Модификация поведения

Полуголодную крысу поместили в пустую камеру, где был только рычаг и миска для еды. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и мочилась. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом: они были спонтанны.
Модификация поведения
В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности, крыса оказывалась в самом дальнем от рычага углу камеры и тут же получала удар электрическим током. Оказываясь в непосредственной близости от рычага, она получала шарик пищи, автоматически доставляемый в миску под рычагом.

Постепенно крыса научилась избегать дальнего угла и проводила почти все время около рычага. Рано или поздно она случайно нажимала на рычаг — пищевой шарик мгновенно падал в миску. С этого момента пища давалась не за простое нахождение около рычага, а только за его нажатие. Первоначально реакция нажатия имела низкую вероятность, она была чисто случайной по отношению к питанию. Нельзя было предсказать, когда крыса нажмет на рычаг и нельзя было заставить ее сделать это. Однако через соответствующий промежуток времени голодная крыса начинала нажимать на рычаг все быстрее и быстрее. Нажатие рычага постепенно стало наиболее частой реакцией крысы, ее типичным поведением в ответ на условие недостатка пищи.

Если пища переставала подаваться вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, переставала нажимать на него, происходило постепенное угасание...»

Опыт применения методов поведенческого контроля я получил еще в бесшабашные студенческие годы. В отличие от большинства студентов психфака — вундеркиндов в пятом поколении, интеллектуалов с пеленок, детей известных ученых и самих будущих ученых, верхоглядов и безнадежных зубрил, непревзойденных мастеров грызть гранит науки, — я особыми талантами не блистал, на практических занятиях не умел вовремя наморщить лоб и с умным видом вставить свои пять копеек, нагло игнорировал официальную учебную программу, и, к тому же, отличался нетипичной для будущих психологов замкнутостью и мелкопакостным характером. За что, естественно, не особенно примечался профессорско-преподавательским составом.

Однажды, когда ведущая занятие преподавательница, закатывая глаза от умиления, в очередной раз вещала о мифе «Белой богини» как символе космической сущности человека, я украдкой читал положенную на колени книгу. Тема была чрезвычайно интересной — как при помощи ударов электрического тока сформировать нужное поведение у белых крыс. Попавшая ко мне с оказией книга называлась «Экспериментальный анализ поведения организмов» ("The behavior of organisms: An experimental analysis"). Написал ее Б. Ф. Скиннер — известный «апологет буржуазной лженауки» и «прислужник проклятого империализма».

Читая книгу, я искал ответ на мучившие меня вопросы. Проблема, стоящая передо мной, по тем временам была нешуточной — что делать с «доставшим» меня преподавателем. Дело в том, что один уважаемый профессор (дай Бог ему здоровья!) отличался весьма скверной для студентов привычкой. Требуя стопроцентной посещаемости своих занятий, он в процессе чтения лекции очень любил перемещаться по всей аудитории, любуясь тем, как студенты конспектируют его гениальные мысли. Особенное удовольствие ему доставляло незаметно подкрасться сзади к азартно режущимся в «морской бой» или «секу» студентам и до смерти напугать их громогласным: «Молодые люди!!! Да я вас ... сейчас ... по этое самое!!!». Для некоторых студиозусов, предпочитающих во время бесполезных лекций заниматься своими делами, такая ситуация была невыносимой. В силу вышеперечисленных особенностей характера, больше всех это бесило меня. Естественно, чувства были взаимными.

Как всегда, решение пришло быстро и неожиданно. Опусы о «Белой богине» слушать больше не хотелось. Чтобы получить свободу, пришлось скорчить страдальческую гримасу и схватиться двумя руками за живот — способ не слишком эстетичный, но безотказно действующий в любых ситуациях. В тиши университетского коридора я обдумал детали своего адского замысла.

Метод был прост, как правда. Он был основан на описанном Скиннером эффекте подкрепления. Для всех людей одним из основных стимулов поведения является внимание и одобрение окружающих. Многие люди проводят массу времени, прихорашиваясь перед зеркалом, в надежде получить одобряющий взгляд супруга или любовника. И женская, и мужская мода — это предмет одобрения, она существует до тех пор, пока есть социальное одобрение. Хорошие отметки в школе — тоже позитивный подкрепляющий стимул, потому что за это получают похвалу и одобрение учителей. Цветы для любимой, лесть начальнику, похвала подчиненному... Внимание и одобрение значимого другого — родителя, учителя, возлюбленного — вот что часто движет нашим поведением. Причем эти мотивы далеко не всегда осознаются нами, чаще они «работают» на уровне подсознательных автоматизмов.

Как и все мы, бедный профессор был падок на социальное одобрение. Мне лишь оставалось вовлечь в авантюру еще несколько таких же, как и я, разгильдяев. (Для этого пришлось сильно раскошелиться на пиво, но чего не сделаешь ради науки.) Эксперимент начался.

Каждый преподаватель постепенно привыкает, помимо «правильных фэйсов» конспектирующих каждое его слово отличников, видеть перед собой и постные физиономии, откровенно зевающие и поглядывающие каждую минуту на часы в ожидании звонка. Когда наш профессор, во время плавного дрейфа по аудитории, случайно оказывался возле кафедры (предусмотрительно перемещенной в самый дальний и «безопасный» для студентов угол), ситуация резко менялась. Отъявленные лоботрясы вдруг просыпались и всем своим поведением показывали, что очень хотят его слушать. Вокруг расцветали доброжелательные улыбки. Каждое слово лектора ловилось с трепетным восхищением. Все преданно смотрели ему в глаза. Подавались заинтересованные реплики. Конспектировалось каждое слово. Но стоило профессору покинуть уготовленное ему место, как в аудитории мгновенно сгущались тучи. Многие слушатели начинали хмурить брови, избегали его взгляда. Кто-то бросал ручку на стол, кто-то демонстративно начинал смотреть в окно. На преподавателя веял холодок явной недоброжелательности.

Поначалу на лице профессора читалось искреннее недоумение. Но постепенно лектор начал смутно догадываться, каким образом можно овладеть вниманием аудитории. С каждым днем он проводил за кафедрой все больше и больше времени. Вначале это делалось сознательно, спустя некоторое время выработался соответствующий автоматизм.

Спустя месяц дело было сделано. Едва появившись, профессор сразу же занимал свое «рабочее место» и почти не покидал его до конца лекции. Хождения по аудитории прекратились. Лентяи могли снова заняться своим любимым делом — играть в «морской бой» или считать мух на потолке, не боясь быть врасплох застигнутыми со спины. Изменений не произошло, даже когда подлые студенты вконец расслабились и снова стали откровенно валять дурака. Преподаватель просто привык читать лекцию, стоя за кафедрой. Впрочем, радость разгильдяев была недолгой — как всегда неожиданно, на них обрушилась сессия.

...С тех пор и ходит по Руси легенда о том, как студенты психфака сговорились подшутить над своим преподавателем. История эта давно обросла небылицами и фантастическими подробностями, превратившись в одну из бесчисленных баек, которые любят травить под хорошие напитки все профессионалы (ясен перец, психологи пьют в основном лимонад ). Так рождается профессиональный фольклор. Во всяком случае, мне всегда интересно услышать (или прочитать) от очередного «очевидца» новую версию событий, участником которых когда-то был и я.

Таким образом произошло мое первое знакомство с бихевиоризмом — психологической наукой, изучающей то, как воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Только поведение может и должна изучать психология — говорил Б. Ф. Скиннер, один из отцов-основателей бихевиористики. Он смеялся над большинством современных психологических теорий, считая их умозрительными концепциями, высосанными из пальца высоколобыми интеллектуалами и не имеющими ничего общего с реальностью. Скиннер оспаривал абстрактные психологические концепции, являющиеся продуктом кабинетного философствования. Звуча как объяснение, они часто дают психологам ложное чувство уверенности в своем знании человека. На самом деле они ничего не объясняют, а только запутывают своей сложной терминологией.

Так, например, чтобы объяснить, почему способную студентку исключили из колледжа за неуспеваемость, психолог-когнитивист скажет: «Потому что она очень боялась неудачи». «Нет, потому что она не сумела достичь полного осознания собственного "Я"», — возразит ему гештальтпсихолог. «На самом деле она не смогла найти способы решения собственных проблем», — внесет свою лепту психолог гуманистического направления. Психоаналитик же приведет свое объяснение: «Она стала хуже учиться из-за того, что бессознательно боялась успеха».

Зачем заниматься бессмысленным словоблудием? Не лучше ли проверить, какие условия окружения предшествовали этому событию, чем предъявлять для его объяснения какую-то психическую реальность, которую мы никогда не узнаем наверняка? — спрашивает Скиннер. Например, мешал ли девушке шум в общежитии настолько, что она не могла успешно заниматься? Может, финансовые трудности заставили ее работать вместо посещения лекций? Или она играла в студенческой спортивной команде и пропускала из-за этого занятия? А может, любовные отношения помешали ей сосредоточиться на учебе?

Скиннер отстаивал необходимость функционального анализа поведения организмов, который устанавливает связь между открытым поведением (реакцией) и контролирующими его условиями окружающей среды (стимулами). Изменяя условия среды, мы изменяем поведение. Вот так просто. И сложно. В этом состоит сущность модификации поведения.

С точки зрения Б. Скиннера наше поведение контролируется позитивными (приятными) и аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами. К первым мы стремимся, вторых предпочитаем избегать. Они действуют очень сложно и едва уловимо, но они существенны для нашего поведения в разнообразных ситуациях. Деньги, секс, хорошие отметки, одобрение окружающих, лесть, похвала, власть — список позитивных стимулов бесконечен. Очень много и аверсивных (неприятных) стимулов: тревога, страх, физическая боль, потеря самоуважения и уверенности, голод, бедность... Позитивные и аверсивные стимулы можно использовать как во благо человеку, так и ему во вред.

«Кабинетные философы» жестко критикуют теории Скиннера уже полвека. Эстетическое чувство высоколобых интеллектуалов оскорбляют некоторые простые аналогии. Основное обвинение — человека нельзя сравнивать с крысой, нажимающей на рычаг для того, чтобы получить пищевой шарик. Действительно, нельзя. Человек — это нечто большее и нечто иное, чем крыса. Но эта крыса сидит в каждом из нас, иногда очень глубоко, а иногда она полностью захватывает власть над нами. И самое главное, ее можно использовать для управления нашим поведением. От этого никуда не деться — природу переделать нельзя. (Подробнее о практике поведенческого контроля Вы можете прочитать в статье «Модификация поведения в действии»)

P.S. Развитие современных обучающих методик и учебников по программированию является прямым результатом исследований Скиннера. Бихевиоральная терапия, основанная на разработанных им принципах, успешно применяется для лечения психических расстройств, заикания, алкоголизма, для обучения навыкам общения и повышения уверенности в себе, помогает преодолеть различные страхи и тревожные состояния.

Не так давно члены Американской психологической ассоциации назвали Б.Ф. Скиннера психологом, который внес самый больший вклад в психологию ХХ столетия. Зигмунд Фрейд назван вторым.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Модификация поведения

Правила поведения

Знать тонкости этикета важно не только для дипломатов. Неловким жестом или...
Психология

Манеры поведения

В кругу немецких бизнесменов все чаще возникают вопросы по деловому этикету: как...
Психология

Изменение поведения

Изменение какого-либо повторяющегося поведения или способы реагирования на...
Психология

Модели поведения

Мужчин, которых я опросила, можно разделить на три основные группы в зависимости...
Психология

Рамки поведения

Поведенческие рамки представляют собой способ понимания того, как мы действуем в...
Психология

Изменение поведения

Данный процесс дает вам возможность быстро преодолевать многочисленные...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как разные Знаки Зодиака воспитывают детей
Как научиться решать свои проблемы