Определения истинные и ложные

Абхинава Дхармабхушана Яти: личность и деятельность.

Титул «Дхармабхушана» («Украшение учения») присваивался многим джайнским учёным, однако ввиду особой роли этого мыслителя к его званию были добавлены ещё два: «Абхинава» («Новейший») и «Яти» («Аскет»).
Определения истинные и ложные
Известно, что он принадлежал к линии преемственности Кунда-Кунды, а его учителя звали Вардхамана. Считается, что он жил где-то в период между 1257 и 1418 г.

Доступные нам письменные источники говорят, что этот великий учёный пользовался в своё время большим авторитетом: известно, в частности, что первый Деварайя – Раджадхираджа Парамешвара склонял голову перед его стопами.

Делом всей жизни Абхинавы Дхармабхушаны Яти было распространение учения Победителей, однако и в его литературном творчестве в полной мере проявились необыкновенная проницательность, сила логики и мудрость этого учёного. К сожалению, до наших дней дошло лишь одно из его произведений: «Светоч логики» («Ньяя-дипика»), по праву занимающее особое место в системе джайнской логики. Сама по себе эта работа напоминает конспект, однако построена она с высшей степенью изящества и ясности. Она представляет собой последовательное изложение джайнской теории познания, включая сюда и систему точек зрения (найя). В отличие от большинства текстов по логике, язык коих глубок и весьма труден для понимания, настоящая работа написана на естественном и доступном пониманию санскрите.

Определения истинные и ложные.

Учитель: Весьма важную роль в познании любого предмета имеют определения, поскольку без точного знания таковых распознавание качеств предмета и отделение истины от лжи становятся невозможными. В свою очередь, без окончательного установления природы объекта, становится невозможным его объяснение, а если и предпринимаются попытки такового, то что бы ни говорилось в этой связи – всё будет элементарным заблуждением. Именно поэтому для глубокого анализа природы любого объекта столь важно предварительное ознакомление с его определениями.

Ученик: Совершенно верно: определения знать необходимо. Однако что вы называете определениями? Объясните это в первую очередь.

Учитель: Хороший вопрос. Точное значение термина «определение» знать совершенно необходимо, поскольку если таковое неизвестно, то нам вряд ли удастся установить истинные характеристики подразумеваемого предмета.

Итак, определением называется тот атрибут объекта познания, который даёт основания для проведения различий между ним и другими смешанными предметами.

Как говорит Акаланка в Раджавартике:

«Определением называется то, что даёт основания для отделения одного объекта от комбинации смешанных друг с другом объектов».

Ученик: Так, а что такое определяемое?
Учитель: То, что определяется, называется определяемым. К примеру, говорится, что характеристикой дживы является сознание (четана): в данном случае «джива» – определяемое, а «сознание» – определение. То, что распознаётся на основе определения, называется определяемым.

Определения бывают двух видов: внутренними (атмабхута) и внешними (анатмабхута).

Характеристика, присущая (букв. «смешанная») природе объекта, называется внутренним определением. Пример: тепло огня. Тепло, являющееся природой огня, отличает его от воды и прочих предметов, следовательно, это – его внутреннее определение. Характеристика, не присущая (букв. «несмешанная») природе объекта, отличная от него, называется внешней. Пример: палка человека, приводящего в исполнение наказание. Хотя палка сама по себе и отлична от данного человека, но в силу того, что именно таковая и отличает его от всех прочих, она называется внешней характеристикой.

В Раджавартике указанные характеристики объясняются кратко: «Теплота огня – внутреннее определение, палка Девадатты – внешнее определение».

Истинным определением считается лишь внутреннее, поскольку таковое представляет собой собственную природу объекта и, сверх того, познание этого объекта во всех трёх временах возможно лишь благодаря такого рода характеристикам. Внешнее определение даётся с точки зрения той или иной связи такового с предметом, т.е. его цель заключается в распознавании отличий данного предмета от всех прочих, имеющих место в текущий момент времени. Таким образом, в том, что касается установления собственной природы объектов познания, существующей во всех трёх временах, то для этой цели годится лишь внутреннее определение: в частности, это относится к области познания атма-таттвы.

Однако в тот момент, когда вы даёте предмету то или иное определение, необходимо быть крайне осторожными, поскольку спустя некоторое время это самое определение становится основой анализа и, если оно само содержит некий дефект, то неизбежно приведёт к ошибкам.

Ученик: То есть, ошибки могут быть и в определениях.

Учитель: Нет, определения считаются безошибочными. Те, в которых обнаруживаются изъяны, называются «подобиями определений». В них встречаются три вида ошибок: нераспространённости, широкой распространённости и невозможности.

Определение, покрывающее лишь одно из многих качеств предмета, называется ошибкой нераспространённости. Пример: говорить, что все коровы белые или что все животные имеют рога. Понятно, что далеко не все коровы белые, да и рога свойственны далеко не всем животным, а потому оба определения грешат ошибкой нераспространённости.

Ученик: Так, а если признать характеристикой коровы рога?

Учитель: Тогда это превратится в ошибку широкой распространённости, поскольку такая характеристика свойственна не только данному конкретному определяемому, но и многим другим (букв. «не-определяемое»: дефисное написание имеет смыслоразличительное значение).

Ученик: А что такое «не-определяемое»?

Учитель: Так называются все прочие объекты познания, отличные от данного конкретного определяемого. К примеру, рога действительно свойственны всем коровам, но ведь не только им. В данном случае определяемым является «корова», а все прочие животные – «не-определяемым». Поскольку качество «рогатости» свойственно не только определяемым в настоящий момент коровам, но и многим другим животным, не определяемым в этот момент, данное определение грешит ошибкой широкой распространённости.

Истинной характеристикой может быть лишь та, которая наличествует во всём объекте и не обнаруживается в других. Если же таковая не распространяется на весь объект или распространяется так же и на другие, то это, соответственно, называется ошибками нераспространённости или широкой распространённости.

Ученик: А невозможное?

Учитель: Об ошибке невозможности говорится в тех случаях, когда наличие данной характеристики в определяемом просто невозможно. Пример: говорить, что у людей есть рога. Определяемое здесь – «люди», а «рогатость» – приписываемое определение, грешащее ошибкой невозможности.

Я думаю, что теперь тебе ясна природа определений истинных и ложных.

Ученик: Да.

Учитель: Ну, если так, то скажи, можно ли назвать дживой то, чему свойственна характеристика всеведения? Истинно ли такое определение дживы? (В данном случае «джива» понимается как синоним Атмана. Следует иметь в виду, что данный термин может относиться и живым существам в целом, включая и физические тела.)

Ученик: Нет, поскольку в данном случае джива выступает в качестве определяемого, а всеведение – определения. Как только что было сказано, определение должно распространяться на всё определяемое, однако всеведение, как мы видим, обнаруживается далеко не во всех дживах, следовательно, эта характеристика грешит ошибкой нераспространённости. Если допустить истинность данного определения, то придётся признать отсутствие жизни в тех, кто обладает лишь такими разновидностями знания, как получаемое посредством чувств и слушания, как мы с вами.

Учитель: Но в таком случае нам придётся принять за характеристики дживы указанные виды знания.

Ученик: Отнюдь! Дело в том, что если допустить такое предположение, то архаты и сиддхи, поскольку у таковых эти виды знания отсутствуют, окажутся в положении неживой субстанции. Следовательно, здесь просматривается ошибка нераспространённости.

Учитель: Всё верно. А теперь я прошу присоединиться к дискуссии кого-нибудь ещё: скажите мне, допустимо ли по отношению к дживе определение бесформенности?

Ученик: Да, все дживы бесформенны, поэтому ошибки нераспространённости здесь не просматривается.

Учитель: А вот это определение не верно: ошибки нераспространённости здесь действительно нет, однако имеет место ошибка широкой распространённости, поскольку характеристика бесформенности свойственна не только дживе, но и пространству, посредникам движения и покоя, а также времени. В данном случае «джива» выступает в качестве определяемого, а все прочие субстанции – «не-определяемого». Как только что было сказано, хотя все дживы действительно бесформенны, эта характеристика свойственна не только им, но и нескольким другим субстанциям: лишь материя имеет форму, а потому такое определение грешит ошибкой широкой распространённости. Если мы примем за дживу то, что бесформенно, то придётся признать, что пространство и прочие из четырёх – тоже джива.

Ученик: А какие выводы последуют, если допустить, что к качествам Атмана относятся такие вещи, как цвет, запах, вкус и осязание?

Учитель: Очень хорошо, что ты затронул этот вопрос… Где ты был? Это же невозможно! Невозможно, чтобы Атман имел такие качества, как цвет и прочие. Изъян невозможного обозначения здесь слишком очевиден, а потому данное явление называется ошибкой невозможности.

Ученик: Вы уже показали изъяны всех вышеперечисленных вариантов, скажите теперь, каковы истинные характеристики души?

Учитель: Истинная характеристика души – сознание (четана), иначе называемое упайогой (Смысловой перевод: «активное воспринимающее сознание».). Как сказано в Таттвартха-сутре, 2.8: «Активное сознание представляет собой основную характеристику души». Ошибки нераспространённости здесь нет, поскольку качество сознания свойственно всем живым существам, ошибки нераспространённости также нет, поскольку сознание это не встречается ни у какой другой субстанции, и ошибки невозможности также нет, поскольку признаки наличия сознания очевидны у каждого существа.

Таким вот образом следует анализировать любое возможное определение, а потому всякий раз, когда возникает необходимость дать какое-либо новое, имейте в виду всё вышесказанное.

Ученик: А вы не можете привести ещё несколько примеров и объяснить их?

Учитель: Нет, время вышло. Я уже дал вам один пример с Атманом и один с коровой, теперь вы в состоянии сами применить их по отношению к любым другим ситуациям. Если возникнут какие-либо непонятные моменты, это можно будет обсудить позже, а если и это не поможет, как-нибудь я дам вам более подробные объяснения, основываясь на других примерах.

Имейте в виду, что понимание приходит лишь из размышления, а не из чужих пояснений, так что ради своей же пользы старайтесь понять всё сами.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-3677.
×

По теме Определения истинные и ложные

Истинные достижения

Мы сталкиваемся со стрессами и переживаем из-за дел, которые станут неважными...
Религия

Смех и Улыбка - истинные силы Души

Мы воспринимаем свои проблемы слишком серьезно. Если мы научимся смеяться над...
Религия

Ложные мнения

В. Если мы не знаем, что такое истина, как мы узнаем, когда мы лжем?· О. Вы...
Религия

Ложные понятия. Я и мое

Вопрос: Я сильно привязана к своей семье и собственности. Как побороть эту...
Религия

Просветление. Ложные цели

Иногда мы настолько заняты медитацией, что не в состоянии увидеть истину. Мы так...
Религия

Духовное развитие: ложные убеждения

Вы знаете, часто всплывает мнение, что духовность и социальная жизнь...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?