Конфуцианство

Учение Конфуция весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, передававшихся из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысячелетий. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали определённый способ мышления. Цель конфуцианства — создать общественный порядок, основанный на этике и культуре личности, достичь политической гармонии путем развития внутренней гармонии самого человека. Его наиболее примечательной особенностью является попытка устранить различия между политикой и этикой. До сих пор конфуцианство служит источником, питающим культуру Китая и во многом определяющим лик китайской нации.

Сегодня трудно найти человека, не слышавшего о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551–479 до н. э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фу-цзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом наставнике, ставшем нравственным идеалом сотен миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики и учёные всего мира. По конфуцианским принципам в наше время живёт не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур. Причём принципы эти настолько органично вошли в ткань национальной культуры, что люди часто сами не замечают, как говорят словами Конфуция, который подарил миру великое учение о гуманности и священном долге, который учил людей в любых ситуациях следовать Ритуалу — универсальным правилам и нормам жизни.

Многие основные направления философии Китая объединялись одним понятием цзяо, что в переводе означает «учение», а точнее «духовное учение». Конфуцианство, призывающее к бескорыстному служению людям и всеобщей любви, является духовным учением о совершенствовании человека.

«Как бы ни казалась хорошей религия, опирающаяся на сверхъестественное, такая религия не может быть проверена разумом. А то, что не может быть проверено разумом, не может быть предметом истинной и твердой веры. А то, что не может быть предметом истинной и твердой веры, не может быть и руководством поступков.

Точно так же, как бы ни казалась хорошей религия, опирающаяся на мирскую власть, такая религия не может быть уважаема. А то, что не может быть уважаемо, не может быть и предметом истинной и твердой веры. А то, что не может быть предметом истинной и твердой веры, не может быть и руководством поступков.

А потому религия должна быть согласована с разумом человека и подлежит проверке здравого смысла. Такая религия, при сравнении ее с учениями признанных и мудрых людей древности, должна быть согласна с этими учениями, должна быть согласна и с законами физической природы, не представляя никаких противоречий с этими законами. Так что если бы человеку, исповедующему такую религию, пришлось выдерживать борьбу со всеми силами Вселенной, он, нисколько не колеблясь, всегда будет в состоянии держаться того, во что он верит (Конфуций. Учение о Середине, XXIX)».
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Конфуцианство

Конфуцианство

Кит.: жу [цзя/цзяо] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая...
Религия

Конфуцианство и астрология

В конфуцианстве астрологии придавалась большая роль, поскольку считалось, что...
Религия

Современное конфуцианство

Еще через год тайбэйская знать начала сбор средств на продолжение строительства...
Религия

Конфуцианство

Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно...
Журнал

Конфуцианство и даосизм

Найденный при раскопках Свиток Годяньчу в какой-то мере изменил историю...
Журнал

Кошка Конфуция

Попрощавшись на время с древнегреческой философией, совершим паломничество в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Шахматы и компьютер
Хотели бы увидеть вещий сон в новогоднюю ночь?