Религия Сикхизм

Согласно высказываниям Гуру, моральный образ жизни состоит не в следовании ряду правил, не в выполнении предписаний или ритуалов. Он является следствием ориентации жизни на духовный поиск, сопряженной с подчинением невероятно суровой дисциплине. Большинство людей придерживаются мнения, что они будут наслаждаться благами плотской жизни до самого конца. В действительности такая жизнь продолжается до тех пор, пока человек в конце концов не обнаруживает, что его физические силы растрачены и он духовно опустошен. Влекомые обаянием успеха в материальном мире, люди мало думают или вовсе не думают о вечных ценностях жизни.

Религиозная мудрость Востока гласит, что в мире восемьдесят четыре лакха (8,4 млн.) живых существ, половина которых живет в воде, а другая половина — на суше и в воздухе. Всякая жизнь преходяща. Живые существа снова и снова попадают в колесо перевоплощения, следуя закону кармы — воздаяния за добрые и злые дела. Человеческая душа обретается после многочисленных воплощений в существа низших видов. Гурбани (Божественное Слово) гласит:

“Сколько раз ты рождался червяком или молью!
Сколько раз ты был слоном, рыбой или оленем!
Сколько раз — птицей или змеей!
Сколько раз ты рождался лошадью или быком и был впряжен в ярмо!

Встречай же Владыку мира, пришла пора тебе встретить Его.

Впервые за долгое время обрел ты человеческий облик.”

(Гаури Гуарери Мохалла 5, с-176)

Гурмат (учение Гуру) определяет цель человеческой жизни следующим образом:

“Рожденный на этот раз в облике человеческого существа,

Пришел твой черед встретиться с Всевышним Владыкой.

В конце пути все твои другие дела окажутся бесполезными.

Ищи общества святых,
И сосредоточься только на созерцании Бога.
Настрой свой ум на пересечение моря жизни,
Ибо в погоне за мирскими наслаждениями
Жизнь растрачивается.”
(Аса Мохалла 5, с-12)
Рождение с человеческой душой — путь к освобождению, но тот, кто зачарован физическим миром, теряет эту драгоценную жизненную возможность:

“О человек, ты приходишь,
чтобы обрести (духовные) заслуги,
Но сколь тщетны твои занятия,
В то время как ночь жизни проходит.”
(Шри Раг Мохалла 5, с-43)

“Ночь человек проводит во сне,
День он тратит на пропитание, —
И — смотрите — диамант жизни разменен на пустяки.”
(Гаури Байраган Мохалла 1, с-156)
“Пройдя через восемьдесят четыре лакха видов,
Ты обрел драгоценный дар человеческой жизни;
Нанак, теперь помни о НАМ,
Ибо дни твои сочтены.”
(Шри Раг Мохалла 5, с-50)
“Без Имени Бога рождение в этом мире бесплодно;
Без НАМ ты питаешься отравой, говоришь худое,
умираешь не имея заслуг и перерождаешься.”
(Бхайро Мохалла 1, с-1127)
“О Боже, матери тех, кто не хранит Имя Бога
в своих сердцах, должны были оставаться бесплодными;

Ибо скитающиеся без Имени чахнут и умирают в мучениях.”

(Джайтсари Мохалла 4, с-697)
Согласно сикхизму, цель человеческой жизни состоит не в том, чтобы попасть в рай или Сваргу народной веры индусов, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Конечная цель религии сикхов заключается в слиянии с Высшей Душой в вечном Непрекращающемся Блаженстве. Сикх жаждет духовного единения с Господом — состояния Блаженства. Человеческая жизнь рассматривается сикхизмом как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь.

Дхарма (санскр. धर्म, dharma?, «закон, правило») — индийский философский или религиозный термин, который используется для обозначения морального долга, обязанностей человека или, в более общем значении — пути благочестия.

В контексте индийских языков термин подразумевает религию человека. В большинстве направлений индийской философии дхарма выступает как центральное понятие, которое используется для объяснения высшей истины.

Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от корня дхр — «держать»), и обычно переводится на русский язык как «закон» и его значение часто даётся как «универсальный закон бытия».

В индийском историко-философском контексте термин «дхарма» всегда олицетворял идеи правильного поведения в жизни, поддерживаемые вселенскими законами. Символ дхармы — дхармачакра — центральный мотив в национальном флаге Индии.

Дхарма играет первостепенную роль в дхармических религиях (санатана-дхарма, будда-дхарма, джайн-дхарма, сикхизм), каждая из которых исповедует и практикует её принципы. В учениях этих религий, дхарма выступает как правильное понимание природы, или Бога как её изначального источника.[1][2][3] В этих религиозных традициях, индивиды, которые живут в согласии с принципами дхармы, быстрее достигают мокши или нирваны (освобождения). Дхарма также используется в контексте учений и доктрин основателей дхармических религий — Гаутамы Будды и Махавиры. В традиционном индусском обществе, с его системой варнашрама-дхармы, дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида. Дхарма, в своём общем значении, имеет определённое сходство с дао и даосизмом.

КОНЦЕПЦИЯ БОГА В СИКХИЗМЕ

Определение Бога дано в очень ёмком по содержанию стихе Гуру Грантх Сахиб. Этот стих называется Мул-Мантар (зачин Джапджи):

Есть только Один Бог;
Он — Вечная Истина,
Создатель, Всепроникающий Божественный Дух,
Неустрашимый, Не знающий ненависти и вражды,
Бессмертный Сущий,
Нерожденный, Сам Собой Существующий,
Постигаемый по Своей Собственной Милости.
Медитируй на Него,
Того, Кто был Истинным до Сотворения,
Того, Кто был Истинным в начале Творения,
Того, Кто Истинен ныне,
И, о Нанак, Того, Кто пребудет Истинным вовеки.

И действительно, вся книга Гуру Грантх Сахиб представляет собой разъяснение приведенного выше определения. Гуру развивает концепцию Бога в Раг Соратх:

“Невидимый, Бесконечный, Недосягаемый,
Непостижимый Бог
неподвластен смерти или предопределению.
Он не принадлежит ни к какой касте, нерожденный,
существующий сам по себе, не знающий страха
или сомнения.
Я — жертва Истиннейшему из истинных.
Он не имеет формы, цвета и очертаний;
Он являет Себя через истинное Слово.
Он не имеет ни матери, ни отца, ни сына, ни родственников;

Он не испытывает вожделения и не имеет жены и семьи;

Он — чистый, нескончаемый и беспредельный; всякий свет —

Твой, о Господь.
Бог сокрыт в каждом сердце; Свет Его — в каждом сердце.

Тот, чьи адамантовые врата понимания открываются
благодаря наставлению Гуру, обращается взором к
Неустрашимому Единому.
Сотворив животных, Бог сделал их смертными и
оставил все замыслы в Своей власти.
Тот, кто служит Истинному Гуру, обретает подлинное благо

и освобождается через повторение Слова.
Истина содержится в чистых сосудах; мало их, тех, чьи деяния чисты.

Душа, которая ищет Твоего покровительства,
говорит Нанак, сливается с Высшей Душой.”
(Соратх Мохалла 1, с-597)
Бог одновременно и имперсонален (Ниргун), и личностен (Саргун). Имперсональный Бог не имеет форм и недосягаем для человека. Когда же Он являет Себя в Своем Творении, Он становится личностным и доступным. Это происходит подобно тому как солнце испускает свои лучи. Исток не имеет форм, а весь мир есть Его Личностная форма. Никакая форма, сколь бы уникальной она ни была, не является независимой от Него. Бесконечный Бог может проявлять Себя в неисчислимом множестве конечных вещей, но ни одно множество конечных вещей, само по себе или вместе с другими, не может быть эквивалентно Бесконечному. Поэтому никакой конечной форме нельзя поклоняться как Богу, Который Бесконечен и Не имеет форм:

“Бог — Не имеющий форм, цвета, внешних признаков;
Он не имеет касты, класса, вероисповедания.
Никто не может описать Его форму, цвет, черты и одеяние.

Он — Дух Вечности,
Самоизлучающийся, Он сверкает в Своем Великолепии.”

(Гуру Гобинд Сингх)
Бог не рождается и не умирает:

“Тому бы языку сгореть,
Который молвит, что Господь
Рожден и должен умереть.”
(Бхайрон Мохалла 5, с-1136)

Гуру подчеркивал, что сам он — не Бог, и предостерегал, что люди, называющие его Богом, попадут в преисподнюю:

“Всякий называющий меня Богом
Рискует попасть в преисподнюю.”
(Гуру Гобинд Сингх)
1) Бог оберегает от опасностей Своих святых и преданных, кроме тех случаев, когда по Его воле их страдания и мученичество должны служить некоей высшей цели. Защита праведников — Его Царственный Атрибут (Бирдх). Столкнувшись со смертельной опасностью, святые молили Бога вмешаться и помочь им в несчастье. Бог приходил им на помощь и защищал их чудесным образом. Истории Прахлада, Дхру и других, а также автобиографические заметки Намдева и Кабира, включенные в Гуру Грантх Сахиб, показывают, как Он Своей Царственной Властью спасает праведников. Подобные чудеса составляют неотъемлемую часть доктрины божественного Провидения и Охранительства. Такие случаи сверхъестественного вмешательства Бога следует отличать от тех чудес, которые творятся существами человеческой природы при помощи собственных оккультных способностей и которые рассматриваются сикхизмом как опасные и неподобающие человеку.

2) Поговорка “что посеешь, то и пожнешь” подводит к теории “кармы”, добрых и злых деяний, суть которой состоит в том, что человек получает вознаграждение за добрые поступки и бывает неминуемо наказан за злодеяния. Согласно теории кармы, абсолютный грешник всегда будет страдать из-за своих поступков и никогда не обретет спасения. Гуру Нанак отверг эту теорию, утверждая, что прощение даже худшего из грешников составляет Царственный Атрибут (Бирдх) Бога:

“Патат паван прабх бирдх тумаро.”
(Билавал Мохалла 5, с-829)

В переводе:
“Прощение кающегося грешника
является Твоим Атрибутом.”

Гуру подчеркивает, что если грешник, которому никто во всем мире не оказывает покровительства, смиряется перед Всемогущим, он становится чистым и Милостью Бога обретает блаженство:

“Джис папи кау милаи на дхоии Саран ааваи та нирмал хоее.”

(Бхайрон Мохалла 5, с-1141)
В переводе:

“Грешник, бесприютный в мире,
Смиряясь перед Богом, обретает освобождение.”

Гуру многократно повторяет, что спасение святых, защита праведных и даже прощение раскаявшихся грешников — все это составляет Первостепенный Атрибут Бога.

УЧЕНИЕ О НАМ - БОЖЕСТВЕННОМ ИМЕНИ

Согласно Гурмату (учению Гуру), до сотворения мира Бог пребывал Абсолютно Сам по Себе, будучи Не имеющим форм. Становясь проявленным, Он сначала придал Себе форму НАМ (Божественного Имени), а затем сотворил Природу. После сотворения Природы Он не отдалился от нее, напротив, Он поддерживает Свое творение Собственным присутствием в нем и наслаждается этим.

“Аапинаи аап саджио аапинаи рачио Нао
Дуи кудрат саджиаи кар асан дитхо чао.”
(Аса Мохалла 1- паури 1, с-463)
В переводе:

“Бог сотворил Сам Себя и принял Имя;
Вслед за сотворением Себя Он сотворил Природу;
Пребывая в Природе,
Он взирает на Свое творение с наслаждением.”
1) НАМ (Божественное Имя) и Бог не представляют собой две разные сущности. НАМ — это всего лишь другой аспект Всемогущего, Который остается Не имеющим форм. НАМ — это абсолютно полное выражение всего, что есть Бог. Все в мире поддерживает НАМ:

“НАМ питает и направляет все сущее;
НАМ поддерживает весь мир и его сферы.”
(Гаури Сукхмани Мохалла 5, 16-5, с-284)
2) НАМ не выражается в обычном имени, и неверно думать, что существует какое-то особое имя Бога, повторяя которое, можно встретиться с Ним. Бог Бесконечен и может быть назван бесчисленными именами, но кто может сосчитать Его бесчисленные имена? Просветленные и благословенные поминают Его через Его Атрибуты:

“Тав сарб нам катхаи каван
Карм нам барнат сумат.”
(Гуру Гобинд Сингх- Джап Сахиб)

В переводе:

“Никто не в силах назвать всех Имен Бога;
Мудрый зовет Его особым Именем,
выражающем Его Совершенства и Атрибуты.”
3) Преданные могут называть Бога бесчисленными именами; они творят эти имена в соответствии с атрибутами своего Верховного Божества, но первое и главное из имен Бога ясно прорисовывается как “САТ” (Вечная Истина); оно указывает на вечное бытие Бога:

“Киртам нам катхаи тереи джихба
Сатнам тера пра пурбла.”
(Мару Мохалла 5,с-1083)
В переводе:

“Мой язык произносил лишь Твои Атрибутивные Имена;
Но “Истинное Имя” — главное и древнейшее из Твоих Имен.”

4) Слово “НАМ” — мистическое Слово, используемое в практической религиозной жизни и технике медитации. Бога поминают при помощи Его атрибутивных имен. Существует другой аспект “НАМ” — его называют “Истинное Имя”, который проистекает из личного опыта пророков. Это имя приходит из являемого пророку видения Божественного Существа. В религии сикхов такое мистическое Слово — это “Вахегуру”, или “Чудесный Бог”, или “Ты Чудесен.” Истинное Имя — это не обычное слово, с помощью которого мы описываем какой-либо объект, но вся совокупная мощь, качество и характеристика Реальности. В слове “Вахегуру” пророк попытался дать обобщенное выражение мистической силы и переживания Его присутствия во всем. Пророки дали нам Божественные Имена безымянного Бога, отражающие Его присутствие в нашем сознании. Созерцание истинного Имени (Вахегуру) или медитация на Него — это и есть то, что называется переживанием присутствия Бога в сознании.

5) Само по себе Гурбани (Божественное Слово) есть НАМ.

a) Гурбани само по себе есть НАМ:

“Гурмукх бани нам хаи, нам ридаи васайе.”
(Саранг ки Вар-паури, с-1239)

В переводе:

“Высочайшее Слово Гуру — Имя (Господа),
Я лелею его в своем сознании.”
b) Выражение “НАМ Джапо” означает призыв вспомнить о Боге и вызвать ощущение Его присутствия в своем сознании. Все методы медитации погружают преданного в присутствие Бога, но согласно Гурбани, Хари Киртан, музыкальная рецитация Гурбани, представляет собой высшую форму медитации. Она выводит сознание человека на высший уровень, погружая его в присутствие Бога:

“Хар кират утам Нам хаи вич калюг карни сар.”
(Канре ки Вар Мохалла 4, с-1314)

В переводе:

“Хвала Господу и повторение Имени
В кали-югу является делом святым и благородным.”

c) Гурмат разъясняет, что рецитация слова “Хар, Хар...” есть НАМ Джапна:

“Хар хар хар хар нам хаи гурмукх паваи коеи.”
(Канре ки Вар Мохалла 4, с-1313)

В переводе:

“Бог (Вахегуру), Бог, Бог, Имя Бога,
Мало кто благословен милостью Гуру.”
d) Спасение не может быть достигнуто без НАМ. Иными словами, все, что обеспечивает спасение, есть НАМ. Поскольку Гурбани открывает путь к спасению, Гурбани есть НАМ:

“Сачи бани митхи амритдхар
Джинх пити тис мокхдвар.”
(Малар Мохалла 1, с-1275)

В переводе:

“Истинное Бани — сладостный нектар;
Кто бы ни посвятил себя ему, обретает спасение.”
“Сачи бани сион дхаре пияр
Тако паваи мокхдвар.”
(Дханасари Мохалла 1, с-661)

В переводе:

“Всякий преданный Вечному Бани
Обретет освобождение.”
Таким образом, становится совершенно ясно и очевидно, что любая форма рецитации Гурбани, возможно, просто внимательное чтение с преданностью или медитация на любой сабад Гурбани, или Киртан, в полной мере рассматривается как Нам Джапна (медитация на НАМ), то есть способствует пробуждению присутствия Бога в человеческом сознании.

Здесь стоит упомянуть о том, что существуют небольшие секты, которые вводят неопытных сикхов в заблуждение по поводу Гурбани и НАМ. Лидеры этих сект настойчиво внушают неопытным сикхам: “Гурбани предписывает медитировать на НАМ, но Гурбани — это не НАМ. Вступай в нашу секту, мы дадим тебе НАМ.” Затем они, прошептав новичку на ухо несколько отрывочных фраз из Гурбани, говорят, что это и есть НАМ и просят никому их не разглашать; если же новообращенный новичок раскроет кому-либо это НАМ, на его голову якобы падет проклятие. Таким путем эти лидеры и открывают свою лавочку (сектантские культы). А неопытные сикхи и другие ищущие поддаются соблазну и попадают в число их паствы. Поэтому сикхам следует тщательно остерегаться подобных сект. Люди, пытающиеся утверждать, что Гурбани — это не НАМ, либо введены в заблуждение, либо сами являются обманщиками. Согласно Гурмату (учению Гуру), Гурбани — это все:

Гурбани есть НАМ: “Гурмукх бани Нам хаи...”
(Саранг ки Вар-паури, с-1239)
Гурбани есть Гуру: “Бани Гуру, Гуру хаи Бани...”
(Нат Мохалла 4, с-982)

В переводе:

“Божественное Слово есть воплощение Гуру,
а Гуру есть воплощение Слова.”
Гурбани есть Ниранкар:
“Вах вах бани ниранкар хаи
Тис дживад авар на кои.”
(Слок Мохалла 3, с-515)

В переводе:

“Вах, вах Бани есть Единый Не имеющий форм;
Нет равновеликого Ему.”
Гурбани есть всякое Над* и Вед** :

“Сабх над бейд гурбани Ман рата саранг пани.”
(Рамкали Мохалла 1, с-879)
В переводе:

“Слово Гуру есть Нада, Слово Гуру есть Веда,
Ибо через него тебя наполняет Господь Вселенной.”
Таким образом, именно НАМ в конечном счете приводит человека к Вечному Блаженству. Для того, чтобы обрести в сознании Бога, необходимо войти в контакт с НАМ, но ни один человек без помощи Гуру не может достигнуть НАМ и обречен странствовать во тьме.

“Если бы появилась сотня лун,
Если бы взошла сотня солнц,
Все же, не будь Гуру,
Стояла бы полная тьма.”
(Аса ди Вар, Мохалла 2, с-463)
“Пусть ни у кого в мире не остается сомнений:
Без Гуру невозможно быть спасенным.”
(Гаунд Мохалла 5, с-864)
“В эту эпоху нечестья НАМ сокрыто;

Хотя Господь наполняет все сердца,
Бриллиант НАМ становится явным только в сердцах тех,

Кто ищет прибежища у Гуру.”
(Парбхати Мохалла 3, с-1334)
“Все повторяют Имя Бога, но Он недоступен;
Но когда по Милости Гуру
Бог приходит и поселяется в сознании, —
Только тогда жизнь человека становится плодотворной.”

(Гуджри Мохалла 3, с-491)
--------------------------------------------------------------------------------

* Нада — в йогической философии так называется носовой звук, письменно изображаемый в виде полукруга; священная нота. Согласно философии йоги, человеческое тело имеет девять видимых дверей — два уха, два глаза, две ноздри, рот, анальное отверстие и мочеиспускательный канал. Но существует и невидимая десятая дверь (dasam duar). Занимаясь йогической практикой, человек пытается открыть эту десятую дверь. Когда ему это удается, он слышит Божественную музыку — “Анхад Сабад”. Гуру отвергает это представление. Невидимая дверь не принадлежит физическому плану, подобно тому как ученый или врач не может указать место физической локализации сознания. Сознание, как и Бог, не имеет формы. Веды и Шастры описывают три стадии существования — раджо, тапо и сато. Но спасение достигается только на четвертой стадии — это и есть десятая дверь. Она открывается только по милости Гуру через медитацию на Слово Гуру (Гурбани). Нада и Веда заключены в Гурбани.

** Веда — Божественное Знание.

ХАУМАИ (ЭГОИЗМ - ЛОЖНОЕ “Я”)
Бог пребывает повсюду, и в нас тоже, но завеса эго отделяет нас от Него, скрывая от нас Истину:

“Бог, Непостижимый, пребывает в нас, но неощутим,
Ибо между Ним и нами — завеса “эго”.”
(Раг Соратх Мохалла 5, с-624)
Пять пороков — вожделение, гнев, алчность, привязанность и эгоизм — являются препятствиями на пути духовного продвижения, но эгоизм — главнейшее из всех. В высказываниях Гуру в качестве наиболее употребительного ключевого термина фигурирует понятие “хаумаи” (чувство “я”), трактуемое как синоним самого коварного зла. Эгоизм — это нравственный порок, в котором коренится глубинная причина всех злых деяний. Сам по себе эгоизм представляет собой следствие иллюзии — восприятия собственной индивидуальной самости как фактора безусловной предельной значимости. Все действия эгоистичного человека направлены исключительно на самое себя. “В эго он рождается и в эго он умирает” (Аса Мохалла 1, с-466). Эго разрушает плод глубочайшего покаяния. Когда завеса эго ниспадает на великого йогина, она в один момент заставляет его утратить все то, что он приобрел за годы аскетической практики. Эгоизм — это болезнь; это препятствие на пути духовного прогресса личности. Цель жизни человека составляет духовное спасение, достигаемое через прославление Божества и обретение в ходе этого процесса Божественных качеств. Ослепленный эго человек не может увидеть славу Божественного. Поэтому НАМ не поселится в сознании до тех пор, пока там пребывает эго. НАМ и эго суть два противоположных начала:

“Хаумаи наваи нал виродх хаи доаи на васаи ек тхаи.”

(Вадханс Мохалла 3, с-560)

В переводе:
“Гордыня (эго) противостоит Имени;
Они не могут обитать вместе.”
Эгоистический разум не может постигнуть моральных принципов, выдвинутых Гуру, и оставляет подавленную душу вслепую бродить во тьме, так никогда и не достигая цели. Эгоизм преграждает путь желанного духовного роста. Гуру называет эгоистичного человека “манмукх”. Эго сжигается только по милости Гуру, через сабад:

“Гур каи Сабад парджалиаи та ех вичо джаи.”
(Билавал ки вар, Мохалла 3, с-853)
В переводе:
“Если эго сжигается Словом Гуру, оно уходит.”
НА КОГО СЛЕДУЕТ МЕДИТИРОВАТЬ, ИЛИ КАК
ВОЗНОСИТЬ МОЛИТВУ И ХВАЛУ?

Сикх должен поклоняться только Единому Богу и никому другому. Но Бог Не имеет форм; на что же тогда медитировать? Во время беседы Гуру с сиддхами один из йогов, по имени Чарпат, задал ему вопрос: “О Гуру, ты сказал, что никто не должен отказываться от мира, а должен жить в нем. Но начало майи (материальной иллюзии) столь могущественно; как можно преодолеть его и обрести единство с Богом, живя в самом средоточии майи? Прошу тебя, объясни, какими аргументами ты руководствуешься?”

“Трудно пересечь великое море жизни; прошу тебя, скажи,

как благополучно переправиться через него?”
(Сидх Гошт- Чарпат, с-938)

Гуру Нанак привел два примера:

Цветок лотоса всегда плавает на поверхности воды. Без воды он не может существовать, но волны его не задевают, потому что он всегда возвышается над уровнем воды. Утка плавает в воде, но никогда не дает своим крыльям намокнуть. Если крылья промокнут, утка утонет; она это чувствует. Хотя утка и не может жить без воды, на нее не оказывают действия волны.

Так же и человек: он не может жить в мире без майи (материальной иллюзии), но живя в нем, он должен быть выше майи. Ему нужно удовлетворять свои материальные потребности, поддерживать необходимые жизненные функции. Однако, подобно тому как утка и цветок лотоса не тонут в воде, хотя в ней живут, человек должен оставаться отдаленным, незаинтересованным майей, не забывая о Боге. Этого возможно добиться с помощью молитвы и восхваления Бога. Единение с Божественным Словом (Сабад) подавит начало майи, и тогда в душе поселится НАМ, которое, в свою очередь, приведет человека назад в Непроявленное:

“Подобно тому, как цветок лотоса остается неподвижным в воде,

Подобно тому, как утка плавает в воде и не намокает, —

Так, сосредоточившись на Сабаде, реализуя НАМ,
О Нанак, благополучно пересечешь
устрашающий океан мира.”
(Рамкали Мохалла 1, Сидх Гошт.5, с-938)
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Религия Сикхизм

Сикхизм религия

Сикхизм (от пендж. ਸਿੱਖੀ, «сикх&#1251...
Религия

Сикхизм

СИКХИЗМ, религия, основанная в Пенджабе, в северо-западной части Индийского...
Религия

Нанак Сикхизм

Гуру Нанак является основателем религии СИКХИЗМ, возникшей в Пенджабе в конце 15...
Религия

Религия

Люди, приходящие в дзэн-центр, часто разочарованы своими прошлыми...
Религия

Религия

Религия дается народу Израиля в период изгнания, чтобы развить в нем осознание...
Религия

Ум и религия

Будет немного трудно понять функцию ума в религии. Вам потребуется пройти через...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?