Согласно взглядам тантры, вся Вселенная состоит из непроявленной и проявленной частей. Непроявленная часть Вселенной - это океан вечного бесконечного Высшего Божественного Сознания, называемого Шивой. Проявленная часть Вселенной создана и поддерживается вечной бесконечной Божественной энергией, или Силой, называемой Шакти.
Шива - это статический аспект Бога, Его Сознание, а Шакти - динамический аспект, Его творящая, исполнительная Сила. При этом "Шива имеет силу созидать только в соединении с Шакти" ("Анандалахари"). Более того, "Шива без Шакти становится подобным трупу" ("Дэви бхагавата пурана"). Шива находится в непрерывном соединении с Шакти. "Всюду пребывает Божественная Форма, всюду Шива-Шакти".
Согласно тантре, Пракрити (Великая Природа), сотворённая силой Шакти, обладает тремя гунами , т.е. основными качествами, или главными свойствами. Они таковы: саттва - принцип света, гармонии и уравновешенности; раджас - принцип активности, подвижности и беспокойства; тамас - принцип инертности, темноты и противодействия. Сознание человека также обладает тремя гунами; то, какая из них доминирует, определяет его существование, поведение и отношения с окружающим миром. Саттва является должным состоянием сознания, проявляясь в нём как ясное восприятие и мудрость. Люди саттвы ценят истину, обладают высокими творческим потенциалом и интеллектом, пребывают в состоянии гармонии с собой, другими людьми и природой. Те, в ком наиболее силён раджас, страстны и азартны, активно стремятся приобрести силу и власть, они любят руководить, дорожат престижем и авторитетом; это "воины" в широком смысле этого слова. Люди, в которых преобладает тамас, инертны, пребывают в западне страха, неведения, раболепия и сил разрушения.
Каждая из трёх гун необходима, но на своём месте. При их ненужном смешении или перемене мест возникает то, что субъективно воспринимается как загрязнение или дисгармония. В качестве примера можно привести обыкновенную грязь, которая является смесью земли и воды, каждая из которых по отдельности не воспринимается как нечто грязное. В тантре очищение человека - это не выбрасывание "грязи", а восстановление должного порядка гун, разделение (т.е. сепарация) их из хаоса. При этом то, что внутри себя человек ощущал как "грязь", "порок" и "зло" становится для него ценным источником, из которого практикующий извлекает строительный материал для восстановления своей гармонии и чистоты. Но тантра не ограничивается этим, ведя практикующего ещё выше - к Божественному, которое находится по ту сторону трёх гун...
Согласно тантре, Пракрити (Великая Природа), сотворённая силой Шакти, обладает тремя гунами , т.е. основными качествами, или главными свойствами. Они таковы: саттва - принцип света, гармонии и уравновешенности; раджас - принцип активности, подвижности и беспокойства; тамас - принцип инертности, темноты и противодействия. Сознание человека также обладает тремя гунами; то, какая из них доминирует, определяет его существование, поведение и отношения с окружающим миром. Саттва является должным состоянием сознания, проявляясь в нём как ясное восприятие и мудрость. Люди саттвы ценят истину, обладают высокими творческим потенциалом и интеллектом, пребывают в состоянии гармонии с собой, другими людьми и природой. Те, в ком наиболее силён раджас, страстны и азартны, активно стремятся приобрести силу и власть, они любят руководить, дорожат престижем и авторитетом; это "воины" в широком смысле этого слова. Люди, в которых преобладает тамас, инертны, пребывают в западне страха, неведения, раболепия и сил разрушения.
Каждая из трёх гун необходима, но на своём месте. При их ненужном смешении или перемене мест возникает то, что субъективно воспринимается как загрязнение или дисгармония. В качестве примера можно привести обыкновенную грязь, которая является смесью земли и воды, каждая из которых по отдельности не воспринимается как нечто грязное. В тантре очищение человека - это не выбрасывание "грязи", а восстановление должного порядка гун, разделение (т.е. сепарация) их из хаоса. При этом то, что внутри себя человек ощущал как "грязь", "порок" и "зло" становится для него ценным источником, из которого практикующий извлекает строительный материал для восстановления своей гармонии и чистоты. Но тантра не ограничивается этим, ведя практикующего ещё выше - к Божественному, которое находится по ту сторону трёх гун...
Обсуждения Три гуны