Дни Творения

Мы продолжим наше исследование со следующего речения, которое описывает состояние земли (объективной реальности) до того, как она была сделана.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Б.1:2).

На иврите фраза звучит: Вэ ха-арец хайта тоху ва-боху вэ хошек аль пней техом.

Берман считает, что древнееврейское слово хайта – не «быть», а «стать, выразиться». То есть «земля стала» – не была, как обычно переводят, а «стала». Это совсем иная энергия мысли, другое восприятие событий и течения времени. Исходное состояние земли – то, какой она «стала», описывается в двух таинственно звучащих и непереводимых выражениях: тоху ва-боху и хошек аль пней техом.

В плане эмоциональном тоху выражает состояние предельного изумления и недоумения, связанного с предельной скорбью. Как понятие абстрактное тоху – это состояние предельного нестроения и смятения, близкое к полному хаосу. Это тот «материал», из которого строится мир. Тоху земли максимально приближено к тому «Ничто», из которого Бог творит мир. Слово боху часто употребляется как восклицание скорби и печали. Тоху ва боху есть состояние, когда ничего нет, всё только в потенции и неосуществлённости, в предельном томлении становления, ещё без самого становления.

Тоху, как образно объясняют мудрецы, это зелёная линия, обегающая весь Мир, отграничивающая его от Света, но заключающее в себе некое внутреннее стремление. Тоху – потенция отстройки мира, его формы, не только Хаос и Тьма, это изначальный ущерб нашего мира.

Хочу напомнить, что в Первый День не творятся сущности, создаются лишь возможности их существования, принципы созидания, условия необходимости и достаточности. При анализе слов уместно использовать не только побуквенный анализ, но и послоговый. Поскольку сложение букв в слоги соотнесены с частными законами миропроявления, а сочетания слогов, образующих слова, соотнесены с конкретными объектами, можно из аналогии слов интерпретировать слоговые тенденции. Слова тахалуха (торжественное шествие, процессия), тахалих (процесс, ход дела), бехала (испуг, паника) подсказывают нам, что в тоху зарождается потенциал движения, изсенения, некая кинетическая составляющая нашего мира, но оно еще не упорядоченно, хаотично (боху).

Хошек (тьма). В этом слове ключевую роль, наверное, играет буква хет – 8-я по счёту, символ которой – поле. Сущность понятий – равновесие, закон, карма. Принцип причинно-следственных связей, позиции наказания и воздаяния. Последней в слове является буква каф, символ которой сжимающая ладонь, это принцип силы, или того, что даёт мощь.

Слово аль-пней, употребляемое в тексте Библии как предлог «над», на самом деле переводится «по лицу»; в Торе же оно чаще употребляется в значении «против», в положении противостояния и противоборства. Против техом (рвущаяся сила праматерии) наложен хошек – тьма. В состав слова входят новые буквы. Аин – 16-я по счёту, означающая вещественную связь, установление обратных связей, а также логическое исключение (перенесение), физическое разрушение. Феи – 17-я буква, символом её является рот с языком; это сущность надежды, интуиции, природы говорящей. Принцип непосредственного понимания природы, умение слышать, как она с нами говорит, и что она нам может сообщить. Это способность творения устанавливать связь с Высшим началом, умение понимать его предначертание. Способность воспринимать мир, а значит впускать его в себя, отражая в своём сознании. Нун 14-я по счёту; символ буквы представляет собой плод, потомство, а её сущностью является дедукция, гармония смеси, способность возвращаться.

Побуквенный анализ аль пней даёт нам рождение пар противоположных сущностей, находящихся в противостоянии и противоборстве, причём сразу указывается на то, что противоположности не равны между собой, а находятся в подчинённом состоянии (тьма над бездною, Дух Божий над водою).

Хошек аль пней (тьма над) – в этом контексте словосочетание являет собой некий принцип закона противодействия. Прежде чем объективная реальность начнёт приобретать свою окончательную форму, устанавливается закон, который позволит в любой момент остановить этот процесс, прекратить развитие, свернуть всё к исходному началу. Если в мир вводится некое творческое начало, способное созидать, то ему должно противостоять противоположное ему ограничивающее начало. Мир не должен развиваться как-нибудь, сам по себе, в нём обязательно должна присутствовать идея, ради которой всё было задумано. Если организация мира пойдёт не тем путём, который был задуман изначально, должна быть возможность вовремя прекратить это движение, вернуться к некой отправной точке, чтобы начать сначала. Но ведь для того придётся уничтожить всё то, что уже было создано, уже так или иначе развивается. Именно поэтому созидание требует некоторого ограничения или противонаправленных сил – разрушения! Этот принцип, который создаётся ещё раньше, чем созидающий, и есть один из самых драматических мировых принципов, вокруг которого столь много расхождений, заблуждений, спекуляций.

В данном стихе появляются две пары противоположных сущностей: тоху (хаос) и боху (пустота), а также – хошек (тьма) и техом (праматерия). Первая пара создаётся как причина и следствие (соединительный союз вау), вторая – как пара антагонистов, противоборствующих между собой сущностей.

«И дух Божий парил над водою». (Вэ руах Элохим мэрахефет аль пней ха маим).

И дух Божий витает и заботится (мэрахефет) против вод. Мэрахефет не столько витает, сколько «существует здесь», «заботится». Дух Божий (руах Элохим) можно было бы уподобить тому, что Божественная мысль, отделяясь от Элохима, не только обретает свободу своего существования и свободу воли, но и ответственность за сделанный выбор. Её исходное состояние сохранится в равновесии, то есть она станет бессмертной только в том случае, если в ней будет присутствовать непосредственная связь с Высшим началом и конечной идеей, целью Творения.

Дух Божий (руах Элохим) над водою (ха маим), то есть противостоит водам. Мы опять наблюдаем бинарный принцип деления. Ха маим – воды мира. Вода образ изменения и непостоянства, текучести и нестабильности. Вода олицетворяет одно из важнейших сотворённых свойств мира –его изменчивость. Оно уже есть в первородном Хаосе в смятении (тоху), оно переходит от него в необузданность (техом), которая, будучи остановлена под давлением (хошек), становится ха-маим – уже упорядоченной, введённой в ограниченные пределы духовной стихией Первомира.

Итак, на этом этапе в объективную реальность вводится принцип свободы воли и его ограничение – ответственность за сделанный выбор. Это значит, что Дух Божий несёт будущим творениям и свободу выбора, и наделяет их ответственностью. У каждого творения будет свой путь развития, своя конечная цель, и в процессе её достижения допускаются варианты, некий люфт, в пределах которого творение может отступать от намеченного плана, проявлять своё творчество, делать свой выбор.

Да будет свет
Следующий стих показывает, как в объективную реальность вводится творящее начало, творческий импульс, для которого уже организованы необходимые и достаточные условия. Была создана некая праматерия, из которой можно лепить, всё что угодно, и некая сдерживающая реальность, которая будет удерживать в определённых рамках не в меру разыгравшееся творчество.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Б.1:4).

Мир создан десятью речениями Бога. Словосочетание «и сказал Бог» используется всякий раз, когда в мир вводится новый принцип, закон. Это создание творений по принципу «сущее из сущего». Слова «и сказал» – «пусть будет» (вэ йомер – йэхи) фактически представляют собой инсталляцию некой программы действий, которая в будущем станет определять этапы развития. Попробуем проследить динамику событий. В словах «и сказал – пусть будет – и стал» мы видим три этапа Творения. Вначале в два этапа составляется план действий, который затем претворяется в жизнь, а уже потом утверждается, хорошо это или плохо.

Свет (ор) – это творческое начало, созидающий принцип, который входит в мир. Свет и Тьма – из одного высшего источника. И Тьма создана гораздо раньше Света. Но этот Свет есть в Боге до Творения; Тьма же сотворена из Ничего для того, чтобы создать мир. Элохим трижды вводит творческое начало в своё Творение, наделяя каждый раз его определёнными полномочиями и ответственностью. В следующей фразе слово «свет» употребляется в сочетании с эт ха, также как «небо и земля», то есть во всём своём многообразии, показывая этим, что Свет – это принцип, созидающая реальность, это план развития реальности земной, условие существования для её развития. Бог впустил Свой Свет во Тьму и увидел, что вместе они составляют гармоничное единство. Но про Тьму не сказано, что она эт ха, поскольку на этом этапе Тьма содержится в Свете, то есть объединена вместе с ним.

«Хорошо» (ки тов) – это окончательная идея Творения, конечная цель её развития. Когда всё упорядочено, структурировано и объединено. Когда произошло соединение противоположностей в их единстве и нет противопоставления, а есть согласие и умиротворение от достигнутой совместно предназначенной цели, воплощённого принципа гармонии. Только после того, как увидел Бог, что вместе Свет и Тьма составляют гармоничный творящий импульс развития, он разделил их. Берман пишет, что ваявдель – не механическое разделение, и оно означает не противопоставление одного другому, а есть назначение собственной функции и для одного, и для другого. Свет и Тьма внесены в мир, но не для борьбы между собой. У каждого из них своя сфера. Свет не просто отделили от тьмы, в Торе указано, что Элохим разделил между Светом и между Тьмой, и теперь оба они, в тексте стоят с определённым артиклем, поэтому сейчас это уже два равноправных начала:

«И назвал Бог Свет днём, а Тьму назвал ночью» (Б.1:5).

По мнению Бермана есть два способа сказать «и назвал имя». Ва-ийкра эт – дал новое имя, назвал впервые. В Книге Бытия Элохим называет день, а также небо, землю другим способом: вайкра-ла, что означает «добавил функцию», или, точнее, «и позвал» (позвал, называя). Или ещё вернее: и призвал Элохим свет исполнять функцию дня, а тьму призвал исполнять функцию ночи. Но что значат «день» (йом) и «ночь» (лайла), функции которых будут выполнять свет и тьма? День связан на иврите со словами «встать», «подняться» – это пора действия жизни. Ночь – время, когда всё сворачивается, уходит в себя как «лула» (петля). Причём сама длительность дня или ночи, конечно, не имеет значения. Ночь и день – разные стадии: стадия света и стадия тьмы, стадия прилива и отлива света, подъёма и спада жизни, активности и пассивности, разворачивания и сворачивания свободы духа. Более подробную подсказку даёт следующая фраза:

«И был вечер (эрев) и было утро (бокер): день один» (Б.1:5)

Эрев (от корня арав) – это когда все вещи смешиваются, сливаются в одно. Бокер – когда вещи становятся на свет, обретают своё лицо.

Процесс создания мира – это преобразование однородного бессвязного состояния единого первоначала в бесконечное разнообразие связанных между собой, дифференцированных частностей. Процесс перехода от единственности ко множественности. И этот процесс нам указан в слове «день», в то время как «ночь» это противоположный процесс, то есть переход от множественности к целому, единичному, то есть все созданные частности смешиваются и снова возвращаются в исходное состояние. Мир создаётся, развивается, достигает пика своей эволюции, а затем всё снова разрушается и растворяется в Едином. Одна из современных гипотез происхождения мира также рассматривает подобный вариант. Вселенная, созданная в результате Большого Взрыва вначале расширяется до некоторого предела, а потом происходит её сжатие, сворачивание в точку сингулярности, чтобы через некоторое время всё повторилось сначала. Очень похоже, что в словах «и был вечер, и было утро» отражается такой же процесс. «Вечер» – это период, в течение которого объекты смешиваются, растворяются друг в друге, сливаясь в единое целое, а «утро» – процесс, когда всё начинается сначала. Похоже, что таких периодических изменений было шесть, и мы сейчас живём в седьмой по счёту Вселенной. Каждый раз, когда мир сворачивался и разворачивался, процесс дифференциации происходил всё глубже и глубже в сторону материальности мира. Если в первый раз была создана возможность наличия двух разных реальностей, то с каждым разом эти реальности всё более и более конкретизировались и уточнялись. Все предшествующие этапы в каждом Дне Творения в Книге Бытия не описываются, хотя понятно, что они происходят по одному и тому же сценарию. Только каждый День добавляет к предшествующему новые возможности и функции. То, что это происходит именно так, понятно по седьмому Дню Творения, где все события переписываются в первоначальной последовательности. Вероятность подобных превращений мира возможна только, если при его сжатии в точку сингулярности сохраняется некая информация о событиях, происходящих в предыдущей Вселенной. Мы приходим к пониманию, что слово «день» здесь используется и как понятие Вселенной, а «ночь» – как точка сингулярности, в которую каждый раз сворачивается Вселенная в конце своего развития. Функции, которые выполняют Свет и Тьма, – это функции, определяющие принципы творения и разрушения, созидательные и разрушительные силы. То есть те реалии, которые будут выполнять эти функции в каждой новой Вселенной, творя её и разрушая.

Итак, завершился первый День Творения. За этот период были определены граничные условия существования Творения, установлены две реальности бытия: объективная и субъективная, введён первый принцип творческого начала, который вместе с наделением полномочий устанавливает и ответственность за него. Можно считать, что в целом созданы все объективные условия для возникновения Вселенной.

…И тьма над бездною…
Следующее речение описывает состояние земли (объективной реальности) до того, как она была сделана.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Б.1:2).

На иврите фраза звучит: Вэ ха-арец хайта тоху ва-боху вэ хошек аль пней техом.

Берман считает, что древнееврейское слово хайта – не «быть», а «стать, выразиться». То есть «земля стала» – не была, как обычно переводят, а «стала». Это совсем иная энергия мысли, другое восприятие событий и течения времени. Исходное состояние земли – то, какой она «стала», описывается в двух таинственно звучащих и непереводимых выражениях: тоху ва-боху и хошек аль пней техом.

В плане эмоциональном тоху выражает состояние предельного изумления и недоумения, связанного с предельной скорбью. Как понятие абстрактное тоху – это состояние предельного нестроения и смятения, близкое к полному хаосу. Это тот «материал», из которого строится мир. Тоху земли максимально приближено к тому «Ничто», из которого Бог творит мир. Слово боху часто употребляется как восклицание скорби и печали. Тоху ва боху есть состояние, когда ничего нет, всё только в потенции и неосуществлённости, в предельном томлении становления, ещё без самого становления.

Тоху, как образно объясняют мудрецы, это зелёная линия, обегающая весь Мир, отграничивающая его от Света, но заключающее в себе некое внутреннее стремление. Тоху – потенция отстройки мира, его формы, не только Хаос и Тьма, это изначальный ущерб нашего мира.

Мы должны помнить, что в Первый День не творятся сущности, создаются лишь возможности их существования, принципы созидания, условия необходимости и достаточности. При анализе слов уместно использовать не только побуквенный анализ, но и послоговый. Поскольку сложение букв в слоги соотнесены с частными законами миропроявления, а сочетания слогов, образующих слова, соотнесены с конкретными объектами, можно из аналогии слов интерпретировать слоговые тенденции. Слова тахалуха (торжественное шествие, процессия), тахалих (процесс, ход дела), бехала (испуг, паника) подсказывают нам, что в тоху зарождается потенциал движения, изсенения, некая кинетическая составляющая нашего мира, но оно еще не упорядоченно, хаотично (боху).

Хошек (тьма). В этом слове ключевую роль, наверное, играет буква хет – 8-я по счёту, символ которой – поле. Сущность понятий – равновесие, закон, карма. Принцип причинно-следственных связей, позиции наказания и воздаяния. Последней в слове является буква каф, символ которой сжимающая ладонь, это принцип силы, или того, что даёт мощь.

Слово аль-пней, употребляемое в тексте Библии как предлог «над», на самом деле переводится «по лицу»; в Торе же оно чаще употребляется в значении «против», в положении противостояния и противоборства. Против техом (рвущаяся сила праматерии) наложен хошек – тьма. В состав слова входят новые буквы. Аин – 16-я по счёту, означающая вещественную связь, установление обратных связей, а также логическое исключение (перенесение), физическое разрушение. Феи – 17-я буква, символом её является рот с языком; это сущность надежды, интуиции, природы говорящей. Принцип непосредственного понимания природы, умение слышать, как она с нами говорит, и что она нам может сообщить. Это способность творения устанавливать связь с Высшим началом, умение понимать его предначертание. Способность воспринимать мир, а значит впускать его в себя, отражая в своём сознании. Нун 14-я по счёту; символ буквы представляет собой плод, потомство, а её сущностью является дедукция, гармония смеси, способность возвращаться.

Побуквенный анализ аль пней даёт нам рождение пар противоположных сущностей, находящихся в противостоянии и противоборстве, причём сразу указывается на то, что противоположности не равны между собой, а находятся в подчинённом состоянии (тьма над бездною, Дух Божий над водою).

Хошек аль пней (тьма над) – в этом контексте словосочетание являет собой некий принцип закона противодействия. Прежде чем объективная реальность начнёт приобретать свою окончательную форму, устанавливается закон, который позволит в любой момент остановить этот процесс, прекратить развитие, свернуть всё к исходному началу. Если в мир вводится некое творческое начало, способное созидать, то ему должно противостоять противоположное ему ограничивающее начало. Мир не должен развиваться как-нибудь, сам по себе, в нём обязательно должна присутствовать идея, ради которой всё было задумано. Если организация мира пойдёт не тем путём, который был задуман изначально, должна быть возможность вовремя прекратить это движение, вернуться к некой отправной точке, чтобы начать сначала. Но ведь для того придётся уничтожить всё то, что уже было создано, уже так или иначе развивается. Именно поэтому созидание требует некоторого ограничения или противонаправленных сил – разрушения! Этот принцип, который создаётся ещё раньше, чем созидающий, и есть один из самых драматических мировых принципов, вокруг которого столь много расхождений, заблуждений, спекуляций.

В данном стихе появляются две пары противоположных сущностей: тоху (хаос) и боху (пустота), а также – хошек (тьма) и техом (праматерия). Первая пара создаётся как причина и следствие (соединительный союз вау), вторая – как пара антагонистов, противоборствующих между собой сущностей.

«И дух Божий парил над водою». (Вэ руах Элохим мэрахефет аль пней ха маим).

И дух Божий витает и заботится (мэрахефет) против вод. Мэрахефет не столько витает, сколько «существует здесь», «заботится». Дух Божий (руах Элохим) можно было бы уподобить тому, что Божественная мысль, отделяясь от Элохима, не только обретает свободу своего существования и свободу воли, но и ответственность за сделанный выбор. Её исходное состояние сохранится в равновесии, то есть она станет бессмертной только в том случае, если в ней будет присутствовать непосредственная связь с Высшим началом и конечной идеей, целью Творения.

Дух Божий (руах Элохим) над водою (ха маим), то есть противостоит водам. Мы опять наблюдаем бинарный принцип деления. Ха маим – воды мира. Вода образ изменения и непостоянства, текучести и нестабильности. Вода олицетворяет одно из важнейших сотворённых свойств мира –его изменчивость. Оно уже есть в первородном Хаосе в смятении (тоху), оно переходит от него в необузданность (техом), которая, будучи остановлена под давлением (хошек), становится ха-маим – уже упорядоченной, введённой в ограниченные пределы духовной стихией Первомира.

Итак, на этом этапе в объективную реальность вводится принцип свободы воли и его ограничение – ответственность за сделанный выбор. Это значит, что Дух Божий несёт будущим творениям и свободу выбора, и наделяет их ответственностью. У каждого творения будет свой путь развития, своя конечная цель, и в процессе её достижения допускаются варианты, некий люфт, в пределах которого творение может отступать от намеченного плана, проявлять своё творчество, делать свой выбор.

Да будет свет
Следующий стих показывает, как в объективную реальность вводится творящее начало, творческий импульс, для которого уже организованы необходимые и достаточные условия. Была создана некая праматерия, из которой можно лепить, всё что угодно, и некая сдерживающая реальность, которая будет удерживать в определённых рамках не в меру разыгравшееся творчество.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы» (Б.1:4).

Мир создан десятью речениями Бога. Словосочетание «и сказал Бог» используется всякий раз, когда в мир вводится новый принцип, закон. Это создание творений по принципу «сущее из сущего». Слова «и сказал» – «пусть будет» (вэ йомер – йэхи) фактически представляют собой инсталляцию некой программы действий, которая в будущем станет определять этапы развития. Попробуем проследить динамику событий. В словах «и сказал – пусть будет – и стал» мы видим три этапа Творения. Вначале в два этапа составляется план действий, который затем претворяется в жизнь, а уже потом утверждается, хорошо это или плохо.

Свет (ор) – это творческое начало, созидающий принцип, который входит в мир. Свет и Тьма – из одного высшего источника. И Тьма создана гораздо раньше Света. Но этот Свет есть в Боге до Творения; Тьма же сотворена из Ничего для того, чтобы создать мир. Элохим трижды вводит творческое начало в своё Творение, наделяя каждый раз его определёнными полномочиями и ответственностью. В следующей фразе слово «свет» употребляется в сочетании с эт ха, также как «небо и земля», то есть во всём своём многообразии, показывая этим, что Свет – это принцип, созидающая реальность, это план развития реальности земной, условие существования для её развития. Бог впустил Свой Свет во Тьму и увидел, что вместе они составляют гармоничное единство. Но про Тьму не сказано, что она эт ха, поскольку на этом этапе Тьма содержится в Свете, то есть объединена вместе с ним.

«Хорошо» (ки тов) – это окончательная идея Творения, конечная цель её развития. Когда всё упорядочено, структурировано и объединено. Когда произошло соединение противоположностей в их единстве и нет противопоставления, а есть согласие и умиротворение от достигнутой совместно предназначенной цели, воплощённого принципа гармонии. Только после того, как увидел Бог, что вместе Свет и Тьма составляют гармоничный творящий импульс развития, он разделил их. Берман пишет, что ваявдель – не механическое разделение, и оно означает не противопоставление одного другому, а есть назначение собственной функции и для одного, и для другого. Свет и Тьма внесены в мир, но не для борьбы между собой. У каждого из них своя сфера. Свет не просто отделили от тьмы, в Торе указано, что Элохим разделил между Светом и между Тьмой, и теперь оба они, в тексте стоят с определённым артиклем, поэтому сейчас это уже два равноправных начала:

«И назвал Бог Свет днём, а Тьму назвал ночью» (Б.1:5).

По мнению Бермана есть два способа сказать «и назвал имя». Ва-ийкра эт – дал новое имя, назвал впервые. В Книге Бытия Элохим называет день, а также небо, землю другим способом: вайкра-ла, что означает «добавил функцию», или, точнее, «и позвал» (позвал, называя). Или ещё вернее: и призвал Элохим свет исполнять функцию дня, а тьму призвал исполнять функцию ночи. Но что значат «день» (йом) и «ночь» (лайла), функции которых будут выполнять свет и тьма? День связан на иврите со словами «встать», «подняться» – это пора действия жизни. Ночь – время, когда всё сворачивается, уходит в себя как «лула» (петля). Причём сама длительность дня или ночи, конечно, не имеет значения. Ночь и день – разные стадии: стадия света и стадия тьмы, стадия прилива и отлива света, подъёма и спада жизни, активности и пассивности, разворачивания и сворачивания свободы духа. Более подробную подсказку даёт следующая фраза:

«И был вечер (эрев) и было утро (бокер): день один» (Б.1:5)

Эрев (от корня арав) – это когда все вещи смешиваются, сливаются в одно. Бокер – когда вещи становятся на свет, обретают своё лицо.

Процесс создания мира – это преобразование однородного бессвязного состояния единого первоначала в бесконечное разнообразие связанных между собой, дифференцированных частностей. Процесс перехода от единственности ко множественности. И этот процесс нам указан в слове «день», в то время как «ночь» это противоположный процесс, то есть переход от множественности к целому, единичному, то есть все созданные частности смешиваются и снова возвращаются в исходное состояние. Мир создаётся, развивается, достигает пика своей эволюции, а затем всё снова разрушается и растворяется в Едином. Одна из современных гипотез происхождения мира также рассматривает подобный вариант. Вселенная, созданная в результате Большого Взрыва вначале расширяется до некоторого предела, а потом происходит её сжатие, сворачивание в точку сингулярности, чтобы через некоторое время всё повторилось сначала. Очень похоже, что в словах «и был вечер, и было утро» отражается такой же процесс. «Вечер» – это период, в течение которого объекты смешиваются, растворяются друг в друге, сливаясь в единое целое, а «утро» – процесс, когда всё начинается сначала. Похоже, что таких периодических изменений было шесть, и мы сейчас живём в седьмой по счёту Вселенной. Каждый раз, когда мир сворачивался и разворачивался, процесс дифференциации происходил всё глубже и глубже в сторону материальности мира. Если в первый раз была создана возможность наличия двух разных реальностей, то с каждым разом эти реальности всё более и более конкретизировались и уточнялись. Все предшествующие этапы в каждом Дне Творения в Книге Бытия не описываются, хотя понятно, что они происходят по одному и тому же сценарию. Только каждый День добавляет к предшествующему новые возможности и функции. То, что это происходит именно так, понятно по седьмому Дню Творения, где все события переписываются в первоначальной последовательности. Вероятность подобных превращений мира возможна только, если при его сжатии в точку сингулярности сохраняется некая информация о событиях, происходящих в предыдущей Вселенной. Мы приходим к пониманию, что слово «день» здесь используется и как понятие Вселенной, а «ночь» – как точка сингулярности, в которую каждый раз сворачивается Вселенная в конце своего развития. Функции, которые выполняют Свет и Тьма, – это функции, определяющие принципы творения и разрушения, созидательные и разрушительные силы. То есть те реалии, которые будут выполнять эти функции в каждой новой Вселенной, творя её и разрушая.

Итак, завершился первый День Творения. За этот период были определены граничные условия существования Творения, установлены две реальности бытия: объективная и субъективная, введён первый принцип творческого начала, который вместе с наделением полномочий устанавливает и ответственность за него. Можно считать, что в целом созданы все объективные условия для возникновения Вселенной.
×

По теме Дни Творения

Дни Творения

Впервые заняться текстологическим исследованием Торы меня подвигла статья Б...
Религия

Дни Творения

Закончился Первый день Творения. Вселенная схлопнулась, возвратившись в точку...
Религия

Дни Творения

ПОРОЖДЕНИЯ НЕБА И ЗЕМЛИ Мы продолжаем рассказ о том, как создавался мир. И чтобы...
Религия

Дни после смерти

В течение некоторого времени после смерти человек часто не сознаёт, что он мёртв...
Религия

Дни экадаши

"Во время поста несбалансированные доши приходят в равновесие, разгорается огонь...
Религия

Нашего духа были единицы в земные дни, а будут - тысячи

Нашего духа были единицы в земные дни. Теперь десятки, а будут тысячи. Но как же...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество