Суфизм о вере

Первыми суфиями считают носивших шерстяные власяницы аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце VIII—начале IX века, которые стремились постичь тайный смысл коранического откровения, строго следовали предписания Корана и Сунны.
Суфизм о вере
Кроме того, большое значение ранние суфии придавали психологическому анализу, стремились вскрыть истинные мотивы человеческих поступков. И что не менее удивительно, в числе ступивших на путь суфизма, вопреки принятой в исламской культуре традиции, были женщины.

Подробнее о возникновении суфизма и его влиянии на арабскую и персидскую культуру я попросила рассказать доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Наталью Пригарину.

— Ислам официальный отвечал не на все вопросы, которые были у людей. И суфизм возник как самостоятельный поиск Бога на основании учения ислама. Существует цепь преемственности — от кого идет данная линия суфийская. И очень многие возводят себя прямо непосредственно к Пророку. Потому что все, о чем говорят суфии, они извлекают из Корана, но при этом они очень часто мыслят свободно. А самое замечательное в суфизме, конечно, что он оплодотворил культуру. И художественная литература отдала огромную дань этому, потому что очень часто большие поэты были и большими суфиями, подвижниками.

— Может быть, это как раз связано с тем, что суфизм принес возможность говорить о религии, о вере в терминах любви.

— Конечно! Тут произошло такое сложение словарей. Разные любовные отношения проецируются на любовь суфия к Богу. Вот я приведу вам пример двух классических пар. Одна — это Лейли и Меджнун — это один из важнейших сюжетом суфизма. Один тип любви, когда Меджнун — человек одержимый, влюбился в девушку по имени Лейли, и кончается тем, что он предмет своей любви видеть не хочет, потому что она живет в его сердце, и ему достаточно этого общения. И это трактуется как высшая степень любви к Богу. Эта любовь совмещает и чувственность, и возвышенные вещи, но она не реализована как чувственная любовь. Это вот Низами, XII век, это самая классика.

Скажем, в XV веке Джами написал поэму «Юсуф и Зулейха» — библейский сюжет, изумительно красивый. Любовь женщины, жены египетского наместника, к юному прекрасному рабу Иосифу, которого братья бросили в колодец за то, что он слишком красив. Это легенда, обожаемая в мусульманской культуре. В Коране она тоже ничего не достигла, любовь, ее страсть, ее безумие не реализуется. А Джами ее пожалел, он был суфием очень крупным. И вот эта Зулейха, она сначала Юсуфа домогается, потом выходит замуж, думая, что выходит за него, а потом он возвышается, а у нее дела идут очень плохо, она становится старой, некрасивой, становится слепой, потому что плачет все время. И когда прекрасный Юсуф едет на коне мимо хижины несчастной старухи, которая уже превратилась в суфия, в дервиша, она ему бросает упрек и говорит: «Ты в своей гордыне не замечаешь, что вокруг тебя творится». И тогда он воспылал к ней любовью. Она прозревает, она становится снова прекрасной, и они женятся. Джами любовь Зулейхи сделал идеалом божественной любви.

Так что спектр всех отношений между мужчиной и женщиной отражен. Иногда это мужской аспект, гомосексуальный аспект суфизма, потому что очень многие братства были замкнуты. В частности, одной из дозволенных вещей было восхищение красотой молодых, безбородых юношей, специальное их созерцание и специальное переживание любовного экстаза по отношению к Богу. Потому что каждая красота как бы символизирует красоту Бога. Есть суфии, которые отождествляют себя с женщинами, потому что Бог — это все-таки мужское начало олицетворяющее, и они одеваются в женские платья, выражают свою любовь таким способом и так далее. То есть я хочу сказать, что существуют самые разнообразные общности суфизма.

— Правда ли, что были суфийские ордена для женщин и были смешанные?

— То, что я знаю, Ясави — это орден в Турции, который возглавляет женщина. Я видела ее, она прелестная, современная, очень красивая женщина, к которой мужчины подходили, целовали ей руку как носителю этой духовной традиции. Но отношение суфизма к женщинам было амбивалентно. С другой стороны, именно женский образ возлюбленной становится очень важным суфийским символом, который потом экстраполируется на настоящую любовь. Единичные фигуры, конечно, были, безусловно, но с ними связано много всяких философских ходов. Скажем, если женщина говорит со своим наставником, она не должна быть для него женщиной, и он не должен быть для нее мужчиной. Как только он замечает, что у нее руки хной покрашены — все. Именно начало женское и мужское в суфийском движении мешает. Женщина-подвижница — это не женщина, это дух.

Женщины в восточной философии

Что неудивительно, потому как конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их божественными, либо прямое соединение с божественной истиной. Другое дело, что в четвертом томе Ихия сказано: «Воистину тот, кто не знает зла, впадает во зло».

Свой следующий вопрос я задала профессору Института востоковедения Тауфику Ибрагиму.

— В восточной философии присутствуют женщины?
— Если говорить о собственно богословских традициях, то женский элемент был менее заметным. Но есть суфизм, и как раз в рамках этого движения женский элемент не только был легализирован, а женский элемент выступает чуть ли не на первое место. Суфии организовали разные братства, ордена, и там не только были отдельные женские тарикаты, но туда принимали и женщин, и мужчин. Обычно в религиозной ортодоксальной версии мусульманского богословия подобных явлений не было. Суфизм имел совсем иной мир, мир очень красивый, очень женственный, женский.

Среди первых основателей суфизма была женщина — Рабиа, жившая в VIII веке. Любой мусульманин встречал это имя. Она была рабыня, танцовщица, и вот она ввела в мусульманскую культуру, где, хотя описывается, что Бог любит нас, Бог — любвеобильный, как-то не привыкли об отношениях Бога с человеком говорить в терминах любви. В суфизме именно Рабиа впервые ввела отношения Бога с человеком — не раб и Господь, а два влюбленных. И у нее такое прекрасное отношение к Богу: «Боже, если я тебе поклоняюсь из-за расчета на твой рай, лиши меня его, потому что это поклонение торгаша. Боже, если тебе поклоняюсь из-за боязни твоего ада, ввергни меня в него, ибо это поклонение раба. Боже, я тебя люблю, потому что ты красив. И если так, то не лишай меня возможности встретить тебя». Это стало нормой в суфизме.

Для суфия тема любви всеохватывающая. В полуортодоксальном богословии есть изречение пророка Мухаммеда, о Боге говорится: «Я был скрытым сокровищем, и мне было любо быть узнаваемым, поэтому я сотворил мир, чтобы люди меня познали». Обычно богословы подчеркивают элемент познания Бога. Бог сотворил мир, а суфии подчеркиваю момент — любит, «мне было любо». Вот поэтому основа сотворения мира — любовь. Именно любовь — та сила, которая движет миром. Бог сотворил весь мир, как и движение любви, и все в мире, любая любовь — любовь мужчины и женщины, любовь родителей к детям — это часть этой любви, которая придает смысл. Именно любовь. И другой мотив — красота. Потому что любить можно красивое. И здесь у пророка Мухаммеда есть изречение, которое суфии довели до предела: «Воистину Бог красив и любит прекрасное».

Бог — это красота. И любая красивая вещь в мире — это частица этой божественной красоты. И высшее проявление этой красоты — это женщина. И поэтому великий суфий, мыслитель, философ Ибин Араби говорит: «Созерцание Бога в женщине есть наивысшее созерцание Бога». И суфийская лирика вся построена на отношении к Богу в терминах любви, и эта любовь иногда в настолько чувственных образах, что трудно отличить, где речь идет о физической эротике или духовной эротологии в самом высоком смысле. Женский элемент там был очень развит. Не было таких, может быть, фигур на уровне Рабиа, но в биографии всех великих суфий именно среди учителей обязательно значились женские имена.

И в исламе, как и в христианстве, как в иудаизме, Бог не описывается в терминах «он» или «она». У Бога нет половых различий. Хотя принято про Бога говорить — Он. Естественно, и в арабском языке тоже так, но там для обозначения Бога есть еще слово — как и по-русски — сущность, самость Бога. По-арабски оно по форме мужское, по грамматике женское. У Бога самая главная сущность — женская.

Итак, в суфийской традиции любовь движет миром. И все проявления любви есть свидетельства любви божественной.
×

По теме Суфизм о вере

Бхагавад-Гита о Вере

Вера - означает, что человек доверяет чему то, он предполагает, что это принесет...
Религия

Пришедшим к вере недавно

Радостью занимается сердце гораздо активнее, когда человек начинает понимать...
Религия

Об истинной вере

Только тот истинно поклоняется Богу, кто лишен ревности, кто щедр ко всем и...
Религия

Еще раз о вере и верности

"Для того, чтобы человеку познать истинную веру, ему нужно прежде всего на время...
Религия

Суфизм. Цель жизни

Каждая душа в свое время спрашивает себя: «Почему я здесь?» Этот вопрос ставится...
Религия

Суфизм. Эго

Можно попытаться посмотреть на какой-либо вопрос с точки зрения другого человека...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни