Большая девочка

Я надеваю куртку, теплое пальто остается на вешалке: вчера была в гостях у мамы, и она, придирчиво меня осмотрев, сказала: «Осенью оно сидело неплохо, но ты опять растолстела. Тебя все разносит и разносит вширь». Я слышу эту фразу каждый раз, когда прихожу к маме, и, как ни неприятно это сознавать, она права.
Большая девочка
Диет я перепробовала немало, но ни одну не могу соблюдать до конца: терплю, терплю, а потом возникает непреодолимое желание заправить салат майонезом или сделать бутерброд с маслом, сыром и колбасой.

Я рассказываю об этом Вадиму Петровскому. Мы встретились, чтобы определить результат, к которому я хочу прийти, и найти средства его достижения. Психотерапевт удивляет меня своими первыми словами: «Я сейчас абсолютно не знаю, что произойдет дальше. И мне хочется сделать паузу перед тем, как взлететь, – как в самолете». Мы молчим несколько секунд.

Я знаю, что речь обязательно пойдет о Родителе, Взрослом и Ребенке: специалисты по транзактному анализу рассматривают «я» как личность, структура которой состоит из этих трех частей. Оказывается, что люди, способные соблюдать диету, и люди, которые «срываются» с нее, отличаются друг от друга и структурной организацией личности. У тех, кто диету соблюдает, внутренние Ребенок и Взрослый понимают друг друга. У тех же, кому трудно себя ограничивать, Ребенок находится словно между двух огней: с одной стороны, он готов следовать рекомендациям Родителя, с другой – ссорится с ним и протестует.

И, возможно, я набираю вес назло маме, словно говоря ей: «Ты все время называешь меня толстой? Так я тебе покажу, что на самом деле значит «толстая»!»

«Говоря ребенку: «Ты дурак, трус, толстяк», родители внушают ему это, – комментирует мои слова Вадим Петровский. – Ребенок верит: папа и мама не могут ошибаться! И в результате становится именно таким, каким его называют».

Иногда мне кажется, что мама хочет, чтобы я оставалась толстой: в очередной раз назвав меня «колбасой», она ставит передо мной кучу еды и очень обижается, когда я отказываюсь от чего-то. Психотерапевт объясняет, что на ее поведение влияет жесткая диета, которую она сама тщательно соблюдает: часто ограничивающие себя в еде люди переносят свои нереализованные влечения на других, усиленно их закармливая.

Картина проясняется, но одно лишь осознание ситуации меня не устраивает. «Для транзактного анализа важна рациональная работа, – говорит Вадим Петровский, – но есть и следующий этап, где вы почувствуете, что происходит в момент общения ваших внутренних Родителя и Ребенка. Давайте побываем в вашем детстве».

Передо мной три стула: Родителя, Ребенка и Взрослого. Я сажусь на первый и вхожу в роль мамы, голосом которой говорит мой внутренний Родитель. Что она могла бы сказать? Наверное, так: «Я хочу, чтобы всем было хорошо, и расстраиваюсь, когда остальные меня не понимают. Я всегда слежу за собой, я хочу, чтобы моя дочь хорошо выглядела, была стройной. И поэтому, когда она стала полнеть, я ее дразнила и называла «колбой». Я хотела ей помочь».

Я пересаживаюсь на следующий стул. Мне тринадцать. Я слышу мамины слова, которые повторяет психотерапевт: «Ты колба!» На глаза наворачиваются слезы. «Нужно браться за себя, колба!» – «Мама, мне обидно! Не надо меня дразнить!» – кричу я, кричит мой внутренний Ребенок. Мне больно. Я чувствую себя беспомощной.

Я снова на стуле мамы. Раздражена: «Я же не хочу тебе плохого, Инна! С тобой невозможно разговаривать! Следи за собой, я же это хотела тебе сказать!»

Психотерапевт опять предлагает мне пересесть. Внутри меня тринадцатилетней все вскипает: «Мама, дай же мне жить своей жизнью!» Инна-подросток и мама «переговариваются» еще некоторое время. Наконец наш взаимный обмен обидами становится бессмысленным. Я не знаю, что делать.

В итоге я пересаживаюсь на стул Взрослого. Бестолковый, безнадежный спор продолжает мучить меня. «Что бы вы, взрослая, посоветовали сами себе? – спрашивает психотерапевт. – Не знаете? А могла ли девочка знать тогда, что ей делать?» Если бы я могла встретить саму себя в тринадцать – как раз тогда я из довольно худого ребенка начала становиться полной девушкой, – я бы сказала ей вот что: надо предотвратить спор с мамой, успев рассказать ей о том, что я начала заниматься спортом. И отказаться от закармливания, первой угостив маму каким-нибудь тортом – легким, на йогурте. «Отлично! – радуется Вадим Петровский, – так мы успокоим маму».

Новый разговор мамы и Инны-подростка идет уже по-другому. «Молодец, взялась за себя», – говорит мама. И внезапно добавляет: – А где тебя так плохо подстригли?» Психотерапевт поясняет: «В реальности такой разговор тоже мог бы состояться. Родители часто играют с нами в игру, которая называется «изъян». И в этом случае мама, «нейтрализованная» рассказами о спорте и соблазнительным тортом, начнет поиск того, за что можно ущипнуть еще».

Оказывается, игру в «изъян» можно прекратить словами: «Я тебе больше скажу…» И добавить, например: «У меня еще и ботинки ужасные! Я иду, а все оборачиваются. Кошмар!» «А потом надо обнять маму и сказать: «Ты у меня самая лучшая, мамочка», – говорит Вадим Петровский. – И она от неожиданности начнет думать уже о себе. А размышляя о происходящем, Родитель переходит в роль Взрослого, решающего проблемы».

Мой разговор с частями моей личности можно перенести в реальность. Поняв, что происходит внутри меня, я смогу изменить отношения с моей настоящей мамой. Вадим Петровский показывает на стулья: вот родительская часть личности, вот детская, а вот взрослая. «Почувствуйте все три состояния и соберите их вместе». Я делаю движение рукой: мама, Инна-подросток и Инна-взрослая объединяются в одно, словно втекая в меня. Сеанс закончен.

Психотерапевт рассказывает мне, что продолжение наших встреч привело бы к более гармоничным взаимоотношениям между моими внутренними Родителем и Ребенком и, соответственно, с близкими людьми. «По сути, вы научитесь обсуждать с близкими проблемы, которые интересны вам, а не им».

«Теперь я начну худеть?» – спрашиваю я перед уходом. «Этот вопрос вы раньше решали вместе с вашим Родителем, – говорит Вадим Петровский. – А что теперь вы чувствуете сами?» – «Я не знаю, как быть худой взрослой. Но мое тело помнит детские ощущения легкости, гибкости…» «Вот и ответ на ваш вопрос, – улыбается психотерапевт. – Вам есть куда идти».

Транзактный анализ возвращает нашему внутреннему ребенку его подлинное место – место ребенка. Терапевтическая работа требует времени, но дорога к детству не настолько далека, как мы ее представляем.
×

По теме Большая девочка

Кризис - медленная смерть или Ваша Большая Победа?

Вчера общался с одним замечательным человеком, который поинтересовался, как...
Психология

Самая большая ценность

Сегодняшний информационный мир создает массу ценностей, по крайней мере, создает...
Психология

Девочка, которая не спит

Бессонные ночи Молодые родители Крис и Наташа, всегда хотели завести двоих детей...
Психология

Веду себя как девочка лёгкого поведения

Мне 14 лет, я всю жизнь при мальчиках веду себя как девочка лёгкого поведения. Я...
Психология

Плохая девочка или хорошая? Или как мы смотрим на мир

Почему самые «Хорошие девочки», которые ведут «правильную» жизнь: ни с кем почти...
Психология

Девочки половое созревание

Современные девочки достигают половой зрелости на 18 месяцев раньше, чем их...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы