Инфантильный эгоизм

«Инфантильный эгоист – это сидящий внутри взрослого человека голодный птенец с открытым клювом, это вечно младший, тот, о ком необходимо заботиться, помогать ему, защищать, удовлетворять его потребности, желания, для особо избалованных – прихоти.»

ЭГО – это чувство
собственной значимости
К. Кастанеда

Предисловие автора

Эгоизм - это видимые, конкретные проявления Эго, которое является и движущей силой развития и сердцевиной индивидуальности. Будучи осмысленным, прочувствованным и управляемым Эго со всеми своими проявлениями превращается в надежную опору и поддержку, формируя чувство собственного достоинства. В неконтролируемом варианте реализуется преимущественно в виде низших форм эгоизма, превращаясь в мощную разрушительную силу, причину страданий и неудач.

Инфантильный, подростковый, взрослый и разумный эгоизм - стадии эволюционного роста, созревания конкретной сущности, которая воспринимается как "Я", а "Я" = Эго.

Каждый этап развития необходим и полезен, но при условии четкой его своевременности, переразвитие тормозит эволюционный рост и лишает человека ощущения полноты и правильности жизни.

Задачи личностного роста, не решенные своевременно, т.е. в соответствующем возрасте, накапливаются во внутреннем пространстве человека и, зачастую не проявляясь явно, искажают его действия, контакты с окружающими, создают всё усиливающееся ощущение сложности и трудности жизни, снижают уровень успешности, подрывают веру в себя, не говоря уже о возникновении проблем во взаимоотношениях с близкими и детьми.

Чтоб "земной свой путь пройдя до половины" не оказаться "в сумрачном лесу", человеку необходимо уверенно существовать в состоянии разумного эгоизма, единственной его продуктивной форме.

Собственно действительно стоящей задачей в жизни является задача воспитания себя до уровня разумного эгоиста с использованием всех имеющихся видов жизнедеятельности: профессионального, внутрисемейного (как в своей семье, так и взаимоотношения с родителями), творческого (если хобби существует отдельно от профессии) и релаксационного (т.е. все способы отдыха и веселья - то, что называется досугом).

Задача воспитания себя не! является отдельным видом деятельности, существующим параллельно повседневной жизни и требующим дополнительного времени для ее решения.

Задача эта решается легко и в удовольствие, стоит только обратить внимание, увидеть, заметить "как?" и "ради чего?" вы работаете, общаетесь, конфликтуете, отстаиваете свое мнение, добиваетесь своих целей и, вообще, "как?" и "ради чего?" живете.

Выполняя свой долг, искренне надеюсь быть полезной в решении благородной и увлекательной задачи, задачи достойного прохождения пути своей, именно своей, индивидуальной и неповторимой Жизни.

Новорожденный слаб и беспомощен.
Абсолютно зависим.

Комфортность его существования
определяется
возможностями и желанием окружающих
воспринимать и адекватно удовлетворять
его потребности –
физические, эмоциональные, ментальные.

Преобладающим
состоянием человека в детстве
является состояние "Дай".

"Дай" может быть
просьбой, требованием, капризом, угрозой,
средством шантажа,
способом психологического давления и, в целом,
является единственным и универсальным
инструментом выживания в самом начале жизни.

"Дай" может выражаться вербально,
либо в виде страстного молчаливого желания.

Озвученное "Дай", как правило,
более поверхностно и реже удовлетворяется,
за исключением вопля отчаяния.

"Дай"
может быть внешним и внутренним,
активным или пассивным -
в любом случае это основное средство
взаимодействия и взаимообмена ребенка
с окружающими и миром в целом.

По той простой причине, что ребенок не в состоянии,

т.е. не может и не умеет, совершать действия,
результатом или следствием которых
является удовлетворение потребностей и желаний,
в том числе и первоочередных –
в пище, крове, уходе за телом и т.д.

Все, что он может - это заявлять
о наличии дискомфорта, о жажде изменений

(голода на сытость, холода на тепло,
влажности на сухость,
отсутствия внимания на проявление заботы,
недостатка объектов исследования и познания
на их возникновение,...).

Тело о своих потребностях заявляет болью,
ребенок - криком.

Частота удачных откликов на крик определяет
степень "счастливости" существования ребенка
и формирует глубинное, на уровне подсознания
доверие или недоверие к жизни вообще.

Доверие или недоверие к жизни вообще
впоследствии конкретизируется
и у взрослого человека
имеет весьма определенные области проявлений.

Интуитивное чувствование, понимание родителями
одних нужд ребенка и игнорирование других
определяется ориентацией
как родителей, так и ребенка
на телесное, эмоциональное, ментальное
или, редко,
духовное проживание жизни.

"Дай" ребенка может совпадать,
а может и не совпадать с основной шкалой
жизненных ценностей и приоритетов родителей.

Кто-то из них озабочен тем,
чтобы ребенок был сыт и тепло одет;
кто-то тратит силы
на закаливание и физические упражнения;
кто-то уже в два года пытается учить читать;
а кто-то не спускает с рук, тискает и зацеловывает.

При этом, с точки зрения родителей,
они делают "все" для своего ребенка.

Остается невыясненным мнение самого ребенка,
впрочем в осмысленном возрасте
каждому по силам об этом догадаться,
прислушавшись к себе и определив наличие или
отсутствие иррациональной тоски
по любви, ласке, заботе,
не связанной с их присутствием в собственной семье
на данный момент.

В любом случае состояние "Дай"
у ребенка является преобладающим
в силу объективных причин,
а не как следствие прихоти, каприза,
лени, избалованности или отсталости развития:
физического, психического, эмоционального,
ментального или всего сразу.

Е с т е с т в е н н о,
по мере роста, взросления,
овладения разнообразными навыками и умениями
принцип "Дай" должен спонтанно изменяться,
трансформируясь в какой-то иной,
более соответствующий текущему моменту,
оставаясь в человеке лишь фоновым
воспоминанием.

"Естественно" - не значит закономерно
и, тем более, не значит неизбежно.

"Естественно" - означает
имеющуюся возможность развития,
личного эволюционного роста, открытую дверь,
дорогу
и, соответственно, выбор:
воспользоваться либо не
воспользоваться.

Понятно, что ребенку не по силам
сделать этот выбор осознанно,
за него это делают обстоятельства.

Есть два совершенно конкретных
и весьма значимых обстоятельства
в жизни любого человека,
от которых зависит удельный вес принципа "Дай"
в общем наборе основополагающих
жизненных принципов уже взрослого человека.

Первое - это психотип,
определяемый моментом рождения,
дата и время его говорят о том,
с чем мы входим в эту жизнь,
каков наш стартовый капитал,
о количестве и ассортименте инструментов,
способных облегчить адаптацию
и прохождение необходимого участка пути.

Музыкальный слух, голос, способность рисовать,
быстро бегать, лепить, собирать конструктор, драться,

жалеть других, запоминать, делиться, хулиганить,
организовывать, слушать, формулировать и т.д. -
вот материал и средства создания
именно этой, индивидуальной и неповторимой жизни.

Кстати, это обстоятельство определяет
преобладание в поведении человека
не только принципа "Дай",
но и ориентацию на тот или иной последующий.

В самоидентификации по психотипу
может помочь астрология.

По космограмме определяются
положения Солнца, Луны,
распределение по стихиям и крестам
и знак синтеза,
а это и есть основные характеристики
изначально данного психотипа.

Преобладание в стартовом наборе
пассивного, женского, принимающего начала,

т.е. весомость стихий Земля, Вода
и акцент на фиксированном квадрате*
создают предпосылки комфортного существования
в состоянии "Дай".

* Эта информация содержится в индивидуальной космограмме

Второе обстоятельство связано с внешними условиями,

влияет на длительность пребывания
в этом состоянии
и, часто, определяет величину усилий,
необходимых для начала
внутреннего - душевного и духовного - развития.

Здесь имеются в виду психологические условия
существования ребенка в семье,
его внутрисемейный статус.

Младшие, особенно в семье с двумя детьми,
и, не так однозначно, единственные
зачастую надолго зависают в состоянии "Дай",
что усугубляет благополучно складывающаяся судьба.

Вариации могут быть по областям явного проявления:
у кого-то это состояние ярче выражено
в парных, межличностных отношениях,
у кого-то - в деловой сфере,
у кого-то - в семье, даже с собственными детьми,
у некоторых оно - тотально.

Само по себе нахождение в том или ином состоянии
ни о чем не говорит,
оно может быть вполне естественным и эффективным,
если совпадает с эволюционным возрастом.

Понятно, что эволюционный возраст не идентичен
и не зависит от хронологического,
и если каждый момент хронологической жизни человека

- это точка на оси "молодость - старость",
то эволюционная жизнь –
это путь от наивности к мудрости.

"Кто-то стареет, а кто-то созревает, как дорогое вино,

становясь с годами все лучше", -
сказал явно эволюционный не младенец.

Состояние "Дай",
абсолютно и безусловно поддерживаемое внешне, -
краткий период в жизни человека,
бычно к концу первого года заканчивающийся,
но имеющий
фундаментальное, судьбоопределяющее значение.

В зависимости от индивидуальных особенностей –
психотипа, внутрисемейного статуса,
степени "счастливости" -
эхо его проживания в той или иной мере влияет
на все последующие периоды.

Для динамично развивающихся личностей
он остается смутным воспоминанием,
питающим иррациональную веру
в существование лучшей жизни
и стремление ее достигнуть самостоятельно
с фанфарами и лаврами на финише.

Для личностей консервативных,
но трудолюбивых
он является внутренней опорой,
нижним центром тяжести, как у Ваньки-Встаньки,
позволяющим добиваться материальной стабильности
как за счет собственных усилий,
так и за счет использования окружающих,
и их ресурсов.

Для личностей
инертных, пассивных, избалованных
этот период превращается
в глубокую, скрытую психологическую рану,
отравляя жизнь мучительным воспоминанием
о потерянном Рае
и бессознательным стремлением
добиться от окружающих его воссоздания.

Третий вариант создает предпосылки
для существования
уже взрослого человека в виде
инфантильного эгоиста.

Предрасположенность
к существованию в виде инфантильного эгоиста
реализуется не всегда,
может быть проявлена фрагментарно
с дифференцированной яркостью по областям
жизнедеятельности,
но, как и предрасположенность
к конкретному заболеванию,
при стечении определенных обстоятельств
непременно даст о себе знать.

Инфантильный эгоист -
это сидящий внутри взрослого человека
голодный птенец с открытым клювом,
это вечно младший, тот, о ком необходимо
заботиться, помогать ему, защищать,
удовлетворять его потребности, желания,
для особо избалованных - прихоти.

Причем
забота, внимание,
помощь,
материальная поддержка
считаются само собой разумеющимися,
естественными, нормальными,
более того,
получение необходимого извне – закон бытия,
а окружающее
(ситуации, события, люди)
воспринимается, как раздаточное окошко,
стоит постучать
и появляется требуемое.

Отсутствие
или отказ в притоке извне
вызывает удивление, непонимание,

обиду.
Обида - частая и характерная реакция -
может быть и явной, демонстрируемой,
и тщательно скрываемой.

Вообще обидчивость - это
признак отставания в эволюционном развитии,
а обидчивый человек -
боец армии инфантильных эгоистов
по превращению мира в рог изобилия
лично для каждого из них.

Что такое обида и что с нею делать ?

Обида - защита слабых ?
Но обида довольно мощное
оружие шантажа,
психологического и эмоционального давления
и, в целом,
активный инструмент
манипулирования окружающими.
Поэтому почти всегда
обида - это скрытая агрессия,
попытка принудить другого выполнить
ожидаемое.

При этом «другой»
воспринимается исключительно потребительски,
как некий механизм реализации.

Каждый раз, когда вы испытываете обиду
это значит, что свое неумение, неспособность,
нерациональное распределение времени,
чрезмерные или несвоевременные запросы
вы пытались компенсировать помощью извне
и получили обоснованный отказ.

Обоснованный по двум причинам:
во-первых,
каждый (каждый!) человек,
и ваш партнер по обиде в том числе, -
явный или потенциальный творец,
созданный по образу и подобию Бога,
и Жизнь не поддерживает действия,
низводящие творца
на уровень инструмента в ваших руках.

Во-вторых,
любое негативное переживание -
боль, эмоция, мысль, чувство, ситуация -
это конкретная подсказка направления
внутренней работы,
эволюционной работы души и духа
и акцент на наличии пробелов
в собственном эволюционном воспитании.

Отсюда становится понятным,
что делать, в частности, с обидой тем,
для кого она мучительна и неэффективна
в качестве инструмента манипулирования -
совершить три простых действия:

√ переместить центр внимания с обидчика на себя;

√ определить конкретный внутренний дефицит,
т.е. что вызвало данное,
именно это, негативное переживание;

√ произвести работу по созиданию себя,
попытавшись реализовать
соответствующие действия своими силами
или отказаться - осознанно - от них
ввиду нецелесообразности.

Работа с обидами -
простой и весьма действенный способ перехода
из состояния «Дай» в состояние,
более соответствующее эволюционному возрасту.

Следствием ее является
повышение социального статуса,
вплоть до конкретного повышения в должности
и увеличения материальной оценки
внешней деятельности;
изменение партнерских взаимоотношений,
особенно с детьми и близкими;
снижение общего уровня внутренней напряженности
и, в целом, улучшение качества
и повышение комфортности существования.

Тем же, кто
результативно владеет обидой
в качестве инструмента
шантажа и психологического давления,
т.е. регулярно ее использует
и чаще добивается,
чем не добивается выполнения
своих требований,
необходимо предварительно
увидеть, почувствовать, осознать
потери от такого способа
взаимодействия с окружающими.

Эти потери, при частом нахождении
соответствующего инструмента в работе,
бывают весьма значительными, причем стратегически,
но осмыслить и понять взаимосвязь
между их возникновением
и практикуемым способом проживания
непросто.

Если понимание не приходит,
то проще на «голом» энтузиазме
попытаться проделать рекомендуемые действия,
желательно более одного раза,
и восхититься полученным результатом.

Помимо обиды,
для инфантильного эгоиста характерен
страх попадания
в нелепую, позорящую, стыдную ситуацию.

Неспособность посмеяться над собой
вызывает ужас оказаться объектом насмешек,
особенно при большом числе зрителей.

Отсутствие чувства юмора вообще
или в отдельно взятых конкретных ситуациях -
признак несоответствия между созданной видимостью

и представлением о себе,
как о взрослом, солидном, уважаемом,
статусном человеке
и прорывающимися изнутри,
стоит ослабить контроль,
неуклюжими, нелепыми, примитивными
действиями невоспитанного карапуза.

Стыд ситуации, частота его возникновения
и величина страха перед попаданием
в подобные ситуации
обозначают остроту необходимости
внутреннего взросления и приведения личности
в монохромное возрастное состояние.

Понимание необходимости внутренней работы
для инфантильного эгоиста уже достижение,
т.к. для него естественным является
перекладывание ответственности на других,
обвинение окружающих
в собственных неудачах и страданиях,
оправдание негативных происшествий
стечением обстоятельств
и существование по принципу:
«все хорошее - мое, все плохое - ваше».

Вопрос ответственности,
личной ответственности
за все,
с ними происходящее,
очень важен для подзадержавшихся в пути.

Он может быть решен
трансформацией
индивидуального «я» как центра потребления
в центр созидания:
действий, поступков, ситуаций,
окружающей обстановки -
в центр созидания себя,
включая свое тело и судьбу.

В деле трансформации, как это ни странно,
может помочь
часто встречающееся у инфантильных эгоистов
более или менее обширное недоверие
ко всему внешнему,
корни которого лежат в специфике проживания
подросткового и юношеского периодов.

Подростковый и юношеский периоды - это
пора интенсивного
взаимодействия и взаимообмена со средой,
активного вхождения в социум
путем индивидуального самоутверждения
и самоутверждения в составе
группы, коллектива, команды, сообщества,
скрепленных единым принципом.

Но индивидуальный эгоист сориентирован
не на взаимообмен, а преимущественно на "прием",
отсюда трудности социальной адаптации и
благополучного существования внутри
какого-либо коллектива,
отсутствие командного духа, поддержки друзей
и нарастающее присутствие настороженности
и недоверия при контактах с окружающими.
Поскольку
инфантильный эгоист - это
самозабвенный потребитель,
не желающий в поте лица добывать хоть что-нибудь
и, если и делающий это, то вынужденно,
под давлением обстоятельств,
ввиду черствости и бездушия окружающих,
жестокости этого мира,
не желающего непрерывно холить и лелеять
свое ненаглядное дитя,
постольку
регулярные разочарования, крушения
надежд и ожиданий
происходят с неизбежностью вырастания из ползунков.

Поскольку инфантильный эгоист
живет в режиме отсутствия личной инициативы
совершения действий «на отдачу»,
т.к. соответствующий импульс просто не рождается,
постольку приток извне неуклонно сокращается,
условия существования незаметно, но неуклонно,
с субтропиков сменяются на близкие к заполярным,
принуждая инфантильного эгоиста шевелиться
и взрослеть хотя бы вынужденно.

Близким, особенно любящим,
рядом с инфантильным эгоистом
со временем все чаще также становится
либо холодно, либо невыносимо,
семейная жизнь не радует умиротворением
и спокойствием надежного тыла,
брак или рушится, или становится формальным.

Упорствующий инфантильный эгоист
к этому времени успевает вынудить самых близких
совершить действия,
которые он расценит как предательство
и его недоверие к существованию станет тотальным.

Недоверие к жизни,
ее отдельным проявлениям и представителям
всего лишь следствие неуверенности в себе,
отсутствия внутренней опоры,
которая должна была бы быть сформирована в юности
в виде умения общаться с миром так,
чтобы был налажен продуктивный взаимообмен,
так, чтобы односторонний поток «на прием»
был дополнен более или менее
эквивалентным потоком «на отдачу».

Привычка контактировать с миром
с позиции потребителя,
сохраняющаяся детская наивная вера

в сиюминутную готовность окружающих
снабдить всем необходимым
от материального обеспечения
до организации личной жизни, включая секс,
провоцируют рождение тоскливого чувства
собственной бесполезности, ненужности
(фрагментарного или общего –
в зависимости от объема претензий).

Неспособность контактировать с миром "на равных" питает чувство неуверенности в себе и,

далее, недоверие к Жизни,
почему-то все с меньшей готовностью откликающейся
на просьбы и требования.

Если
неуверенность в себе и недоверие к жизни
поднадоели
и начали восприниматься как кандалы на ногах,
то самое время приступить
к заполнению внутренней пустоты ненужности
чем-то более позитивным,
а именно опорой самостоятельности.

Действия «на отдачу»,
пусть даже вынужденные, без души,
но освещенные пониманием,
что они необходимы самому инфантильному эгоисту,
что это не жертва, за которой должна следовать
благодарность и многократное вознаграждение,
а движение по пути к душевному комфорту,
удовлетворенности и наполненности существования
и есть основной строительный материал
самостоятельности.

Регулярно, методично и последовательно
практикуя действия «на отдачу»
в предлагаемых жизнью ситуациях,
попросту говоря, помогая другим
в соответствии
с озвученным или молчаливым запросом извне,
инфантильный эгоист заметит,
как недоверие постепенно будет сменяться
осмотрительностью и осторожностью,
а затем как бы само собой перейдет
в состояние бдительности, благотворно влияющее
как на него самого, так и на окружающих.

Стыд ситуации, обида, недоверие
в той или иной мере живут в каждом человеке.

Инфантильный эгоист,
даже крупица его
в более старшем обрамлении,
взрослеет трудно и неохотно
и без должного внимания
и соответствующей воспитательной работы
с возрастом все чаще реализует себя
в виде старческого брюжжания
и расширяющегося потока претензий
к окружающим, обстоятельствам, миру…,
включая правительство и погоду.

Воспитательная работа может быть облегчена,
если почувствовать и осмыслить
все те неудобства,
ограничения, негативные переживания,
вплоть до страданий,
которые рождают стыд ситуаций, обиды и недоверие,
если почувствовать и осмыслить
как материальные, так душевные и духовные
потери от обид и недоверия,
которые разрушают и профессиональные,
и родственные, и межличностные взаимоотношения,
лишая человека
душевного окружения и заключая его
в эмоциональную тюрьму и духовную изоляцию.

Осмысленное
переживание созидаемого негатива
и бесстрашное принятие на себя
ответственности за его возникновение
неизбежно приводит к пониманию
необходимости эволюционного взросления
путем осуществления
внутренней воспитательной работы,
которую проще всего начать с того,
чтобы обратить внимание
и на то,
ЧТО вы делаете, и на то,
КАК вы живете.

Послесловие

Добравшимся до послесловия автор предлагает обратить внимание на картинки, к тексту.

Они могут жить отдельной самостоятельной жизнью. Будучи помещенными в рамку и, соответственно, на стену или под стекло на столе (причем ориентация в пространстве может быть произвольной или варьироваться по настроению) эти незамысловатые на первый, зачастую поверхностный взгляд и, может быть, кому-то даже неинтересные рисунки способны - в режиме созерцания - утихомирить суетливый ум и предоставить краткую или не очень (кому как повезет) возможность среди обыденности и повседневности, вдруг, глотнуть понимания вечного, чтобы почувствовать вкус радости бытия в состоянии восхищенного умиротворения и благостного покоя.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Инфантильный эгоизм

Детский эгоизм

Здоровый ребенок стремится ко всему положительному, исключительно благодаря...
Психология

Эгоизм и деньги

Считается, что деньги изменяют поведение человека: побудительная мотивация...
Психология

Причиной гибели цивилизации станет человеческий эгоизм, а...

Путешествие по общественному сознанию. Ангелум – это ваш Ангел-путеводитель по...
Психология

Причиной гибели цивилизации назван человеческий эгоизм...

Человек, как известно, не может существовать без тела, которое досталось нам по...
Психология

Почему эгоизм это плохо

Что такое эгоизм? Это получение ради себя. Что такое альтруизм? Это отдача, не...
Психология

Инфантилизм. Эгоизм. Любовь

Я рада, что я доросла до того, что осознала: смысл любви не есть влюбить в себя...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Суд миссионеров
В чем встречать 2020 год Крысы