Состояние духа

Великий Путь всех будд, [его] предельная исчерпанность – отстранение от [жизни и смерти], проявление [просветления] и становление [просветленным]. Сказанное «отстранение» есть устраненность от жизни в жизни и от смерти в смерти. По этой причине выходят из рождения и смерти, входя в рождение и смерть. Совместно, это - предельная исчерпанность Великого Пути. Есть отбрасывание рождения и смерти; есть исправление рождения и смерти. Совместно, это – предельная исчерпанность Великого Пути. Проявление [просветленности] и становление [просветленным]есть рождение; рождение есть проявление и становление. Нельзя думать, что во время этого проявления и становления нет полной реализации жизни и полной реализации смерти.

Этот процесс целиком включает в себя и рождение, и смерть. Когда мы актуализируем[1] процесс проявления и становления, выясняется [значение жизни и смерти],- оно не обязательно велико, либо – незначительно. Не безгранично, но и не ограничено размерами. Не длинно, не удаленно, не коротко, не близко. Нынешняя жизнь пребывает в этом процессе, а этот процесс – в нынешней жизни.

Жизнь не есть будущее, жизнь не есть прошлое, жизнь не есть проявление, жизнь не есть становление. Жизнь, таким образом, есть цельный процесс проявления [и становления просветленным], и смерть есть цельный процесс [того же] проявления. Следует знать, что в неисчислимых объектах и представлениях («дхармах») собственного «я» есть и жизнь, и смерть.

Следует рассуждать спокойно, рассматривая нынешнюю жизнь, либо – подобные жизни мира живых существ так: нет одинаковых жизней, но нет и отличных жизней. [Хотя и говорят:] в одном мгновении одна дхарма, нельзя [считать, что] отсутствуют сходные жизни; [хотя и говорят:] в одной вещи одно сердце, нельзя [считать, что] отсутствуют сходные жизни.

Жизнь человека подобна пребыванию в лодке. Даже если мы управляем парусом, рулем и веслами, все же лодка вмещает нас, и вне лодки нас нет. [С другой стороны,] мы входим в лодку и [без нас] лодки не будет. Такая полная, истинная взаимозависимость[2] должна постигаться учеными мужами, ибо в ней нет ничего что отсутствовало бы в мире лодки. Небо, вода, берег – все относится ко времени [и пространству] лодки; более того, нет такого времени [и пространства], которые не соотносились бы с ней. По этой причине [всеобщая] жизнь есть наша жизнь, а наша жизнь есть жизнь [всеобщая]. Вхождение в лодку тела и сердца, зависимых от истинного [состояния], есть процесс [становления просветленности] лодки. Достижение высшей ступени совершенства («бхуми»), вхождение в полную пустоту,- все это есть процесс [становления просветленности] лодки. То же и с жизнью, являющейся нами, и с нами, являющимися жизнью.

Просветленный учитель дзэн Кокугон[3] сказал: «Жизнь есть общий опыт проявления [просветленности]; смерть есть общий опыт проявления [просветленности].» Такое восприятие Пути следует тщательно изучать, сопоставляя. Вот, что следует изучать: Принцип Пути, когда «жизнь есть общий опыт проявления [просветленности]», не зависит от начала и конца; хотя и говорят об обретении высшего бхуми и о достижении полной пустоты, жизнь, как проявление общего опыта, не становится этому препятствием; [равным образом, и] смерть, как проявление общего опыта, не препятствует этому. Хотя и говорят об обретении высшего бхуми и достижении полной пустоты через смерть, как проявление общего опыта [просветленности], ни смерть, ни жизнь не ставят этому препятствий. Поэтому жизнь не препятствует смерти, а смерть не препятствует жизни. И обретение высшего бхуми, и достижение полной пустоты совместно присутствуют и в жизни, и в смерти. Так что, хоть и говорят о ступенчатом (дробном) обретении бхуми и пустоты, и в жизни, и в смерти содержится их полное душевное состояние. Если бы не было единого, не было бы и разнообразного; без разнообразного не было бы и немедленного; без немедленного не было бы и многочисленного. Поэтому и в рождении (жизни) есть дхармы живых существ, проявляющие все способности[4], и в смерти есть те же дхармы. Хотя нет ни в жизни, ни в смерти, но есть проявления всеобщей духовной сути. В этом проявлении есть и смерть, и жизнь. Поэтому вся духовная суть жизни и смерти должна быть подобной сгибанию и выпрямлению локтя мужественного воина[5]. Это походит на то, как человек протягивает свою руку, или спящий ощупью ищет подушку. Это – проявление и становление света божественного проникновения.

Считают, что во время естественного, внезапного проявления и становления [просветленности], из-за общего состояния духа этого проявления, уже не будет дальнейших проявлений и становлений. Однако, за этим становлением следуют другие проявления общего состояния. Хотя мы и говорим о последующих проявлениях общего состояния, они не создают преград нынешнему проявлению общего состояния духа. Поэтому следует понять, что существует последовательное состояние, постоянно обновляющееся.

Сёбо гэндзо, № 22.

Прочитано в замке даймё Хатано Идзумоно Ками Ёсисигэ 17 дня 12 месяца 3 года Ниндзи (1242).

Записано Эдзё 19 дня 1 месяца 4 года той же [эры правления] (1243).
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Состояние духа

Укрепление духа

Не многие люди знают, что такое Дух, а он является самой главной частью нашей...
Религия

Укрепление духа

Читатели часто спрашивают о том, как укрепить свою связь с высшими силами...
Религия

Об обновлении Духа

Renovamini spiritu mentis vestrae. Должно вам обновиться в духе ума вашего...
Религия

Об исхождении духа

Не бойтесь тех, что хотят умертвить ваше тело, ибо души не могут они убить. И...
Религия

Возвышение Духа

Возвышение Духа является самым главным аспектом в жизни человека. Поднимаясь по...
Религия

Одеяние Духа

Когда задумываешься глубоко над человеческой жизнью, обнаруживается такой факт...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Что такое позитивное самопрограммирование
Успешность и благополучие