Современное конфуцианство

Еще через год тайбэйская знать начала сбор средств на продолжение строительства храмового комплекса, и в 1884 году к уже существовавшим строениям добавились Ворота Ритуала, Тропинка Долга, храмовые стены и небольшой пруд, с фонтанчиками и изящным мостиком, с которого можно было любоваться золотыми рыбками. Так в Тайбэе появился первый конфуцианский храм, который вполне мог похвастаться своими внушительными размерами.

По окончании строительства храма, первый тайваньский губернатор Лю Мин-чуань отдал распоряжение устраивать в нем ежегодные праздничные церемонии, посвященные памяти великого мудреца. А после того, как в 1891 году губернатором стал Шао Ю-лянь, в преддверии проведения церемонии, в провинцию Фуцзянь большого Китая отправляли делегации для закупки необходимых для церемонии ритуальных предметов. В Китае также нанимали музыкантов и сведущих людей, чтобы они обучали тайваньских сограждан всем тонкостям проведения церемонии.

Однако первому тайбэйскому храму Конфуция не суждено было и дальше радовать жителей города красочными церемониями. В 1894 году, когда Тайвань был отдан под власть Японии, а жители острова старались, по мере сил, оказывать оккупантам сопротивление, тайбэйский храм Конфуция подвергся нападениям японских солдат. Мемориальные таблички Конфуция и его учеников были разбиты, многие священные предметы, утварь и музыкальные инструменты были уничтожены и разворованы. В те трагические времена было, конечно, не до проведения церемоний и, тем более, не до ремонта храмов, и великолепные когда-то сооружения храмового комплекса пришли в запустение.

А в 1907 году японцы окончательно снесли храм Конфуция с лица тайбэйской земли и построили на его месте женскую гимназию, известную сегодня как Первая муниципальная женская школа Высшей ступени. Хорошо еще, что школу, а не военную базу и не тюрьму. Впрочем, многие японцы являются последователями конфуцианского учения, и вряд ли они стали бы осквернять святыню мудреца. Тем более, что, спустя несколько лет после открытия женской гимназии, в стенах школы был построен павильон, посвященный памяти Конфуция, где были помещены оставшиеся в целости старые и новые мемориальные таблички. С тех пор и до сих пор, каждый год, в день празднования дня рождения Конфуция, учителя и ученицы приходят в павильон, чтобы возжечь благовонные палочки и поклониться великому мудрецу. Затем, в ходе специальной церемонии, таблички выносились из павильона и совершали путешествие по всем крупным школам города, чтобы и другие учащиеся могли поклониться Учителю. Уже тогда шли разговоры о том, что неплохо было бы восстановить храм Конфуция. Однако денег на осуществление этого проекта не было.

Наконец, в январе 1925 года, трое из наиболее богатых, влиятельных и уважаемых тайбэйских горожан, по имени Хуан Цзань-цзюнь, Чэнь Пэй-гэнь и Гу Сянь-жун, организовали собрание, чтобы обсудить перспективы восстановления тайбэйского храма Конфуция. На этом собрании, в котором приняло участие более 200 представителей власти, тайбэйской знати и предпринимательских кругов, было принято решение начать сбор средств на строительство нового храма, по образцу старого. А уже в марте того же года, когда была основана комиссия по подготовке строительства тайбэйского храма Конфуция, по Тайбэю пролетела радостная весть о том, что храму быть. Благодаря пожертвованиям со стороны упомянутых выше меценатов, которые на собственные средства приобрели достаточно крупный участок земли под возведение храма, в 1926 году его строительство, наконец, началось.

Для работ над храмом Конфуция в Тайбэе был приглашен знаменитый архитектор, по имени Ши Фу-лай, который до этого участвовал в проектировании конфуцианских храмов на Тайване и в материковом Китае. А дизайн внутреннего убранства был разработан мастером по имени Ван И-шунь, которого ранее пригласили на Тайвань для проведения восстановительных работ в тайбэйских храмах, включая знаменитый храм Луншань. Позднее этот китайский мастер остался на острове для работы над тайбэйским храмом Конфуция. И, конечно же, не обошлось и без помощи геоманта, который, после тщательных исследований местного фэн-шуй, посоветовал расположить храм лицевой стороной к западу, так, чтобы он смотрел на воды реки Даньшуй.

В 1928 году на территории будущего храмового комплекса состоялась праздничная церемония, посвященная окончанию строительства главного храма Дачэн, и тогда же началось возведение Врат Справедливости. А 27 августа 1930 года, впервые за последние 30 лет, в отстроенном здании главного храма Дачэн прошла первая церемония, посвященная дню рождению Конфуция.

Однако в 1935 году, в связи с недостатком финансирования, строительство прекратилось, и, возможно, и не было бы возобновлено, если бы не очередное вмешательство меценатов, которые вновь организовали кампанию по сбору пожертвований на строительство храма. Благодаря вновь полученным средствам, к 1939 году на территории храмового комплекса появились все недостающие сооружения и постройки, включая Врата Линсин, Врата Ритуала, Тропинку Долга, а также пруд с фонтанами, золотыми рыбками и каменным мостиком. К тому времени декоратор Ван И-шунь уже покинул остров и вернулся на родину, и украшение храма Конфуция в Тайбэе было доверено местному тайваньскому мастеру.

Но не прошло и двух лет после завершения строительства, как началась Вторая мировая война, в ходе которой японские власти запретили проведение китайских традиционных церемоний и распорядились превратить храм Конфуция в оплот синтоизма (государственной религии императорской Японии). Но продолжалось это недолго, до капитуляции Японии в 1945 году.

После поражения Японии во Второй мировой, когда Тайвань был возвращен под власть китайского правительства, храм Конфуция вновь возобновил свою деятельность, в качестве важнейшего культурного и образовательного центра. В 1946 году была возобновлена деятельность ассоциации Цзуншэн, которая, за несколько десятков лет до этого начала сбор средств на восстановление храма. Главой ассоциации был назначен тогдашний мэр Тайбэя, Юй Ми-цзянь, а его заместителями - министр образования и Гу Чжэнь-фу, сын мецената, купившего на свои средства огромный участок земли, предоставленный под строительство храма. Ассоциация приняла решение возобновить ежегодные празднования дня рождения Конфуция. Была назначена и фиксированная дата празднования - 28 сентября.

Самая памятная и торжественная церемония прошла в храме в 1950 году, во время празднования 2500-летней годовщины со дня рождения самого почитаемого мудреца и учителя Поднебесной. На этой церемонии присутствовал сам Чан Кай-ши, который подарил храму деревянную табличку с собственноручно вырезанной на ней надписью. Четыре иероглифа - You jiao wu lei - можно перевести как "твоему учению нет равных".

Надо сказать, что все это время храм имел статус частной организации, так как восстановлен он был, хоть и при моральном поощрении государства, но все же на средства горожан. Лишь в 1971 году потомки знаменитых тайбэйских меценатов, благодаря которым и состоялось восстановление храма, предложили передать его государству, так как считали, что уважение памяти Конфуция должно быть одним из приоритетов нации. Исполнительный юань одобрил законопроект о передаче храма Конфуция под юрисдикцию государства, и в июле 1972 года храм перешел в ведение бюро по гражданским делам.

***

А теперь, давайте прогуляемся по территории храмового комплекса.

Нынешнее расположение храма - в некотором отдалении от суетного и шумного центра города, но неподалеку от станции метро, можно назвать очень удачным. От станции метро Юаньшань к храму ведет тихая узенькая улочка. Район Юаньшань, в котором расположен и знаменитый Гранд-отель, славился своей красотой еще во времена японцев. Конечно, в наши дни былая красота уже почти исчезла, "благодаря" урбанизации. Однако храм Конфуция, безусловно, остается одним из живописнейших уголков района.

Главные ворота храмового комплекса, обнесенного кирпичной стеной, выходят на улицу Далун-цзе, или улицу Большого дракона. Это западные ворота храма, которые называются Хунмэнь, или Врата Учения. Противоположные им восточные ворота называются Паньгун, или Дворец Пань, по названию знаменитой древней школы. Сразу замечу, что все конфуцианские храмы мира, как правило, имеют одинаковую структуру и обязательный набор сооружений, хотя названия их могут варьироваться. Западные и восточные врата Тайбэйского храма Конфуция представляют собой арочные сооружения, увенчанные крышами с загибающимися краями, которые в традиционной китайской архитектуре носят название "хвост ласточки". При этом западные врата, служащие парадным входом на территорию храмового комплекса, выглядят куда более торжественно и изысканно, нежели скромные восточные ворота, которыми мало кто пользуется.

А вот если бы мы подошли к храму с южной стороны с улицы Цзюцюань-цзе, то нашему взору предстала бы высокая стена, также украшенная сводами крыш в виде "ласточкиных хвостов". Эта стена носит название "Ваньжэнь-гун", что можно перевести как "Дворец высотой в 10 000 жэней (жэнь - это древняя мера длины, равная примерно двум метрам)". Хотя эта стена вовсе не так высока, она наделена глубоким символическим смыслом, и без нее не обходится ни один настоящий храм Конфуция. В записанных потомками "Изречениях" Конфуция и его учеников есть такая фраза: "Дворец мудрости нашего учителя во много раз превосходит человеческий рост, и те, кто не может попасть к нему через одни из врат, не способны увидеть ни его величие, ни его красоту. Но тех, кто может пройти сквозь врата, поистине мало". Под "вратами" подразумевается одна из знаменитых древних школ - школа Хунсюэ и школа Паньгун, по имени которых, как мы помним, названы западные и восточные врата тайбэйского храма Конфуция. Не каждому хватает усердия и прилежания, необходимых для того, чтобы стать настоящим ученым.

На внешней стороне стены можно прочесть четыре иероглифа ее названия - Дворец в 10 000 женей. А если мы посмотрим на нее с обратной стороны, то увидим диск с изображением Цилиня - китайского мифического животного, которого на западе принято именовать единорогом. Древние китайцы верили, что появление цилиня предвещает скорое рождение великого таланта. Кстати, изображения цилиней можно найти не только в конфуцианских храмах, но также в буддийских и даоских.

Миновав Врата Хун, мы проходим далее, по Тропинке Долга и через Врата Ритуала. Справа от нас раскинулся небольшой пруд с золотыми рыбками, имеющий форму полумесяца. Такие пруды в древности часто украшали сады состоятельных граждан и территории храмовых комплексов: считалось, что они способны отгонять злых духов и приносить удачу. Через пруд, который, кстати, также носит название древней школы Пань и, соответственно, "наполнен водой ее учения", перекинулся каменный мостик, украшенный небольшими балюстрадами, которые напоминают по своей форме кисти ученого. Такая форма придана балюстрадам не только для того, чтобы радовать глаз, но и для того, чтобы напомнить нам с вами о незыблемых принципах и стойкости настоящих ученых мужей.

Да и сам мостик появился здесь тоже не случайно и не только в качестве декоративного элемента. Говорят, в древние времена, когда только была заложена традиция государственных экзаменов, ученых мужей, чьи сочинения заняли первые места, проводили по мосту Пань. Все земляки и родственники победителя проходили по мосту Пань и далее, через Врата ритуала и Врата Линсин - прямо к главному зданию храма, чтобы поклониться Великому учителю и поблагодарить его за удачу земляка на экзаменах, позволявших занимать чиновничью должность.

Следующее сооружение, которое предстанет нашему взору на пути к главному храму, - это так называемые врата Линсин. На самом деле, это не просто ворота, а небольшое здание со сквозным проходом. Значение названия Линсин можно интерпретировать как "Путеводная звезда ученого". Врата Линсин также являются непременным атрибутом любого храма Конфуция, однако, в каждом храме они представлены по-разному. Например, в самом древнем храме Конфуция, построенном на месте дома ученого в китайском городе Цюйфу, провинции Шаньдун, врата Линсин действительно представляют собой обычную арку. А в храме Конфуция в тайваньском городе Чжанхуа врата Линсин выполнены в виде башни с воротами. А вот при строительстве тайбэйского храма Конфуция во врата Линсин, в буквальном смысле, вложили всю душу: здесь это не просто врата или башня, а целый дворец, площадь которого равна площади семи типовых комнат. По своему внешнему виду тайбэйские врата Линсин напоминают буддийский или даоский храм. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что врата Линсин в тайбэйском храме Конфуция на сегодняшний день являются уникальными.

Впрочем, от буддийского или даосского храма врата Линсин отличает полное отсутствие изображений каких-либо божеств. Вместо них, врата охраняют каменные драконы, вьющиеся по колоннам, несущим на себе сильно выступающую вперед крышу. Эти две резные колонны с уверенностью можно назвать произведениями искусства. Камень для изготовления этих колонн специально завозился из города Цюаньчжоу, что в провинции Фуцзянь в континентальном Китае. Помимо колонн с резными драконами, здание украшено изображениями цветов и птиц, также вырезанных из камня.

Интересным архитектурным сооружением являются и Врата Искренности (Верности), ведущие к главному зданию комплекса - храму Дачэн. Эти врата, также являющиеся непременным атрибутом любого храма Конфуция, часто так и называют - врата Дачэн-мэнь (по имени храма). Так же, как и Врата Линсин, по сути своей, это не врата, а просторное помещение со сквозным проходом. Дизайн Врат Искренности Тайбэйского храма Конфуция выполнен по образу и подобию старейшего конфуцианского храма в Цюйфу. Подобно Вратам Линсин, по сути своей, это не врата, а просторное помещение, со сквозным проходом. Дизайн Врат Искренности Тайбэйского храма Конфуция выполнен по образу и подобию старейшего конфуцианского храма в Цюйфу.

Врата Имэнь, или Врата Долга, также украшены белыми колоннами. Но, в отличие от колонн Врат Линсин, по которым вьются великолепные вырезанные из камня драконы, эти колонны довольно скромны и непретенциозны. Зато внутренние стены Врат Долга также украшены великолепными керамическими узорами. И совсем без драконов здесь также не обошлось, пусть даже драконы эти вырезаны из дерева и украшают не колонны, а окна, что по обеим сторонам от центрального входа. Это не просто отдельно взятые драконы, а традиционный "драконовый узор", который называется "безрогие драконы, обвивающие курительницу". Безрогий дракон - это один из девяти сыновей Небесного дракона, который ведал морскими глубинами и часто символизировал ученого. Узор "Безрогий дракон обвивает курительницу" обычно состоит из нескольких пар драконов, сплетенных в форме курительницы - сосуда для воскурения благовоний. С древности таким узором украшали не только стены или окна, но и предметы мебели. Резной Драконовый узор на оконных створках Врат Долга, состоящий из восьми безрогих драконов, по праву считается художественным шедевром.

Под сводами Врат Справедливости также хранят и ритуальные инструменты, используемые во время ежегодной церемонии празднования дня рождения Конфуция. Это колокол Юн и барабан Цзинь. А если мы посмотрим наверх, то увидим балки, несущие на себе крышу. Мы помним, что в традиционных китайских зданиях потолки обычно отсутствовали, и вся внутренняя конструкция крыши была на виду. Поэтому потолочные балки обычно украшались всевозможными узорами, резными или расписными. В этом смысле Врата Долга Тайбэйского храма Конфуция также не являются исключением. Его балки соединены с небольшими столбами, которые подпирают крышу. Эти столбы называют "тыквенными", так как они выполнены в форме продолговатых тыкв, усики которых спускаются на балки и обвивают их.

Если повнимательнее приглядеться к потолочным балкам с левой и правой стороны, то можно заметить, что они украшены разными, не повторяющимися узорами. Откуда могла появиться такая асимметрия? Дело в том, что в прежние времена, для украшения потолочных балок дома приглашалось сразу два мастера, один из которых работал над правой, а другой - над левой стороной. Ну и, конечно, каждый мастер работал руководствуясь собственной фантазией и воображением.

Мы проходим сквозь Врата Долга, и перед нами предстает величественное здание храма Дачэн, то есть главного здания всего храмового комплекса. Храм Дачэн возвышается на широком гранитном постаменте, на котором, во время празднования дня рождения мудреца Куна, выстраиваются, в определенном предписанном строгим этикетом порядке, придворные чиновники и прочие высокопоставленные участники торжественной церемонии.

В храме Дачэн хранится табличка, посвященная Конфуцию. Эта табличка выставлена на высоком алтаре. А снаружи, прямо перед входом в храм, мы видим довольно широкую, выступающую вперед платформу. Во время праздничных церемоний на каменную площадку выносятся музыкальные инструменты, выходят музыканты, и здесь же исполняются древние танцы в честь дня рождения великого учителя. С древних времен этот танец исполнялся 64 танцорами, которые выстраивались на платформе у храма, в восемь рядов по восемь человек. Однако платформа Тайбэйского храма Конфуция оказалась недостаточно широкой для такого количества людей, поэтому здесь в церемонии участвует лишь 36 танцоров, выстраивающихся в квадрат шесть на шесть.

По обеим сторонам возвышения - крутые ступени, которые, правда, поднимаются не к самой платформе, а к основанию храма. А на платформу восходит лишь большая наклонная каменная плита. На самом деле, по ней подниматься запрещено, так как плита эта исполняет исключительно декоративную и символическую функцию. Она носит название "Пути императора", и на ней вырезано изображение Облачного дракона, еще одного сына дракона Небесного.

Храм Дачэн представляет собой просторное помещение, длиной в шесть типовых комнат и шириной в пять. Это также традиционное китайское здание с двухъярусной крышей. Крыша опирается на 42 каменных столба, материал для изготовления которых был специально вывезен из области Цюаньчжоу, что в континентальном Китае. А в центре, по обеим сторонам от входа в храм, можно увидеть два истинных шедевра - колонны с каменным горельефом, изображающим драконов. Мастера - резчики по камню - также были приглашены из материкового Китая.

На крыше храма, в самом ее центре, возвышается небольшая семиярусная башенка, напоминающая китайскую пагоду. Это также декоративный элемент, имеющий свою историю. Обычай украшать храмы такими башенками пришел в Китай из Индии, вместе с буддистами и буддизмом. Считается, что эта башенка подавляет зло, которое, благодаря ее тяжести, не может выползти наружу.

По обеим сторонам пагоды, прямо на изгибах острых карнизов верхнего яруса крыши, мы видим два небольших каменных столбика цилиндрической формы, на которых также изображены драконы. Легенда гласит, что во времена императора Цинь Ши-хуана, когда по всей Поднебесной сжигали конфуцианские книги и заживо хоронили ученых-конфуцианцев, поклонники Конфуция прятали свитки с его учением в полые стебли бамбука. Говорят, что цилиндрические башенки на крышах конфуцианских храмов призваны напоминать о героизме преданных учению Конфуция людей.

Мы заходим внутрь храма. Прямо перед нами, напротив центрального входа, находится главная его реликвия - табличке Конфуция, на которой вертикально выгравированы иероглифы, обозначающие: Превращение Великого в святого: вот необыкновенный путь первого учителя Кунцзы. Эта табличка вставлена в золотую раму и помещена под стекло. Перед ней, на столике, стоит большая курительница, в которой возжигают благовонные палочки. А над главной табличкой висит еще одна табличка - та самая, что собственноручно изготовил генералиссимус Чан Кай-ши. Иероглифы начертаны горизонтально, справа налево. Сама табличка выкрашена в черный цвет, а вырезанные на ней иероглифы - в золотой.

Большой интерес представляет собой и 8-угольный купол храма, украшенный росписью и резными узорами. В четырех углах 8-угольного купола можно увидеть изображения летучих мышей. Это, конечно, тоже символ. Дело в том, что, по-китайски, выражение "четыре летучие мыши" (сыфу) созвучно слову "цыфу", что значит "приносить удачу".

По обеим сторонам от храма Дачэн протянулись Западная и Восточная галереи. Эти невысокие одноэтажные галереи снова отсылают нас к древности, когда около главного здания дома было принять возводить боковые комнаты-крылья. В одном из залов Западной галереи установлены таблички с именами 154 выдающихся учеников Конфуция, а также ученых, которые внесли значительный вклад в дело распространения его учения.

И, наконец, мы проходим в последний павильон, расположенный позади главного храма Дачэн. Это - храм предков Великого ученого. В павильоне размещены таблички, на которых начертаны имена предков Конфуция в пяти поколениях.

***
Каждый раз, когда я приходила в храм Конфуция, он был абсолютно пуст. И если бы не звуки проезжающих мимо машин и мотоциклов, я могла бы подумать, что попала в другой мир. Человек, не имеющий представления о китайских храмах, подумал бы, что попал в чудесный зеленый сад, и, в общем, не ошибся бы. Храмовый комплекс - это отнюдь не нагромождение зданий: рукотворные произведения органично сочетаются с произведениями природы: мощными фикусами, стройными кипарисами, пальмами и высоченными стеблями бамбука, словно перенесенного сюда с древней китайской картины. Спокойствие и уединение - не их ли всегда искали настоящие ученые?!.

Мария Ли
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Современное конфуцианство

Конфуцианство

Кит.: жу [цзя/цзяо] - "(учение) школы ученых-интеллектуалов". Древнейшая...
Религия

Конфуцианство

Учение Конфуция весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и...
Религия

Конфуцианство и астрология

В конфуцианстве астрологии придавалась большая роль, поскольку считалось, что...
Религия

Современные приметы и суеверия

Люди всегда верили в приметы. Многие из них трансформировались, чтобы отвечать...
Магия

Конфуцианство

Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно...
Журнал

Конфуцианство и даосизм

Найденный при раскопках Свиток Годяньчу в какой-то мере изменил историю...
Журнал

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Полезные остановки
Отношение к Роду. Связь с Родом