Шанкара

Шанкара (или Шанкарачарья) - индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные (то есть признающие авторитет вед) системы, развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Веданта), родоначальником которой был Гаудапада (VII - VIII вв.). Шанкара создал комментарии на главные Упанишады, Бхагавадгиту и Пеанта-сутру, был автором самостоятельных произведений.

Духовный реформатор и поэт родился в 788 году. Имя Шанкара, которым был наречен младенец, означает "благодатный", "милостивый"; оно относится к числу наиболее священных имен Шивы.

Ади Шанкарачарья родился на юге Индии в Калади (штат Керала).

Его рождению предшествовало знамение, из которого явствует, что в обличии Шанкары на землю снизошел Шива.

Незадолго до того, как Шанкаре исполнилось пять лет, умер его отец Шивагуру. Вскоре мальчику надели священный шнур, и он смог приступить к изучению Вед. С раннего детства Шанкара ощущал непреодолимую склонность к жизни отшельника-саньясина.

На восьмом году жизни Шанкара покинул родительский дом и направился на север. Он шел, пока не добрался до берегов реки Нармады, где в те времена находилось множество шиваитских святилищ. Там он встретился со своим будущим учителем Говиндой. По "Брихат-шанкара-виджае", период наставничества Говинды продолжался два года. За это время Шанкара постиг основы адвайты. Тогда же, вероятно, им были созданы многие шиваитские гимны, ряд философских трактатов и комментарий к "Брихадараньяка-Упанишаде". Шанкара за четыре года создал комментарии ко всем произведениям "тройственного канона"("тройная основа" - прастхана трая): к "Брахмасутрам" Бадараяны, к "Бхагавадгите" и основным Упанишадам.

С берегов Нармады Шанкара в сопровождении нескольких учеников отправился в знаменитый город Праягу, а затем в Варанаси (или Каши), "город двух тысяч храмов", издавна притягивавший к себе паломников из разных мест Индии. Именно здесь проповедническая деятельность Шанкары развернулась особенно широко.

После Бенареса Шанкара продолжил свое путешествие. Он основывал в различных частях Индии ведантистские монастыри (шайа). Шанкара разделил саньясинов-адвайтистов на десять монашеских орденов - по числу основных монастырей.

Шанкара скончался на тридцать третьем году жизни, окруженный многочисленными приверженцами и учениками. Главными соперниками Шанкары были буддисты. Однако упадок буддизма в Индии начался задолго до рождения Шанкары (в VII в.), когда цари постепенно перестали поддерживать буддизм, возвращаясь к ортодоксальному индуизму.

Великому ведантисту приписывают более 400 произведений. Джняна-йога, или адвайта-веданта, - одно из важнейших направлений духовной жизни Индии.

Главный принцип учения Шанкары: «Брахман (Абсолют) реален, мир нереален, Атман (индивидуальная душа)в сути своей то же самое, что Брахман». Таким образом, учение Шанкары провозглашает абсолютное тождество истинного Я и Абсолюта (Атман есть Брахман). Этот бескачественный (ниргуна) и безличный недвойственный Абсолют, иногда условно характеризуемый как Бытие—Сознание—Блаженство есть единственная реальность. Весь множественный мир с его субъект—объектной двойственностью есть не что иное, как результат иллюзия (майя), космическаой иллюзии, скрывающей единство подлинной реальности и развертывающей мнимое многообразие (посредством своего рода "наложения" - адхъяса - неподлинных характеристик на подлинные, наподобие того, как это происходит при иллюзорном восприятии змеи, за которую принимают веревку).

По отношению к индивиду майя выступает как незнание (авидья). По отношению к божественному первоначалу, Творцу мира - Ишваре майя выступает как его сила (шакти). Однако существование души, мира и его созидателя в действительности является иллюзорным, допустимым лишь на "профаническом" (вьявахарика) уровне познания. На высшем (парамартхика) уровене существования и знания нет никакой множественности, а есть лишь недифференцированный Абсолют (Брахман). Мудрец, постигший и непосредственно переживший тождество Атмана и Брахмана через интуитивное знание (джняна) освобождается от неведения. Это освобождение и избавление от иллюзии субъект-объектного существования (мокша) и есть цель Адвайты.

Основанный Шанкарой монашеский орден по сей день существует в Шрингери, Дварке, Бадринатхе, Пури и Канчи.

В XIX веке, прежде всего благодаря учению Свами Вивекананды и организованной им Миссией Рамакришны, модифицированное учение Шанкары, называемое неоведантизмом, получило распространение на Западе.
×

По теме Шанкара

Шанкара и индийская философия

1) Адвайта использует три способа усвоения писаний: 1. шравана ( слушание) 2...
Религия

Шри Чайтанья, Шанкара и Абхинавагупта Вишну-Кришна, Адвайта...

Печально, но факт: одной из самых характернейших черт нынешнего поколения Кали...
Религия

Фома Аквинский и Шри Шанкара

Фома Аквинский (согласно разным источникам: 1225 или 1227-1274 годы н.э...
Журнал

Джняна-йога, Адвайта-Веданта Шанкары

Джняна-йога (или йога познания) является одним из классических индийских...
Журнал

Философия Шанкары

Шанкара (788-820) родился в Южной Индии в семье брахманов. Шанкара жил при...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Внетелесный опыт. Подводные камни