Випассана по Гоенке в Таиланде

Мы довольно часто встречаем людей, так или иначе увлекающихся саморазвитием, причём в самых различных направлениях: одни помешаны на физическом здоровье и питании, другие уделяют наибольшее внимание духовности, третьи увлечены развитием интеллектуальных способностей.

Одна из наиболее распространенных практик, восторженные отзывы о которых, мы периодически слышим – это медитация, так как она, в том или ином виде, встречается во всех трёх направлениях развития личности.

Медитация – это комплекс действий, направленных на развитие концентрации внимания и повышение осознанности вне религиозного контекста, или на достижение особого психического состояния, если говорить о религии.

Нас эта тема интересовала давно – мы пытались медитировать в Ашраме Шивананды во время двух-недельного курса йоги, но там всё это было слишком сильно замешано на индуизме, и поэтому нам не подошло.

Медитация Випассана

Недавно мы решили, что хотим уделить медитации больше внимания, и изучили этот вопрос более детально. Оказалось, что одна из наиболее сильных техник медитации – это Випассана, про которую мы знали только одно: курс длится 10 дней и на протяжении всего этого времени нельзя разговаривать, читать, писать, слушать музыку и т.п.

Когда мы только начинали наше путешествие, нам хотелось на несколько дней отключиться от внешнего мира и научиться более осмысленно управлять потоком сознания, который периодически живёт своей жизнью. Потратить 10 дней, "заточив себя в монастыре", тогда казалось немыслимым, ведь наше азиатское приключение только началось, кругом было столько всего интересного и необычного – новая культура, другие люди, необычная еда. А потом, вдруг, по прошествии полутора лет, мы одновременно, не сговариваясь, почувствовали, что время пришло.

Центров, в которых обучают технике Випассана существует довольно много. Несмотря на схожую конечную цель – процесс обучения, распорядок дня и условия довольно сильно различаются в разных местах, равно как и результат на выходе.

Випассана по Гоенке

Для себя мы решили, что раз уж хотим потратить на обучение медитации 10 дней, то нужно выбирать место с жёсткой дисциплиной, не допускающей каких либо послаблений, в котором обучение будет проходить наиболее эффективно. Поискав в интернете отзывы и пообщавшись со знакомыми, обучавшимися в самых различных центрах, мы выяснили, что наиболее серьёзным курсом считается Випассана по системе Гоенки.

На сегодняшний день, эта система медитации имеет самое широкое распространение во всём мире. Организация, проводящая курсы медитации Випассана – Дхамма Центр (Dhamma Center) – имеет филиалы во многих странах, в том числе в Азии, Европе, США и России. Випассана в России, правда, не очень распространена – на всю страну есть всего один постоянный центр и несколько временных площадок, а кроме того, группы набираются очень быстро и записываться нужно сильно заранее.

Вообще, изначально Випассана – это часть учения Будды, но в данном случае, в рамках Дхамма Центра, она преподаётся вне религиозного контекста и это было ещё одним фактором, подтолкнувшим нас к выбору именно Випассаны по Гоенке.

В тот момент, когда мы внезапно решили, что мы готовы к Випассане (в январе 2013 г), мы находились на Боракае. Проанализировав наш график путешествий, пришли к выводу, что оптимальным временем для прохождения курса для нас является апрель.

Весну проводить мы уже тогда решили в Таиланде, как оказалось, там есть аж 9 центров медитации, а для иностранцев доступны 5 из них. Мы выбрали Dhamma Kancana Meditation Centre в провинции Kanchanaburi.

Мы не будем вдаваться в тонкости и детально рассказывать, что такое Випассана, а ограничимся общими моментами. Подробно о медитации Випассана можно почитать на сайте Дхамма Центра.

В двух словах, Випассана – это курс обучения технике медитации, который длится 10 дней. Заезд и размещение осуществляется накануне (в "нулевой" день вечером), а выезд – на 11-й день, после завтрака.

Весь процесс организован таким образом, чтобы студентам не было ни необходимости, ни возможности отвлекаться на что-либо постороннее.

На протяжении курса действуют 5 основных предписаний:

воздерживаться от убийства живых существ;
воздерживаться от воровства;
воздерживаться от всех видов сексуальной активности;

воздерживаться от лжи;
воздерживаться от принятия любых опьяняющих веществ

А также некоторые правила:

отказаться от других техник, практик, ритуалов, молитв и тп,

отказаться от восприятия и воспроизведения любой информации – нельзя читать, писать, слушать музыку, пользоваться диктофоном и т.п.

соблюдать тишину – не общаться как вербально, так и не вербально с кем бы то ни было. Нежелательно даже встречаться взглядами. В качестве исключения – можно задавать вопросы учителю в специально отведенное время.

не взаимодействовать с противоположным полом – мужчины и женщины находятся в разных частях центра и не пресекаются друг с другом,

одеваться не вызывающе – должны быть полностью закрыты ноги и плечи,

на протяжении курса не выходить за пределы территории центра.

Конечно, Дхамма центр – это не концентрационный лагерь, никто насильно ни к чему не принуждает и силой ничего не отбирает. Безусловно, можно вечером достать припрятанный ноутбук, книжку или плеер и съесть шоколадку, а во время утренних медитаций продолжать спокойно спать, но с другой стороны – всё это можно делать и дома, а добровольно приехав сюда, имеет смысл жить по установленным правилам, всё-таки введены они не случайноРазграничение территории

Что касается дисциплины, как мы уже говорили, в центрах, работающих не по Гоенке, она значительно менее строгая, соответственно и атмосфера в центре более расхлябанная и, как результат, качество медитаций получается ниже.

Более того, как выяснилось позже, пройти курс в Таиланде – было правильным решением. Випассана, даже по одной и той же программе Гоенки, может в значительной степени отличаться в разных странах, в зависимости от людей, принимающих участие в курсе.

Так, например, в Индии, по рассказам наших друзей, индийцы ведут себя ровно также, как и в обычной жизни – они могут шуметь, рыгать, сморкаться и издавать прочие звуки во время медитации, в то время как тайцы, спокойные и вежливые по своей натуре, ведут себя очень тихо, ходят на цыпочках и не мешают окружающим, а на везде на территории – чистота и порядок.

Распорядок дня во время курса Випассаны в Таиланде

4:00 Подъем
4:30 – 6:30 Медитация в зале или в своей комнате
6:30 – 8:00 Завтрак и отдых
8:00 – 9:00 Общая медитация в зале
9:00 – 11:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)

11:00 – 12:00 Обед
12:00 – 13:00 Отдых и личные встречи с учителем
13:00 – 14:30 Медитация в зале или в своей комнате
14:30 – 15:30 Общая медитация в зале
15:30 – 17:00 Медитация в зале или в комнате (по усмотрению учителя)

17:00 – 18:00 Перерыв на чай
18:00 – 19:00 Общая медитация в зале
19:00 – 20:15 Лекция
20:15 – 21:00 Общая медитация в зале
21:00 – 21:30 Время для вопросов учителю в зале
22:00 Отход ко сну в своей комнате. На территории центра выключается свет

Распорядок дня

Для того чтобы придерживаться графика, не обязательно иметь часы – о каждом следующем этапе жизни студентов оповещают гонгом, главное запомнить последовательность событий.

Таким образом, в общей сложности, согласно распорядку дня, на медитацию отводилось практически 11 часов в сутки, но самыми сложными были три часа: с 8 до 9, с 14:30 до 15:30 и с 18 до 19. Эти три медитации – особенно строгие, во время них нельзя двигаться и менять позу, ну и естественно открывать глаза и прекращать медитацию раньше времени.

Разумеется "нельзя" – это рекомендация, то к чему следует стремиться, тем более, что поначалу, высидеть целый час без движения практически нереально, ведь затекают руки, ноги, перенапряжена спина и т.д. В любом случае, учитель при инструктировании, каждый раз рекомендовал не подчинять разум боли, а просто созерцать ощущения, созерцать боль, поскольку ничто не постоянно, и также боль обязательно пройдет, а если же действительно тяжело высидеть, то предлагал сократить количество движений до возможного минимума.

Общие впечатления

Випассана по Гоенке включает в себя медитацию только одного типа – молча, сидя и неподвижно. Необходимо сидеть с ровной прямой спиной в позе лотоса, полулотоса или со скрещенными ногами. В других центрах медитации бывают:

стоя, во время ходьбы, лежа, с распеванием мантр.

По мнению Гоенки, любые движения и звуки во время медитации либо отвлекают, либо настраивают на определенный лад, причем не всегда правильный (особенно это касается мантр).

Техника медитации Випассаны довольно проста и основывается на наиболее естественном и натуральном принципе – наблюдении за ощущениями в теле.

На первый взгляд это кажется очень простым – что такого сконцентрироваться на ощущениях? Плёвое дело! Но, как показывает практика, по-началу сфокусировать мысли не получается даже на несколько минут! Постоянно ловишь себя на том, что мысли витают где-то совершенно в другом месте и удивляешься, насколько, оказывается отдельной жизнью живёт наш мозг. Со стороны, это кажется смешным, но на практике, с этим сталкиваются почти все, кто начинает медитировать.

К концу курса ситуация, конечно, меняется. Даже если халтурить и не выкладываться полностью ежедневно все 11 часов, предназначенные для медитации, всё-равно через 10 дней концентрация внимания повышается значительно, и уже можно просидеть без перерыва, почти не отвлекаясь целый час, хотя и нельзя сказать что даётся это очень легко.

Очень часто, в отзывах о Випассане, делают акцент на том, что целых 10 дней нельзя разговаривать. С одной стороны – это действительно очень непривычно, вспомните, когда вы не разговаривали ни с кем хотя бы, ну скажем, 8 часов? Но при этом, эта часть практики лично у нас не вызвала никаких сложностей. Т.е. совсем никаких – ну не говорить, так не говорить. Куда сложнее было бороться со внутренним монологом – за счёт информационного вакуума, в свободное время, мыслей, планов, идей в голову лезло столько, что казалось голова вот-вот лопнет.

При этом нужно было стараться гнать эти мысли, так как поразмышляв вот так час о чем-нибудь во время перерыва, следующую медитацию можно было считать проваленной – от мыслей уже не избавиться.

С молчанием ладно, но вот что было совсем непривычно – это не здороваться и не улыбаться. В России такого не было и мы не осознавали, насколько в Азии это вошло в привычку – встречаясь даже с незнакомым человеком, поприветствовать и улыбнуться ему. А тут, не то чтобы знакомые, но одни и те же лица встречаются изо дня в день, а нужно проходить мимо, никак не реагируя, но и к этому привыкли за 10 дней.

В последний, 10й день, нам разрешили общаться. И вот это был настоящий взрыв мозга – первые 10 минут вообще сложно было связывать слова в какие-то осмысленные предложения. А еще было необычно заново узнавать людей. В течение 10 дней все казались хмурыми и унылыми типами, так как бродили по территории с опущенными головами и равнодушными лицами, лишенными каких бы то ни было эмоций, а когда начали разговаривать, улыбаться, появилась мимика – у каждого проявилась индивидуальность и оказалось, что все – очень даже интересные люди.

Этот центр Випассаны – не очень маленький, но, и далеко не самый большой. В одном из крупнейших центров, в Мумбаи (в Индии) одновременно обучаются несколько тысяч человек.

У нас на курсе было около 90 человек (примерно 30 мужчин и 60 женщин). Из них процентов 20 – европейцы/американцы, а остальные – тайцы (ну и несколько азиатов из других стран). Кроме нас было еще двое русских – Эльвира и Виктор. Также были еще Мария и Борис, про которых мы все 10 дней думали, что это тоже русские, а они оказались немкой и венгром :)

На курсе были и монахи с монахинями. Причём женщины-монашки, сидели, как и остальные ученики – на полу (правда в первом ряду, перед учителем), и от мирян их отличали только бритая голова и белое одеяние, а монахи-мужчины, сидели наравне с учителем на специальных "постаментах". Одеяния их были традиционно оранжевыми, привилегированность отличалась еще тем, что ели они отдельно от мирских учеников.

Регулярно на протяжении курса несколько человек не выдерживают пыток режима и сбегают, прорываясь через колючую проволоку покидают центр – на нашем курсе в разные дни ушло 6 человек. Одна девушка, как она рассказала нам позже, уже собиралась уходить, но в тот самый день, когда она решилась, её подозвал к себе учитель и подзарядил её энергией душевно поговорил с ней – мы так и не поняли, как он её вычислил. Ей посоветовала этот курс подруга, которая рассказала, что нужно будет 10 дней молчать, а про медитации ничего толком не объяснила. Ну и вообще, в основном, не выдерживают и уходят или планируют это сделать те, кто попал на Випассану случайно, те, кто особо не знали куда едут.

Говорят, что самые сложные дни — 2й, потому что уже понятно чего ждать, а впереди еще 8 дней и 5й, потому что вроде как уже столько много дней прошло, а осталось столько же (как раз в эти дни чаще всего кто-нибудь и покидает центр). На себе мы этого не почувствовали, может быть потому, что знали на что идем, и сразу были настроены пройти курс до конца.

Мы даже специально, перед тем как попрощаться на 10 дней, не стали договариваться, где сможем встретиться, в случае, если кто-то из нас захочет покинуть центр раньше. Желание пройти курс до конца, во что бы то ни стало, было твёрдым и осознанным, и мы верили в друг друга, что справимся оба.

Одна из неожиданных сложностей на протяжении всего курса – чем занять себя в свободные часы.

Чем заняться в свободное время?

Как такового свободного времени в течение дня немного (около 3х часов), но при этом, все необходимые дела (помыться, постирать, прибраться в комнате) можно переделать довольно быстро, а в оставшееся время категорически нечем заняться – можно походить, посидеть, полежать или поспать. И, самое главное развлечение – это взять метлу и подметать дорожки.

Вроде и время идет, и какое-никакое физическое упражнение, ну и польза опять же. Через несколько дней свободную метлу было не найти – все постоянно что-то мели. Благо центр находится в лесу, где полно деревьев, и сухие лисья опадали ежедневно.

Погода

Мы проходили Випассану в апреле, а это самый жаркий месяц в Таиланде, температура в течение дня стабильно держалась на отметке 35-37° С, так что, временами, заниматься было очень тяжело, особенно с 12 до 14 часов. Но при этом в 4 утра на улице было 24-25° С – самое замечательное время, хотя и приходилось надевать что-нибудь потеплее.

Все 10 дней стояла сухая погода и только один раз пошел дождь. Вначале, все были несказанно рады этому, но потом внезапно началась такая буря, что в здании холла для медитации вылетело пара стёкол, а на территории повалило несколько десятков деревьевДеревья, поваленные во время бури

При этом одно из них, огромное дерево, так аккуратно, буквально в 5 мм, упало рядом с хрупким фонарём, что потом все ходили смотреть на него, как на какое-то чудо.

Быт Дхамма Центра (Dhamma Center)

Дхамма Центр – это некоммерческая организация. Бытом в центре занимаются волонтёры, которые называются здесь server – для них эта работа является служением. В качестве волонотёров, выступают студенты, уже неоднократно проходившие курс и желающие внести свой вклад в распространение учения Випассаны. Судя по всему, есть и постоянные сотрудники, работающие в администрации и на кухне, но мы с ними не пересекались.

Территория центра разделена на две части – мужскую и женскую, всё организовано таким образом, чтобы возможностей пересекаться с противоположным полом практически не было. Виртуальная граница между территориями проходит через зал для медитаций, который тоже, в свою очередь разделён на две части. Для мужчин и женщин предусмотрены отдельные входы в холл.

Как зарегистрироваться

Зарегистрироваться на курс можно на сайте, выбрав наиболее удобный центр и время. Как правило, набор закрывается за несколько месяцев, так что лучше озадачиться этим вопросом как можно раньше (на курсы Випассаны в России вообще нужно записываться чуть ли не за полгода). После регистрации в ответном письме придет анкета, которую нужно заполнить, а также описание правил, с которыми нужно согласиться, прежде чем окончательно подтвердить своё участие.

Заселение

Заселение осуществляется с 15 до 17 часов в день, накануне начала курса. Мы хотели поселиться в отдельных домиках, но приехали уже к 17 часам и думали, что нас разместят в общем 4-х этажном комплексе, но оказалось, что распределение по комнатам осуществляется при регистрации на сайте, так что жилье было за нами закреплено уже пару месяцев назад. Тем, кто регистрируется раньше, предоставляют домики, а когда домики заканчиваются, студентов распределяют в общем корпусе, в котором условия не хуже – также отдельные комнаты с удобствами, однако гораздо выше слышимость от соседей и невозможно сразу из комнаты выйти на улицу.

Все ценные и запрещённые вещи (телефоны, ноутбуки, плееры и т.п) при заселении необходимо закрыть в индивидуальный сейф. Сейфы находятся отдельной комнате, положить или достать что-либо можно только в присутствии кого-нибудь из персонала. У каждого замка есть только один ключ, который терять не желательно, иначе замок придётся распиливать (также можно повесить свой замок). В общем, система безопасности продумана довольно неплохо, так что за ценности можно не беспокоиться. Единственное – ящики-сейфы не очень большие по размеру, так что ноутбук с с собой лучше не привозить.

Проживание

Для проживания предоставляются либо дуплексные домики с удобствами или домики для медитаторов, либо отдельно стоящие домики-скворечники.

Территория центра довольно просторная для жизни, но ограниченная для передвижения. Так как из спортивных активностей во время курса разрешена только ходьба, то практически всё свободное время мы гуляли по территории, при этом на то, чтобы сделать полный круг, уходило меньше 10 минут, так что за день кругов мы наматывали немало, радовало, что местность была холмистая, и тропинок было несколько, что позволяло немного разнообразить маршрут.

Медитации

Для медитаций созданы все условия: за каждым студентом закрепляется индивидуальное место – небольшой квадратный мат, в достаточным количестве есть дополнительные маты и подушки, на которые можно садиться и подкладывать под ноги. Тёмно-синие маты – для женщин, а голубые для мужчин.

Для тех, кому тяжело целый день сидеть прямо, предусмотрены деревянные спинки, которые устанавливаются под мат – получается что-то вроде стула без ножек. Но развалиться, как на стуле, не получится – это, скорее, просто поддержка для поясницы, а не для всей спины. Людям в возрасте и тем, у кого есть проблемы со здоровьем допускается медитировать, сидя на стуле.

Несмотря, на все подушки и спинки, сидеть в позе со скрещенными или подогнутыми ногами в течение длительного времени очень тяжело – мышцы затекают и постоянно болят, иногда защемляются нервы и боль становится нестерпимой, а через час медитации ноги приходится разгибать вручную.

Так как двигаться и открывать глаза нельзя, то часто происходит потеря во времени – кажется что уже прошел не час, а два или три, а этого дурацкого гонга всё нет! Появляются мысли, что гонг просто забыли включить, или же гонг был, но из-за глубокой медитации не был услышан и все уже давно ушли на обед. В эти минуты очень хотелось приоткрыть хоть один глаз и убедиться, что всё не так и приходилось насильно подавлять это желание, и продолжать медитировать.

За 5 минут до окончания часа, учитель включает запись Гоенки, который распевает мантры и, несмотря на то, что эти последние 5 минут тоже кажутся вечностью, всё равно они самые радостные и счастливые, ведь после них можно наконец-то распрямить ноги, встать и походить!

Лекции

Каждый день, согласно расписанию, в 19:00 у нас была лекция – в зале, на большом экране показывали записи выступления Гоенки. Записи транслируются на английском языке, с тайскими субтитрами. Гоенковский индоинглиш (индийский английский), да еще и со специфической терминологией, понимать было сложно, поэтому мы во второй день, не сговариваясь попросили лекции на русском. Нас посадили в отдельные комнаты и выдали mp3-плееры с русским записями. Как правило, во всех гоенковских центрах есть возможность слушать такие лекции на родном языке.

Лекции построены таким образом, что в них, фактически, немного говорится о том, что будет завтра, но в большей степени – о том, что было сегодня. Причём часто бывало так, что возникает какая-то мысль или вопрос, а вечером об этом как раз в лекции Гоенка и рассказывает. Как-то так поразительно одинаково люди устроены и думают как-то синхронно :) Вообще, лекции Гоенки слушать довольно интересно, рассказывает он бодро, не нудно, с шутками и притчами.

Частично, инструкции по технике давались в течение дня, перед медитациями, так что совсем без английского проходить курс довольно проблематично, минимальный уровень, всё-таки, нужен.

Инструкции тайского учителя для европейцев дублировались переводом на английский, делал это один из волонтёров-серверов, он же помогал при групповом и личном обращении к учителю. Каждый день, в составе небольшой группы (6 человек), мы общались с учителем, он задавал вопросы относительно наших медитаций и ощущений, давал советы на что обратить внимание при выполнении техники.

Также была возможность обратиться с вопросом к учителю наедине, для этого нужно было записаться заранее и в четко указанное время явиться в медитациионый холл. С личными вопросами обращались немногие, поэтому отведенного часа на общение, хватало всем желающим, с одним учитель мог проговорить и полчаса, а другому было достаточно и пяти минут.

Еда

Столовые находятся в отдельных корпусах – мужская поменьше, женская побольше. Главная особенность приёма пищи, которая как нас, так и многих других, по-началу, напрягала – это расположение столов таким образом, что есть приходится, повернувшись лицом к стене или перегородке, уткнувшись в свою тарелку, не обращая внимания на соседей. Тем, кто сидел у окна в этом плане повезло больше.

Питание в центре организовано на высшем уровне. Еда тайская, вегетарианская – разнообразная, немного острая, но по-большей части, весьма вкусная. Как, правило 2-3 различных блюда, салаты, десерты, травяной чай или сок – всё это без ограничений, по принципу буфета. Утром давали тропические фрукты – было много арбузов, папайя, гуава, саво, ананасы, а так как тайцы уже с утра активно налегали на рис, то фруктов нам оставалось в достатке, мы, в основном, на завтрак только их и ели.

Основных приёмов пищи два – в 6:30 и в 11:00. Вечером, в 17:00 – фрукты (если остались с завтрака) и чай с печеньем, тостами, джемом, нутеллой и т.п., но это только для новых студентов. Тем, кто проходит курс второй раз и больше, в 5 вечера можно было пить только травяной чай. По медицинским показаниям или просто тем, кому очень тяжело без вечернего приема пищи, разрешается в индивидуальным порядке, попросить ужин, и в 5 часов, вместо или вместе с чаем, плотно покушать.

В начале курса за каждым студентом закрепляется место в столовой и выдаются столовые наборы – тарелки, ложки, чашки. После приёма пищи каждый моет свою посуду и оставляет её на своем обеденном месте.

Рядом со столовой установлены куллеры с холодной и горячей водой, которыми можно воспользоваться в любое время.

Оплата

Обучение на курсе Випассаны полностью бесплатное – это единая практика во всём мире, неважно где вы проходите обучение – в Таиланде, Филиппинах, Франции или США. Если по окончании курса, вы почувствовали, что эти 10 дней прошли не зря, можно оставить пожертвование – именно на них и существуют все центры (если вы покинули курс раньше, то пожертвование у вас не примут).

Пожертвование полностью добровольное, и его размер зависит от возможностей каждого студента. Так как, на курсах занимаются люди из совершенно разных слоёв общества и с абсолютно разным достатком, то и жертвует кто сколько может – от сотен до десятков тысяч бат. При определении размера пожертвования можно руководствоваться различными мотивами – сколько не жалко или сколько хочется отдать, а можно оценить затраты на питание и проживание за 10 дней.

Волонтёры и учителя работают добровольно и не получают никаких денег, более того, по правилам центра, запрещено их благодарить как-либо материально.

Как добраться

Dhamma Kancana Meditation Centre, находится в 190 км от Канчанабури и в 315 км от Бангкока. Координаты центра: 14.936243 98.620252 (отметка на Google Maps).

Добраться из Бангкока можно несколькими способами:

Организованный трансфер. Автобус забирает всех студентов из города (точное место отправления указывается в письме, после регистрации) и привозит всех в центр. Время в пути – 5 часов, с одной остановкой для обеда, стоимость – 500 бат в одну сторону.

На общественном транспорте с северного автовокзала (Mochit Bus Terminal)

Доехать на автобусе "Mochit-Danchedi Sam Ong" (3 автобуса в день, отправление в 5:00, 6:00, 9:00) до Thong Pha Phum (в пути 5-6 часов).

Далее, в Thong Pha Phum дойти или доехать на моторикше до магазина 7/11 напротив Talad Thong Pha Phum.

Оттуда, на белом минибасе с красной полоской (Jong-ua minibus) доехать до деревни Wad Wang-Kayai, в которой и находится Дхамма центра (в пути около 1 часа, последний минибас отправляется в 15:00).

На общественном транспорте с южного автовокзала (Sai Tai Mai Bus Terminal)

Доехать до Канчанабури (автобус Pinklao-Kanchanaburi опправляется каждый час с 5:00 до 21:00, в пути около 2х часов).

Из Канчанабури доехать на автобусе (Danchedi Sam Ong Bus) или минивэне до Thong Pha Phum (в пути около 3х часов)

Далее см. п.2

Автостопом. В Таиланде, также как и в Малайзии, автостоп работает просто отлично – машины останавливаются довольно быстро и часто, даже если водители не говорят по-английски, они готовы подвезти. Единственная сложность – это последний участок пути (от Thong Pha Phum до Wad Wang-Kayai), на котором довольно мало машин. Мы выехали поздно, поэтому пару раз пришлось постоять на пустой трассе минут по 20.

Результаты

Несмотря на то, что Випассана – это, в большей степени, духовная практика, мы ехали на неё с довольно земными, конкретными и практическими целями – получить навык медитации, развить концентрацию внимания, ну и вообще, научиться более грамотно управлять тумблером, включающим и отключающим мысли в голове.

Своих целей мы достигли – если в начале курса мы с трудом могли сконцентрироваться в течение нескольких минут, то по окончании, это время увеличилось практически до одного часа. Кроме основного результата, в качестве бонуса, мы получили мощный прилив энергии и огромное множество различных инсайтов и идей.

Для сохранения, закрепления и усиления результата, рекомендуется практиковать медитации ежедневно, два раза в день по 1 часу, а раз в год повторно проходить 10-дневный курс.

Мы, в связи с переездами после Випассаны, забросили медитации и смогли ввести себе в привычку ежедневную медитацию (1 час утром) только спустя полтора месяца, что оказалось довольно трудным – восстановить полученный после курса уровень, получилось далеко не сразу. Так что, если вы настроены серьезно, то лучше не забрасывать и выделять ежедневно по часу – это, определенно, даёт свои плоды.

Причем, поначалу кажется, что потратить целый час на медитацию – это пустая трата времени, но благодаря этому часу, заметно повышается работоспособность, и в течение дня мы чувствуем себя более энергичными и собранными. А кроме того, во время часовой медитации, организм также отдыхает, так что за счёт этого у нас уменьшилось время, которое нам нужно для сна – сейчас нам вполне достаточно семи часов.

В этой статье мы не ставили себе цель увлечь кого-то техникой Випассаны, а просто рассказали о своём опыте.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Випассана по Гоенке в Таиланде

По теме Випассана по Гоенке в Таиланде

Медитация випассана

Каждый из нас стремится к миру и гармонии, это именно то, чего нам недостает в...
Религия

Випассана медитация

Общая практика медитации випассана Поэтому всегда рекомендуется заниматься...
Религия

Випассана в Дарамсале

Проходил я свой курс буддистской медитации в центре, который находится Дарамкоте...
Религия

Медитация дыхание. Випассана

Дыхание входит, пусть отражается в вашем бытии то, что дыхание входит. Дыхание...
Религия

Техника медитации випассана

Каждый из нас стремится к миру и гармонии, это именно то, чего нам недостает в...
Религия

Медитация Ошо Випассана: пошаговая инструкция

В Випассане может случиться так, что человек ощущает себя очень чувствительным...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Что такое позитивное самопрограммирование
Успешность и благополучие