Особенности буддийской медитации Сатипаттхана

Особенности буддийской медитации Сатипаттхана
Большинство людей в погоне за счастьем стремятся улучшить свое финансовое состояние и заботятся только о физическом теле, не думая о развитии ума. При этом важно знать, что материальные блага временны и лишь чистый ум способен сделать человека гармоничным и счастливым.

В буддизме для его обретения есть специальный путь – медитация Сатипаттхана. В современном языке практикой Сатипаттханы называют одну из методик Випассаны, но чаще – саму Випассану, хотя между этими направлениями есть некоторые различия.

Суть и значение

Сатипаттхана – медитация направленности внимания, которая становится все более популярной во всем мире. Ее суть отражена в названии, состоящем из трех частей:

  • «сати» – «память»;

  • «па» – «вернуться» или «сила»;

  • «ттхана» – «находиться», «состояние».

Такое сочетание означает пребывание в сильном состоянии памятования (осознанности), которое очищает, гармонизирует и тренирует ум. Об этом состоянии упоминает Будда в своем учении «Маха Сатипаттхана сутта», рекомендуя практиковать его для духовного роста.

Основу этой практики составляет созерцание четырех составляющих:

  • собственного тела;

  • чувств;

  • ума;

  • объектов ума.

Сосредотачиваясь во время медитации, необходимо концентрировать внимание на каждом из этих пунктов.

Сатипаттхана при регулярном выполнении способствует достижению следующих результатов:

  • очищение от умственного «мусора», вызывающего страдания;

  • устранение депрессии, неврозов, других нервных расстройств;

  • возникновение сосредоточенности;

  • понимание своей внутренней сути;

  • расширение сознания;

  • как итог – нирвана.

Медитировать подобным образом полезно каждому человеку, независимо от его принадлежности к буддизму. Такие медитации способствуют раскрытию ума, открывают более широкие возможности и скрытые таланты.

Обучение Сатипаттхане рекомендуется проводить с опытным наставником, поскольку новичку будет сложно самому постигнуть все тонкости этой методики. К тому же одиночные самостоятельные занятия не дают должного результата.

Практические основы

В буддизме принято считать, что между человеком и его умом нет отождествления, поэтому не может быть таких понятий, как «Я» и «эго». Чтобы понять это, нужно практиковать медитацию Сатипаттхана. Сосредоточенно наблюдая за чем-то конкретным, например, за ходом собственных мыслей или движением живота во время дыхания, можно дистанцироваться от этого и минимизировать привязанность.

С данной техникой тесно связано понятие джханы – состояния полной сосредоточенности ума на одном предмете, при котором сохраняется абсолютная осознанность и фокусировка. Такое состояние считается умственной яркостью.

Каждый медитирующий, который смог пережить джхану, познает, каким бывает «чистый ум». Медитируя без достижения джхан, нельзя узнать, какими тончайшими могут быть помехи, и дальше пребывать в уверенности, что ум очистился. Но в действительности этот «мусор» остается невидимым и не позволяет добиться необходимых результатов от медитации. Поэтому в учение о Сатипаттхане обязательно входит практика самадхи, способствующая достижению джханы, и этим оно отличается от классической Випассаны.

В ходе медитации появляется внутреннее умиротворение, обретается мудрость и вещий ум. Но для этого крайне важно избавиться от указанных помех, основными из которых считаются:

  • желания, эмоции;

  • влечение, жадность;

  • сомнения, раскаяния;

  • лень, сонливость;

  • беспокойство, раздражение.

Не устранив эти препятствия, нельзя добиться успеха в Сатипаттхане.
Особенности буддийской медитации Сатипаттхана
В буддизме утверждается, что достичь Просветления можно, только следуя по Благородному Восьмеричному пути, в котором должны быть правильными следующие состояния:

  • понятие,

  • решимость,

  • слова,

  • действия,

  • жизнь,

  • усердность,

  • осознанность,

  • сосредоточенность.

Все эти ступени нужно пройти поочередно, а медитация Сатипаттхана является средством перехода между двумя последними – осознанностью и сосредоточенностью. Без нее нельзя достичь этих двух состояний.

Процесс медитации

Существует две наиболее эффективные техники Сатипаттханы, которые можно выполнять самостоятельно:

  1. Медленная осознанная ходьба. Главное – фокусировка на каждом движении ног с фиксацией в уме: вверх, вперед, вниз, снова вверх, вперед, вниз. Это будет создавать намерение, а затем установку телу, одновременно охватывая два процесса. Ходить нужно в течение как минимум 4–6 часов с перерывами по 15–20 минут.

  2. Отслеживание движения живота во время дыхания. Упражнение выполняется сидя, желательно в позе лотоса. Продолжительность – такая же, как при ходьбе.

В ходе медитации Сатипаттхана в каждом случае необходимо:

  • избавиться от всех указанных помех;

  • удерживать внимание на одной из основ – теле, чувствах, уме и его объектах;

  • постараться увидеть в глубине своего сознания понимание того, что «я» – это мое тело, мои негативные и позитивные чувства, что ум – это душа, а его объекты (мысли и решения) – это тоже «я».

В результате Сатипаттханы медитирующий должен понять, что необходимо делать после выхода из джханы для вскрытия глубоко заложенного неведения о своей душе и увидеть «истину безличности», которую видел Будда. Выполнить это непросто, но возможно. При тщательном соблюдении всех рекомендаций такой процесс может занять не более 7 дней.

Во время ежедневной медитации желательно чередовать обе техники. По Махаси Саядо, Сатипаттхану следует практиковать с равными промежутками времени в хождении и в сидячем положении. За счет поочередной смены движения и неподвижности даже при непрерывном выполнении упражнения в течение суток не появится сильная физическая усталость. При этом будут созданы все условия для непосредственной работы с осознанностью.

Важно, чтобы выполнение медитаций было регулярным на протяжении хотя бы двух недель. В период проведения Сатипаттханы необходимо изменить режим жизни:

  • просыпаться в 6 утра, засыпать до полуночи;

  • принимать пищу только до 12 часов дня, а потом пить лишь воду, при сильном голоде можно съесть яблоко;

  • все свободное время нужно медитировать, отказавшись от телевидения, книг, газет, интернета, творческих занятий, любых развлечений и вредных привычек.

Привыкнуть к этому непросто, но те, кто сможет, за указанные 2 недели добиваются весьма выраженных результатов. Хотя начинающим лучше обратиться за помощью к наставнику с опытом.
Источник: youmeditate.ru
×

По теме Особенности буддийской медитации Сатипаттхана

Медитация сатипаттхана

Моя первая сатипаттхана длилась три недели. Это была очень плотная формальная...
Религия

Сатипаттхана-что это такое?

В наше время многие хотят избавиться от страданий и обрести счастье. Но при этом...
Религия

Индуизм глазами буддийской философии

В основном, изначальный спор вращается вокруг понятий Абсолюта, Атмана в...
Религия

Опыт функционального описания буддийской дхьяны

В настоящее время язык описания сотериологических доктрин древности, будучи все...
Религия

Три пути буддийской религии

Западные люди выросли в среде, где распространены идеи, на протяжении веков...
Религия

Маски буддийской мистерии Цам

Ритуальные маски очень древние: их возраст насчитывает несколько столетий и...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни