Гостевой брак

Для нашего времени характерны упорные и непрерывные поиски «новых» форм отношений между мужчиной и женщиной, причем ведущей тенденцией является навязывание вечного эксперимента как образа жизни все более широким слоям населения.
Гостевой брак
Еще пару десятилетий назад к экспериментам в интимно-личной сфере призывали в основном молодежь («в этой жизни надо все попробовать»). Теперь с предложением попробовать «что-нибудь новенькое» обращаются к тридцатилетним. Правда, суть предложений «массовиков-затейников» от СМИ и масскультуры разным возрастным группам несколько отличается: тридцатилетним навязывают не столько новые формы секса (предполагается, что они уже это попробовали), сколько «новые» варианты традиционного брака.

Слово «новый» взято в кавычки не случайно, ибо на самом деле и в наиболее популярном варианте – «гражданском браке», (и во всех других) нет решительного ничего нового. Фактическое брачное сожительство без регистрации – будь-то венчание в церкви или посещение соответствующих государственных органов – существует столько же, сколько существует цивилизация. Разные формы «конкубината» (сожительства) известны еще римскому праву. Впрочем, не обязательно забираться так далеко в поисках прецедентов. Достаточно открыть пухлый роман чуть ли не любого писателя 19 века – русского или западного, и мы тотчас встречаемся с парочкой, живущей по принципу «нас венчали не в церкви». Все как теперь – свободная любовь и презрение к условностям, за исключением одного серьезного обстоятельства: «свободный брак» в 19–начале 20 века был уделом маргиналов*. Не стоит, кстати, тотчас рисовать в воображении горьковских босяков; речь идет о маргинальности в широком смысле слова. В гражданских браках состояли и парижские дамы полусвета, и представители богемы, и пламенные революционеры, и воры-«медвежатники» со своими «Маруськами» - диапазон, как видим, широкий. Не входили в него только скучные мещане, «отсталые» крестьяне, «непросвещенные» рабочие, темное купечество да вырождающееся дворянство – словом, практически все остальное общество. Правда, справедливости ради стоит отметить, что дворяне да купцы, особенно побогаче, иной раз грешили, заводя содержанок – актрис или сбившихся с пути девиц, «созданных для роскоши». Но браком подобные союзы никто не называл, да и женились те же гулящие купчики, как правило, в конечном счете на представительницах своего класса и со всеми церемониями.

Впрочем, «гражданским браком» в наше время никого не удивишь. В повестке дня на первом месте новое изобретение реформаторов морали – так называемый гостевой брак. Суть его сводится к тому, что двое партнеров, регистрируя свои отношения или нет (а что тут, впрочем, регистрировать?) регулярно встречаются для совместных занятий сексом, не живя при этом вместе, не ведя общего хозяйства и не имея, как правило, общих детей. Почему это брак, спросите вы? Потому что партнеры как бы обязуются соблюдать моногамию и с другими лицами не встречаться.

Апологеты данного «изобретения» захлебываются от восторга, перечисляя достоинства своей модели. Смотрите, как удобно: во-первых, в кои-то веки женщина полностью свободна от скучной домашней возни! Она имеет все преимущества семейной жизни, т.е. регулярный секс, и никаких ее минусов. Во-вторых, партнеры не надоедают друг другу, не привыкают друг к другу, и секс надолго сохраняет свой яркий, праздничный характер. В-третьих, такая семья экономит массу времени для других дел, например, для карьеры. И так далее, и тому подобное. При желании можно перечислить еще десяток преимуществ, причем все они будут действительно иметь место. Проблема не в том, перекрывают ли плюсы минусы.

Главная проблема гостевого брака (как и всех прочих «новаторских вариантов») состоит в том, что эта модель работает исключительно в благоприятных социальных и экономических условиях. Иными словами, все эти «союзы двух свободных людей» рассчитаны на физически здоровых, материально обеспеченных и социально успешных людей. Но как только жизнь ставит перед таким союзом мало-мальски серьезное испытание, к примеру, не очень тяжелую, но длительную болезнь одного из партнеров, «гостевой брак» заканчивается. И винить в этом второго партнера даже неловко. Отношения, основанные на взаимном сексуальном удовлетворении, автоматически прекращаются в случае исчезновения или даже ухудшения качества этого самого удовлетворения. Так что большого греха в том, чтобы бросить партнера, потерявшего товарный вид или скатившегося по социальной лестнице, для морали эгоистов нет. А как же иначе? Ведь никто никому ничего не должен.

Подобный подход в корне противоречит христианскому, традиционному принципу брака: «в болезни и в здравии, в богатстве и в бедности…», когда двух людей, помимо простой жажды физического удовольствия, соединяют тысячи незримых нитей – от чувства долга до жалости, от общих жизненных целей до ответственности перед ближними и дальними. И не стоит иронизировать, что и в «законном» браке муж не так уж редко бросает заболевшую жену, а жена – разорившегося мужа. Как всякая сложная структура традиционный брак весьма уязвим. Мы знаем, как можно испортить сложную машину, всего лишь нажав не на ту кнопку. Такие «кнопки» есть и в традиционном браке, но в нем есть и то, чего нет в иных моделях. Снова прибегая к сравнению из мира техники, скажу: традиционный брак – это «машина», созданная для работы в любых, даже самых неблагоприятных условиях. И это машина, обладающая колоссальной способностью к саморегуляции и самовосстановлению. Да, как и любая техника, эта машина не совершенна – она дает сбои, она может сломаться в самый неподходящий момент. Но она – реальность, она работает уже две тысячи лет. И она позволяет реализовать самые разные потребности человека: от потребности в хлебе насущном – в широком смысле слова – до потребности в вечном.

А что же гостевой брак? А гостевой брак – не более чем симулякр**. Он дает лишь иллюзию союза, иллюзию отношений, иллюзию того, что «у меня кто-то есть». По сути - это игра в брак, одна из тех многочисленных игр для взрослых, которые так детально описал в свое время Берн***. Взрослый человек вправе тратить свое время на игры – в конце концов, это его выбор. Главное, не впадать в детство и не путать игру с реальной жизнью.
×

По теме Гостевой брак

Брак как психологическое взаимоотношение

Рассматриваемый как психологическое взаимоотношение, брак представляет собой...
Психология

Брак

Многие ученые - социологи, экономисты, психологи, сексологи - считают, что...
Психология

Алкогольный брак

Психологи давно заметили, что "алкогольные" браки удивительно прочны. Кто из нас...
Психология

Гражданский брак

Раньше была традиция на Руси: после венчания молодожены приезжали домой, у...
Психология

Брак по расчету

Город миллионеров, сколько здесь возможностей, сколько соблазнов. Сюда, как мухи...
Психология

Брак без любви

Почти разменяв пятый десяток, моя бельгийская подруга вышла замуж. О сем...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы