будучи выполненными, становятся в дни суда лишним грузом. Данный обряд совершается в присутствии как минимум десяти мужчин – "Бейт-дин" (еврейский суд), которые и расторгают обеты.

При этом все сидят, лишь тот, кого освобождают от обетов, стоит и читает текст из сидура (молитвенника). Тому, кто затрудняется прочесть текст на иврите, разрешается прочесть его на любом понятном ему языке.

В определенный момент члены "Бейт-дин" провозглашают три раза: "Махуль лах! Махуль лах! Махуль лах!", что означает "Прощено тебе!"

29 элула принято также расторгать браки.

В канун Рош Ашана иудеи больше времени уделяют изучению Торы, Священного Писания иудеев, и стараются совершить как можно больше добрых дел. Они более чем когда-либо остерегаются обидеть другого человека или иначе согрешить перед ним, и стараются, чтобы ничто не отвлекало их от процесса тшувы (раскаяния). Есть обычай в этот день после утренней молитвы посещать могилы праведников, жертвовать там деньги для бедных и для поддержания еврейских учреждений и молиться, взывая к душе похороненного праведника стать защитником в предстоящий День суда.

Принято перед посещением могилы праведника ничего не есть, но, если это необходимо, разрешено пить. В канун Рош Ашана принято жертвовать денег больше, чем обычно. Те, кто стремится исполнять заповеди как можно лучше, дают цдаку (пожертвования) в троекратном размере: за этот день и за два дня Рош Ашана. В качестве цдаки весьма похвально дарить нуждающимся продукты для праздничной трапезы.

В этот день стирают белье и стригутся в честь наступающего праздника (стричься следует до полудня). Чтобы достичь более высокого уровня духовной чистоты, многие после полудня идут в микву (особый бассейн или купель), обладающую силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, и надевают праздничные одежды, демонстрируя тем самым уверенность, что Всевышний, в милосердии своем, оправдает их на суде.

Кроме молитвы в синагоге, вечером в канун Рош Ашана дома положено накрыть праздничный стол. Кроме традиционных для любого праздника вина и халы, на нем обычно присутствуют и сугубо "новогодние" яства. Смысл их появления на столе – пожелания себе и другим хорошего года. Одно из таких символических "пожеланий" – яблоки с медом. Мед – символ хорошего, сладкого года. Яблоко – символ духовного роста, духовной силы. Халы на Рош-а-Шана принято печь не обычные, продолговатые, а круглые: "чтобы год был круглый, без изъяна". Можно поместить на стол голову рыбы – чтобы в хороших делах "быть головой, а не хвостом". Если в доме найдется гранат, его тоже подают к столу ‑ он набит множеством зернышек и является пожеланием, чтобы год был настолько же полон хорошими делами.

В канун праздника Рош Ашана за 18 минут до заката солнца зажигают праздничные свечи - символ тепла, света и мира. В семье честь внести в дом свет праздника отдается женщинам, хранительницам тепла и уюта еврейского дома. Даже девочки от 3 лет зажигают праздничные свечи. Замужние зажигают по две (или более) свечи, а незамужние – по одной.

Перед этим зажигают специальную долгогорящую свечу, которую используют в качестве источника огня при зажигании свечи второго дня праздника.

Считается, что праздник приходит в дом с того момента, как хозяйка этого дома зажигает свечи.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Рош Ашана

Пробужденные. Кеннет Роши: в русле дзэн-буддизма

Ряд интересных автобиографических книг написала Кеннет Роши, женщина, выросшая...
Психология

ФАС в Москве возбудила дело в отношении Ашана из-за цены

Московское управление Федеральной антимонопольной службы России обнаружило в...
Журнал

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Трудности общения
Что такое социальное тревожное расстройство?