Семья и дети

Содержание:
Вступление

Любовь по духовным законам

Ревнивый муж

Измены
Семья и дети
Возможно ли решение семейных проблем?

Существует ли у человеческого эмбриона душа?

Родственные отношения в духовном

Об абортах

Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам

Роль Библии в формировании морального облика человечества

Вступление
Е. Литварь: Тема нашей сегодняшней беседы касается семьи, материнства, детей и их воспитания. О семье мы с Вами уже говорили, однако мы получили еще несколько вопросов и, поэтому, продолжим наше обсуждение.

М. Лайтман: Очень интересно знать ментальность людей, которые их задавали.

Е. Литварь: Вопросы эти, как обычно, от молодежи с Пушкинской и Манежной площади Москвы и посетителей Интернета. Они заданы Вам не учениками, изучающими каббалу, а людьми с улицы.

Любовь по духовным законам
М. Санилевич: Первый вопрос: возможно ли построить систему отношений между людьми, называемую «любовь», которая бы соответствовала духовным законам? Поможет ли этому пример благополучных семей (если есть такие на сегодняшний день)?

М. Лайтман: Мы уже говорили о том, что когда-то между людьми существовали нормальные, простые, натуральные, что называется, отношения: я тебе даю, предположим, свою козу, а ты мне даешь своего коня; или вот тебе кусок хлеба, а ты мне – литр молока, и так далее. Люди жили одной общиной. Была маленькая цивилизация, и все было нормально. Потом эта цивилизация вдруг изнутри себя получила огромный эгоистический толчок, который ее буквально взорвал. Это произошло в Древнем Вавилоне, в Междуречье, в колыбели человечества.

Этот эгоистический взрыв всех и все перемешал. Люди начали строить между собой совершенно неестественные, искусственные взаимоотношения. Появились деньги, искусство, культура, появились взаимоотношения «богатые и бедные», «сильные и слабые», «твое – мое», юридические всевозможные документы и так далее. Люди стали изобретать, каким образом они могут быть между собой связаны. И в итоге к нашему времени создали очень много искусственных взаимосвязей.

Если тысячу лет назад, или даже пару сот лет назад что-то происходило в одном месте (не важно что), а в другом – об этом не слышали и не знали, то в наше время уже все взаимосвязано. Я читал древние летописи, которые описывают события, имевшие место 4 тысячи лет назад в Израиле (Кирьят-Гат и Иерусалим, расстояние – 30 километров), следующим образом: «Мы видели, что там было зарево, что-то горело в той стороне, у тех людей, которые там живут». Люди настолько были удалены друг от друга, что это казалось огромным расстоянием. Они даже не знали, сгорело там что-то или нет, живы ли те люди или нет. Что такое сегодня расстояние 30 километров? Там, где все зависимы друг от друга, уже три тысячи километров не расстояние.

Мы построили между собой абсолютно неправильную систему взаимоотношений. Если на неживом, растительном, животном уровнях наших тел мы действуем, как указывает природа, согласно её законам, то на уровне "человек" - взаимоотношений между людьми, мы ведём себя так, как будто знаем, что делать. На уровне "говорящий" мы не получаем никаких четких внутренних указаний со стороны природных инстинктов и поэтому здесь так много всего лишнего наворочали! И культура, и общественные, личные, семейные взаимоотношения, воспитание детей, экономические и политические связи, все, что вы только ни возьмете, все это нами построено искусственно, без учёта того, как на это реагирует природа, определены или нет в природе взаимодействия людей друг с другом.

Именно об этом говорит наука каббала: как построить между людьми такие правильные взаимоотношения, какими они прописаны в природе, но не заложены в инстинктах человека, а он должен их познать и сам создать между себе подобными. Если бы мы это знали, смогли увидеть эту правильную модель и воссоздать её между нами, то достигли бы самого прекрасного существования - состояния мира Бесконечности. Мы бы поднялись на высший уровень природы, на котором престали бы ощущать себя низменно, кратко существующими.

Вы говорите о семье. Во всех взаимоотношениях между нами мы неправильно себя ведем, не знаем, как эту коммуникацию правильно создать. И поэтому без науки каббала невозможно обойтись ни в создании семьи, ни в воспитании детей, ни в построении каких-то взаимосвязей даже между родственниками, не говоря уже о далеких или совершенно чуждых тебе людях.

Вопрос может быть поставлен так: каким образом в природе прописан закон взаимоотношения между мужем и женой, родителями и детьми, взрослыми и молодежью, между родственниками, общинами, государствами и так далее? На это все есть ответ (он не такой простой) – это система взаимоотношений между душами, потому что здесь наши тела в расчет не идут. Что такое тело? Оно выполняет свою функцию. Все, что касается взаимоотношений между людьми, исходит из желаний человека. Желания человека – это его душа.

М. Санилевич: Почему всё так не просто?

М. Лайтман: Не просто потому, что только в этом тебе дан шанс свободы воли. Тебе дана возможность сделать себя подобным самой высшей совершенной природе, но при условии, что ты разберешься, в чем являешься антиприродным, эгоистическим, противоположным ей. И поэтому создаёшь системы абсолютно неправильные, запутанные до ужаса, в которых каждый строит себя: хочу быть богаче, хочу быть сильнее, хочу быть известнее, хочу больше знать, хочу в том или ином виде использовать других. Каждый в мере своих внутренних давлений, желаний. Представляешь, что мы между собой натворили! Мы создали такую систему взаимоотношений между людьми, которая уже сама нас питает, создает внутри нас неправильные связи. В итоге мы сегодня находимся в страшнейшем кризисном состоянии.

Разрешить кризис – это обнаружить неправильные коммуникации, неправильные взаимосвязи между людьми и выстроить их правильным образом, больше ничего не требуется. В остальном вся природа идеальна. Неживая, растительная, животная природы существуют четко по своим законам. Если кто-то и портит, так это мы на своем уровне взаимоотношений между собой, где мы можем действовать якобы вне давления, вне инстинктов.

Е. Литварь: Из Ваших слов можно сделать вывод, что сам брак придумали люди?

М. Лайтман: Нет. Так же, как тягу друг к другу и зависимость друг от друга не люди придумали. Сказано: «Идите и зарабатывайте друг от друга». То есть мы специально созданы такими, что ни один человек не может себя сам обеспечить, он нуждается в других; ни один человек не может продолжить себя, он нуждается в сексуальном партнере; ни один человек не может быть уверенным, что сможет обеспечить себя, поэтому должен иметь родных, близких вокруг себя. Это создано все не зря. И не просто так в природе появились родные, близкие, тети, дяди, бабушки, дедушки и так далее. Это все исходит из специальной особой иерархии духовных сил, нисходящих на нас. В соответствии с этим и в нашем мире получаются такие причинно-следственные отношения, но их мы тоже неправильно устанавливаем. То, что есть дедушка с бабушкой, мама с папой, сын с дочкой и так далее, это все верно, но вот взаимоотношения между ними установлены неверно. Однако наличие всех этих уровней, а также необходимость взаимодействия между собой исходят из природы.

М. Санилевич: Эта родственная связь сохраняется и в дальнейшем?

М. Лайтман: Нет. Вы видите, что в нашем мире самая близкая связь: между родителями и детьми, между мужем и женой сегодня тоже начинает рваться. Вполне возможно, что в следующем поколении дети вообще не будут знать, кто их родители, и муж с женой может быть, будут сходиться только ради того, чтобы сделать ребенка. Посмотрите, насколько люди отдаляются друг от друга - наш эгоизм не позволяет нам терпеть друг друга.

Когда-то семья жила в одной комнате: родители, дети, дедушка с бабушкой, и было достаточно. А сегодня нужна отдельная комната для каждого ребенка. И вот у тебя уже квартира, в которой сколько людей, столько спален, и есть одно место, где все иногда собираются. Такого раньше не было, даже в больших группах людей.

То есть люди отдаляются друг от друга, это естественно, но отдаляются по необходимости, потому что чувствуют, что те связи, которые они между собой наладили - связи плохие, не дающие в итоге правильного комфортного состояния.

Е. Литварь: Вы говорите, что отдаляются – это естественно. «Естественно» – в смысле хорошо или плохо?

М. Лайтман: Естественно – потому что невозможно терпеть то, что получается в результате этих искусственно созданных связей. Поэтому отдаление – естественное от источника зла, неприятностей.

Е. Литварь: Двадцать комнат, по каждой на ребенка, – это хорошо или плохо?

М. Лайтман: Это не помогает.

Е. Литварь: Или лучше было бы быть вместе?

М. Лайтман: Не лучше. Как может быть лучше вместе, если ты не можешь это выдержать, – были бы убийства в семьях. Попробуй запереть всех в одну комнату, ты увидишь, что будет.

Поэтому конечно лучше, когда двадцать комнат, – якобы это каким-то образом снимает общественное напряжение. Но в принципе, ничего это не дает, это не лекарство, это не исправляет людей, не делает их ближе друг к другу. Позволяет каждому из них найти свой угол, но это, конечно, не решение проблемы.

Решение проблемы, наоборот, в ином – не в отдалении людей друг от друга, как в Интернете или в других средствах коммуникации: я посылаю кратенькую SMS другому, и будь здоров. Кажется нам, что это связывает людей друг с другом, но это наоборот отдаляет друг от друга. Кажется, что Интернет приближает: я могу сейчас списываться, могу легко связываться с другими. Нет, эта коммуникация – ложная, ущербная, она мне дает, якобы, возможность скрыться за внешними связями, я могу не представляться, и не знать своего собеседника. То есть человек обезличивается.

Смотрите, что происходит в нашем мире с одеждой, с поведением, с равноправием мужчины и женщины, и так далее. Все нивелируется: мальчики, девочки по своему внешнему виду, по своим запросам, вкусам не отличаются друг от друга; на футбол ходят женщины, в пивной бар ходят женщины, на физические тренировки ходят женщины. Такого не было еще 50 лет назад. Я не говорю, что это плохо или хорошо, просто смотрите, какое время.

Каждый становится единственной, самостоятельной, единой какой-то единицей, отдаленной друг от друга. Но необходимо общаться. Смотрите, в каком это происходит виде – в обезличенном. И это все для того, чтобы якобы снять напряжение, которое при необходимости быть вместе возникает между нами. Обратите внимание, как люди работают: например, каждый компьютерщик сидит в своей клетке отдельно от остальных, и больше ничего. Больше ничего. Приходит из клетки домой, включает телевизор, перед телевизором сидит тоже один. Общение минимальное. И все это вопреки природе. Потому что на духовном уровне мы абсолютно связаны друг с другом, зависимы друг от друга, и не можем просто так отделиться друг от друга.

То есть, в итоге наших сегодняшних таких взаимоотдалений мы не сможем сделать себе комфортную жизнь, мы все равно раскроем ущербность этого пути.

Е. Литварь: Вы сказали, что в духовном мы не можем удалиться друг от друга. Вы имеете в виду, что не можем, потому что нас что-то удерживает насильно, или не можем, потому что не хотим?

М. Лайтман: Удерживает насильно. Мы представляем собой абсолютно цельную связанную взаимодействующую систему. Мы связаны друг с другом ниточками. Поэтому не поможет нам выяснение отношений ни с детьми, ни с родителями, на все будет один и тот же ответ. Вы не сможете взять проблему только отцов и детей, или между супругами, и попробовать каким-нибудь образом улучшить их состояние. Его можно улучшить, если посоветовать им разобраться на духовном уровне, т.е. чем больше человек подобен Высшему миру, тем более комфортно он себя чувствует. Это и будет единственный ответ на все вопросы.

У нас, кроме этого, нет никакой свободы воли. Свобода воли только в том, чтобы раскрыть зло собственного порочного развития, посмотреть на природу, взять с нее пример, и самим построить эту модель на себе. Вот и все наше земное существование, для чего оно и дано нам.

Е. Литварь: Допустим, десять минут назад какой-то профессор в Австралии вставил диск с нашей беседой в компьютер и смотрит ее. Он столкнулся с тем, о чем Вы говорите, впервые в жизни. Вы думаете, он Вас поймет?

М. Лайтман: Значит, этому профессору, как и всему человечеству, надо учиться сначала понимать истинную природу мира, а затем, только после того, как поймет истинную природу мира, спуститься с неё в наш мир. Так сказано в каббале: для того чтобы понять наш мир, ты должен не в нем разбираться, так как ты в нем всё равно ничего не поймешь, лишь будешь ошибаться и крутиться, как в лабиринте, ты, прежде всего, должен подняться на более высокий, на духовный уровень, разобраться в том, как устроена природа Высшего мира, откуда нисходят на нас все законы, все силы, и только после этого начинать спускаться сверху вниз в наш мир, и смотреть, как в нашем мире все должно быть взаимосвязано по подобию Высшего мира, словно копия. И это подобие должны сделать ты, я, все мы. Если мы это сделаем, и два мира совместятся, наложатся друг на друга, то мы достигнем самого комфортного, вечного, совершенного состояния.

Поэтому я не могу ничего посоветовать австралийскому профессору, кроме как взять книжку.

Е. Литварь: У него при этом возникает вопрос о том, что делать с женой, с детьми. Зарабатывать деньги или заняться только духовным?

М. Лайтман: Каббала говорит очень просто: все, что у тебя в этом мире есть – жена, дети, работа, теща, все - оставь как есть. То есть не «оставь это», а продолжай в этой среде, в этих рамках существовать. Главное – открой книжку, которая тебе расскажет все об этом мире. Хотя в ней говорится только о духовном, но ты узнаешь всё и об этом мире.

Ревнивый муж
М. Санилевич: Женщина спрашивает: «Мой муж своей ревностью практически съел всю мою жизнь, – ни шагу без него не ступи. Я как в аду живу, и сковородка не нужна. Неужели ревность от Бога? Наверняка, от сатаны». Что делать?

М. Лайтман: Здесь возможны всевозможные проблемы. Это может быть болезненность у нее или у него, и при том в любом виде. Потому что обычная ревность не настолько проявляется в людях, чтобы один другому не давал возможность сделать малейшее свободное движение.

Есть какое-то доверие, какое-то взаимное обязательство, какие-то соглашения. Но если мы видим, что не можем контролировать эту ситуацию, мы ее отпускаем: «Ну, ничего не поделаешь». Есть люди, которые знают точно, что их партнёры имеют на стороне своих партнеров, и соглашаются с этим, и продолжают существовать. Здесь есть различные возможности.

В данном случае, мне кажется, это просто болезненное состояние человека.

М. Санилевич: То есть, если он или она больны, надо просто обратиться к врачу?

М. Лайтман: Каббала говорит только о правильных взаимоотношениях между людьми на уровне «человек – человек». А если в данном случае болезненное состояние, то есть патология физиологическая, психологическая, то нужен врач. И «дана врачу возможность лечить».

Е. Литварь: Если муж в этой ситуации отказывается лечиться, имеет ли право женщина на развод с точки зрения духовного?

М. Лайтман: Я почему дал вам такой общий глобальный ответ на ваш первый вопрос? Чтоб вы из этого поняли, что каббала не занимается решением никаких житейских, бытовых проблем. Нет у этих проблем никакого решения. Уйдешь или не уйдешь, и так плохо, и так плохо. Это не исправление вместо какого-то нарушения или ломки какой-то, это не рождение чего-то нового хорошего вместо плохого.

Каббала говорит: для того, чтобы построить правильные отношения, ты должен узнать, как же это устроено в Высшем мире, и сделать по подобию. Когда ты увидишь: вот это – я, вот это – он, вот это – моя душа, вот это – его душа, тогда таким же образом и со своими родными, с вашими детьми, между собой сможете быть правильно и хорошо взаимосвязаны. Если человек достигает такого видения, тогда он может создать себе идеальную картину и на этой земле, если нет – все равно будет ошибаться.

Как можно ей посоветовать, что делать? Она или он и в любой другой ситуации, не сделают из этого правильных выводов.

Измены
Е. Литварь: Ганс, студент из Амстердама, рассуждает об изменах. Он пишет: «Измены: если жена мужу – убил бы, муж жене – по-моему, вполне нормально. А что каббала говорит об этом?»

М. Лайтман: По-моему, в Амстердаме, уже наоборот все должно быть. А у него еще все по-старому: мужу – можно, жене – нельзя. Амстердам – самый свободный город, насколько я знаю, в мире.

Е. Литварь: Ну, может, он из консервативной семьи.
М. Лайтман: Что бы я сказал? Ну, в принципе, так оно и есть. По своему характеру отношения мужчины к женщине и наоборот абсолютно разные. Женщина ищет в мужчине связь. А мужчина ищет в женщине сексуального партнера и дом, т.е. обслуживание, помощь в том, в чем он не может сам себя обслужить. Это совершенно разные требования друг к другу.

Написано в Торе, в Библии, после грехопадения Адама и Евы как бы проклятием, что будет у Адама, и что будет у Евы, то есть, даны совершенно разные проклятия на мужчину и на женщину. Обратите внимание, как там написано, и из этого вам будет ясен источник их претензий и непонимания друг друга, потому что это совершенно разные творения.

Естественно, женщина, жена, тянется к мужчине, считает себя его частью, а его своей частью, но он этого абсолютно не понимает. Не понимает, что от него хотят. У него совершенно другая программа на связь с женщиной, с женой.

И на уровне бытовом, семейном, человеческом, животном они никогда не смогут встретиться, потому что, извините, на этом уровне они абсолютно разные существа. С разной психологией и физиологией. А встретиться и дополнить друг друга они могут только лишь на духовном уровне. И если оттуда произойдет дальнейшее распространение их связи на обычный земной, животный уровень, тогда будет все нормально.

В телах вы не найдете никакой гармонии. Гармония может быть установлена только через душу. Здесь, в нашем мире, связи устанавливаются только лишь на время какого-то сиюминутного контакта, когда каждый пытается эгоистически использовать другого, и не более.

Е. Литварь: Вы сказали о том, что женщина сейчас развивается таким образом, что требует, и, в общем-то, уже получила, равенство с мужчиной.

М. Лайтман: Не понимая природу мира, мы впадаем в такое состояние, в котором полностью нивелируем разницу между двумя не организмами, я бы даже сказал, а двумя сущностями, противоположными друг другу и обязанными друг другу. Мы абсолютно не понимаем, что делаем их просто одинаковыми. Убираем из мира две его составные части, делаем из них одно – не одну, и не одного, а одно. Никто от этого не получит никакого наслаждения, удовольствия, совершенства, гармонии, ощущения какого-то лучшего состояния. К этому нас приводит историческое развитие нашего непонимания мира и создание всевозможных связей между нами, которые совершенно далеки от природы.

Е. Литварь: Это равенство сегодня привело к тому, что женщины фактически имеют такую же сексуальную свободу, как и мужчины. И мой вопрос заключается в следующем: Должна ли женщина быть верна своему мужчине, мужу?

М. Лайтман: Да. Если женщина имеет более одного сексуального партнера, она не может быть женой. Она может быть женой только в том случае, если она является сексуальным партнером своему мужу. Она не может быть в любом смысле партнером другого мужчины, как только того, с кем она имеет сексуальную связь, – так она устроена. А у мужчины это совершенно не обязательно, он не видит вообще в женщине партнера, он видит в женщине вспомогательный элемент в своей жизни. И это так задано природой. Но этот вспомогательный элемент, может быть настолько важным, что мужчина, ради того, чтобы иметь его, готов на всевозможные жертвы. И если мужчину и женщину поставить в правильное соотношение, как они в природе закодированы между собой, – то тогда они будут прекрасно друг друга дополнять, никто не будет чувствовать себя ущербным.

Е. Литварь: Таким образом, брак в идеале может быть счастливым?

М. Лайтман: Конечно. И не в идеале, а на самом деле счастливым, идеально счастливым, если партнеры будут соблюдать в отношениях между собой духовные законы, законы духовной коммуникации.

М. Санилевич: Были ли случаи в истории, когда каббалисты разводились?

М. Лайтман: Мы находимся в процессе познания собственного зла, эгоистического зла. Оно должно полностью проявиться перед человечеством в своем самом жутком виде, для того чтобы осознать это зло, отторгнуть его и, отталкиваясь от него, построить нечто вечное, цельное, совершенное в отношениях между нами. До тех пор, пока не будет такого состояния, даже каббалисты являются частью общей порочной системы. И жены не имеют никакого отношения к ним самим, и могут быть против каббалы и не понимать мужей. И сами каббалисты вдруг падают и поднимаются со всеми своими проблемами, потому что они зависимы от общей системы сил и общей души, частью которой они являются. И поэтому совершенства не может быть ни в одной самой духовной среде или семье, так как она только отражает то, что происходит и вне ее.

Поэтому не надейтесь, что вы сможете изолированно от мира создать идеальную семью. Это можно, в принципе, сделать, если жена и муж занимаются одновременно каббалой, изучают ее и пытаются сделать себя подобными вот этой правильной системе сил между собой. Но такого на протяжении прошлых столетий не было, потому что нельзя было распространять каббалу, потому что даже, если каббалист и занимался каббалой, он при этом не афишировал этого никому, даже собственной жене. Практически, не посвящал ее в это. Хотя и были такие случаи - это рабби Акива и его жена, но такие случаи все равно единичны.

М. Санилевич: Если жена изменяет мужу, то это может повредить ее духовному продвижению, или наоборот? Или наши взаимоотношения здесь никак не связаны с духовным продвижением?

М. Лайтман: Духовное соотношение, продвижение, находится на порядок выше, чем земное, и поэтому не надо путать духовные отношения с земными.

Когда у людей возникают духовные взаимоотношения, они поднимаются над уровнем физиологическим, над земной привязанностью. Если люди хотят исправить свои прошлые состояния, то они могут это сделать: начать заниматься для того чтобы создать духовную связь между собой. После всех проблем, которые были, они их выяснили и решили начать новую ступень своих взаимоотношений.

Это серьезная работа - создание правильных взаимоотношений в семье, с детьми, в человечестве. Это и есть наша проблема – проблема всех. Поэтому видите, как всё не просто, не одна семья страдает или одно какое-то общество, одно государство или кто-то. Все! Все падают в одни и те же проблемы, весь мир. Вы увидите еще через несколько лет, как это все захватит - всех.

Возможно ли решение семейных проблем
Е. Литварь: Почему люди, много лет прожившие вместе, часто становятся очень похожи друг на друга, в том числе и внешне?

М. Лайтман: Я разъезжаю по всему миру и иногда ловлю себя на мысли, что новое место почти ничем не отличается от того, где я был. Макдональдсы, киоски, газеты, трамваи, автобусы, машины, фильмы идут те же. Все, практически, то же самое. Есть, конечно, экзотические места: такие природные, натуральные. Но, в основном, весь мир сегодня начинает работать, строить себя по одному и тому же штампу.

Поэтому и проблемы у всех одни. Мы все становимся взаимосвязанными, нивелированными; везде проявляется одна и та же проблема. И это помогает нам быстрее её выяснить. Она возникает у всех, а не то, что у тебя – одна, у меня – другая, у него – третья, каждый в себе. Тут одна общая проблема и у каждого, и у всех вместе.

И это меня радует, потому что, очевидно, мы уже подходим к тому состоянию, когда точно сможем определить, в чем зло и где искать добро.

М. Санилевич: Какие должны быть взаимоотношения в семье?

М. Лайтман: У нас есть очень интересная песня: «Посмотри на небо, там найдешь ответ». Очень интересный рэп, где говорится, куда же мы денемся, от чего спасемся, куда несемся, все против нас и так далее. Смотрите, что делается, например, цунами и что между нами происходит. Что же нам делать? И ребята дают очень хороший, каббалистический совет: «Посмотри на небо, там найдешь ответ».

Нельзя искать в нашем мире для такого случая никаких лекарств, их просто нет. Он так и сделан, наш мир, чтобы мы убедились, что должны посмотреть на небо. Я говорю вам: «Ребята, надо подняться наверх, изучить Высшую систему, и оттуда начинать спускаться вниз. Тогда вы узнаете, почему у нас так устроено, что плохо, что хорошо, что надо исправлять». Только сверху узнаешь, что внизу и как это действует, и как должно действовать. Только через верх. Не снизу-вверх постигаем, а именно сверху вниз.

Вы говорите: «Дай лекарство!» Нет лекарства. Возьми книжку, открой, начинай учить. Только после того, как ты изучишь верхнюю систему, ты начнешь понимать, как сделать внизу хорошо, – между собой, с детьми, с женой, с кем угодно и где угодно. Самая насущная книга для человека. Он не знает, каким образом обустроиться в жизни. Это и называется обустройство – налаживание взаимоотношений между людьми, это самое главное. Смотрите, отчего мы страдаем или отчего мы зависим. Лишь об этом и говорит наука каббала.

М. Санилевич: Как заинтересовать человека наукой каббала?

М. Лайтман: Я заинтересовываю тем, что говорю: «Вот здесь, в этих книгах находится решение вашей проблемы». А мне в ответ: "Ну да, мне надо с женой сделать какое-то примирение, понять, как воспитывать детей, а ты мне предлагаешь какую-то книгу. Что же делать?"

Дело в том, что человек на самом деле создан не для того, чтобы сделать семью и решить тем самым проблему. Сделано так, чтобы он создал семью и обрел в ней проблемы, чтобы подняться в Высший мир, а не Высший мир ему нужен для того, чтобы решить проблемы в этом мире. Не путайте причину и следствие.

Все проблемы нашего мира не для того, чтобы их решить, а для того, чтобы это вас заставило начать изучать Высший мир. Изучая Высший мир, вы будете продолжать решать проблемы этого мира, однако, они будут сами решаться. На самом деле вы обнаружите совершенно новые состояния, в которых вы должны существовать с иными объемами, с иными интересами, в бесконечной гармонии. Вот для этого вам и дана семья с ее проблемами.

Убегайте от этих проблем, наверх, и вы обнаружите там новые состояния, а не лекарство от этих маленьких земных проблем. Для этого-то все и создано.

Поэтому, когда я вам говорю: «Никуда не денешься, нужно открыть книжку», вы удивляетесь: "Мне книжку открыть, чтобы земную проблему решить?" Нет. Земная проблема здесь не решаема, она только для того вам дана, чтобы вытолкнуть вас в более высокий мир.

Е. Литварь: Вы заметили, что за период времени, прошедший после того как мы провели с Вами первую беседу, у нас изменились вопросы. Они уже больше направлены на то, как взаимоотношения между мужем и женой, между матерью и детьми и т.д. в этом мире приблизить к духовным взаимоотношениям. Поэтому, мне кажется, большинство вопросов не с точки зрения того «дай лекарство», а с точки зрения того, как нам лучше, точнее себя вести в этом мире.

Существует ли у человеческого эмбриона душа
Е. Литварь: Мы переходим к теме материнства. Первый вопрос: «На каком сроке после зачатия в плод вселяется душа? Может ли женщина во время беременности заниматься воспитанием своего ребенка, в том числе, и духовным?

М. Лайтман: Душа появляется, проявляется у взрослого человека, который спрашивает себя: «Для чего я существую?» Это вопрос, исходящий из души. На самом деле вопрос звучит так: «Откуда я низошел? Где мой корень?» Этот вопрос может возникнуть лишь у того, кто уже соображает или, хотя бы, чувствует себя человеком. Он возникает у нас где-то в шесть, семь лет нашей жизни. Но не у плода.

Человек, который начинает ощущать этот вопрос, называется в таком случае каплей семени. Заданный вопрос - внутренняя суть человека, возник у него не сам по себе: его породили Высшие силы. А потому именно этот вопрос называется каплей семени будущего духовного человека, который сейчас может начать расти в этом животном человеке. Но станет ли он духовным человеком, с этого момента и далее зависит уже от самого человека, от его свободы воли, от ее реализации,

А плод, который развивается в матери, растет по естественным животным законам так же, как и у животных. Никакой души у этого плода нет. Есть только витальная сила, животная душа, то есть то, что имеется и у животных, больше никак. Конечно, самочувствие матери, ее занятия, играют большую роль и оказывают большое влияние на ребенка. Будет она заниматься музыкой или переживать ужасные стрессы во время беременности, тоже накладывает отпечаток. Это система общая: ее и ребенка. Понятно, что есть какие-то следствия. Но к душе это отношения не имеет.

Душа – это то, что человек развивает. Душа – это желание познать, постичь Высшее существование, выйти на его уровень. Это чувство возникает у взрослого человека, который может и готов его реализовать.

Е. Литварь: Когда вселяется в плод животная душа?

М. Лайтман: Животная душа существует в животном теле. Она не вселяется.

Е. Литварь: Мы говорим про плод ребенка.

М. Лайтман: Если клетка получает внутреннюю программу на размножение, то это и есть животная сила, которая ее держит и заставляет размножаться, реализовывать полученную программу. Это и есть животная душа. То есть, животная душа – это внутренняя программа животного организма развиваться, поддерживать свой гомеостазис, и так далее.

Е. Литварь: Когда мы с Вами разбирали тему «Тело и душа», то выяснили, что есть нечто, что мы называем «Я», оно находится где-то вне. Когда это «Я» вселяется в плод? В момент его выхода в наш мир или еще в утробе матери?

М. Лайтман: Это «Я» рождается постепенно (если вы об этом говорите). Вы сейчас говорите о животном состоянии?

Е. Литварь: Да.
М. Лайтман: Оно рождается постепенно.

Е. Литварь: С какого момента?
М. Лайтман: На третий день оплодотворения, на третий день прикрепления семени к матке.

Е. Литварь: Значит, матери, которые читают книжки своим детям, находящимся у них в животе, правы?

М. Лайтман: С третьего дня уже можно читать книжку. Первые сорок дней очень важные. В это время происходит основная закладка всех базисных свойств, функций будущего человека - так называемые «мэм йом ецират а-влад», то есть образование, формирование будущего человека - Его программа, его свойства, характер.

Е. Литварь: Мать может на это влиять?
М. Лайтман: Мать не может влиять, мать может смягчить какие-то нехорошие его устремления и, наоборот, увеличить в какой-то мере его хорошие побуждения. Есть масса всевозможных данных, которые каббала нам описывает. Но говорится всего лишь о животной жизни человека, о его маленькой кратковременной жизни. Я думаю, что не стоит лишь этим заниматься. Потому что, как бы мы ни занимались этим маленьким человечком, как бы мать и окружающие ни играли ему хорошую музыку, ни читали бы ему интересные книги, ни кормили бы его самым здоровым, все мы тем самым хорошую судьбу, даже земную, ни в коем случае ему, когда он родится, не обеспечиваем.

Всё это хорошо, всё это надо, но в очень разумных пределах, понимая, что на самом деле судьба любого человека зависит лишь от его духовного пути. Человек может красиво прожить жизнь, но в итоге с нулевым результатом, т.е. просто хорошо просуществовать по формуле: раз родился, так уж хорошо просуществуй, и не более того.

Родственные отношения в духовном
М. Санилевич: Что происходит с животной душой, когда человек умирает? Она исчезает?

М. Лайтман: Естественно. А что у нее есть? Это всего лишь результат взаимодействия систем организма, проявления его свойств.

М. Санилевич: То есть кругообороты проходит только духовная душа?

М. Лайтман: Да, только духовная душа. А наши свойства постоянно меняются даже в зависимости от знаний, которые мы получаем. В следующий раз, когда мы рождаемся, наши свойства уже преобразуются. Причем, наши животные свойства переходят к нам также и от родителей, в то время как духовные свойства сугубо индивидуальны. У меня такой-то отец или такая-то мать, и во мне заложены их животные свойства. Животные свойства я получаю от своих родителей. Духовные свойства – это моя душа, это уже часть от Творца, и к родителям отношения не имеет.

М. Санилевич: У каждого человека есть какие-то родственники. Это каким-то образом связано с духовными родственниками? Они существуют и в духовном мире?

М. Лайтман: (смеется) В духовном мире родственники – абсолютно все.

М. Санилевич: Вы говорили, что в духовном мире есть иерархия.

М. Лайтман: Есть, конечно, и иерархии. Есть большие или меньшие собрания, интегральные сообщества, что ли, душ, как органы в нашем теле, как печень, почки, сердце и так далее. Собрание определенных клеток в определенные такие сообщества для выполнения определенной задачи относительно всего организма, относительно всей общей души. Это есть, конечно. Но все равно все построено на абсолютном взаимодействии друг с другом.

М. Санилевич: То есть, к ним у меня нет какого-то особого отношения, такого как здесь у меня к моим родственникам?

М. Лайтман: Есть особое отношение, конечно. Потому что, если в паре с тобой работают такие же души, клетки какого-то духовного органа, то, естественно, с ними у тебя отношения совершенно иные, чем с теми, которым ты должен передать, которых ты должен снабдить извне. Это как в нашем мире, но все построено на правильных взаимоотношениях.

Е. Литварь: Рождение человека у этих или иных родителей запрограммировано, оно не случайное?

М. Лайтман: Да, не случайное.

Е. Литварь: Значит, получение генов этого отца и этой матери, и, соответственно, культура и воспитание, которое он получит в этой семье, оно ведь тоже запрограммировано?

М. Лайтман: Абсолютно все запрограммировано. Но! Духовная душа в отличие от животной не переходит по наследству от родителей.

Е. Литварь: Если мать и отец, семья, окружение будущего человека, ребенка уже понимают важность и необходимость его духовного развития, могут ли они помочь ему чем-то в тот момент, пока мать его еще носит? Ну, например, читать книги по каббале.

М. Лайтман: Любой, который будет читать. Какая разница?

Е. Литварь: Мать носит ребенка...
М. Лайтман: А отец поглаживает ее по животу и читает ему сказки.

Е. Литварь: Да. Каббалу, например. Поможет ли это ребенку?

М. Лайтман: Нет. На восприятие каббалы должна быть свобода воли. Каббала – для исправления человека, а здесь нет еще человека, здесь нет еще зла. Каббала – это система, которая дается для исправления. Что тут исправлять?

Об абортах
М. Санилевич: Можно ли делать аборты?
М. Лайтман: Зачем? Дай жизнь, и все.

Е. Литварь: Это убийство или не убийство?

М. Лайтман: Когда мы говорим о душе, то абортом называется прерывание развития души. Души! Это страшное преступление, потому что тем самым ты лишаешь душу и мир правильной частички, которой ему будет недоставать. Отсутствие такой частички надо будет как-то компенсировать и на это понадобится огромный труд множества других душ. Я говорю только о душах, на уровне душ. Если мы говорим о животных телах, то с ними нет никакого расчета. Но поскольку религии путают духовное с материальным, то они, естественно, против абортов. У них существуют и другие проблемы: с переливанием крови, пересадкой органов, сердца, хотя сегодня такая пересадка уже разрешается, пересадка мозга будет когда-нибудь тоже разрешаться и так далее. То есть люди начинают понимать, что наше тело - просто животное тело, а душа – это то, что существует вне этого тела. Человек получает к ней доступ, для того чтобы ее развить, исправить. Вот о ней-то и идет речь. Ее, если она тебе дана, надо развивать, а не абортировать.

М. Санилевич: Физическое тело могло бы стать человеком, в котором могла бы развиться душа, а его уничтожили. Это подобно самоубийству, когда человек лишает себя возможности дальнейшего продвижения.

М. Лайтман: Человек лишает сам себя возможности духовного продвижения, потому что на этом заканчивает свою жизнь, он не хочет больше испытывать страдания, не желает осознать, что страдания эти даны ему для духовного продвижения. Это выбор человека, и поэтому самоубийство является грехом, преступлением. А если это сделано другими людьми над зародышем, то, в принципе, это не может трактоваться как задержка развития души.

Это очень сложные вопросы. Я не могу на них однозначно ответить и не хочу, чтобы вы делали из этого далеко идущие выводы. В своих ответах я хочу подчеркнуть - то, что мы говорим о душе, не всегда правильно привязывать к телу. Если о душе четко можно сказать, что это душа, и мы должны заботиться о ней, исправлять ее, и ее исправление является нашим путем, то насчет тела мы такого сказать однозначно не можем. Это то, что я хочу подчеркнуть.

Е. Литварь: Есть ли наказание за аборты, и если будут кого-то наказывать, то кого – мужчину или женщину, или обоих?

М. Лайтман: Никого не будут за это наказывать.

М. Санилевич: Духовный аборт – что это такое?

М. Лайтман: Духовный аборт – это когда человек лишает себя возможности духовного развития, сознательно не хочет на это идти.

М. Санилевич: Понимая, что находится на пути духовного развития?

М. Лайтман: Да, понимая! Человек, включаясь в духовное развитие, как капля семени включается в более высший парцуф, в более высшую составляющую, в более высшую ступень. Он полностью аннулирует себя и существует как зародыш в чреве матери. Он делает из себя такое состояние относительно высшего парцуфа, и не согласен далее развиваться в полной нейтрализации себя относительно Высшего, чтобы Высший его развил. Вот это и называется абортом.

Е. Литварь: Если у женщины нет детей, значит ли это, что она не выполнила свою функцию в этом мире, и ее ждет наказание?

М. Лайтман: Ни в коем случае.

Е. Литварь: А если по собственной воле она не хочет иметь детей (может, но не хочет)? Сегодня многие женщины не хотят выходить замуж и не хотят рожать. Этим они себя лишают чего-то?

М. Лайтман: Не волнуйтесь: все что надо, исправится. Не таким путем, так другим. Поймите, мы не разбираем с вами всю общую систему: почему у них такие желания; кто им дал такой эгоизм; почему они решили, что таким образом им будем лучше, легче; какую пользу или вред они при этом наносят себе и всем остальным, для того чтобы выявить зло еще больше и так далее. Вполне возможно, что они этим намного ускоряют весь процесс осознания зла.

Е. Литварь: Своего или общего?
М. Лайтман: И своего, и общего. Так что, это тенденция полезная, потому что, когда мы говорим об общем течении продвижения к исправлению, то это нам просто показывает, еще более обнажает зло нашего общества, его ущербность.

Е. Литварь: Мы понимаем, что роль женщины рожать – она однозначная. И ее нежелание рожать – это приближение в сторону зла, еще большего его проявления?

М. Лайтман: Я бы этого не сказал. Я вообще не смотрю на людей, пока они просто, как люди, как животные. Я начинаю смотреть на них только тогда, когда у них начинает возникать вопрос о реализации свободы воли. Когда человек начинает спрашивать себя: «Для чего я существую», и из этого вопроса должен вырасти его духовный образ, душа. Тогда о нем уже можно говорить. А до тех пор, пока они копошатся в материальной жизни, не имеет значения, в каком виде они будут в ней ковыряться, главное, чтобы поскорее обнаружили никчемность своих занятий.

Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам

Е. Литварь: Почему такие религии как ислам, иудаизм, категорически запрещают делать аборты и предохраняться, и отсюда такое большое количество детей в семье?

М. Лайтман: Женщина должна рожать столько, сколько получается, ничем не ограничиваясь, естественным путем, как и было у всех народов. Чайковский был шестнадцатым ребенком в семье. Он не иудей и не араб, а из просвещенной российской семьи XIX века. Что же здесь такого? Вот вам и пример.

То есть подход был совершенно другим к жизни, независимо от религии. Но, конечно, религии постарались, потому как брали за свою основу каббалу. В каббале сказано очень жестко, четко насчет прерывания духовного развития. Религии говорят относительно тела то же самое, что говорит каббала относительно души. Есть взрослые люди, которые занимаются серьезными вещами, и есть дети, которые играют в игрушки, подобно тому, как взрослые занимаются серьёзными вещами. Религии занимаются человеческим телом, игрушками, то есть не натуральными предметами, а тем, что временно существует в нашем мире.

Исходя из этого, религии против абортов и всего остального, и люди так жили веками. Но сегодня это уже приобретает, например, у мусульман совсем другой оттенок, они просто хотят завоевать мир. Поэтому им надо огромное количество адептов, своих единомышленников и отсюда призыв простой: мусульманская женщина должна иметь 15 детей хотя бы. В Израиле за 30 лет арабское население в четыре раза выросло только лишь за счет естественного прироста. Совсем другой подход: исходя не из религии, а из идеологии.

Е. Литварь: Влияние религии привели к массе заблуждений, к которым относится и мнение человечества о каббале. В данном случае Ваш пример, как религия использовала знания каббалистов об абортах духовных и перенесла их в наш мир – это еще один яркий пример этому?

М. Лайтман: Да, конечно. Потому что каббала совершенно не говорит о нашем мире, абсолютно никак. Но я бы не сказал, что плохо то, что сделала религия в этом смысле относительно нашего мира. Потому что на самом деле религия желает в нашем мире отобразить, сделать копию того, что якобы есть в духовном мире, только в материальных объектах. Так что, отрицательного в этом нет ничего, а есть в этом только положительное.

Если мы будем следовать и в нашем мире духовным корням, то от этого нам будет только польза. Смотрите, если бы не было Библии у человечества, каков бы был его, этого человечества, моральный облик сегодня. Трудно себе представить. Вся наша цивилизация исходит из одной книжки. Вся! Но книга говорит о духовных состояниях, в ней есть духовная сила. Я не беру в расчет восточные цивилизации, потому что они ограниченные, замкнутые в себе и не развивающиеся. Я говорю о цивилизациях, действительно давших миру прогресс, культуру, науку, все. Отражение всего этого можно найти в Библии.
×

По теме Семья и дети

Семья или карьера

Высокие девушки заняты карьерой и заводят меньше детей, но не потому, что не...
Психология

Кому нужна семья

Мужчина и женщина обратились к священнику, чтобы тот их обвенчал после вечерней...
Психология

Семья

СЕМЬЯ. Семья является в жизни человека важнейшим фактором, формирующим его...
Психология

Семья и современный Мегаполис

Данная статья - продукт философского обобщения 8-ми летнего опыта работы методом...
Психология

Моя счастливая семья

Благополучие семьи зависит от того, насколько взаимоотношения в ней...
Психология

Неудачник и его семья. Скованные одной цепью

Добытчик Разумеется, есть замужние женщины, которые тоже делают карьеру, но это...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Воспитание ребенка свободой