Анахата-чакра

Значение названия чакры: „Не подвергавшаяся удару“.

Местоположение: сердечное сплетение; сердце.
Биджа звуки на лепестках: КАК, КХАМ, ГАЙ, ГХАМ, ЙАМ, ЧАМ, ЧХАМ, ДЖАМ, ДЖХАМ, ЙАМ,ТАМ,ТХАМ.

Проявления: достижение равновесия между тремя чакрами выше сердца и тремя чакрами ниже него.

Таттва (элемент): воздух (отсутствие формы, запаха и вкуса).

Цвет таттвы: бесцветная (в некоторых текстах говорится о дымчато-сером или дымчато-зеленом цвете).

Форма янтры: шестиконечная звезда. Шестиконечная звезда анахата-чакры окружена 12 алыми лепестками и символизирует элемент воздуха. Воздух представляет собой прану, жизненную силу дыхания. Она обеспечивает функции легких и сердца, снабжая их кислородом и жизненной силой, то есть пранической энергией. Воздуху присуща подвижность, и потому четвертая чакра означает движение во всех направлениях.

Эта янтра состоит из двух пересекающихся треугольников. Один из них, обращенный вершиной вверх, символизирует Шиву, мужское начало. Другой, обращенный вершиной вниз, олицетворяет Шакти, женское начало. Когда эти силы сливаются в гармонии, возникает равновесие.

Круг с двенадцатью лепестками. Двенадцать лепестков, отходящих от круга вовне, окрашены темно-красным цветом. Они означают распространение энергии из двенадцати источников в двенадцати направлениях. В отличие от первой (квадратной), второй (круглой) и третьей (треугольной) чакры, четвертая чакра расширяется во всех направлениях и измерениях в форме шестиконечной звезды. Сердечная чакра является центром равновесия организма и связана с равномерным — как нисходящим, так и восходящим — течением энергии.

Круг с восемью лепестками. Внутри анахата-чакры расположен восьми лепестковый лотос, в центре которого находится духовное, или эфирное сердце. В отличие от физического, это сердце, которое носит название ананда-канда, расположено справа, а не слева. Именно в этом духовном сердце человек медитирует на Божественность или Свет. Восемь лепестков соответствуют различным эмоциям, и при течении по ним энергии человек ощущает связанное с данным лепестком желание (см. схему).

Форма таттвы: шестиконечная звезда.

Преобладающее чувство: осязание.
Орган чувств: кожа.
Орган действия: руки.
Вайю (воздух): прана-вайю. Этот вайю находится в верхней части груди и представляет собой тот воздух, которым человек дышит; прана-вайю богат животворными отрицательными зарядами.

Лока (план существования): мака-пока (план равновесия).

Планета-управитель: Венера (лунный тип, женское начало).

Основной биджа звук: ЙАM. При произнесении звука ЙАM язык зависает в воздухе во рту, а центром сосредоточения становится область сердца. При правильном произнесении биджи ЙАМ, в сердце возникает вибрация, а любые преграды в сердечной области исчезают; когда сердце становится открытым, восходящий поток энергии не испытывает никаких препятствий. Этот биджа звук наделяет практикующего властью над праной и дыханием. Считается, что у него четыре руки и он имеет ярко-золотой цвет.

Носитель биджи: олень (антилопа). Олень или черная антилопа является символом самого сердца. Олень скачет от радости и вечно преследует миражи, призрачные отражения.

Чрезвычайно осознанный, чувствительный и полный вдохновения олень олицетворяет характер человека с преобладающей четвертой чакрой. Глаза оленя символизируют чистоту и невинность, и притягательные глаза человека четвертой чакры не менее чисты и простодушны.

Говорят, что олень готов умереть ради чистого звучания. Человеку с преобладающей четвертой чакрой присуща любовь к внутренним звукам, анахапш-надам.

Божество: Ишана-Рудра-Шива. Владыка Северо-Востока. Ишана-Шива полностью отстранен от мира. Это божество с камфарно-синей кожей олицетворяет природу человека четвертой чакры, пребывающего в постоянном состоянии счастья. Этот бог облачен в тигровую шкуру, символизирующую обитающего в джунглях желаний тигра разума.

Ишана имеет миролюбивую и благотворную природу. В правой руке он держит трезубец, а в левой — барабан дамару. Священная Ганга (река Ганг) стекает с его локонов прохладным и очищающим потоком самопознания: понимания того, что „Я есть То“ (Ахам. Брахмасми: „Я — Брахман“). Обвивающие его тело змеи олицетворяют покоренные им страсти. В отличие от гневного дряхлого аспекта третьей чакры, этот бог вечно юн.

Не остается никаких тревог, связанных с мирскими удовольствиями, унижениями и славой. Желания уже не представляют собой проблемы, так как энергия четвертой чакры уравновешена во всех шести направлениях. Человек, в сознании которого господствует четвертая чакра, живет в гармонии с внешним и внутренним мирами.

Шива в лингаме: В четвертую чакру входит лингам, где Рудра-Шива предстает в облике Сада-Шивы (сада: „вечный“; шива: „благодетель“). Это Шабда-Брахма, или вечный Логос. В этом аспекте он является и Омкарой, слиянием трех гун — саттвы, раджаса и тамаса, — которые олицетворяются звуками А, У и М соответственно, а в сочетании образуют священный слог АУМ или ОМ. Этот бог держит в руке трезубец — символ трех гун. Его кожа имеет камфарно-синий цвет, а тело прикрыто золотистой тигровой шкурой. Барабан дамару в другой руке отмечает ритм сердцебиения.

Этот шивалингам является вторым лингамом в теле и именуется вана-лингамом (ваш: „стрела“). Напомним, что первым является свайямбху-лингам в первой чакре, вокруг которого обвивается змея кундалини. Сила лингама проявляется как внутренний гуру человека. Сердечный лингам можно считать наставником, который на каждом шагу предупреждает или воодушевляет практикующего при восходящем движении потока энергии — это происходит, когда человек следит за своим сердцебиением. Увеличение или снижение сердечного ритма служит предупреждением, отмечающим какие-либо ошибки, допущенные во время практики.

Этот лингам образован тканями нервного центра в анахата-чакре. Окруженный тремя чакрами снизу и тремя сверху, он сияет золотым цветом, словно драгоценный камень в самом центре чакра-малы („гирлянды чакр“, то есть позвоночника). В самом начале практик подъема кундалини и перехода к высшим состояниям сознания суфии и мистики других традиций предлагают своим ученикам мысленно представлять сияющий в сердце чистый свет. Именно в сердце возникает анахата-нада, или шабда-брахма, — не вызванный ударом космический звук.

Шакти: Какини. Четыре головы Какини олицетворяют восхождение энергии на уровень четвертой чакры. Ее кожа имеет розовый цвет (согласно „Маханирвана-тантре“ — желто-золотистый), а сари — небесно-голубой. Эта богиня восседает на розовом лотосе. Какини-Шакти вдохновляет поэтов, художников и музыкантов. Энергия четвертой чакры является само порождающей и самодвижущей.

В своих четырех руках Какини держит предметы, необходимые для достижения равновесия:

• Меч становится тем оружием, с помощью которого человек рассекает все препятствия на пути восходящего потока энергии.

• Щит оберегает практикующего от внешних, земных обстоятельств.

• Череп указывает на отрешенность от ложного отождествления с телом.

• Трезубец символизирует равновесие трех сил сохранения, сотворения и уничтожения.

Какини-Шакти пронизывает всю четвертую чакру. Подобно воздуху, она заполняет все свободное пространство и с помощью эмоциональных частот бхакти (преданного служения) обеспечивает энергией весь организм. В четвертой чакре бхакти персонифицируется как Кундалини-Шакти, которая помогает Какини-Шакти в обеспечении восходящего направления движения энергии.

Какини пребывает в счастливом, приподнятом настроении; при медитации ее воображают „луноликой“ (чандрамукхи) четырех головой Шакти, усыпанной украшениями. Все четыре головы полностью уравновешены, а энергия пронизывает все четыре аспекта личности, то есть физическую, рациональную, чувствующую и эмоциональную личности.

Какини помогает в стихосложении и изящных искусствах, которые основаны на уровне утонченного видения. Обыденные искусство и музыка, порождаемые шакти второй чакры, не способны поднять человеческий разум к высшим царствам сознания — напротив, они только отвлекают его от этой цели. Творчество, воодушевляемое божеством четвертой чакры, Какини-Шакти, согласуется с сердцебиением, то есть с ритмом самого космоса. Это искусство возвышается над прошлым, настоящим и будущим. Связанная с четвертой чакрой осознанность позволяет практикующему превзойти ложное осознание времени, присущее тем, у кого преобладают низшие чакры.

Кундалини-Шакти: Именно в сердечной чакре Кундалини-Шакти впервые проявляется в облике прекрасной богини. Она восседает в треугольнике в позе лотоса. Этот треугольник обращен вершиной вверх, что указывает на склонность шакти к восходящему движению, поднимающему практикующего к высшим планам существования.

Облаченная в белое сари, Кундалини-Шакти безмятежна и уравновешена. Она является матерью-девой и символизирует шакти как самоотверженное духовное служение. Эта богиня уже не отождествляется с разрушительной силой змеи, как это было на уровне первой чакры. Теперь Кундалини-Шакти превращается в богиню, и человек способен сообщаться с этой одушевленной восходящей энергией. Она уже не обвивается вокруг лингама, а независимо восседает в йогической позе.

Сидящая в позе лотоса Кундалини-Шакти воплощает собой анахата-наду, космическое звучание, раздающееся повею дуй иначе именуемое „белым шумом“. Этот звук зарождается в сердце как АУМ, семя всех звуков. Сердце и дыхание играют для анахата-чакры жизненно важную роль, так как сердце является центром ощущений организма, а контроль над ритмом дыхания позволяет человеку одновременно управлять своим сердцебиением. Тот, кто достиг осознанности уровня четвертой чакры, обретает утонченную уравновешенность тела и души. Охватываемый этой чакрой мир святости приносит человеку способность видеть божественную милость во всем сущем.

Эффекты от медитации: Развивая четвертую чакру, человек овладевает языком, стихосложением и всеми искусствами, связанными с речью, а также индриями, то есть желаниями и физическими функциями. Он становится властелином над самим собой, обретает мудрость и внутреннюю силу. Мужская и женская энергии достигают равновесия, а воздействие этих двух энергий извне уже не представляет собой проблемы, так как все взаимоотношения человека становятся чистыми. Он подчиняет свои чувства и развивается свободно, не испытывая никаких внешних препятствий. Человек, достигший уровня четвертой чакры, преодолевает ограничения внешних обстоятельств и окружающей среды, становится независимым и ощущает внутреннюю движущую силу. Его жизнь превращается в источник воодушевления для окружающих, так как в присутствии такого человека они ощущают покой и уравновешенность.

Вместе с чистым звучанием анахата-чакры приходит божественное зрение, вызывающее взвешенность поступков и чувство радости. Человек обретает власть над вайю, элементом воздуха. Поскольку воздух лишен формы, человек с преобладающей четвертой чакрой способен становиться невидимым, мгновенно перемещаться в пространстве и проникать в тела других людей.

Характерное поведение, связанное с анахата-чакрой: Человек переживает период анахата-чакры в возрасте от 21 до 28 лет. Он начинает осознавать свою карму, последствия своих поступков. Его побудительной силой становится бхакти, или религиозная вера, и такой человек стремится к равновесию на всех уровнях существования. По ночам он спит от четырех до шести часов, лежа на левом боку.

Олень анахата-чакры двигается стремительно, часто изменяя направление движения под острыми углами. У исполненного любви человека могут появиться качества и наклонности, сходные с оленьими: мечтательные глаза, склонность к беспокойным скитаниям и стремительные движения. При овладении четвертой чакрой эмоциональное возбуждение прекращается.

Анахата-чакра охватывает судхарму (надлежащую, правильную религиозность), благие наклонности и миры чистоты, равновесия и благоухания. При совершении неблаговидных поступков в анахата-чакре может возникать мучительное ощущение. Ясность сознания представляет собой просветление очищенного человека, развившего свои добрые наклонности и посвятившего свою жизнь маха-локе, плану равновесия.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Анахата-чакра

Анахата чакра

Анахата (22-28). Это чакра, четвертая снизу и четвертая сверху, а значит...
Религия

Чакра

Недавно, как следствие практики, у меня начало получаться , некоторое...
Религия

Манипура чакра

Манипура (15-21) – человек начинает проявлять аккуратность, опрятность, и...
Религия

Шат Чакра Нирупана -4

39. Когда действия йогина, добрые во всех отношениях, становятся частью его...
Религия

Шат Чакра Нирупана -3

28. В горле расположен лотос, называемый Вишуддха (чистый), дымно-лилового цвета...
Религия

Шат Чакра Нирупана -2

14. А вот лотос (Свадхиштхана) прекрасного алого цвета, расположенный в Сушумне...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности