Ноэтическая психология саморазвития

Термин ноэтика происходит от понятия «Nous», впервые введенное древнегреческим философом Апоксагором и означающее «Мировой Разум». Он употребляется также в трудах Плотина, Прокла Блаженного Августина. Позднее ноэтические темы, связанные с понятием самопознания, совершенствования и сознательной эволюции человека, с разных сторон рассматривались в трудах таких философов и духовных мастеров Запада и Востока, как Спиноза, Гусерль, Бергсон, Хайдеггер, Тейяр де Шарден, Блаватская, Рерихи, Ауробиндо Гхош, Алфасса, Ришар, Гурджиев, Кастанеда, КенУилбер, Михай Чиксентмихайи, Питер Рассел, Клэр Грейвз, Джон Уайт, Ричард Доукинз, Говард, Гарднер, Питер Сенге, Антонио Домазно, Эдгар Митчелл и многих других мыслителей.

На сегодняшний момент в разных странах мира (Америки, Европа, Австралия) существует множество центров и организация, называющих себя ноэтическими. Один из самых известных – Институт Ноэтических наук, основанный в 1972 году американским астронавтом Эдгаром Митчеллом и философом Джоном Уайтом. Осознав всю тяжесть проблем, стоящих перед человечеством, Митчелл и Уайт пришли к выводу, что в настоящий момент на планетарном уровне формируется новая волна развития и трансформации. Она связана с тем, что человечество совершает прорыв в постижении собственного природы и осознания своих задач.

Исследователи утверждают: мир стоит на пороге нового эволюционного шага, в результате которого в будущем должен появиться другой тип человека – homo noeticus. Главное свойство этого человека – способность сознательно управлять собственной эволюцией, ускоряя ее темп, корректируя направление и внося в нее духовный смысл. Новые ноэтические институты, появляющиеся во всем мире ставят перед собой цель содействовать эволюции и привнести качество осознанности и духовности в персональную жизнь каждого человека, группы людей. И хотя Россия, как это нередко с ней происходит, отстает от динамики мирового движения, тем не менее, и ее затрагивают планетарные волны.

Недавно в Москве был основан Международный Ноэтический институт. Он опирается в своей деятельности на ту модель Ноэтической Динамики, которая была создана исследователем Алексом Кеем и Лабораторией Умных психотехнологий (США, Калифорния) в результате с институтом Джона Фетнера (Мичиган), Калифорнийским Институтом Креативности (Санта-фе, Нью-Мексика), Колифорнийским Институтом Ноэтических Наук и Национальным Институтом Научных Открытий (основанным астронавтом Эдгаром Митчеллом).

Основные ноэтические дискурсы
Ноэтическая Динамика исходит из того, что человек является сложной многомерной системой, понять которую возможно, только если рассматривать ее самые разные стороны и уровни – умственную, эволюционную, телесную, включая его мышление со всеми его видами: речь, мотивацию, систему ценностей, эмоции, сублимации, мозг и, наконец, внимание. Основные дисциплины и теоретические дискурсы, входящие в эту систему, это:

1). Спиральная динамика (Spiral Dinamics) – теоретическая и прикладная модель человеческого развития объединяющая скрытые коды, которые формируют внутреннюю природу личности и ведут к изменению отдельных людей и организаций, помогая их эволюции по лестнице ценностей. Согласно теории ее создателя американского психолога К. Грейвза, человеческая природа развивается как двигатель, от одного сбалансированного состояния уровня к другому. Каждый последующий уровень добавляет к предыдущему новые элементы. Конфликты и проблемы, возникающие у людей, нередко порождены тем, что люди относятся к разному спиральному уровню развития.

Создатели этой модели утверждают, что человек – это открытая, непрерывно изменяющаяся и развивающаяся система, адаптационные возможности которой неограниченны. Спиральная динамика – это система, которая соединяет прагматические и духовные ценности, помогает понять, почему люди думают и действуют определенным образом, и также позволяет более эффективно выстроить контакты и взаимодействия с представителями каждого уровня. Можно назвать спиральную динамику наукой о человеческом совершенствовании и принципах успешной коммуникации.

2). Миметика (Memetics) – наука, появившаяся на свет с целью изучения мимов (memes), которые считаются единицей передачи культуральной информации. Мимы сравниваются с микроорганизмами, которые овладевают мозгом, подобно тому, как вирусы захватывают заболевший организм. Мимы, принимая формы идей, образов, явлений моды, стилей общения, убеждений проникают в сознание людей, готовых к их восприятию, и меняют поведение. Бывают позитивные, негативные, нейтральные мимы, а также так называемые валео-мимы, связанные с ценностными убеждениями человека (в этой части миметика и спиральные динамики пересекаются).

Человек, осознавший, какими мимами он руководствуется в своем поведении, получает возможность отказаться от негативных мимов, поставить надежные фильтры, защищающие его от проникновения в его сознании любых нежелательных ментальных вирусов. В то же время, он может настроиться на восприятие позитивных мимов, которые способны изменить его убеждения и программы поведения.

3) Теория комплексных адаптивных систем (KAS), созданная Мюреем Гелманом (нобелевским лауреатом по теории кварков и Джоном Холандом, отцом теории генетических алгоритмов – оба из Санта-фе, США) помогают видеть человеческое поведение, индивидуальное и коллективное сознание как сложные системы разного уровня, каждая из которых имеет внутри себя определенный набор элементов.

От взаимодействия этих элементов зависит вся динамика системы, ее внутреннее состояние, характер общения с себе подобными системами и степень адаптированности к внешней среде. Чем сложнее и глубже связи элементов системы между собой, тем лучше она адаптирована к внешнему миру. Для человека это означает, что он должен владеть искусством саморегуляции, быть целостным и хорошо сбалансированным существом.

4) Когнитивная лингвистика, основателями которой были такие ученые, как Н.Холмский, Дж. Лакофф, Л. Талми, И. Филмор и др..,- дисциплина, позволяющая осознать языковые особенности человека и понять как его речь и высказывания влияют не только на поведенческие и коммуникативные стороны его жизни, но и на внутренние психологические процессы и состояния.

Понимание речи - ключ к пониманию человека, а особенности синтаксического строения его языка свидетельствуют о его намерениях, личностных особенностях и степени интегрированности его психических структур. Меняя характер языковых высказываний (например, «вы-высказывания» на «я-высказывание», или наоборот), человек получает возможность усиливать свое влияние на других людей, а работая с аффирмациями (положительными словесными утверждениями) он начинает влиять на самого себя.

5) Теория множественной разумности, разработанная в конце ХХ столетия Говардом Гарднером, а также Безаном и Големаном, утверждает, что человек обладает не одним-единственным общим интеллектом, но целой палитрой многих интеллектуальных способностей: математический, пространственный, телесно- кинестетический, внутриличностный и межличностный виды интеллекта.

Каждый из этих видов интеллекта обладает своей структурой, функциями, языком и потому особым потенциалом для развития. Интегрируя разумности в единое целое, человек получает мощные импульсы для саморазвития и повышает суммарный потенциал своего интеллекта во много раз.

6) Модель самоидентификации сознания (SIM) была разработана в результате взаимодействия Лаборатории «умных психотехнологий» с основателем Теории Процесса А.Янгом, автором модели эволюции сознания Т. Мак-Кенной и творцом НЛП Р. Бендлером. Она раскрывает механизм и процесс развития «Я» человека, которое проходит по жизни через множество самоидентификаций.

Каждая серьезная смена – это переход на другой уровень человеческого существования, где человек ведет себя по-иному, чем раньше, и где у него по-другому протекают все процессы – от поведенческих до мозговых. Невозможно эволюционировать и продвигаться вверх по спиральным ступеням, сохраняя одну и ту же идентификацию. Подлинная самоидентификация всегда охватывает все уровни и этажи человеческой психики, включая мыслительный, эмоциональный и физический уровень.

7) Нейронауки – комплекс дисциплин, изучающих работу головного мозга в различных мозговых отделах и невральных путях, а также механизм функционирования нейросемантического контура сознания, связывающего физический и психический, смысловой аспекты реальности.. Открытия, сделанные наукой в последнее десятилетие ХХ века, кардинальным образом изменили представление о мозге и многих психических процессах – восприятии, внимании, памяти, что позволяет по-новому взглянуть на природу сознания.

Основателями нейронауки были такие ученые как Дональд О.Хебб, Карл Лешли, Пьер-Поль Брок и другие исследователи, изучавшие человеческий мозг, который содержит более 100 миллиардов нейронов, что приблизительно соответствует количеству звезд в Млечном пути. Основная проблема, которая стоит в центре внимания нейронауки – дихотомия психики и тела, или жизнь людей в двух различных мирах - физическом и психическом.

8) Наука счастья – особое направление в психологии, получившая большое распространение на Западе в конце прошлого века, и связанная с именами таких психологов, как Михай Чиксентмихайи, автор целого направления саморазвития «Учение о потоке и управляемом вдохновении», Мартин Салигман, один из лидеров современной позитивной психологии, ученые Клод Уоллис, Эд Динер Роберт Райт, Сони Любомирская, Ричард Дэвидсон, Брайн Кнютсон и другие мастера.

В противоположность психоаналитическим школам, сосредоточенным на изучении негативных эмоций и работе с ними, наука счастья предлагает искать выход из кризисов и проблем, преумножая положительные эмоции. Открытия современных психологических исследований показали, что нет прямой механической зависимости между материальными и финансовыми факторами жизни человека и степенью его удовлетворенностью жизнью. Исследования показывают, что самые счастливые люди живут не в самых богатых странах мира.

Наука счастья и позитивная психология работают над изучением набора факторов, в наибольшей степени порождающих у человека позитивное ощущение и помогающих справиться с привычкой мрачно смотреть на мир.. Для Ноэтики особую важность приобретает не просто повышение степени удовлетворенности человека своей жизнью, но изучение самого феномена самых тонких и высоких переживаний человека – таких, как радость, восторг, ощущение полноты бытия, и практик, укрепляющих позитивные эмоциональные состояния.

9) Эволюционная психология - наука, создателями которой были такие ученые как Дж. Палмер, Л. Палмер, Л. Космидес, Д. Туби, изучающая адаптивное значение поведения и объясняющая, как развивались во времени различные модели поведения. Она уделяет большое внимание исследованию природы нервной системы, рассматривая тело и мозг не как органы, состоящие из большого набора функциональных систем со свойством, которое принято считать адаптацией.

Эволюционная психология любой орган тела, включая функцию мозга, называет адаптацией, поскольку многие органы человека были сформированы в далекой древности. Сегодня, когда изменились условия жизни, человек не может рассчитывать на многие функции. Потому в соответствии с изменившейся средой человек, желающий эффективно адаптироваться к новым условиям, должен развивать и тренировать новые функции организма и психики. Ноэтический человек – это, прежде всего человек, хорошо адаптированный, как на биологическом, так и на психологическом уровне.

10) Восточные, западные и российские системы духовной эволюции человека, направленные на расширение сознания, этическое ощущение, улучшение психологических и душевных качеств, пробуждение скрытых ресурсов организма и психики, раскрытие глубинного потенциала личности, непрерывное совершенствование собственной природы.

В отличие от эволюционной психологии, изучающей взаимодействие организма со средой, системы духовной эволюции занимаются внутренним миром человека и проблемами трансформации его глубинных свойств. Наиболее яркими системами, оставившими большой след в мировой духовной культуре являются: религиозно-философские учения Анри Бергсона, Тейяра де Шардена, духовный синтез, развиваемый в теософии (Е. Блаватская, А. Безант), Агни Йоги (Н.К. и Е.И. Рерихи), Интеллектуальной Веданты (Шри Ауробиндо и его сподвижница Алфасса Ришар), а также ступени эволюции сознания, описанные разными русскими мистиками, и прежде всего, Даниилом Андреевым и Георгием Гурджиевым.

Несмотря на отличия в терминах, категориях и самих подходах, система духовной эволюции объединяет общее мировоззрение. Его суть в том, что движение к совершенству составляет глубинную основу человеческого существа. Помимо подробно изложенной теории, каждая из упомянутых систем обладает и богатой духовной практикой, точное следование которой приносит человеку желанные плоды. Ноэтика интегрирует; вбирает в себя идейную и практическую квинтэссенцию каждой системы, перерабатывая и переводя ее на современный язык.

Идея эволюции человеческого сознания, лежащая в основе ноэтики, буквально пронизывает каждую из перечисленных дисциплины, предлагает смотреть на человека через призму его Назначения и высокой Миссии – с позиции целостности, движения и развития.. Эволюционный подход позволяет включить в содержание ноэтики весь сакрально-мистический опыт, накопленный человечеством на протяжении истории, включая мудрость религий, эзотерических учений, пророков, святых, духовных мастеров Востока и Запада. Этот опыт, все более серьезно изучаемый современной наукой, нуждается в серьезном осмыслении, что возможно лишь в случае привлечения новой интегральной парадигмы, содержащейся в ноэтическом взгляде на мир.

В чем состоит практический эффект ноэтических динамик?

Эффект, который возникает при выборе именно этого направления психологии в работе с людьми, связан с несколькими факторами. В первую очередь, это системный взгляд на человека, его психику и сознание (особенно здесь помогает такая составляющая ноэтических динамик, как KAS – Комплексные Адаптивные Системы).

Системность ноэтической теории и ее глубокая научная выверенность помогает выстраиванию практических методов в стройную целостную систему, эффективно работающую на достижение цели. Другим фактором, обусловливающим эффективность применения ноэтики в бизнесе, является ее мощный диагностический потенциал. Высокая точность диагностики, достигнутая благодаря множеству специальных тестов и методик, позволяет поставить точный диагноз как отдельному обратившемуся за помощью человеку, так и целым организациям.

Используя ноэтические методы диагностики можно определить:

• спиральный уровень развития человека;
• его основные ценностные мимы, на которые он опирается при восприятии мира, общении с людьми;

• характер его разумностей и преобладающий вид интеллекта;

• его главную первичную идентификацию, а также вторичные идентификации;

• общий индекс внимания (степень концентрации, объем, рассредоточенность);

• степень осознанности;
• вектор главных устремлений (направленность мотивации и потоков сознания), степень вовлеченности человека в его главное жизненное занятие;

• личные способы конструирования реальности (вселенной своей жизни) и стихийных методов решения собственных проблем;

• сформированность умений входить в позитивные творческие состояния;

• индекс субъективной реализованности (ощущение счастья и завершенности замыслов);

• уровень адаптированности человека к той деятельности, которой он занят, и к той сфере, в которой он живет.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Ноэтическая психология саморазвития

Как ложь может быть инструментом саморазвития

Ложь - это способ приукрасить или изменить действительность!? А может ли ложь...
Психология

Психология жизненного сценария

Как и любое другое повествование, повесть вашей жизни имеет начало, середину и...
Психология

Психология взгляда

Большинство людей считают, что они видят то, на что смотрят. И даже более того...
Психология

Психология юмора

Юмор присутствует в той или иной форме в жизни любого человека, коллектива...
Психология

Психология подростков

Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста - смена...
Психология

Психология детей

Ребенок снова не оправдал наши ожидания:'Я в его возрасте Бетховена играла, а он...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Страшное слово Свобода
Как разные Знаки Зодиака воспитывают детей