Эра Милосердия

Недавно из Горненского монастыря Иерусалима мне была привезена брошюра, изданная в 1905 году в Санкт-Петербурге. Называется так: « Краткое описание того, что сделано под покровом Царицы Небесной для детей слабоумных и припадочных за 10 лет Братством во имя Царицы Небесной» под общим заголовком «Чудны дела твои, Господи!».
Эра Милосердия
Представить себе русское общество конца 19 –начала 20 вв. без благотворительности невозможно. Подать милостыню, проявить милосердие было так же естественно для русского человека, как крестить детей или венчаться в церкви. Обмануть – не считалось грехом, сплутовать в торговой сделке – тоже, но вот нищему или страннику не подать – грех. Эту особенность русской души не раз отмечали иностранцы. Причем благотворительность не была уделом только богатых, но пропитывала все слои русского общества. Благотворительная работа сосредотачивалась в основном, в руках церковно-приходских братств и попечительств. Ветхая, чудом сохранившаяся брошюра, изданная в 1905 году - это «отчет о проделанной работе» одного такого братства , потрясает своей безыскусной простой, за которой стоит истинное , не показное христианское милосердие. Невозможно без слез читать о положении самых убогих детей, которые даже о страданиях своих поведать не могут, и их безутешных родителей, несущих тяжелый крест заботы об умственно-отсталом ребенке в Царской России. Конечно, особо отчаянное положение больных в бедных многодетных семьях: «сколько тревог, убытков приносят они: то сам сбежал, то заказ испортил, то себя или других поранил. И сыплются на несчастного проклятия и колотушки. Многих же из них держат на привязи, а обращение с ними часто доходит до истязаний». Кто поможет несчастным детям, которые в тягость даже собственным родителям? Только Царица Небесная. «Она – Заступница всех скорбящих – утешила родителей и приняла болящих детей под Свой покров»,- говорится в книге. Но вначале было чудо. Одному разбитому параличом отроку – Николаю Грачеву – перед смертью было явление Божьей Матери, которая повелела ему поехать в Скорбященскую часовню близ Шлиссельбурга и помолиться перед Ее чудотворной иконой «Всех Скорбящих Радости», что и было исполнено, несмотря на большие трудности. Вот что произошло в часовне. «При пении «не имам иныя помощи», его(отрока) с трудом приподняли и приложили ко Святой Иконе. Он тотчас перекрестился недвижимой дотоле рукой, встал на ноги и с той минуты совершенно здоров». Об этом событии после тщательной проверки фактов было сообщено в «Церковных Ведомостях», весть о чуде распространилась далеко за пределами Петербурга. Архимандрит Игнатий, настоятель Троице-Сергиевой Пустыни, глубоко верующий старец ,усмотрел в великой милости, которой удостоился больной от Царицы Небесной, и напоминание о тех детях-страдальцах, чьи родители напрасно взывали о помощи. И задумал архимандрит Игнатий на том, месте, где отроку явилась Божья Матерь-Исцелительница, построить большой храм во Славу ЕЕ, а при нем приют для больных детей. Не смущало старца отсутствие денежных средств на такое большое предприятие: он твердо верил, что Сама Царица Небесная будет Помощницей и Устроительницей благого дела. И как дивно оправдалась вера его и вера тех, кто бескорыстно помогал ему в облегчении страданий и улучшении жизни больных детей! Начал Архимандрит Игнатий с того, что по промыслу Божию приобрел тот дом, где произошло чудное явление Богоматери болящему отроку, а комнату его украсил святыми иконами. Начало приюту было положено 3 декабря 1894 года, в годовщину памятного события. Архимадрит приехал в приют и отслужил торжественный молебен, призывая благословение Божие на новое дело. К этому дню в приют были приняты 3 девочки-идиотки в крайне плачевном состоянии – дома их дразнили и били. Начинался приют с двух маленьких комнат, даже кухни не было. «Только верой мы богаты»,- бывало говорил старец. Заведовать приютом Игнатий поручил сестре исцеленного отрока, Екатерине Грачевой, для ухода за больными призвали одну добрую женщину, обеды носили из дешевой столовой поблизости, но дети были окружены заботой и вниманием. В течение следующего года приют получил некоторую известность: о нем написали в газете, была получена первая субсидия на содержание одной (!) кровати. Духовные чада отца Игнатия посещали приют и поддерживали его материально.

1896 год. С помощью статей в газетах все больше внимания в обществе привлечено к положению психически больных детей и деятельности приюта. На поступающие пожертвования Архимандрит Игнатий значительно расширил помещение. Теперь в нем содержится уже 9 детей. Среди них – маленькая Мотя П., немая и полная идиотка, которая провела несколько лет на привязи, под столом. Другая девочка была принята в приют маленьким диким зверьком, спала под кроватью, пищу лакала как животное. Прочитав об этом в газете, многие приезжали смотреть на девочку, жертвовали на приют, но осуждали родителей, обращавшихся так жестоко с собственным ребенком, не ведая того, что у родителей, людей очень бедных и не и меющих собственного жилья, не было другого выхода, как «держать на привязи свое родное дитя, которое по безумию своему все рвало и портило». Благодаря пожертвованиям, Архимандрит Игнатий смог спасти еще несколько детей, обреченных на животное существование и скорую погибель, среди них и неизвестную слепую девочку, найденную на улице. Немая идиотка ,она не могла даже назвать своего имени, но ,судя по всему, ее опоили и ослепили злые люди. Неужели маленькая мученица не заслуживала милосердия? 21 апреля приют был удостоен посещения Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы.

В 1897 году скончался Архимандрит Игнатий. Очевидцы его христианской кончины рассказывают, что до последних часов жизни он беспокоился о приюте, спрашивал, как дети. После смерти блаженного старца, заботу о приюте взяла на себя графиня О.Д.Апраксина из ближнего окружения Архимандрита Игнатия. Помещение приюта было полностью перестроено и разделено на 3 части: для малолетних и полных идиотов; для идиотов и эпилептиков, поддающихся развитию и отделение для беспокойных больных, опасных для окружающих. В комнате, где было явление Божьей Матери, была устроена просторная часовня с отдельным выходом на улицу. Новый настоятель Сергиевой Пустыни Архимандрит Варлаам пожертвовал для часовни образа из кельи Архимандрита Игнатия, некоторые даже написанные его собственной рукой. В приют было принято 11 новых детей.

В 1898 году духовные дети основателя приюта осуществили его заветную мечту: 1 сентября был освящен святой Храм во имя Скорбящей Божьей Матери Архиепископом Финляндским Антонием. Открыта первая школа для отсталых и припадочных детей, которых исключали из обычных школ. Дело в том, что с самого основания приюта тех питомцев, кто был способен к обучению, учили Закону Божьему, счету , чтению и письму, что навело на мысль устроить первую школу для приходящих детей, отстающих в развитии. С целью привлечения средств, была устроена лотерея из детских работ, а на вырученные деньги куплена классная обстановка, книги и тетради. Таким образом , эта школа была создана на заработанные самими больными детьми средства. Как же любили они свою школу, как гордились ею! Занятия в школе велись по методу Фребеля, постепенно готовя питомцев к работе в мастерских, которые в будущем предполагалось открыть при приюте. Увеличилось число детей – за год было принято больше 30 . Необходимо было увеличить и число обслуживающего персонала. Так как уход за такими детьми требует большого терпения и сострадания, решено было, что для этого лучше всего подходят те, кто добровольно прервал свою связь с миром и всецело посвятил себя Богу. Вскоре для работы в приюте из монастыря было прислано 8 сестер – послушниц.

В 1899 году Городская дума выделила 1000 рублей на школу для отсталых детей. Помещица Л.З. Исакова пожертвовала участок земли в Полюстрове близ Петербурга для постройки дачи для больных детей. Через год дача была построена и освящена. В этом же 1900 году произошло еще одно важное событие. Святейшим Синодом утвержден Устав вновь созданного «Братства во имя Царицы Небесной», имеющего целью поддерживать и расширять приют, основанный Архимандритом Игнатием «для детей идиотов, эпилептиков, нервно больных и тех калек, которые по роду по роду болезни не могут быть приняты в какие-либо учреждения». Были открыты курсы для сестер по уходу за психически-больными детьми. Пожертвовано 3 стипендии. Работы питомцев приюта были выставлены на ремесленной выставке и награждены Почетным дипломом.

В1901 году, благодаря горячему участию Митрополита С.-Петербургского Антония, Святейшим Синодом разрешено «Братству во имя Царицы Небесной» производить сбор пожертвований на приют во всех церквах Российской Империи на протяжении всей крестопоклонной недели. Обильно потекли пожертвования русских людей. Этому немало способствовало издание и распространение по всей России воззваний, поучений и брошюры «Зачем он страдал?», которые бесплатно раздавались в церквах. До чего отзывчиво русское сердце к чужому горю: сбор средств превзошел все ожидания: появилась возможность заложить фундамент строительства каменного четырехэтажного здания приюта. Из всех епархий приходили просьбы принять детей, без слез не возможно читать эти письма и порой трудно понять, кто страдает больше –больной или его родители; нелегко и решить, кому из детей в первую очередь предоставить место в приюте. 25 сентября 1901 произошло еще одно знаменательное и трогательное событие. Был посвящен в иеромонахи тот самый инок Николай Грачев, который в отрочестве удостоился величайшей милости Божьей – был исцелен от тяжелых припадков и паралича . Решив посвятить себя Богу, он изучает иконопись и совершает богослужения в той маленькой церкви, которая была устроена Архимандритом Игнатием на месте комнаты, где он лежал безнадежно больной, приговоренный к смерти лучшими врачами столицы, и где явилась ему Царица Небесная. В этом же году от Министерства Земледелия по Высочайшему повелению получено Братством пожертвование земельного участка в 60 верстах от Петербурга, в Райволо, для устройства сельскохозяйственной колонии при приюте. В 1902 году продолжается строительство в Райволо: заложено первое здание приюта с домовою церковью во имя Святого Сергия Радонежского и прикуплен смежный участок земли. Теперь Братство владеет уже 42 десятинами земли, где создается колония для приучения приютских детей к сельскому хозяйству. «Оно многим из них доступно и может благотворно повлиять на их здоровье, а при правильной постановке дела принести и материальную выгоду приюту», - считает совет Братства. Получая пожертвования со всей России, Братство решает приступить к открытию «филиальных отделений» в других городах России. Первым откликнулось Курское земство: 17 октября было совершено освящение нового приюта в Курске Архиепископом Курским Лаврентием. 8 сестер из Братства были посланы для ухода за больными детьми. Помещица Полтавской губернии М.П.Клименко пожертвовала землю для приюта.

День 6 марта 1903 года навсегда останется памятным в истории приюта: в этот день приют, основанный Архимандритом Игнатием, посетили Их Императорские величества – Государь Император и Государыня Императрица Александра Федоровна, которая взяла под Свое Августейшее покровительство «Братство во имя Царицы Небесной». Результатом этого стало открытие при приюте С.-Петербурга амбулаторной бесплатной лечебницы для приходящих нервно больных детей и взрослых с бесплатной выдачей лекарств. Увеличена школа, число учащихся доведено до 35, приглашена вторая учительница. Правильно поставлены учебные мастерские и ремесленный отдел. На педагогической выставке, посвященной 200-летию Петербурга, работы приютских детей были отмечены прессой, как наиболее интересные. Много разнообразных работ было выставлено и в Таврическом дворце на международной выставке «Детский мир», где была показана вся методика их обучения, начиная от деревянной доски с дырочками, в которую дети-идиоты с величайшим трудом продевают шерстяные нитки, и кончая лучшими работами ремесленного отделения: сшитой вручную одеждой, учебной партой, ткацким станком и др. За участие в выставке «Детский мир» Братство получило высшую награду – Почетный диплом, а заведующая Е.К.Грачева – Золотую медаль. С.-Петербургское городское управление, убедившись в правильной постановке дела призрения, лечения и обучения питомцев приюта, увеличило ежегодную субсидию приюту с 1тысячи до 5 тысяч рублей. Продолжается строительство в колонии Райволо: рядом с первым домом, в котором можно содержать 50 больных, устроены необходимые службы: конюшня, прачечная, баня и небольшой скотный двор. Все постройки возведены по проекту и под наблюдением почетного члена Братства, архитектора А.И.Балинского, безвозмездно отдающего свой труд святому делу призрения больных детей. Приют в Курске значительно расширился: на главной улице куплено 2 дома с прекрасным фруктовым садом.

В 1904 году постройки в Райволо продолжаются. Построен новый барак для девочек на 35 коек, приступили к постройке барака для беспокойных больных и почти закончен дом для священника – священнику и псаломщику в Райволо назначено Священным Синодом жалование. Священник, кроме богослужений, ведет также беседы со служащими и сестрами, поддерживает их в трудные минуты. Работа в мастерских не только положительно влияет на состояние больных, но и приносит ощутимую пользу: вся мебель для новых бараков и предметы домашнего обихода изготавливаются в собственных мастерских. Починка обуви, шитье простых вещей производится на месте. Чтобы заинтересовать больных и приохотить их к труду, им выдается небольшая часть заработка, которую они могут тратить по собственному усмотрению, но чаще всего отсылают в помощь родным (!). В этом году работы детей были посланы на Международную выставку в Париже и были награждены Почетным дипломом. Получено крупное пожертвование от И.М.Корзинкиной. Она пожертвовала 5 десятин земли у Рублевского водопровода и 30 тысяч рублей на устройство приюта в память умершего сына ее Пантелеймона. Для этой же цели другой сын жертвовательницы - Д.С.Корзинкин - передал безвозмездно Братству 10 тысяч рублей. В этот год принято детей: в Петербургский приют - 52, в Курский -25.

Заключительный абзац брошюры, призыв, подводящий итог десятилетнему существованию приюта, я хочу привести полностью, так как, по- моему мнению, лучше не сказал бы и самый маститый современный журналист-пиарщик.

«Так развивается и растет благое дело: одна комната, 2 больные девочки – вот первое зерно – и выросло он, по слову Спасителя, в большое ветвистое дерево, под которым нашли приют и ласку те несчастные дети, которых часто не любят даже в родной семье. И стали они «родными детьми» всего русского народа с того дня, как разрешили всероссийский церковный сбор, - русский народ стал их поильцем и кормильцем. Помоги же нам русский православный народ, не пожалей трудовой копейки, ведь одну, только одну неделю в году собираем мы на больных, несчастных детей, а целый год должны мы их кормить, поить, учить и лечить – стоит это, к сожалению, очень дорого. О, если бы воздвиглось побольше подобных приютов в разных городах России! От вас, люди православные, зависит это: не пожалейте вы «копейки трудовой» и много, много деток могут быть еще призрены.» Закончив чтение брошюры, я задумалась о том, как много изменилось за последующие сто с лишним лет: ранняя диагностика и появление нового поколения психотропных препаратов позволило значительно улучшить состояние психически больных детей. Заботу о самых тяжелых, безнадежных больных взяло на себя государство в лице Министерства здравоохранения. В специализированных больницах работает хорошо подготовленный, выученный медперсонал. Заботу и милосердие заменил профессионализм, духовное окормление – институт социальных работников. А ведь «душевные болезни» нуждаются в первую очередь в исцелении души, а где она, эта душа, ни один врач не знает, а священник, сестра милосердия – знают. Так неужели эра милосердия ушла в прошлое? Мне захотелось узнать, что стало дальше с приютом, основанным Архимандритом Игнатием, ведь брошюра заканчивается 1904 годом. Я провела небольшое исследование и обнаружила очень интересные факты.

Николай Грачев, исцеленный отрок, служил в Храме при приюте до 1915 года. Умер в 1918 году и похоронен в Троице-Сергиевой пустыне. Его сестра, Екатерина Грачева, первая заведующая приютом, получила высшее медицинское образование в Париже, работала педагогом до самой своей смерти в 1934 году. Ее называют первым российским олигофрено-педагогом. Она заложила основы этой профессии, написав несколько книг о том, как ухаживать и обучать детей с ограниченным интеллектом, ездила в Европу для изучения тамошнего опыта, преподавала в будущем Пединституте им.Герцена, но до последнего часа, несмотря на смену эпох, оставалась в первую очередь СЕСТРОЙ МИЛОСЕРДИЯ и глубоко верующим человеком.

«Братство во имя Царицы Небесной» насчитывало до 1200 человек, среди них было немало известных в истории России людей, таких как будущий Патриарх Тихон, академик Бехтерев. В обязанности членов «Братства» входило не только ежегодно вносить 3 руб. пожертвований на приют, но и активно участвовать в делах «Братства». Больных детей, которых отказывались брать в другие приюты за деньги, «Братство» содержало в своем приюте совершенно бесплатно. Известно, что большие суммы ( до тысячи рублей) регулярно передавал приюту Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Перед революцией под опекой «Братства» находилось около 200 детей.

В 1912 году на углу Пушкарской и Большой Белозерской (ул.Воскова) на месте старого деревянного было построено каменное здание в романском стиле по проекту члена «Братства» архитектора Балинского, в котором разместились новые помещения приюта и будущий Храм в честь Чудотворной Иконы «Всех Скорбящих Радосте (с грошиками)». Двусветный Храм на 800 человек был освещен в 1915 году в присутствии иеромонаха Грачева. На углу к зданию пристроили часовню. Алтарь Храма находился там, где случилось чудесное явление Царицы Небесной отроку. С приходом к власти большевиков, церковь в 1918 году была закрыта, вновь открыта под давлением верующих на короткий срок и окончательно перестала действовать в 1923 году. Сохранилась запись о том, что 15 января 1918 большевики вошли в приют с целью изгнания «ханжеских идей» из детей. Большевики начали кампанию безжалостной критики буржуазной филантропии, которая, по их мнению, маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая благотворительная деятельность пресекалась. В 1921 году М.Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, международным благотворительным организациям не разрешали доставлять туда продукты питания и медикаменты. В Большой Советской энциклопедии, изданной в 1927 году, благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу». Советская власть дала приюту новое имя: «Приют № 5 для нравственно-дефективных мальчиков», куда при этом делись девочки – неизвестно. В 1919 году в здании был пожар, после которого не осталось ни дверей, ни окон. Судя по всему, после этого приют закрыли, хотя есть сведения, что зарплата сотрудникам перечислялась еще до следующего года. Дальнейшую судьбу приютских детей мне проследить не удалось. Но здание, построенное по проекту Балинского, существует и доныне. В нем разместился музыкально-педагогический колледж. На месте церкви – концертный зал. О том, что в этом здании до революции был приют, напоминает фотовыставка, устроенная силами одного из преподавателей колледжа. В 1990 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн освятил на прежнем месте Скорбященскую часовню. На самом здании со стороны сквера есть самодельная надпись, гласящая : «На этом месте в 1890 году было явление Божьей Матери». Вот и все, что осталось от чуда и последовавшими за ним событиями.
×

По теме Эра Милосердия

Парадокс милосердия

Ради чего христиане творят добро Есть истины, которые люди принимают без всяких...
Религия

Особенности Варада Мудры, или Жеста Милосердия

Варада Мудра — это священный жест рукой, или «печать». Эту мудру можно увидеть...
Религия

Новая эра бытия

Восприятие действительности - наука и сенситивность - электрофотография - метод...
Религия

Новая эра

Я - Крайон из магнетической службы. Вас всех искренне любят. Здесь находится...
Религия

Новая эра

Начало новой эпохи ознаменовывается в мире глобальными событиями. Таким событием...
Религия

Эра милосердия

Сегодня человечество стоит перед необходимостью отчитаться перед самим собой и...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность