Психология духовного развития

Как известно медитация является одним из древнейших средств воздействия на свою психику. Однако будучи могучим инструментом духовного развития медитация может стать и мощным орудием саморазрушения человека. Многотысячелетний покров тайны с одной стороны и восторженно дилетантский подход с другой привели к тому, что лишь сотая доля занимающихся медитативными практиками действительно достигает каких-либо позитивных изменений психики. Основная причина этого состоит в отсутствии четкого системного подхода к медитациям. Кроме того зачастую забывается главное: медитация является инструментом, но не целью духовного развития. Для того же, чтоб правильно применить любой инструмент необходимо знать его назначение, правила эксплуатации, а также иметь четкий план того, что хочется сделать. Именно последнего пункта чаще всего и не хватает при занятиях неопытных учеников. Применение медитации можно сравнить с беспорядочным глотанием таблеток человеком, который знает, что лекарства лечат, но не осведомлен о том, что каждое из них оказывает свое специфическое воздействие на организм. Справедливости ради необходимо отметить, что существовали и существуют школы, которые используют научный подход к медитативным практикам. Например, прийдя в тибетский монастырь ученик получал задание практиковать только одну из 108 классических медитаций ту, которую по мнению его учителя наиболее соответствовала бы потребностям психики ученика. Аналогичный подход практикуется и в современных йоговских школах, например Ашраме Ошо в Пуне, однако большинство из этих школ не афишируют методы подбора медитации для каждого конкретного случая и их терапевтические эффекты, поэтому воспользоваться их опытом практически невозможно. Целью настоящей книги является попытка дать четкий системный подход к медитациям, используя который ученик или инструктор йоги могли бы подобрать наиболее эффективные медитации направленные на действительное решение ситуации . Данная книга рассчитана прежде всего на учеников старших курсов Школы Йоги, приступающих к практике медитаций, инструкторов, начинающих проводить подобные практики, а также целителей, использующих в своей деятельности методы психотерапии. Книга построена таким образом, чтобы использующий ее рекомендации читатель мог осознанно пройти начальные этапы медитативной практики или осознать имеющийся у него медитативный опыт. С этой целью в начале книги изложены теоретические модели на которых базируется предлагаемая методика внутренней работы, а именно: Представление о медитации, как способе духовного развития. Концепция трехчленной структуры психики человека. Психологической трактовке духовного роста, как процесса расширения сознания человека. Предлагаемые в настоящем пособии техники разделены на пять групп, освоение которых рекомендуется проводить в порядке, приведенном в книге. Первая группа медитаций посвящена актуализации психических процессов и ставит своей задачей подготовить сознание ученика к более тонким медитативным техникам, дает эффективные навыки расширения сознания, позволяет актуализироваться в здесь и сейчас, что является необходимым условием любой духовной работы. При более внимательном отношении к этой серии техник с их помощью можно научиться ощущать чакры и их проявления. Вторая группа медитаций описанных в книге направлена на кристаллизацию и расширение сознания, его тренировку. Этот этап духовной практики абсолютно необходим, поскольку именно сознание, основной атрибут человека, является инструментом для дальнейшей работы над собой. Результатом практики данной группы медитаций должно явиться четкое, устойчивое ощущение своего ¦Я¦, внутреннего наблюдателя, независимого от внешних обстоятельств, и внутренних эмоциональных состояний, готового принимать решения и идти вперед. Без достижения подобного состояния использовать медитации описанные в последующих разделах книг и следует крайне осторожно и желательно под наблюдением опытного инструктора. Третью группу медитаций, в учебном пособии, представляет собой материал, предназначенный для ¦очистки¦ подсознания, т. е. устранение псевдоопыта и связанными с ним эмоциональных напряжений, высвобождению блокированных в подсознании энергий. Основной целью подобной работы являются: уменьшение степени влияния, которое подсознание оказывает на сознание, наработка безоценочного восприятия, повышение энергетичности, сознательное овладение эмоциональными энергиями ( на более высоких уровнях ). Следующую, четвертую группу медитаций составляют техники внутреннего распрограммирования, название которых говорит само за себя. Использование этих техник позволит освободиться от многочисленных программ и установок влияющих на нашу жизнь, тем самым достичь состояния спонтанности сознания, высвободить энергию которую забирают Силы и Эгрегоры, поставившие данные программы, для того, чтобы использовать ее для дальнейшей духовной эволюции. В последнюю, пятую группу вошли медитативные техники. направленные на достижение целостного состояния сознания. Кроме предлагаемых автором медитаций в каждой главе содержится краткий обзор медитативных техник, используемых другими школами для достижения подобных целей. Нет сомнений, что эрудированный и опытный читатель обнаружит и многие другие техники, поэтому приведенные описания даны в основном в качестве примера, который должен помочь читателям сориентироваться в безграничности многообразии духовных практик. С этой же целью в конце книги приведен список литературы, посвященный рассматриваемым вопросам. Хотелось бы отметить, что описанная в книге система медитативных практик является лишь первым шагом в осознанной работе над своим внутренним миром. С другими. более сложными системами я надеюсь познакомить читателей в следующих книгах серии Психология духовного развития.

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Каждая вещь воспринимаема посредством знания Я сияет в пространстве посредством знания "Виджнана Бхайрава Тантра" Одним из крупных достижений современной психологии является создание модели внутреннего мира человека. Согласно этой модели психику человека можно представить как результат взаимодействия трех составляющих: сверхсознания, подсознания и сознания, среди которых первая составляющая - подсознание представляет собой прирродную компоненту человека, его желания, инстинкты, потребность, сверхсознание представляет собой совокупность социальных норм, установок, морали, ограничивающих его действия в соответствии с потребностями общества, а сознание - промежуточное звено - является разумом, рациональным мышлением, способностью человека осознавать себя и мир, логически мыслить, и выбирать. Указанная концепция была получена эмпирически, в результате наблюдений, однако вывод о существовании трех частей человеческой психики, можно сделать на основании стержневого понятия всех эзотерических учений - понятия эволюции, а также трактовки эволюции как процесса накопления на буддхическом теле опыта поведения в различных ситуациях.

ПОДСОЗНАНИЕ

можно интегрировать как совокупность всего опыта, приобретенного душой на протяжении ее существования, причем разные пласты подсознания одновременно содержат опыт, относящийся к различным эволюционным уровням. Глубже всего лежит опыт накопленный в минеральном и растительных царствах - он обеспечивает нормальное функционирование физического тела, выше - животный опыт, управляющий инстинктами и наконец ближе всего к сознательному плану находится опыт накопленный в прошлых человеческих жизнях, - он определяет наши качества, предпочтения, жизненные устремления. Для того, чтобы опыт прошлых перерождений было удобно использовать он как бы воспроизводится, прокручивается заново, в каждом новом воплощении. Давно замечено, что в утробе матери плод проходит все предшествующие стадии эволюции - от одноклеточного до человека (биогенетический закон Геккеля ). Проследив дальнейшее развитие человеческого существа, можно обнаружить, что в детском и отроческом возрасте ребенок в своем развитии воспроизводит путь, пройденный человечеством, а возможно и лично им в прошлых жизнях. Чем богаче событиями детство, чем разностороннее интересы ребенка, чем быстрее они меняются, тем более древней душой он обладает.Описанная ситуация осложняется тем, что далеко не весь приобретенный человеком опыт действительно является конструктивным, т. е. соответствующим ,Природным законам и способствующим выживанию. Наряду с полезным опытом человек может приобрести массу псевдоопыта. Это связано с особенностью психики человека, которая регистрирует все подряд, не выделяя ¦полезные¦ причинно - наследственные связи. В глобально - эволюционном плане это не играет важной роли, т. к. большое количество однотипных ситуаций приведет рано или поздно к выделению полезного опыта из бесполезного, однако в жизни отдельного человека наличие подобного псевдоопыта может играть негативную роль.

Под СВЕРХСОЗНАНИЕМ

(супер-эго, в терминологии психоанализа) мы будем понимать систему программ , запретов и установок, заложенных человеку в процессе воспитания , ограничивающих или направляющих его действия, поступки и желания в социально приемлемых рамках. С точки зрения эволюционной концепции источником появления таких программ является опыт или псевдоопыт людей, достигших более высоких эволюционных уровней который они сформулировали в виде моральных установок и передали человечеству с верху вниз. Программы лежащие на сверхсознании могут быть природными, т.е. дающими возможность дальнейшей духовной эволюции, и не природными, принадлежащими разным эгрегорам , цивилизациям, неприродным обществам. Природные программы не наносят ощутимого вреда, более того их обладатель может казаться более духовным человеком, однако следует понимать, что эти формы поведения обусловленными этими программами являются не личными наработками человека а вставками сил, находящихся на более высоких эволюционных уровнях. Такие наработки не сохраняются за человеком при переходе от одной реинкарнации к другой или уходе от сил, от которых они были получены. Устранение или сознательное подтверждение описываемых программ ( при котором они становятся уже личными наработками человека, частью его сознания) имеет смысл только при достижении человеком соответствующего эволюционного уровня. Неприродные программы, в отличии от природных, хотя и могут быть социально одобряемыми, пагубно влияют на состояния человека, главным образом по средствам блокировок его естественных потребностей ( чакр) (см. прил. 2.). Такие блокировки приводят к появлению внутреннего напряжения, обусловленного конфликтом подсознания и сверхсознания, которые выражаются в форме невроза. Заметим, что именно существование неприродных программ привело психоаналитиков к мысли, что существование цивилизации само по себе делает человека невротиком, поскольку отраничивает его желания. Автор настоящей книги придерживается концепции, полагающей, что на каждом эволюционном уровне существуют формы поведения , законы " являющиеся природными¦, т.е. допустимые с точки зрения окружающих людей, но не подавляющие, а определяющие форму удовлетворения естественных желаний. СОЗНАНИЕ человека или его внутреннее ¦Я¦ является безусловно наиболее интересной частью его психического мира . Прежде всего потому, что сознание является одной из позднейших психических образований, которые присущи только людям, да и то не всем. Именно наличие индивидуального сознания, ¦внутреннего стержня¦, является признаком человека, его эволюционным атрибутом. В чем же состоят функции сознания? Не затрагивая сложных философских вопросов эти функции можно определить следующим образом: Сознание является инструментом, осуществляющим процедуру свободного выбора из нескольких альтернатив. Такой выбор не может осуществляться подсознанием, ибо подсознание, как уже говорилось, состоит из инстинктов и всегда ведет человека к реализации наиболее сильного желания. Такой выбор не может быть осуществлен и сверхсознанием, ибо оно содержит четкие программы и формулировки строго регламентирующие действия человека.

Отметим, что важнейшая из функций Выбора, лежащих на ¦плечах¦ сознания - это выбор между подсознательными желаниями и сверхсознательным установками, уравновешивающими позиций Хочу и Надо.

Сознание является инструментом активного познания мира, позволяющим выделить закономерности, абстрагироваться от процессов, создавать модели реальности. Обладая сознанием человек в состоянии познавать мир, а следовательно и эволюционировать намного быстрее, чем это можно сделать методом проб и ошибок. Как следует из самого названия Сознание -(со-знание - совместное знание), именно сознание позволяет людям общаться, формулируя знания посредствам знаковых систем - языков. Сознание является инструментом осознания. Более того процесс осознания по сути является пропусканием через сознание тех или иных элементов психической жизни. Заметим, что говоря об осознании, обычно смешивают два различных процесса - актуализацию, связанную с привлечением внимания сознания к объекту психики, и интерпретацию, т е. обозначение каких-либо явлений словами. отнесение их к одному из известных типов явлений, ¦ выдача имени . Наглядно соотношение компонент человеческой психики выглядит подобным образом: Заметим, что сознание людей может находиться на различных эволюционных уровнях. То что для одного является сознанием, для другого может быть уже давно пройденным этапом и находиться на подсознании, а для третьего быть еще не достигнутым сверхсознателным уровнем. Это легко видеть в жизни: голова одного человека все время занята вопросом как добыть хлеб насущный, а для другого это уже не проблема, но он не знает как обойти конкурентов, третьего интересуют более абстрактные законы, устройство мира и т. д. Сознание человека работает над теми законами, которые актуальны с точки зрения его эволюции.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ДУХОВНОГО РОСТА

Задача точного психологического описания процесса духовного роста достаточно сложна, поскольку на первый взгляд различные учения, школы и духовные направления ставят перед собой совершенно непохожие цели, тем не менее можно выделить три основных состояния к которым стремились и стремятся духовные искатели всего мира: СВОБОДА, ОСОЗНАННОСТЬ, ЦЕЛОСТНОСТЬ. СВОБОДА (мокша) является наиболее древним и наиболее многогранным понятием, по разному истолковываемым различными Школами. Обобщая сказанное в различных источниках можно заметить, что все Школы считали Мокшу некоторой противоположностью Кармы. Поэтому для того, чтобы глубже понять психологические аспекты Мокши необходимо прежде всего разобраться с аналогичными аспектами Кармы. В эзотеризме приняты различные интерпретации кармы, наиболее простым из них Наиболее простым из их является представление о Карме, как о воздаянии за мысли, поступки человека. Однако, любое событие случившееся с человеком имеет две стороны: объективно - фактическую и субъективную, выражающую отношение человека к событию. В зависимости от эмоционального отношения событие может рассматриваться человеком как награда, наказание, урок или что-нибудь еще. С другой стороны карма рассматривалась как некоторая мощная сила, ведущая человека к каким -0 либо действиям. С психологических позиций та сила представляет собой желания человека, в том числе и неосознааемые, которые ведут к своему осуществлению, делая его таким образом несвободным. Таким образом Карму можно рассматривать как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, с одной стороны и установками на эмоциональное отношение к различным ситуациям с другой, т. е. несвободу сознания от влияния подсознания и сверхсознания. Мокша есть состояние свободы сознания от давления подсознательного и бессознательного, что может быть достигнуто путем уменьшения внутренних конфликтов (очистки бессознательного), отождествления с какой-либо из частей бессознательного (слияние с Богом или Природой), разрушением сознания (нирваной) или его ростом (расширение сознания). Рассмотрим кто и каким способом стремится достичь описанных выше состояний. Одним из наиболее распространенных путей было слияние с божеством. Подобные идеи можно найти и в Индийской культуре (Бхакти-йога) и в тибетской, в техниках слияния с Идамом и даже в шаманизме, где происходит временное слияние шамана с духом-помощником во время шаманского транса. Сущность пути слияния состоит в том, что сознание адепта временно или навсегда сливается с одной из субличностей индивидуального или коллективного бессознательного (чаще сверхсознательного), приобретая при этом знания, опыт и возможности этой субличности. В случае, если индивидуальное ¦Я¦ при этом уничтожается адепт достигает и конечной цели освобождения, то есть выхода из всех этических и духовных перипетий, связанных с борьбой подсознания и сверхсознания. В зависимости от того, происходит ли объединение сознания с подсознательными или сверхсознательными архетипами речь ведется о слиянии с Богом, родом (?), каким-либо эгрегором, либо о повышении Природности, возврате к Природе, слиянии с ней. Ярчайшим описанием пути слияния является Бхагаватгита. Арджуна перед началом битвы ввергается в глубокий духовный и нравственный кризис, который обусловлен противоборством двух установок: нежеланием убивать людей ( в частности родственников ), которое по сути является следствием природного инстинкта сохранения вида и дхармическим долгом, который является выражением социальных интересов индийского эгрегора и стоящих за ним Сил. Данный духовный конфликт снимается Кришной, который рекомендует слить свое сознание с индийским архетипом кшатрия: Приняв во внимание свой долг, не нужно тебе колебаться, ведь для кшатрия нет ничего иного, чем справедливая битва. А затем обобщая эту мысль предлагает рассматривать битву и всю жизнь как неотвратимый поток мироздания в котором индивидуальное сознание не играет роли и его единственной задачей является посвятить свои дела Высшим принципам: Мне все дела посвятив, сердцем будь предан высшему Атману, о от самости, от вожделений, сражайся оставив горячность. Их (чувства) обуздав пусть он сядет , на Мне - Высшей цели. Принципиально иным направлением духовного развития является не уничтожение, а развитие сознания, его расширение за счет поглощения подсознательного и сверхсознательного. По мере роста и укрепления сознания давящих на него бессознательных сил становиться все меньше, а позиции самого сознания все прочнее, что и обеспечивает его освобождение от аффектов бессознательного. Следует отметить, что на таком пути также происходит объединение сознания с различными бессознательными архетипами и субличностями , однако объединение происходит не за счет поглощения сознания этими архетипами, а наоборот за счет поглощения сознанием, их энергии, эмоций, опыта, знаний. указанном контексте становится понятным две другие цели духовного развития - ОСОЗНАННОСТЬ и ЦЕЛОСТНОСТЬ, поскольку ОСОЗНАННОСТЬ как раз и является тем состоянием при котором сознание становится доминирующей психической функцией, управляющей всеми остальными, а ЦЕЛОСТНОСТЬ достигается при осознании человеком своего бессознательного, поглощении его сознанием.

Таким образом все цели духовного развития едины и при достижении одной из них автоматически достигаются остальныеИсходя из сказанного выше сформулируем основные направления духовного развития. Расширение вверх - сознательное овладение законами и формами поведения более высокого эволюционного уровня, которое включает в себя также освобождение тот программ,установок и вставлок, заложенных на сверхсознание человека различными силами.. Расширение вниз - осознание человеком своей природы и возможностей, потребностей, желаний, ведущих по жизни и составляющих Карму, использование их энергии.

Типы медитаций.

Поскольку не только методы, но и способы медитирования, вообще говоря различны, остановимся кратко на вопросе типологии медитаций по способу выполнения. В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах исходящих от объекта. Эту медитацию мы непроизвольно осуществляем, когда пристально всматриваемся, прислушиваемся или принюхиваемся, а также вчуствываемся в болевые симптомы или другие ощущения организма. Простейшими наиболее известными медитациями этого типа являются Тратака пристальное вглядывание в блестящий предмет, китайское созерцание деревянного шарика и другие. Медитации этого типа обладают двояким эффектом. Во-первых сосредоточение на каком либо внутреннем объекте приводит к его актуализации т.е. сознательному его восприятию, что способствует расширению сознания. Во-вторых, длительное сосредоточение может привести к отключению внимания вследствие усталости и вызвать состояние аутогипноза ...
×

По теме Психология духовного развития

Уровни духовного развития

Духовность, как одна из главных отличительных черт человека, есть способность к...
Психология

Духовное Я. Структура духовного Я

Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в...
Психология

Исповедь Духовного Наставника

Если б я была совершенной, то скорей всего я бы не писала эту статью, и вы бы ее...
Психология

Конфликты, как источник духовного роста

Когда два человека сходятся вместе, как друзья, коллеги или любовники, они...
Психология

Психология сексуальности. Перспективы развития

В этом смысле психология любви - более интересный и перспективный сюжет, чем...
Психология

Дыхание йогов для развития голоса

У йогов выработана форма дыхания специально для развития голоса. Они вообще...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы