О природе ума

Народы крайнего Севера различают какое-то немыслимое количество оттенков (и качеств) снега - и для каждого есть специальное название.

У древних греков есть несколько разных слов для обозначения чувства "любовь". Я помню только три, но вроде их больше: эрос (плотская любовь), агапэ (любовь-дружба) и филия (любовь к истине (отсюда - фило-софия, например - "любовь к мудрости")).

А у индусов какое-то немыслимое количество разных слов для обозначения процессов познания. Попытаемся разобраться.

Из предисловия к "маханирвана тантра" (спасибо европейцу по имени Артур Авалон, что привел это в более-менее понятный западному сознанию вид).

Итак, две оболочки - маноайякоша и виджнянамайякоша образуют антахкарану, состоящую из 4 частей:

1. манас - автоматически регистрирует информацию, поступающую от органов чувств

2. будхи - распознает объект, дает ему определение и затем постигает

3. ахамкара (самость) - устанавливает характер отношений между объектом и субъективным "я"

4. читта - размышление, способность ума создавать мысленный образ и сосредотачиваться на нем.

Антахкарана управляет 10-ю чувствами - дверями восприятия.

В результате соединения атмы (истинного Я) с упадхи (индивидуального тела) появляются три состояния сознания.

1. Джаграт, или бодрствование, во время которого объекты постигаются посредством органов чувств через манас и буддхи.

2. Свапна, или сон. Органы чувств бездействуют, атма воспринимает ментальные образы, которые рождаются из впечатлений, полученных в состоянии джаграт. Манас не регистрирует новые впечатления, но обрабатывает вместе с буддхи уже имеющиеся. Индивидуальность растворяется в тонком теле.

3. Сушупти, или сон без сновидений, когда манас не функционирует, а буддхи, над которым давлеет тамас, сохраняет только одну мысль - "я спокойно спал, я ничего не сознавал". Индивидуальность растворяется в каузальном теле.

Существуют еще два состояния сознания, о которых говорится отдельно. Насколько я поняла - потому что уже на третьей стадии джива (синоним атма) перестает существовать, хотя еще не переходит в высшую форму, т.к. в состоянии сушупти сохраняется авидья (заблждение, незнание). UPD - две последующие ступени были добавлены тантрическим учением, последователи Упанишад говорят лишь о первых трех.

4. Турия - с этом состоянии приобретается шуддха-видья, которое йоги считают истиным знанием. Чтобы прийти к нему, практикуют самадхи-йогу. В турии джива растворяется в великом каузальном теле (махакарана)

5. Трансцендентное состояние, не имеющее названия. Достигается по мере углубления четвертого состояния. Тот, кто его достигает, становится подобен Шивы, но не равен ему, т.к. достижение высшей степени совершенства возможно лишь на следующей ступени.

Дальше остается только сказать на манер Лао Цзы "Знающий не говорит, говорящий не знает".

Или на манер Шекспира "дальнейшее - молчание..."
×

По теме О природе ума

О природе мышления

Жизнь - это вечное становление, определяющее реальность нашего бытия, это...
Религия

О Природе Будды

Итак, какими бы ни были наши жизни, наша природа будды всегда в нас. И она...
Религия

Стать подобными Природе

Все существующее делится на: внутреннюю часть - духовный мир - мир корней...
Религия

Опасность фронтального противостояния природе

Мир вступает в качественно новую полосу развития, и ведущим в этом новом...
Религия

Далай Лама о природе

Сегодня я бы хотел поговорить о буддийской концепции природы. Нагарджуна говорил...
Религия

Осенняя медитация на природе для вдохновения и силы

Осень — это время, чтобы подготовиться к зимним холодам и наполниться впрок...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек