Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления бесчиния в среде чад церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле — брадобритии.
Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи.
Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи.
Которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живаго, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входят в таком нехристианском виде в святые Божий храмы.
Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересию.
Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригати, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Чтоже, о стрижении брад не писано ли в законе? Неподстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, себо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, им же брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл. гл.40).
Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (постановл. св. апостол изд. Казань 1864 года стр.6).
Святии апостоли и отцы церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л.600 об.). Отцы Стоглавнаго собора, да бы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго, чем изложено в Большом Потребнике; они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоитъ надъ нимъ служити, ни сорокоустия по немъ пети, ни просфоры, ни свещи по нем въ церковь принести, съ неверными да причтется, от еретикъ бо се навыкоша" (гл.40). А толкователь правил церкви, Зонара, толкуя 96 правило шестаго вселенскаго собора и, осуждая блудолюбнаго образа прелесть — брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказываютъ делающихъ то, о чем они выше сказали, и подвергають отлучению"
Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне, теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы церкви в частности.
Святый Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду — образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде" (творен, его, част. 5, стрн.302. изд. моек. 1863 года).
Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же проклята уклоняющийся от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежать и истребляющий бритвою брады своя" (слово 137).
В служебнике Иосифа патриарха говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописнымъ книгам рещеи, предание царя греческаго, пачеже врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже реши богосозданную доброту растлевати, иди паки рещи по летописнымъ книгамъ подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римскимъ народом, пачеже и чином их священнымъ сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина цара Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знаютъ, яко еретическия слуги суть, иже брады имъ пострижены" (изд. лета 7155, лис.621).
Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядять, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреють и усы своя стригуть, а инии и злейший того творять и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).
Указывая брадобрийцам законъ церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.
Въ святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе въ 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали въ литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смот. под 14 апреля). Под этим же числом апреля в четий минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн, потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческаго обычая отростили волосы на голове и браде.
Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды — дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписаннаго церковию закона, обязательнаго для верующих в Бога и Его святую церковь.
Святии мученики отростив брады свои, как требует долг христианина, показали нечестивому князю Олыерду, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которую он проводил на земле ради спасения рода человеческаго. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6-го вселенскаго собора; ибо они говорят: "Во Христа крещениемъ облекшийся, дали обет, подражати во плоти житию его" (96 прав. шест. всел. соб. полн. перев., толк, зонара). Так пусть же брадобрийцы воззрят на образ Христа Спасителя и уразумеют, что Христос Спаситель брады своей не стриг и не брил.
Итак, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и его Святую церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве, и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся, лишают всякаго христианскаго напутствия и поминовения.
Молим Господа нашего Icyca Христа, да престанет эта мерзость — брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово; по священным правилам детей своих всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях (стогл. гл. 40).
Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересию.
Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригати, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Чтоже, о стрижении брад не писано ли в законе? Неподстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, себо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, им же брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл. гл.40).
Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (постановл. св. апостол изд. Казань 1864 года стр.6).
Святии апостоли и отцы церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л.600 об.). Отцы Стоглавнаго собора, да бы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго, чем изложено в Большом Потребнике; они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоитъ надъ нимъ служити, ни сорокоустия по немъ пети, ни просфоры, ни свещи по нем въ церковь принести, съ неверными да причтется, от еретикъ бо се навыкоша" (гл.40). А толкователь правил церкви, Зонара, толкуя 96 правило шестаго вселенскаго собора и, осуждая блудолюбнаго образа прелесть — брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказываютъ делающихъ то, о чем они выше сказали, и подвергають отлучению"
Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне, теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы церкви в частности.
Святый Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду — образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде" (творен, его, част. 5, стрн.302. изд. моек. 1863 года).
Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же проклята уклоняющийся от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежать и истребляющий бритвою брады своя" (слово 137).
В служебнике Иосифа патриарха говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописнымъ книгам рещеи, предание царя греческаго, пачеже врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже реши богосозданную доброту растлевати, иди паки рещи по летописнымъ книгамъ подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римскимъ народом, пачеже и чином их священнымъ сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина цара Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знаютъ, яко еретическия слуги суть, иже брады имъ пострижены" (изд. лета 7155, лис.621).
Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядять, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреють и усы своя стригуть, а инии и злейший того творять и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).
Указывая брадобрийцам законъ церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.
Въ святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе въ 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали въ литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смот. под 14 апреля). Под этим же числом апреля в четий минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн, потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческаго обычая отростили волосы на голове и браде.
Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды — дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписаннаго церковию закона, обязательнаго для верующих в Бога и Его святую церковь.
Святии мученики отростив брады свои, как требует долг христианина, показали нечестивому князю Олыерду, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которую он проводил на земле ради спасения рода человеческаго. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6-го вселенскаго собора; ибо они говорят: "Во Христа крещениемъ облекшийся, дали обет, подражати во плоти житию его" (96 прав. шест. всел. соб. полн. перев., толк, зонара). Так пусть же брадобрийцы воззрят на образ Христа Спасителя и уразумеют, что Христос Спаситель брады своей не стриг и не брил.
Итак, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и его Святую церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве, и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся, лишают всякаго христианскаго напутствия и поминовения.
Молим Господа нашего Icyca Христа, да престанет эта мерзость — брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово; по священным правилам детей своих всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях (стогл. гл. 40).
Обсуждения О брадобритии