Китайский канон

ДА ЦЗАН ЦЗИН "Великое хранилище сутр" ("Великий буддийский канон", "Китайский буддийский канон", "Китайская трипитака"), или "И це цзин" (Все сутры).

Китайское название собрания буддийских канонических текстов – Трипитаки. В отличие от других вариантов, в китайское собрание включены не только переводные индетичные канонические произведения, но и Китайские апокрифы, комментарии и другие буддийские сочинения, тогда как, например, тибетский вариант разделяется на собственно канон (Ганджур), и комментаторскую литературу и тибетские сочинения (Данджур). Как и другие варианты Трипитаки, Да цзан цзин состоит из трёх частей: сутры, винаи (монастырские уставы) и абхидхармы (сочинения по философии и психологии). В разделе сутр (цзин цзан) выделены махаянские (да чэн) и хинаянские (сяо чэн) сутры, а также те, что вошли в канон после 960 года; в разделе винаи (люй цзан) – махаянская и хинаянская винаи; в разделе абхидхармы (лунь цзан) – махаянская, хинаянская абхидхарма и тексты, вошедшие в Да цзан цзин после 960 года.

В раздел смешанных текстов входят труды индийских и китайских буддистов, китайские сочинения 14-17 вв. и тексты, включавшиеся только в северные или южные варианты Да цзан цзин 14-15 вв.

Да цзан цзин начал формироваться во 2 веке, когда миссионер Локакшема перевёл на китайский язык "Аштасахасрика праджня-парамита сутру" ("Сутра о запредельной премудрости в 8000 стихов-шлок", 179-180 год). Значительную роль в составлении Да цзан цзин сыграли Кумараджива (4-5 вв.), Сюаньцзан (7 в.), Ицзин, Дхармаракша и Вэй Цзинь (8-10 вв.), однако в основном Да цзан цзин сложился к 7 в. Поэтому в нём слабее, чем в тибетском каноне, представлены поздние индийские сочинения, зато ранние редакции махаянских сутр в китайских переводах позволяют судить об утраченных ныне индийских оригиналах.

Первые сведения о существовании Да цзан цзин относятся к 8 веку. В 723 году монах Чжишэн составил его каталог в 20 цзюанях (свитках). Объём Да цзан цзин постепенно увеличивался, прежде всего за счёт сочинений китайских авторов, и к началу 14 века уже состоял из 5418 цзюаней. В середине 14 века существовавшие тексты были утрачены. При династии Мин были осуществлены три новых издания. Два издания ("северное" и "южное") появились в конце 14 века, а в конце 14 начале 15 века, усилиями чаньского монаха Мицзана, появляется ещё одно издание (сводное, объёмом 6771 цзюань).

Современное издание Да цзан цзин состоит из 100 томов.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Китайский канон

Богослужебный канон

Говоря о христианском богослужебном каноне, необходимо иметь в виду, что единого...
Религия

Палийский канон

"Типитака" (пали "ти", "тpи" + "питака", "коpзины"), или Палийский канон – это...
Религия

Тибетский канон

Ганджур (тибет., букв. – словеса, тоесть перевод и толкование слов сказанных...
Религия

Иконописный канон

Данная статья Виктора Криворотова знакомит читателя с методами «православной...
Религия

Великий канон

В понедельник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Ирмос: Помощник и...
Религия

Буддизм. Палийский канон

Палийский канон. Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошел...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?